Характеристики построенных и испытанных водоизмещающих стальных катеров
Попалась в руках книжка от инж. Алфред Пишка „Проектирование катеров“, 1963г- перевод с немецкого инж. Гудимовича под редакцией и примечаниями инж. Емельянова. Немецкое издание от 1959 г названо „Руководство по конструированию моторных лодок и моторных яхт“. Содержит данные о построенных и испытанных 250 катерах и других малых судах в ФРГ в периоде до 1950г из дерева, стали и алюминиева сплава.
Решил что для читателей форума „Катера и яхты“ эта тема будет интересна если выбрать 9 стальные катера длиной по ватерлинии L от 15,58м до 25,50м из этой книге и к ним добавить еще две современные моторные яхты, проектированные в компании Си Тех из Нижний Новгород.
Представляю вашему вниманию сравнительную таблицу с характеристиками судов.
При этом у три из этих 9 не хватали данные по некоторым характеристикам. Пришлось дополнительно их вычислять по существующим формулам и графикам для расчета гребных винтов, указанные в книге. Расчеты приложил в конце мою сравнительную таблицу- для моторную яхту длиной L = 15,58м, для полицейского катера L = 17,20м и для пассажирского катера L = 25,50м. Нехватающие дополнительные характеристики добавлены в сравнительную таблицу красным цветом.
У два из других выбранных – катер рыболовной инспекции L = 19м и моторная яхта L = 22м, не хватали данные о водоизмещении D, коэффициента общей полноты δ и осадку T. Тоесть было невозможно дополнить ничего по отношении скорости и мощности этих судов и коэффициентов связанными с ними.Осталась только возможность воспользоваться весовыми коэффициентами и весами корпуса в качестве прототипов.
Мне будет интересно услышать ваши комментарии.
Основный вопрос темы: Возможно ли предлагаемую таблицу использовать для выбора прототипов при проектировании новых водоизмещающих стальных яхт?
Для вашего облегчения прилагаю в публикации и файлы со силуэтами рассматриваемых катеров из книги как следует:
- Моторная яхта L = 15,58 м – рис.54
- Инспекторский катер L = 16,95 м – рис.51
- Полицейский катер L = 17,20 м и пассажирский катер L = 25,50 м – рис.48
- Катер рыболовной инспекции L = 19 м – рис.97-2
- Таможенный катер L = 20,50 м – рис.99-1
- Моторная яхта L = 22 м – рис.93-1
- Таможенный катер L = 22,40 м – рис.96-2
- Моторная яхта L = 24,50 м – рис.88-10
Также приложены и файлы в проекции Бок для моторных яхт Си Теха – пр. B20-R и пр. AY-15.
Вместо моих комментарий лучше цитировать более интересные тексты из книги:
- Стр.40 – „Очень важно для сравнения выбирать суда с близкими значениями отношения v/L1/2.“ /v- скорость в узлах и L – длина по ватерлинии в м./
- Стр.94 – „Эти силуэты в сочетании с приведенными в таблицах данными позволяют быстро определить характер конструкции катера, не требуя подробных пояснений.“
- Стр.146- „По табл.23-56 и рис.69-102 можно приближенно определить вес корпуса PR без двигателей; без монтажных деталей силовой установки /валопроводов, цистерн и трубопроводов для топлива, масла, пресной и загрязненной воды/, без выхлопного устройства; без запасов топлива и смазочного масла; без пресной и загрязненной воды; без груза, экипажа и пассажиров.“
- Стр.41- „Если известен и весовой коэффициент корпуса для аналогичных судов, можно сразу же приближенно рассчитать вес корпуса проектируемого судна. Чтобы получить общий вес D конструируемого судна, к рассчитаному таким образом весу корпуса необходимо прибавить вес всей силовой установки с оборудованием, т.е. вес двигателя, валопровода, цистерн и т.д.,а также половину веса запасов топлива и воды, вес экипажа и груза.“
D – вес при ходовых испытаниях.
Пояснения:
Автор книги в сущности разделил вес судна порожнем на две составляющие: вес корпуса PR и все остальные веса, связанные с главными двигателями и движителями. Зачем это сделано? По моему смысл следующий:
Скажем по этой сравнительной таблице выбрали самый подходящий по размерениям прототип для ново проектируемой яхты, но хотим изменить силовую установку - скажем вместо стационарных двигателей с гребными винтами хотим применить другой вид установку /подвесные моторы или поворотные винтовые колонки или водомет/.
Если имеем некоторое расхождение в главных размерений между выбранного прототипа и нового проекта, тогда используем весового коэффициента прототипа с размерностью кг/м3 умножая его по новому кубическому модулю, чтобы получить вес корпуса нового проекта.
Тогда можем быстро получить вес судна порожнем нового проекта суммированием нового веса корпуса с новым весом выбранной нами силовой установки.
Далее уже легко получить полное водоизмещение добавляя к судно порожнем составляющие дедвейта. Также легко получить и водоизмещение при ходовых испытаниях.
Обычно в таблицах характеристик построенных судов, публикуемые в справочной литературе, указывают три вида весов: вес корпуса, вес судна порожнем и полное водоизмещение. Иногда публикуют только вес судна порожнем и полное водоизмещение.
В книге Алфред Пишка „Проектирование катеров” публикованы таблицы для построенных катеров с весами корпуса и водоизмещением при ходовых испытаниях.
- Стр.153 – „Наиболее точные результаты можно получить если конструктор располагает данными, относящимися к катеру–прототипу. Это дает возможность при помощи закона механического подобия Фруда определить скорость проектируемого судна с максимальной точностью, если значение линейного отношения подобия α не является слишком большим, т.е. не превышает 1,5. В этом случае катер-прототип представляет собой как бы модель проектируемого катера, скорость которого будет составлять vпр=v*α1/2 /vпр – скорость проектируемого катера в узлах, v – скорость катера – прототипа в узлах/, если остальные размерения будут находиться в следующей зависимости:
Длина Lпр = L * α
Ширина Bпр = B * α;
Осадка Тпр = Т * α;
Водоизмещение Dпр = D * α3;
Мощность двигателей WPSпр = WPS * α3,5 = WPS * α3 * α1/2;
Число оборотов гребного винта nпр = n * 1/ α1/2 = n / α1/2.”
Индекс „пр” – для проектируемого катера
Если имеем различные значения для α по L, B и T, тогда определяем среднее значение /см. стр. 154/:
α = (αL + αB + αT ) / 3
Скорость будет определяться с учетом зависимости значения α от сравнительных величин коэффициентов относительного водоизмещения D / (L/10)3, при котором α может быть оценена величиной среднего значения.
Когда определяем характеристики нового проекта яхты по закону подобия, необходимо при этом иметь в виду примечание № 19 инж. Емельяного на стр. 296:
“Механическое повторение в новых проектах соотношений основных элементов ранее построенных катеров-прототипов может привести к тому, что новый катер будет соответствовать уровню техники, существовавшему в годы проектирования и постройки катера-прототипа.” Имеется в виду отношение L/B, которое изменяется с развитием техники.
По моему напрашиваеться следующий вывод:
„Сравнительную таблицу можно пользовать, но осторожно по отношению L/B! Для L/B лучше ориентироваться к данными более современных катеров, примерно таких как у Си Теха.”
Прошу узнать ваше мнение!
Позже публикую и две диаграммы автора с объяснениями, которые предназначены для быстрого определения скорости и мощности двигателей водоизмещающих катеров в начальной стадии проектирования.
Примечание: Для нормального просмотра силуэтов катерах из книги, сначала выберите здесь файл чтобы увеличились размеры изображения, потом сохраните на другом месте, снова надо открыть и потом поворачивать.
NA Razmik Baharyan
Rousse-Bulgaria