UPD: Тема слетела с дисков форума, так что перевыкладываю заново, заодно причесав изначальную информацию. Заодно обновил заголовок, так как по итогу метаний пока решено на воду спускать как джонковый шлюп, но с точкой крепления мачты, позволяющей если что переделать на гафельный тендер (с установкой длинного бушприта).
Для удобства фото проекта кладу на ЯДиск (тут), там есть и переделанный основной чертеж, чтобы понятнее было
Исходные данные:
Добрый день. Долго не решался завести тему, но вроде как и стыдиться почти нечего
В общем, в середине прошлого лета купил у известного тут Амаринера проект Кроха-18 (в версии круглый и с длинным килем). Но пока ламинировал гнутые шпангоуты, много думал, смотрел на другие проекты и решения. Мучала небольшая нехватка места (но не хотелось вылезать за 6 метров - ограничения по месту хранения). И все-таки понял, что тендеры нравятся больше. Да и мачту под гафель делать проще. Кроме того, в процессе ламинации понял, как же я за... мучаюсь пилить рейки под ламинацию двух-трех слоев круглого корпуса. При этом шпангоутные рамы уже были готовы...
В итоге я за зиму (как раз ранние холода не дали продолжить) посовещался с рядом конструкторов и внес изменения в проект.
Теперь он стал ровно 6 метров (в том числе 15 см добавилось за счет изменения наклона транца не вперед, а назад), сам транец будет глухим (без площадки для купания) - что позволит иметь небольшую кормовую палубу и ахтерпик как доп грузовой отсек. Заодно эта "палуба" фактически продляет банки кокпита, что позволяет на широкой банке вполне себе спать (общая длинна 2 метра) Руль, соответственно, балансирный, подвешенный на транце. Киль продлен до кормы и образует скег и пятку для упора руля (классическая версия фактически).
Рубка также будет не скошенной в нос, а более классическая "коробочка".
Ну и чтобы уже ломать, так ломать, обшивка - клинкерная, полосами фанеры (ширина полосы в среднем 30 см, кроме днища - там широкие и сходятся к килю под углом). Как раз полосы идут по проектным стрингерам. Получается и почти кругло, и симпатично, и ребра жесткости в местах стыка за счет стрингеров - почти 5 см.
Фанера ниже ватерлинии и на ее уровне - 12 мм лиственница. Фанера бортов выше ВЛ - 12 мм сосна (обе пятислойные). Шпангоуты ламинированы из сосны, привальный брус (внутренний) и все нагруженные бимсы - лиственница или дуб. Корпус будет покрыт 2 слоями стеклоткани 200 гр/м2.
Собираю в основном на ЭД20 с отвердителем 45М, добавляю древесную муку, опилки и Кабосил по необходимости. Финишная шпаклевка и окраска планируется эпиталовскими продуктами серии "Марлин". Еще на важных галтелях начал использовать их конструкционную шпаклевку на стеклофибре.
Ах, да, киль у меня своеобразный... В общем, от шпангоутов и дубовых флор идут стальные "ноги" в киль, и на уровне его нижней точки сварена стальная рама почти по всей длине. Это обшито коробкой из 12 мм фанеры. Внутрь после переворота будет залит водостойкий бетон (М-400) с высоким количеством стального проката и свинцовыми слитками-прутками в зоне балласта. Мне так технологически проще, чем варить коробку и лить чистый свинец, по весу и центру массы будут те же 450 кг, что и в проекте. Еще и опущен балласт на 10 см (30%) ниже, чем проект, что остойчивости явно не помешает. При чем в проекте было крепление балластной коробки на 8 болтов, а у меня 12 стальных труб его держат, что тоже явно не в минус (каждая труба прикручена к флорам отдельно). Ну и я планирую, что это освободит немного дополнительного места в верхней части киля под мягкие баки для воды.
На данный момент (начало августа 2022) корпус на стапеле, полностью закончена обшивка - идут работы по ее ошкуриванию, подрезке стуков и куладке галтелей. План до осени покрыть стеклотканью и нпложить финишную шпаклевку под переворот корпуса.
ПАРУС ДЖОНКА: Я не люблю бермудские шлюпы по разным причинам, включая высокие требования к стоячему такелажу и рангоуту и большей сложностью управления в одно лицо. Понятно, что на 6-метровой посудине это не так существенно, но интересно поэксперементировать заранее, прежде чем я приступлю к строительству крупного проекта. Изначально я хотел гафельный тендер и сделал расчет проекта под него. Но потом начитался про джонку, и после
статей Арне Квернеланда стало интересно попробовать сделать джонковый парус по его модификации (с определенной выпуклостью полотен сегментов и высоким вылетом "веера" для лучшей тяги на острых курсах). По итогу посчитался проект с парусом на 23,5 кв.м., длинной "гика" 400 см и высотой мачты от палубы 650 см (можно и 610, но это уже изврат). Мачта будет съемная, но крепится с упором в киль, где к несущей раме киля приварено специальное гнездо. Промежуточные крепления к дубовому пилерсу и, конечно, к партнерсам на палубе (а через них к бимсам рам).
ДВИГАТЕЛЬ: большой авантюрный момент - это двигатель
По проекту там подвесник на транец. Но он во-первых не по центру, во-вторых - оно шумное и воняй. В итоге, после месяца сомнений, я заказал в Китае
электродвигатель с трехлопастным винтом на 48 вольт (по мощности эквивалент подвесника на 5-6 л.с.). Понятно, что тратить состояние на LiFePol аккумуляторы я не буду (пока), перебьюсь четырьмя свинцовыми на 80-100 Ач. А там посмотрим. По планам это дает где-то 5-6 часов среднего хода, чего мне по идее должно на основные планы хватать. Зарядка свинца, конечно, долгая
Но плюс - сам двигатель компактный и его гондола отлично встает сразу перед пером руля в вырез скега, почти "как у взрослых"
При чем я смогу сделать его поворотным через рычаг около румпеля (блок управления двигателем будет в ахтерпике с выводом ручки управления скоростями в кокпит) - а это еще и почти "подрулька"
Двигатель из китая получен, протестировал в водоеме - вроде тянет хорошо. Ссылка на Aliexpress там прямая, на рефералке я не зарабатываю
PS. Ну и название - от имени нашего домашнего геккона (эублефара) Рикки, раз уж сын мне помогает, ему так захотелось
Геккон оранжевый, так что парус, бимини и чехлы будут разных оттенков оранжевого и желтого. Уже закупил ткани на все это.
Для удобства фото проекта кладу на ЯДиск, там есть и переделанный основной чертеж, чтобы понятнее было https://disk.yandex..../z8Be6JWM2ZtolA