Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Мой опыт покупки яхты в Швеции и вопросы


Сообщений в теме: 108

#1 ivas

ivas

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 94 сообщений
  • Из:Tallinn-Москва
  • Судно: Storfidra
  • Название: SUVI

Отправлено 14 апреля 2017 - 14:21

Я давно хотел купить яхту, но не знал, как подступиться к этому проекту- сейчас живу и работаю в Москве, но в Подмосковье заниматься яхтингом и хранением лодки не хотелось, а до Средиземного моря нет возможности часто летать.

В последнее время я стал часто бывать в Таллинне и поэтому решил, что куплю б/у лодку из Швеции и поставлю её в Таллинне.

Поэтому тема «на рынке подержанных яхт в Швеции» была мною внимательно прочитана. Выбирал я из лодок с длинным килем и длиной от 25 до 30 футов (если короче, то втроём будет очень тесно, а если длиннее, то будет дороже). В итоге выбор пал на лодку Storfidra. Она очень вместительная: высота в салоне позволяет мне стоять в полный рост, мачта опирается на палубу и у неё есть отдельный гальюн. И ещё она мне очень понравилась внешне. И «плюс» надёжность и мореходность.

В прошлом сезоне я пропустил три Storfidrы, которые увидел на «блокете» (если цена адекватная и лодка не на острове, то уходили очень быстро) и в этом году купил лодку «не глядя». Это значит, что я купил её через Макса (который помогает покупать лодки в Швеции), который её осмотрел, сказал, что «лодка отличная и мне очень повезло» и купил её для меня. К сожалению, из-за большого количества желающих, цена на лодку существенно выросла. Эти дополнительные деньги я планировал потратить иначе, но что поделаешь… Через неделю я прилетел в Стокгольм посмотрел на своё приобретение, рассчитался с Максом (также я оплатил зимнюю и летнюю стоянку и страховку) и теперь ожидаю конца апреля, когда будет спуск на воду.

На лодке есть электрический автопилот и крепление для ветрового автопилота (самого его нет). Также продавец оставил на лодке зубные щётки, банку растворимого кофе) и тд и тп, то есть, хлама много, но нет ни одного спасательного жилета. Я планирую всё из лодки выгрести и рассортировать на нужное и ненужное. Потом хорошо её промыть внутри и снаружи (также хочу её отполировать и обновить покрытие деревянных деталей) составить список того, что нужно купить и заняться её снаряжением. Параллельно буду делать короткие выходы в море. Яхтенного опыта у меня очень мало, поэтому буду учиться. В середине или конце лета я хочу в компании с опытным яхтсменом перейти из Стокгольма в Таллинн. Там буду искать постоянную стоянку и там же буду дальше набираться опыта и получать удовольствие от этого процесса.

 

В связи с вышеперечисленным у меня у меня есть следующие вопросы:

 

- есть ли у кого-нибудь список необходимого инструмента, оборудования и запчастей, которые должны всегда находиться на лодке?

 

- Про двигатель: двигатель на лодке 2001 года (по словам продавца). Очень чистый и ярко-красного цвета. Указан, что IVECO, инструкция от IVECO, но сам мотор Lombardini. Наверное, лицензионный.

я предполагаю, что масло в двигателе лучше заменить вместе с фильтрами. Правильно?

- про электронику: Хочется купить плоттер+эхолот+рацию с AIS GARMIN, но пока (пока денег не заработал) я планирую пользоваться планшетом с навиониксом и, возможно, установить эхолот. Для моих кратковременных однодневных плаваний и перехода в Таллинн этого пока достаточно или нужно ещё что-то обязательно купить?

-нужно ли сразу покупать радиостанцию?

- якорь сейчас крепится на канате. Я полагаю, что нужна ещё цепь. Сколько метров и какой цепи лучше взять?

 - Про полировку корпуса: все ли полировальные машинки и полировальные пасты одинаково полезны?  Очень хочется сделать яхту новой).

-про ветровой автопилот: где можно заказать или купить сам парус и руль к нему+ механизм?

Матрасы: матрасы хочу заменить – заказать новые из латекса. Если кто-то знает, по подскажите, где можно взять выкройки (размеры) матрасов для Storfidra?

Заранее благодарю за дельные советы.

Прикрепленные изображения

  • IMG_4886.JPG
  • IMG_4751.JPG
  • IMG_4754.JPG
  • IMG_4764.JPG
  • IMG_4765.JPG
  • IMG_4753.JPG
  • IMG_4760.JPG
  • IMG_4796S.jpg
  • IMG_4795S.jpg
  • IMG_4798S.jpg

Сообщение отредактировал ivas: 14 апреля 2017 - 14:22

  • 5

#2 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 14 апреля 2017 - 14:34

Эхолот - первым делом. Рация - вторым. Остальное в процессе.

Масло ВСЕГДА меняется вместе с фильтрами.


  • 0

#3 ivas

ivas

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 94 сообщений
  • Из:Tallinn-Москва
  • Судно: Storfidra
  • Название: SUVI

Отправлено 14 апреля 2017 - 14:46

Понял. Спасибо. У меня ещё автомобиль есть - масло всегда меняю вместе со всеми фильтрами.

Что для двигателя нужно иметь на борту? Есть некий "стандартный ЗИП"?

Я хотел купить одно устройство "картплоттер+эхолот" типа этого http://garmin.ee/ru/...hirp-72sv-.html , но к цене ещё не привык.


  • 0

#4 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 14 апреля 2017 - 14:52

Масло на долив в мотор и редуктор, запасную крыльчатку помпы, ремень генератора, сменные элементы топливных и масляных фильтров.

Это минимальный набор.

Неплохо иметь запасную проверенную и настроенную форсунку, свечу накаливания(если они есть на вашем дизеле).

 

Ну и набор гаечных ключей для ВСЕХ гаек.


  • 1

#5 Vada

Vada

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 887 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: Maxi 84
  • Название: Ласточка

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:00

Понял. Спасибо. У меня ещё автомобиль есть - масло всегда меняю вместе со всеми фильтрами.

Что для двигателя нужно иметь на борту? Есть некий "стандартный ЗИП"?

Я хотел купить одно устройство "картплоттер+эхолот" типа этого http://garmin.ee/ru/...hirp-72sv-.html , но к цене ещё не привык.

Можно и БУ купить. https://www.avito.ru...s_bu_1148219344

или https://www.avito.ru...lotte_534222788


Сообщение отредактировал Vada: 14 апреля 2017 - 15:01

  • 0

#6 Vada

Vada

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 887 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: Maxi 84
  • Название: Ласточка

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:12

Прикольно. У шведов все чайники одинаковые? Моя лодка с таким же :) Только я его отмыл, а то неприятно в руки брать.


  • 0

#7 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:14

Понял. Спасибо. У меня ещё автомобиль есть - масло всегда меняю вместе со всеми фильтрами.
Что для двигателя нужно иметь на борту? Есть некий "стандартный ЗИП"?

Вот, например, "комплект на борт"для катеров/яхт который рекомендует и продает Volvo-Penta:

Изображение

На мой взгляд - практически универсальное решение для всех марок, этакая "судовая аптечка". Содержимое должно соответствовать своему мотору. Также, желательно чтобы кейс был герметичным, это сильно увеличивает срок хранения содержимого.
 

Я хотел купить одно устройство "картплоттер+эхолот" типа этого http://garmin.ee/ru/...hirp-72sv-.html , но к цене ещё не привык.

Спорная точка зрения. Все яйца в одной корзине.

При отказе Вы теряете все навигационное оборудование. Это помимо того, что раздельные и не совмещающие функционал приборы как правило качественнее выполняют свою функцию, и они дешевле монопада.


  • 2

#8 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:18

Точно, термостат и хомуты забыл.


  • 0

#9 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:23

По моему опыту достаточно навигатора и карт, эхолот мне не пригодился, без АИСа и рации вполне можно обойтись.

Карты и оборудование можно купить в Мариехамне - там дешевле чем где-бы то ни было так как низконалоговая зона.

Цепью не заморачивайтесь якорной - это не первая необходимость. В крайнем случае купите у шведов 6 м оцинковке и к якорю цепляйте, а дальше обычная верёвка.

Полировкой не заморачивайтесь в первый сезон, вообще, постарайтесь ничего не делать в этом году - просто походите, что реально нужно вылезет к осени.

 

Не нужен Вам на Балтике сейчас ветрорулевой, лучше электрический. с ветровым потом разберётесь.

 

Матрасы постарайтесь не менять. Ничего старайтесь не делать с лодкой или всё по минимуму, Я знаю. как чешутся руки, постарайтесь сдержать себя, Вам нужно сезон отходить как угодно, а потом будете знать, что реально нужно.


  • 3

#10 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:26

Точно, термостат и хомуты забыл.

У меня на лодке D3-110i стоит, к нему с покупки подобный чимадан шел. Почти то-же самое что и на фото, плюс ремни (2 генераторных + 1 тайминга), герметики-фиксаторы, предохранители и комплект сменных анодов внутреннего контура.


  • 0

#11 Рамиль

Рамиль

    Учусь парусу

  • Капитан
  • 2 811 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: 1/2
  • Название: Mulle II

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:33

Прикольно. У шведов все чайники одинаковые? Моя лодка с таким же :) Только я его отмыл, а то неприятно в руки брать.

не у всех. у меня после перегона двух лодок в наличии два медных большой 3 литра и заварочный 1 литр

Вот, например, "комплект на борт"для катеров/яхт который рекомендует и продает Volvo-Penta:

Изображение

VP выпускает такой девайс только для относительно новых движков. А в перерасчёте, стоимость самого чемодана без комплектухи неадекватная. хотя каждому своё


  • 0

#12 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:36

Немного оффтоп, но не представляю себе, как можно ходить без эхолота, особенно в шхерах.


  • 1

#13 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:47

Поздравляю с покупкой!

Мое мнение по данному вопросу.

Недорогой вариант, если нужен именно картплоттер с эхолотом:

http://navitop.ru/pr...305502124346395

Плюс карты можно поискать не по 15 тыс руб кусочек, а разлоченные.

Никак не заменяет Навионикс на планшете. Ибо этот прибор всего 5 дюймов, а планшет 10.

Эхолот - обязательно. Без эхолота в незнакомые бухты заходить весьма рискованное занятие, даже на Сторфидре. 

Рация - обязательна. Как вы с маринами и костгардом связываться будете? Как помощь вызывать, если что не дай Бог? Стоит 60-100 евро ручная. Не те деньги, чтобы экономить.

Полировальная машина у меня большая Макита. Паста - 3М Fast Cut. Диск поролоновый. Борта блестят.

Если дизелю провести ТО, то до следующего ТО ему ничего не понадобится с вероятностью 99,9%. Я за 3 года еще ничего в двигателе не менял. Регулярный осмотр и проверка спасет от неожиданностей в море.

Матрасы - не подскажу. Я только сшил на них новые чехлы самостоятельно. Думаю, что у Сторфидристов есть сайт международный. Может там сосредоточен опыт и всякие размеры, отчеты и пр.

Если яхта до Вас ходила 40 лет с веревочным якорным концом, то зачем ей теперь вдруг цепь? Все проверяется на практике. Несколько якорных стоянок - и вы поймете, держит якорь без цепи или нет. Сможете вы его руками выбирать одного или с цепью или нет. Судя по всему, якорной лебедки нет. Чтобы выбрать цепь, нужно ее держать на вытянутых руках за бортом, иначе борт испортите, и аккуратно укладывать на палубу. И куда ее на борту класть? Палуба пластиковая, а она железная. Я раз 10 выбрал якорь с цепью руками - отвязал ее, оставил на берегу и пользуюсь только лентой.

 

Поддержу предыдущего оратора в том, что в этом сезоне лучше посвятить свое время практическим выходам в море, а не косметическим улучшениям, если время ограничено. Тогда к концу сезона станет понятно, что реально нужно заменить и на что. 

 

P.S. А что за темная история с подорожанием лодки? Можно подробности? Ни разу не слышал, чтобы лодки дорожали в Швеции в процессе продажи. Обычно дешевеют, скидка 5-10% - норма. 


  • 0

#14 Atair

Atair

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 935 сообщений
  • Из:Карелия
  • Судно: Парусник

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:48

Немного оффтоп, но не представляю себе, как можно ходить без эхолота, особенно в шхерах.

Три года в шхерах без эхолота, пока нормально, по плоттеру ориентируюсь. Камень вырастает мгновенно, эхолот не поможет, если только вперёдсмотрящий. Развиваю чуйку, как у наших предков.


  • 1

#15 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:53

Немного оффтоп, но не представляю себе, как можно ходить без эхолота, особенно в шхерах.

Хожу без эхолота. Он был и работал примерно год, а потом датчик сломался и не стал восстанавливать. Никакой важной информации эхолот не нёс, только нервировал и жрал электричество.

Шведские шхеры отучили меня ходить вне рекомендованных маршрутов. Это оказалось не нужно. То есть куда зайти и спрятаться видно по карте и глубинам - заходим и прячемся. А переходы всё равно по рекомендованным курсам - их там полно, нет смысла выёживаться, всё обставлено и глубины достойные:


  • 0

#16 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:56

Плоттер, эхолот, авторулевой и пр. электрические приборы потребляют электричество. А если хочется еще и холодильник...

Тоже вопрос на подумать и попробовать, хватает ли штатного аккумулятора хотя бы на дневной выход, чтобы вечером подключиться к береговому питанию и зарядить его. Сколько лодка потребляет электричества в день. И как восполнять его. А если выйти на выходные с якорной стоянкой в субботу вечером, то на 2 дня должно хватить. Плюс разряжать его сильно нельзя, чтобы не испортить.

Для этого полезен DC meter, который показывает напряжение, ток заряда/разряда и количество Ач в аккумуляторе.

https://www.marine.c...-meter-no-shunt

С его помощью можно все это посчитать. А потом уже решить, хватает ли емкости аккумулятора или нужно больше. И какой мощности поставить солнечную панель или ветряк. Или увеличить емкость аккумуляторов, чтобы хватило на поход максимальной длительности.


  • 0

#17 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 14 апреля 2017 - 15:58

В Эстонии негде (или очень некомфортно) стоять на якорях - нет природных укрытий практически. То есть из Таллина или покататься выходить на день и на ночь обратно, или в поход уходить в шхеры, или по маринам ходить.

По моему опыту якорь нужен только на природных стоянках на Балтике. А там не принципиально есть цепь или нет так как укрытие уже природное и достаточно надёжное в большинстве случаев.


  • 0

#18 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 14 апреля 2017 - 16:03

Кстати, да. Если ходить только по фарватерам, ни шагу в сторону, и якорь не бросать, то эхолот не обязателен. 


  • 0

#19 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 14 апреля 2017 - 16:22

Кстати, да. Если ходить только по фарватерам, ни шагу в сторону, и якорь не бросать, то эхолот не обязателен. 

Ходить по рекомендованным маршрутам. да, других там нет. А якоря отчего же не использовать - смотрите по карте место и используете. хоть чисто на якорь становится, хоть носом в берег, а якорь с кормы:

Изображение

 

Глубоко всё, как правило. Глубина интересна только при тыканье носом в берег, но это и так видно.


Сообщение отредактировал Eвгeний: 14 апреля 2017 - 16:24

  • -1

#20 ivas

ivas

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 94 сообщений
  • Из:Tallinn-Москва
  • Судно: Storfidra
  • Название: SUVI

Отправлено 14 апреля 2017 - 16:22

Поздравляю с покупкой!

Мое мнение по данному вопросу.

Недорогой вариант, если нужен именно картплоттер с эхолотом:

http://navitop.ru/pr...305502124346395

Плюс карты можно поискать не по 15 тыс руб кусочек, а разлоченные.

Никак не заменяет Навионикс на планшете. Ибо этот прибор всего 5 дюймов, а планшет 10.

Эхолот - обязательно. Без эхолота в незнакомые бухты заходить весьма рискованное занятие, даже на Сторфидре. 

Рация - обязательна. Как вы с маринами и костгардом связываться будете? Как помощь вызывать, если что не дай Бог? Стоит 60-100 евро ручная. Не те деньги, чтобы экономить.

Полировальная машина у меня большая Макита. Паста - 3М Fast Cut. Диск поролоновый. Борта блестят.

Если дизелю провести ТО, то до следующего ТО ему ничего не понадобится с вероятностью 99,9%. Я за 3 года еще ничего в двигателе не менял. Регулярный осмотр и проверка спасет от неожиданностей в море.

Матрасы - не подскажу. Я только сшил на них новые чехлы самостоятельно. Думаю, что у Сторфидристов есть сайт международный. Может там сосредоточен опыт и всякие размеры, отчеты и пр.

Если яхта до Вас ходила 40 лет с веревочным якорным концом, то зачем ей теперь вдруг цепь? Все проверяется на практике. Несколько якорных стоянок - и вы поймете, держит якорь без цепи или нет. Сможете вы его руками выбирать одного или с цепью или нет. Судя по всему, якорной лебедки нет. Чтобы выбрать цепь, нужно ее держать на вытянутых руках за бортом, иначе борт испортите, и аккуратно укладывать на палубу. И куда ее на борту класть? Палуба пластиковая, а она железная. Я раз 10 выбрал якорь с цепью руками - отвязал ее, оставил на берегу и пользуюсь только лентой.

 

Поддержу предыдущего оратора в том, что в этом сезоне лучше посвятить свое время практическим выходам в море, а не косметическим улучшениям, если время ограничено. Тогда к концу сезона станет понятно, что реально нужно заменить и на что. 

 

P.S. А что за темная история с подорожанием лодки? Можно подробности? Ни разу не слышал, чтобы лодки дорожали в Швеции в процессе продажи. Обычно дешевеют, скидка 5-10% - норма. 

Якорной лебёдки нет. Спасибо за исчерпывающий ответ. Про подорожание: лодка стоила изначально совсем недорого. Но сразу появилось очень много желающих и один местный претендент предложил больше. Поэтому пришлось предложить столько же. До этого мне не удавалось поторговаться за Storfidrу - их покупали раньше)). Хотя сейчас на блокете есть одна за 90 т. крон - я думаю, что там хороший торг возможен. Есть ещё и за 55 т крон, но она на острове Готланд.


  • 0

#21 Vada

Vada

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 887 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: Maxi 84
  • Название: Ласточка

Отправлено 14 апреля 2017 - 16:35

Немного оффтоп, но не представляю себе, как можно ходить без эхолота, особенно в шхерах.

Как-как! Ссыкотно!


  • 4

#22 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 14 апреля 2017 - 16:37

Рифление проверьте. Вот это реально нужно. И страховочный конец за что цеплять если на нос пойдёте.


  • 0

#23 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 14 апреля 2017 - 17:13

Вот забыли. Зубные щетки купите новые :) . А по существу все правильно сказали, пока ничего глобального не надо покупать, кроме ручной рации пожалуй. Походите, поизучайте вопрос не спеша, сами поймете что надо и главное - что не надо, чтобы потом не было мучительно больно за бессмысленно потраченные деньги. Ходите, присматривайтесь к своей лодке, смотрите что поставлено у других, определяйтесь. Это тема слишком широкая и бесконечная, чтобы решить все сразу и навсегда. Кстати набор оборудования еще сильно зависит от ваших дальнейших парусных амбиций. Одно дело Эстония и ближайшая Балтика, другое - каботаж вокруг Европы например, и совсем другое - трансатлантика или еще что почище.  


  • 0

#24 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 14 апреля 2017 - 17:14

Якорной лебёдки нет. Спасибо за исчерпывающий ответ. Про подорожание: лодка стоила изначально совсем недорого. Но сразу появилось очень много желающих и один местный претендент предложил больше. Поэтому пришлось предложить столько же. До этого мне не удавалось поторговаться за Storfidrу - их покупали раньше)). Хотя сейчас на блокете есть одна за 90 т. крон - я думаю, что там хороший торг возможен. Есть ещё и за 55 т крон, но она на острове Готланд.

Это Макс сказал или Вы разговаривали с владельцем лодки? Почем она висела на блокете и почем купили? Попахивает мошенничеством. Или в объявлении сразу было объявлено о проведении аукциона? Хотя, какой аукцион, если предложения с одинаковой ценой?

Хозяину проще продать местному, если цена одинаковая. Почему он выбрал Вас?

 

P.S. Я в свое время посмотрел 4 лодки: 20, 40, 60, 75 тыс крон. И ни с одной ни разу не возник тут же местный желающий повысить цену. Смотрел и разговаривал сам, без посредников. Лично я бы не купил лодку, авто, квартиру, да что угодно, если бы начались игры с ценой на повышение. 

Я даже технически представить себе не могу эту ситуацию. Т.е. в тот момент, когда Макс встретился с хозяином, именно в тот же день и час приехал еще один претендент, влез в беседу и, не глядя, тут же предложил больше? Если бы он приехал раньше - купил бы ее, что мешало? Максу бы лодку уже не показали? Если ударили по рукам с Максом по цене блокета - больше лодку никому не показывают. Поэтому позже он тоже приехать не мог, если лодка продана. Она снимается с продажи. Рекомендую написать в блокет письмо с описанием ситуации. Думаю, что у них есть рычаги влияния.


Сообщение отредактировал sergvg: 14 апреля 2017 - 17:18

  • 1

#25 Vada

Vada

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 887 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: Maxi 84
  • Название: Ласточка

Отправлено 14 апреля 2017 - 17:19

Вот забыли. Зубные щетки купите новые :) .

:D :D :D

Кстати, да!


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей