Перейти к содержимому

Фотография

Самодельный штагпирс


Сообщений в теме: 71

#26 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 280 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 01 декабря 2023 - 10:17

Это не латка - нижний край кармана. Стаксель надевается на штагпирс карманом (он еще с передней стороны прихватывается парой винтиков через резинку и полукруглые шайбы вырезанные из трубы, но это похоже ни к чему). Сначала карман был почти прямой и пришлось потом подшивать т.к. должен быть вогнутый как и для обычного штага - трубка тоже гнется. В общем, по форме паруса оно все получается неидеально, но удобство закручивания все искупает. 

Задняя часть стакселя из более тяжелой ткани, т.е. когда сильно закрутишь - стаксель получается вполне себе "штормовой"  :wacko:


  • 1

#27 VladPK

VladPK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 722 сообщений
  • Из:Забайкалье
  • Судно: Парусно-моторное
  • Название: Дешулан

Отправлено 01 декабря 2023 - 10:52

Это не латка - нижний край кармана. Стаксель надевается на штагпирс карманом (он еще с передней стороны прихватывается парой винтиков через резинку и полукруглые шайбы вырезанные из трубы,...

Кстати была такая мысль про винтики. Не понял только, ВСЕГО парой винтиков?


  • 0

#28 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 280 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 01 декабря 2023 - 11:49

Да, в местах стыков труб штагпирса где есть втулки и стенка получается толще. Еще закрутку обеспечивают хомутики на трубе с плечом в несколько см до винтов сквозь парус, которые собственно держат фаловый и галсовый углы. Нижний виден на фото в #12. Винтики помогают намотаться первой паре витков, чтобы карман не висел.

Прикрепленные изображения

  • jib.jpg

  • 1

#29 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 8 312 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 01 декабря 2023 - 12:18

Совсем мозги засохли чтоли... ниччё не понимаю, причём с начала августа ни грама в рот не брал (алкоголя).
1. Что эта за стальная труба на первой фотке, и зачем на ней оковка с заходом с двух сторон?
2. Откуда взялись внутренняя и наружная трубы, если они сварены рядом?
Овал сплющен на половине длины трубы, но в него входит НИЖНЯЯ обжимка штага.
3. Когнитивный диссонанс (или шарики за ролики заходят)

Делалось в 2001-м, чертежей нет, Делал "из головы", ориентируясь на те трубы, и тот старый обтекатель с верфи, что были в наличии. Поэтому "по воспоминаниям"... :)  

 

1.  Выточил из нержи фланец заодно с втулкой (единая деталь, похожая на автоступицу :) ). Внутренний диаметр втулки равен наружному диаметру наружной (титановой :) , но не суть) трубы, стенка втулки примерно то ли 4, то ли 5 мм. Высота втулки от фланца равна высоте барабана. Внутренний диаметр фланца (фланец служит как бы "донышком" втулки), - на пару мм больше наружного диаметра внутренней нерж. трубы, чтоб она свободно проходила через фланец. Наружный диаметр фланца примерно по 10 мм на сторону больше наружного диаметра втулки. Толщина  фланца примерно 5 мм. Во фланце по кругу сделаны резьбовые отв. М6, для крепления деталей барабана.  Наружная труба вставлена во втулку, и закреплена в ней по периферии 4-мя нерж.винтами М5, чуть торчащими внутрь трубы (не более 1 мм, но можно и заподлицо). На втулку последовательно надеты нижняя щека барабана (АМГ), барабан (в моём случае клиноремённый шкив для "бесконечной" верёвки, капролон), и верхняя щека барабана (АМГ), и стянуты с фланцем винтами М6, один из которых (напротив ликпаза обтекателя) продолжается вверх от барабана в виде рога, за который цепляется люверс галсового угла паруса. Таким образом наружная труба вращается вместе с барабаном, и служит "приводом" обтекателя.  :)  Вверху наружной трубы сделаны пазы, в которые входит оковка для захода паруса в обтекатель. Эта оковка передаёт вращение обтекателю от трубы. Труба делалась ещё под старый составной фирменный обтекатель из хренового легколомающегося пластика, со своей оковкой для захода паруса, что шёл с лодкой с верфи, бОльшего размера, чем нынешний, который тем не менее, хоть и весь ремонтированный-переремонтированный, прослужил с 1989-го по 2016-й, но со временем приказал-таки долго жить (просто я задолбался его ремонтировать :) ), что и послужило причиной изготовления нового обтекателя. Поэтому, поскольку оковка является ещё и "адаптером",  она получилась такой формы (на ход не влияет  :) )

 

2. Внутренняя нерж.труба со своей нижней стороны имеет паз с пальцем (видно на фото) для крепления к штаг-путенсу лодки. Верхняя часть трубы (примерно на половину своей длины) сплющена из цилиндра в овал так, чтобы в этом овале, на всю его длину, свободно ходила нижняя оковка штага с дыркой под палец (обжимка), аналогичная верхней обжимке штага. Верхнюю видно на 3-м фото, она вставлена в щёки крючка и закреплена пальцем. И эта овальная часть внутренней трубы в то же время  не тёрлась об стенки наружной трубы (не клинила). В овальной части трубы насверлен ряд отверстий под палец оковки (обжимки) штага, для регулировки длины штага (на парусном слэнге "гребёнка"). С одной стороны эти отверстия резьбовые. На пальце Ø 10 так же нарезана короткая резьба М10 (места мало, если использовать традиционный палец со стопорным кольцом - может не уместиться). Выше паза под штаг-путенс, на трубу надето, и приварено к ней кольцо-фланец (сварочный шов только с той стороны, с которой овальная часть трубы), наружный диаметр которого больше диаметра внутреннего отверстия фланца наружной трубы, и которое ограничивает перемещение наружной трубы вверх по внутренней трубе. Между этими фланцами находятся 2 шайбы, толщиной примерно 2 мм каждая, из капролона или фторопласта, с диаметрами чуть больше внутренней и чуть меньше наружной трубы. Центрируют трубы относительно друг друга, и служат подшипником скольжения. Когда наружная труба надета на внутреннюю, на внутреннюю трубу следом надевается кольцо с приваренным кронштейном для роликов верёвки (фото 4), которое стопорится на внутренней трубе сквозным пальцем (если приглядеться, можно увидеть его  :) ), и не даёт наружной трубе опускаться вниз. После чего вся конструкция крепится к штаг-путенсу лодки.

 

Таким образом, штаг вместе с внутренней трубой стоЯт неподвижно, а барабан, вращаясь вместе с наружной трубой по внутренней, передаёт вращение на обтекатель и верхний вертлюг, равномерно закручивая парус.

 

3. Бывает!  :)

 

Как-то так. 


  • 1

#30 maxalex

maxalex

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 551 сообщений
  • Из:Новосибирск

Отправлено 01 декабря 2023 - 12:55

Совсем мозги засохли чтоли... ниччё не понимаю, причём с начала августа ни грама в рот не брал (алкоголя).

Так может в этом и причина?  :D


  • 0

#31 VladPK

VladPK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 722 сообщений
  • Из:Забайкалье
  • Судно: Парусно-моторное
  • Название: Дешулан

Отправлено 01 декабря 2023 - 18:18

Делалось в 2001-м, чертежей нет, Делал "из головы", ориентируясь на те трубы, и тот старый обтекатель с верфи, что были в наличии. Поэтому "по воспоминаниям"... :)

Дмитрий, спасибо за ответ. Мне даже неудобно, вы так много писали... а диссонанс остался, видимо деменция дома застала. Но попробую ещё раз рассмотреть и понять утром на свежую голову.
***
Вообще у меня сейчас стаксель наматывается на штаг, бывает плоховато и некрасиво, штаг вращается вместе с барабаном, и самое простое сделать чтобы и труба вращалась вместе со штагом, без переделок.
Вон у Шмерлинга стаксель вообще снизу и сверху закреплен, и + два винтика сквозь него в трубу, без всяких ликпазов.
Саму трубу закрепить за барабан наверно не получится, вот так чтоли попробовать:
01.JPG   02.JPG   03.JPG    04.JPG
Т.е. зажимы с тросиков снять (тросиков стоит два по 4 мм, обыкновенных мягких, свивкой навстречу), в трубку просунуть, опять сделать петлю, вставить на место между ух(ушей), к трубе прикрутить прямо насквозь кусок стальной трубы (пару полос) на три-четыре болтика, и нижние концы полос закрепить снаружи ушей. Порвёт-нет пластиковую трубку болтиками?
Тросики хоть и навстречу друг другу, но всё равно при сматывании паруса верх закручивается слабже, видимо штаг сколько-то скручивается, и какая-то нагрузка при сматывании будет ложиться на пластиковую трубу.
 

Так может в этом и причина?  :D

Дома не с кем


Сообщение отредактировал VladPK: 01 декабря 2023 - 19:37

  • 0

#32 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 8 312 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 02 декабря 2023 - 10:17

Дмитрий, спасибо за ответ. Мне даже неудобно, вы так много писали... а диссонанс остался, видимо деменция дома застала. Но попробую ещё раз рассмотреть и понять утром на свежую голову.
***

Просто мы решаем задачу разными способами. У меня была задача сохранить имеющийся неподвижный штаг, а у Вас- сохранить имеющийся вращающийся. Хотя повторюсь, что не люблю вращающиеся штаги. Считаю неподвижные более надёжными. Но тут дело вкуса.

Так как у Вас нарисовано - вполне должно работать. Винтики труба выдержит, при стенке 3 она вполне прочная. Но если ставить трубу, что мешает приварить к ней вторую, и сделать полноценный обтекатель с ликпазом, как это сделал я? Надо лишь найти сварщика, коих сейчас есть, поскольку давно уже на заказ варят бассейны, ёмкости, лодки и проч. из этого же п.п. Остаётся вопрос верхнего вертлюга, скользящего по обтекателю во время подъёма и опускания паруса, и вращающегося во время закрутки. Я как-то рисовал такой вертлюг из тех же п.п. труб, надо поискать в архивах...

Стаксель можно носить за 2 точки, так делают на некоторых малых гоночных лодках. Но если делать это без обтекателя и раксов, его передняя должна быть обликована стальным тросом, сечением не меньше штага, и набиваться сильнее штага, беря на себя его функции. Иначе безбожно провиснет. Ликовка вставляется в карман на передней паруса, и жестко связывается с люверсом в фаловом углу, а в галсовом углу свободно выходит из кармана паруса, и своим огоном присоединяется к лодке возле штага. В галсовом углу паруса ставят люверс для галс-оттяжки. Когда парус поднимают, фал набивают вусмерть, а галс-оттяжкой регулируют натяжение передней шкаторины паруса.
  • 1

#33 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI

  • Инженер
  • 16 983 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 02 декабря 2023 - 14:41

Если вернуться к № 20. Деревянным штаг-пирсом вооружались "М" "Сорока" и "Задор". Он имел лик-паз для шкаторины стакселя . Фал стакселя шёл снаружи. Галс крепили на оковке штаг-пирса. Снизу штаг-пирс имел закреплённую гайку, в которую упирался болт диаметром около 20, 25 мм для регулирования наклона мачты. На ходу набитый фалом стаксель не провисал. Мачта таким образом не нуждалась в штаге и отнесённых к корме вантах. Всё это было хорошо для гладкой воды, а на нашей волне штаг-пирс лупил по лодке очень даже заметно, и его убрали  на "Беркутах" , приделав сзади бакштаги  с рельсами на палубе.


  • 1

#34 VladPK

VladPK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 722 сообщений
  • Из:Забайкалье
  • Судно: Парусно-моторное
  • Название: Дешулан

Отправлено 02 декабря 2023 - 16:16

1. Так как у Вас нарисовано - вполне должно работать. Винтики труба выдержит, при стенке 3 она вполне прочная.
2. Но если ставить трубу, что мешает приварить к ней вторую, и сделать полноценный обтекатель с ликпазом,

1. Ну и хорошо.
2. да надоела эта трахотня, и гоняться всё равно не с кем, и стаксель же без ликтроса.


  • 0

#35 KUP1929

KUP1929

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 287 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ал 550
  • Название: Герда

Отправлено 05 декабря 2023 - 19:07

Теперь выбрасываем штаг(трос) и оставляем только трубу-обтекатель. 

Она работает на растяжение.

Чем сейчас и занимаюсь!


  • 0

#36 VladPK

VladPK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 722 сообщений
  • Из:Забайкалье
  • Судно: Парусно-моторное
  • Название: Дешулан

Отправлено 05 декабря 2023 - 22:25

Теперь выбрасываем штаг(трос) и оставляем только трубу-обтекатель. 

Если труба полипропиленовая, имейте ввиду что при изменении температуры на 10°, например от +15 ночью до +25 днём, 10-метровая труба увеличится на 15 мм.
При дельта 20° - на 30 мм.
jybn3hde1igzckwv0mz4ubu4kmgjtj6b.webp


  • 0

#37 KUP1929

KUP1929

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 287 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ал 550
  • Название: Герда

Отправлено 05 декабря 2023 - 23:36

Дюраль Ф=40х1,5


  • 0

#38 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 8 312 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 06 декабря 2023 - 09:52

Теперь выбрасываем штаг(трос) и оставляем только трубу-обтекатель. 

Она работает на растяжение.

Чем сейчас и занимаюсь!

Планируется просто обтекатель, или-таки закрутка?

 

Интересно будет поглядеть на результат. 


  • 0

#39 VladPK

VladPK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 722 сообщений
  • Из:Забайкалье
  • Судно: Парусно-моторное
  • Название: Дешулан

Отправлено 06 декабря 2023 - 10:40

Дюраль Ф=40х1,5

А зачем такую толстую?

Ф неправильно (у нас в институте один ассистент на кафедре ЖБК так всегда и говорил, когда писал на доске диаметр: "Эф 16", все ржали, девушки прикалывались "У тебя какого эфа талия?"))
Пральна на англ. раскладке Альт+0216 цифрами справа  = Ø  ;)


  • 0

#40 KUP1929

KUP1929

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 287 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Ал 550
  • Название: Герда

Отправлено 09 декабря 2023 - 13:34

L=7,8. Законцовки из веловтулок. Катушка нерж 1,0 мм напрессована на трубу.


  • 0

#41 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 999 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 09 декабря 2023 - 15:49

06-42-41-post-20411-0-47313000-1419271302_thumb.jpg

Вот интересно, раньше был такой штагпирс очень популярен, составной. Его ведь кто-то делал? А что теперь технологии утрачены?
  • 0

#42 maxalex

maxalex

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 551 сообщений
  • Из:Новосибирск

Отправлено 09 декабря 2023 - 17:39

attachicon.gif06-42-41-post-20411-0-47313000-1419271302_thumb.jpg

Вот интересно, раньше был такой штагпирс очень популярен, составной. Его ведь кто-то делал? А что теперь технологии утрачены?

А смысл? Зачем давить два профиля если можно сразу один выдавить?


  • 0

#43 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 999 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 09 декабря 2023 - 18:16

А смысл в том что зацепление приходит на большую площадь и не требуются дополнительные штучки чтобы соединить секции в общую длину штагпирса. А ещё его можно поставить на уже стоящий штаг, без разделки одного из концов штага.
  • 3

#44 maxalex

maxalex

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 551 сообщений
  • Из:Новосибирск

Отправлено 09 декабря 2023 - 21:24

А смысл в том что зацепление приходит на большую площадь и не требуются дополнительные штучки чтобы соединить секции в общую длину штагпирса. А ещё его можно поставить на уже стоящий штаг, без разделки одного из концов штага.

О каком зацеплении речь? На счет остального - уговорили  :D


  • 0

#45 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 26 659 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 09 декабря 2023 - 21:35

О каком зацеплении речь? На счет остального - уговорили  :D

Передней и задней частей.

Такой штагпирс ещё хорош тем, что длина кусков 1-3 м. Поэтому легко набрать любую нужную длину при минимальных отходах.


  • 0

#46 maxalex

maxalex

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 551 сообщений
  • Из:Новосибирск

Отправлено 09 декабря 2023 - 21:48

Передней и задней частей.

 

Ага, актуально, если он будет цельный. Или у составного оно больше чем у цельного?


Сообщение отредактировал maxalex: 09 декабря 2023 - 21:49

  • 0

#47 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 26 659 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 декабря 2023 - 00:40

Ага, актуально, если он будет цельный. Или у составного оно больше чем у цельного?

Цельный по поперечному сечению? См. 43 конец.

Цельный по длине? Без разницы.


  • 0

#48 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 8 312 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 10 декабря 2023 - 09:54

О каком зацеплении речь? На счет остального - уговорили  :D



Передней и задней частей.
Такой штагпирс ещё хорош тем, что длина кусков 1-3 м. Поэтому легко набрать любую нужную длину при минимальных отходах.

Как раз подобный у меня и был, но с 2-мя ликпазами. 2-й с противоположной от 1-го стороны. Секции примерно по полметра.
Его удобство (сборки разборки) было омрачено плохой ломучей пластмассой, из которой он был изготовлен. Тем не менее прослужил на лодке 28.лет. Когда достало его ремонтировать, сделал новый (см.выше), который радует по сей день.
  • 0

#49 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 26 659 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 декабря 2023 - 12:02

Как раз подобный у меня и был, но с 2-мя ликпазами. 2-й с противоположной от 1-го стороны. Секции примерно по полметра.
Его удобство (сборки разборки) было омрачено плохой ломучей пластмассой, из которой он был изготовлен. Тем не менее прослужил на лодке 28.лет. Когда достало его ремонтировать, сделал новый (см.выше), который радует по сей день.

У нас он алюминиевый (с одним ликпазом) и куски длиннее. Поэтому пока проблем нет.  :)


  • 0

#50 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 999 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 10 декабря 2023 - 13:20

Существует такой штагпирс "Tuff Luff", это цельный по длине профиль, надевается на существующий штаг и имеет два ликпаза. Изготовлен из пластика и стоит денег. Но проблема та же - со временем становится хрупким и ломается. Чисто гоночная штучка. Позволяет в гонке менять стаксели и парус по передней от палубы. У сына на яхте был такой, поломался. Заменили на алюминиевый с закруткой. Пришлось перешить паруса поднять галс на величину барабана закрутки. Но дело не в этом а в материале штагпирса, пластик не живёт.

Сообщение отредактировал В. Мельников: 10 декабря 2023 - 13:21

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей