Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Парус большого удлинения


Сообщений в теме: 242

#226 Док.М.

Док.М.

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 78 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: Катамаран

Отправлено 22 декабря 2005 - 12:02

Я достаточно много читал про сквозные латы, про регулировки. В последствии сам пошил три грота с большим горбом и сквозными латами. Если предстоит гонка на полчаса, то можно угадать с жесткостью и набивкой лат, но часто ли крейсера гоняются меньше часа да и вообще туристы. Поэтому необходимы мягкие латы. Форма паруса задается раскроем, пошивом паруса, а не напрягом лат. Основная нагрузка идет не по задней шкаторине, а по направлению от шкотового к фаловому углу. Латы предназначены для оттопыривания задней шкаторины и всё. Сквознае латы делают парус менее чувствительным к турбулентности, срывам потока, т.е. к заполаскиванию. Это свойство очень удобно и приятно. В растравленном состоянии яхта не дрожит как в ознобе. При усилении ветра, потравливая горбатый грот и оттяжку гика, фаловый угол уходит под ветер и уменьшает опрокидывающий момент и никакого заполаскивания и потери хода. При жестких латах возникают большие нагрузки в фаловом углу, а не в упорах. Подытоживая свой опыт могу рекомендовать латы с жесткостью минимальной для поддержания горба в сильный ветер или минимум чтобы не сломать при убирании грота. Это очень не большая жесткость. У меня трех метровые латы в вертикальном положении гнутся под собственным весом. На самом первом 4-х метровом гроте из палаточпой ткани я вставил латы из толстого картона. Не смейтесь - это был первый опыт 15ти летнего мальчишки и удачный.
  • 0

#227 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 22 декабря 2005 - 12:09

2 Док.М. Да все правильно, на порывах отлично сбрасывает ветер. А какой размер ваших парусов?
  • 0

#228 Док.М.

Док.М.

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 78 сообщений
  • Из:Н.Новгород
  • Судно: Катамаран

Отправлено 22 декабря 2005 - 12:25

Первый 4, второй 11, третий 21 кв.м. и еще стакселя. На новом, самодельном, катамаране с гротом 21 еще путью и не ходил, но паруса пошил удачно. В многокорпусниках выкладывал фото.
  • 0

#229 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 067 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 22 декабря 2005 - 13:14

Посмотрел фоты старых "эрок", развешеные у нас в клубе по стенам. Там были в моде сквозные латы, еще на брезентовых парусах. Так там просто шкертики на концах, продетые сквозь лату.

<{POST_SNAPBACK}>

Вот этими самыми шкертиками латы и набивали в латкарманах. Так, например, на Хоби-кэтах латы набиваются. Вот на картинке:
Изображение
  • 0

#230 Алексей С.

Алексей С.

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 6 059 сообщений
  • Из:Ладога, Берёзово
  • Судно: LAURIN 32
  • Название: Мечта-3

Отправлено 22 декабря 2005 - 13:18

Я ничего не понял, честно.
Возможно, мы говорим о разных вещах. Но я не вижу связи между формой паруса, как таковой (заданой кроем), и формой серпа (поддерживаемой латами).

<{POST_SNAPBACK}>


Связь есть. Сквозная лата обеспечивает единый профиль паруса от передней шкаторины до задней, в т.ч.и участие серпа в этом профиле. Набитая лата обеспечивает участие серпа в этом профиле именно усилием набивки, лата же, просто вставленная в карман будет удерживать часть паруса выступающую за линию шкотовый угол - фаловый угол только за счёт собственной жёсткости.
Обычно этот эффект несколько смазан за счёт того, что парус отвален под ветер, т. е. расстояние между шкотовым и фаловым углами по рангоуту меньше дуги проведёной по парусу. Обычно это происходит из-за недостаточной длинны погона, не позволяющей обеспечить набивку гика вертикально вниз, что необходимо для обеспечения эффективной работы грота со сквозными латами. Форма же паруса с недобранным гиком меняется таким образом, что серп (частично или полностью - зависит от величины) как бы попадает внутрь проекции основного треугольника, и нагрузка на лату уменьшается. Особенно заметен эффект от недобитых лат при лавировке на максимально острых углах - вроде бы и гик находится в пределах погона - а начинаешь добирать - грот теряет форму, падает тяга. Чуть отвалил - вроде опять стоит, работает. Именно такой режим и вводит в заблуждение тех кто использовал сквозные латы без набивки - вроде стоит и вроде работает. Просто они не представляют как это может, и должно! работать по максимуму - разница очень большая.
  • 0

#231 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 22 декабря 2005 - 14:43

И хотел бы добавить, речь идет все-таки не о хобикэтах, а о большой яхте. Прижимистые англичане вряд ли тратили бы лишнии деньги на каретки для сквозных лат на круизных яхтах, если бы это не имело большого смысла. Хотя бы на верхнии две ставят всегда. Выше я приводил фотографии яхт с таким типом лат и парусов. Все с каретками, а вот с обычными парусами, там поразному.
  • 0

#232 Евгений 2005

Евгений 2005

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 846 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Рикошет 550
  • Название: Квалиа

Отправлено 18 января 2006 - 05:55

Даже не знаю куда и писать,не создавать же новый топик по мелочам,вот и решил написать сюда:) Для чего делают наклонные мачты в часности с наклоном в корму?На сколько мне известно иногда изгиб нужен для уплощения грота.Так же есть соображения о том,что это делается для регулировки центра парусности.Может еще какие функции может выполнять такая мачта? Я тут рисовал,рисовал и дорисовался до того,что применение наклонной мачты позволяет поставить горбатый грот с обычным ахтерштагом без всяких там наворотов и не надо рисковать мачтой.
  • 0

#233 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 247 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 18 января 2006 - 14:36

Для чего делают наклонные мачты в часности с наклоном в корму?На сколько мне известно иногда изгиб нужен для уплощения грота.

<{POST_SNAPBACK}>

Особых чудес наклонная мачта не создаёт. Как правило сколь нибудь большой наклон делают из конструктивных соображений. Яркий пример - буера DN. Там очень сильно заваленая в корму мачта, а вызвано это компановкой с передним рулевым коньком - ванты разводятся на балку, которая в корме. Наклон вперёд делают только на лодках со стаксельным вооружением, чтобы мачта не мешала стакселям.

Обычно, на яхтах делается регулируемый степс (хотя-бы в виде нескольких дырок) - это позволяет слегка двигать и наклонять мачту. Вот это делается для центровки под разные паруса и/или силу ветра. На некоторых чисто гоночных классах допускается даже регулировка степса мачты на ходу.

Если твоя мачта будет завалена в корму, то увеличится прекрытие стакселя гротом. Оно и так у тебя слишком велико, чтоб его увеличивать. На большинстве швертботов (кроме FD) это перекрытие не более 10%, т.к перекрытая часть стакселя тянет хуже, а задувание в грот увеличивается - теряем в тяге, увеличиваем лобовое сопротивление.

Дался тебе этот ахтерштаг! Ну зачем он тебе нужен? Изогнуть мачту швертбота (это делается для того, чтобы сделать грот более плоским в крепкий ветер и только для этого) можно оттяжкой гика и сдвигом каретки гика-шкота под ветер - согнётся как миленькая. Если вооружение топовое, то ахтерштаг гнуть мачту не сможет, т.к. он гнёт мачту за счёт рычага между креплением ахтерштага и форштага. Никакого риска в такелаже без ахтерштага нет. Ни одного швертбота с ахтерштагом я не видел никогда.
  • 0

#234 Евгений 2005

Евгений 2005

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 846 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Рикошет 550
  • Название: Квалиа

Отправлено 18 января 2006 - 14:44

Спсибо!Только мы когда ходили с мачтой из алуминевой трубы она иногда прогибалась назад,вот я и боюсь если такое же произойдет с нормальным профилем:(Может для подстраховки бакштаги провести?В топике "Парус большого удлинения" об этом как раз говорилось или там указанно применительно к большим судам?
  • 0

#235 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 247 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 18 января 2006 - 18:02

Только мы когда ходили с мачтой из алуминевой трубы она иногда прогибалась назад,вот я и боюсь если такое же произойдет с нормальным профилем

<{POST_SNAPBACK}>

Не видел твоей мачты, может она слишком хлипкая? Ничего страшного в прогибе назад нету (посмотри как гнут свои мачты "финнисты") - парус становится плоским и его сила тяги и сопротивление уменьшаются. В какой-то мере продольный изгиб мачты подобен взятию рифов - меньше тяга, но меньше и кренящая сила, а лодка так и эдак уже "уткнулась в старика Фруда", а выйти на скольжение ещё не может.
  • 0

#236 Евгений 2005

Евгений 2005

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 846 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Рикошет 550
  • Название: Квалиа

Отправлено 18 января 2006 - 18:44

Мачта из дюраль-алюминиевой трубы.Диамтром 40мм и толщиной стенки 2мм.Но прогиб я так же связываю с тем,что соединительные вставки(тоже трубы диаметром 36мм токо стальные какие то)не давли гнуться мачте равномерно и гнулась она только там куда вставка не доходила. Может получиться разглядеть на фотке..........

Прикрепленные изображения

  • 3.JPG

  • 0

#237 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 714 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 19 января 2006 - 18:30

Для чего делают наклонные мачты в часности с наклоном в корму?На сколько мне известно иногда изгиб нужен для уплощения грота.

Для бермудского кэта наклон мачты в корму в пределах 7 - 10 градусов приводит к некоторому увеличению силы тяги паруса.
Для шлюпа этот эффект может усилиться или уменьшиться из-за взаимодействия со стакселем - зависит от геометрии вооружения.
  • 0

#238 Евгений 2005

Евгений 2005

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 846 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Рикошет 550
  • Название: Квалиа

Отправлено 19 января 2006 - 18:50

Спасибо,понятно!Наклонной мачте приговор:)
  • 0

#239 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 10 октября 2006 - 21:36

Вот никак не возьму в толк одну вещь: как при гике, крепящемся почти у палубы, можно сделать оттяжку гика.

<{POST_SNAPBACK}>


Похоже, в таких конструкциях вообще оттяжки не предусмотрены.  http://katera.ru/for...tyle_emoticons/default/mellow.gif

<{POST_SNAPBACK}>

При такой ширине корпуса, а у Pogo 40 это 4.4 м., длинна погона гика шкота около 4 метров, судя по чертежу. Следовательно должно хватать просто гика шкота вместо оттяжки, гика шкот на полняках, передвигается к краю погона, набивается и этого видимо достаточно. У катамаранов тоже нет оттяжек.
  • 0

#240 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 476 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 11 октября 2006 - 17:11

При жестких латах возникают большие нагрузки в фаловом углу, а не в упорах.
Подытоживая свой опыт могу рекомендовать латы с жесткостью минимальной для поддержания горба в сильный ветер или минимум чтобы не сломать при убирании грота. Это очень не большая жесткость. У меня трех метровые латы в вертикальном положении гнутся под собственным весом. На самом первом 4-х метровом гроте из палаточпой ткани я вставил латы из толстого картона. Не смейтесь - это был первый опыт 15ти летнего мальчишки и удачный.

<{POST_SNAPBACK}>


Если речь о парусах для гонок то латы надо делать разной жёсткости по длине латы-1\3 длины латы от мачты мягше чем остальная(для сквозных лат).
Зачем поддерживать горб в сильный ветер(при равно мягких латах он будет смещатся в сторону задней шкаторины и пузатить парус) разве это хорошо?
  • 0

#241 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 476 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 11 октября 2006 - 17:27

Не видел твоей мачты, может она слишком хлипкая? Ничего страшного в прогибе назад нету (посмотри как гнут свои мачты "финнисты") - парус становится плоским и его сила тяги и сопротивление уменьшаются. В какой-то мере продольный изгиб мачты подобен взятию рифов - меньше тяга,НЕ СОГЛАСЕН СБРОС ЛИШНЕГО ВЕТРА ЭТО ДА но меньше и кренящая сила, а лодка так и эдак уже "уткнулась в старика Фруда", а выйти на скольжение ещё не может.

<{POST_SNAPBACK}>


На Фине мачта строгалась под вес рулевого а парус набивался по ветру.
Гибкая мачта облегчала откренивание и сглаживала ход против волны.
  • 0

#242 unika2000

unika2000

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 80 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: яхта Сэйлекс 23
  • Название: Магеллан

Отправлено 11 октября 2006 - 21:32

Оттяжка будет. Как и погон гика-шкота. Так, чтобы шкаторину открыть, если что.
А вот мачта гнуться не будет. Не зачем.
Тем более - никаких бакштагов. Я ж с ними сгину в расцвете лет...
Увы, столь любимого Ayrtonом спинча, по-первости, тоже не будет. Пока бы с основной парусиной разобраться... Хотя, конечно, оковки под спинч на мачте буду ставить сразу.
Корпус у меня что надо - и "жесткий" и "способный". И тросик на ванты припасен недецкий.. :)

<{POST_SNAPBACK}>


При вооружении 3/4 Вы имеете больше парусины, чем при топовом. Мачта гнется меньше чем при 7/8, но все же гнется.- засчет грота. Ахтерштаг при этом необязательно - он важен для гонок для более тонкой настройки грота по задней шкаторине вверху. На фордака повернутые назад краспицы - не скажу что мешают.
Бывает, что при вооружении 3\4 ставят бакштаги для ограничения прогиба мачты вперед ( как и в 7/8) - по двум причинам:
- если мачта очень высокая и при оптимальном даметре нельзя получить необходимую жесткость
- при относительной недлинной мачте, если выбран "тонкий" профиль - чтобы лучше гнулся
  • 0

#243 unika2000

unika2000

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 80 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: яхта Сэйлекс 23
  • Название: Магеллан

Отправлено 11 октября 2006 - 21:47

Спасибо,понятно!Наклонной мачте приговор:)

<{POST_SNAPBACK}>


Вам может быть придется наклонять мачту назад потом - для улучшения центровки яхты ( этим и обьясняется наклон мачты назад у большинства гоночных яхт)
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей