Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Рикки-20: Сильно переделанный в джонку Кроха-18


Сообщений в теме: 2

#1 AlvanTolk

AlvanTolk

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 08 августа 2022 - 11:36

UPD: Тема слетела с дисков форума, так что перевыкладываю заново, заодно причесав изначальную информацию. Заодно обновил заголовок, так как по итогу метаний пока решено на воду спускать как джонковый шлюп, но с точкой крепления мачты, позволяющей если что переделать на гафельный тендер (с установкой длинного бушприта).

 

 

 

Для удобства фото проекта кладу на ЯДиск (тут), там есть и переделанный основной чертеж, чтобы понятнее было :) 

 

Исходные данные:
 

Добрый день. Долго не решался завести тему, но вроде как и стыдиться почти нечего :) В общем, в середине прошлого лета купил у известного тут Амаринера проект Кроха-18 (в версии круглый и с длинным килем). Но пока ламинировал гнутые шпангоуты, много думал, смотрел на другие проекты и решения. Мучала небольшая нехватка места (но не хотелось вылезать за 6 метров - ограничения по месту хранения). И все-таки понял, что тендеры нравятся больше. Да и мачту под гафель делать проще. Кроме того, в процессе ламинации понял, как же я за... мучаюсь пилить рейки под ламинацию двух-трех слоев круглого корпуса. При этом шпангоутные рамы уже были  готовы...
 
В итоге я за зиму (как раз ранние холода не дали продолжить) посовещался с рядом конструкторов и внес изменения в проект.
 
Теперь он стал ровно 6 метров (в том числе 15 см добавилось за счет изменения наклона транца не вперед, а назад), сам транец будет глухим (без площадки для купания) - что позволит иметь небольшую кормовую палубу и ахтерпик как доп грузовой отсек. Заодно эта "палуба" фактически продляет банки кокпита, что позволяет на широкой банке вполне себе спать (общая длинна 2 метра) Руль, соответственно, балансирный, подвешенный на транце. Киль продлен до кормы и образует скег и пятку для упора руля (классическая версия фактически).
 
Рубка также будет не скошенной в нос, а более классическая "коробочка". 
 
Ну и чтобы уже ломать, так ломать, обшивка - клинкерная, полосами фанеры (ширина полосы в среднем 30 см, кроме днища - там широкие и сходятся к килю под углом). Как раз полосы идут по проектным стрингерам. Получается и почти кругло, и симпатично, и ребра жесткости в местах стыка за счет стрингеров - почти 5 см.
 
Фанера ниже ватерлинии и на ее уровне - 12 мм лиственница. Фанера бортов выше ВЛ - 12 мм сосна (обе пятислойные). Шпангоуты ламинированы из сосны, привальный брус (внутренний) и все нагруженные бимсы - лиственница или дуб. Корпус будет покрыт 2 слоями стеклоткани 200 гр/м2.
 
Собираю в основном на ЭД20 с отвердителем 45М, добавляю древесную муку, опилки и Кабосил по необходимости. Финишная шпаклевка и окраска планируется эпиталовскими продуктами серии "Марлин". Еще на важных галтелях начал использовать их конструкционную шпаклевку на стеклофибре.
 
 
Ах, да, киль у меня своеобразный... В общем, от шпангоутов и дубовых флор идут стальные "ноги" в киль, и на уровне его нижней точки сварена стальная рама почти по всей длине. Это обшито коробкой из 12 мм фанеры. Внутрь после переворота будет залит водостойкий бетон (М-400) с высоким количеством стального проката и свинцовыми слитками-прутками в зоне балласта. Мне так технологически проще, чем варить коробку и лить чистый свинец, по весу и центру массы будут те же 450 кг, что и в проекте. Еще и опущен балласт на 10 см (30%) ниже, чем проект, что остойчивости явно не помешает. При чем в проекте было крепление балластной коробки на 8 болтов, а у меня 12 стальных труб его держат, что тоже явно не в минус (каждая труба прикручена к флорам отдельно). Ну и я планирую, что это освободит немного дополнительного места в верхней части киля под мягкие баки для воды.
 
 
На данный момент (начало августа 2022) корпус на стапеле, полностью закончена обшивка - идут работы по ее ошкуриванию, подрезке стуков и куладке галтелей. План до осени покрыть стеклотканью и нпложить финишную шпаклевку под переворот корпуса.
 
 
ПАРУС ДЖОНКА: Я не люблю бермудские шлюпы по разным причинам, включая высокие требования к стоячему такелажу и рангоуту и большей сложностью управления в одно лицо. Понятно, что на 6-метровой посудине это не так существенно, но интересно поэксперементировать заранее, прежде чем я приступлю к строительству крупного проекта. Изначально я хотел гафельный тендер и сделал расчет проекта под него. Но потом начитался про джонку, и после статей Арне Квернеланда стало интересно попробовать сделать джонковый парус по его модификации (с определенной выпуклостью полотен сегментов и высоким вылетом "веера" для лучшей тяги на острых курсах). По итогу посчитался проект с парусом на 23,5 кв.м., длинной "гика" 400 см и высотой мачты от палубы 650 см (можно и 610, но это уже изврат). Мачта будет съемная, но крепится с упором в киль, где к несущей раме киля приварено специальное гнездо. Промежуточные крепления к дубовому пилерсу и, конечно, к партнерсам на палубе (а через них к бимсам рам).
 
 
ДВИГАТЕЛЬ: большой авантюрный момент - это двигатель :) По проекту там подвесник на транец. Но он во-первых не по центру, во-вторых - оно шумное и воняй. В итоге, после месяца сомнений, я заказал в Китае электродвигатель с трехлопастным винтом на 48 вольт (по мощности эквивалент подвесника на 5-6 л.с.). Понятно, что тратить состояние на LiFePol аккумуляторы я не буду (пока), перебьюсь четырьмя свинцовыми на 80-100 Ач. А там посмотрим. По планам это дает где-то 5-6 часов среднего хода, чего мне по идее должно на основные планы хватать. Зарядка свинца, конечно, долгая :( 
 
Но плюс - сам двигатель компактный и его гондола отлично встает сразу перед пером руля в вырез скега, почти "как у взрослых" :) При чем я смогу сделать его поворотным через рычаг около румпеля (блок управления двигателем будет в ахтерпике с выводом ручки управления скоростями в кокпит) - а это еще и почти "подрулька" :)
 
Двигатель из китая получен, протестировал в водоеме - вроде тянет хорошо. Ссылка на Aliexpress там прямая, на рефералке я не зарабатываю :)
 
 
PS. Ну и название - от имени нашего домашнего геккона (эублефара) Рикки, раз уж сын мне помогает, ему так захотелось :) Геккон оранжевый, так что парус, бимини и чехлы будут разных оттенков оранжевого и желтого. Уже закупил ткани на все это.
 

Для удобства фото проекта кладу на ЯДиск, там есть и переделанный основной чертеж, чтобы понятнее было :) https://disk.yandex..../z8Be6JWM2ZtolA


  • 1

#2 AlvanTolk

AlvanTolk

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 08 августа 2022 - 17:13

Отдельно вынесу из предыдущей (погибшей) темы кусок про двигатель:

 

Сам по себе двигатель приходит в сборе как подвесник на очень длинной (90 см) ноге. Состоит из герметичной гондолы электромотора, ноги, промежуточного крепежа на транец (регулироуется по высоте) и верхней коробки с ручкой управления (она же румпель). В комплекте еще пришло 2 винта (три лопасти, одинаковые, пластик).

 

Мотор легко разбирается на собственно гондолу на трубе (труба прикреплена к гондоле жестко) и всего остального. В верхней коробке оказался в основном воздух, микросхема со светодиодами - индикатор заряда аккумулятора, - и регулятор оборотов. Через трубку в гондолу заходят толстые провода питания и контрольный пучок от регулятора оборотов. Поэтому я саму трубку аккуратно (чтобы не повредить провода, уходящие в нее) обрезал болгаркой (хорошая, кстати, сталь) до 40 сантиметров - такая у меня будет высота трубки-колодца внутри ахтерпика. На этой высоте я и сделаю опорную пластину для крепления родного крепежа - что позволит сохранить поворотность гондолы внутри выреза киля. Если с ней не заморачиваться, можно было бы тупо вклеить трубку в отверстие в киле намертво и не париться.

 

Гондола довольно компактная, так что вырез в киле перед пером руля получился не слишком большим, даже не смотря на запас по месту (чтобы приток воды был хороший). Как соберу после переворота корпуса, сделаю отдельное фото. Но вот весит мотор прилично - около 10 кг! 

 

Ну а регулятор оборотов и индикаторы заряда я скорее всего размещу в кокпите отдельно - но еще думаю точно где - станет понятно после переворота корпуса.

 

Временно запитывал на испытаниях я его от 4-х аккумуляторов от ИБП (12v 7.2 Ah). Вхолостую он крутился часами - я даже остановил эксперимент. Под нагрузкой минут 15-20 прокрутил нормально на средних оборотах в воде - и аккумуляторы остались с примерно половиной заряда. Но в любом случае - сложно оценить так расход точно, поэтому про замеры распишу детально только уже на судне на воде, когда реально мотору придется толкать всю массу. И станет понятно соотношение оборотов/скорости/потребляемого тока.


  • 0

#3 AlvanTolk

AlvanTolk

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 19 августа 2022 - 06:33

Если у кого есть опыт, интересует как себя вдолгую ведёт тиксотропная конструкционная шпатлёвка со стекловолокном от Эпитала.

Я ей делаю сейчас большинство галтелей на корпусе. Радует то, что она "из банки" не течёт, легко кладётся и достаточно жидкая, чтобы вроде неплохо схватываться с деревом. Ну и волокно явно добавляет прочности.

В то же время обычная эпоксидка с опилками выглядит твёрже при обработке.

Вот и интересно, есть ли у кого опыт как оно в течении хотя бы пары лет стоит.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей