ШВЕРТБОТ «ГЛОРИЯ» (Омск).
Всегда мечтал построить свою яхту для походов и гонок. Условия эксплуатации на реке Иртыш требуют малую осадку (много мелей и удобства для подхода к берегу), а наличие сильных ветров – высокую остойчивость. Лучше всего подходит швертбот. Дороговизна материалов позволила построить яхту длиной всего 4,5м., шириной-1,5м., осадка: минимальная-0,2м, с опущенным швертом-1,0м. Это минимальные размерения позволившие иметь каюту со спальными местами. Высота в каюте над рундуками у выхода около 1м (сам ростом 188см, поэтому размеры внутреннего оборудования выписывал по себе). По бортам две койки с открывающимися рундуками под ними для хранения парусов, инструментов, продуктов. Сверху поролоновые матрацы (они составные, вырезаны по размерам крышек рундуков), обшиты с одной стороны кожзаменителем, а с другой – тканью. Ими удобно пользоваться на берегу и в кокпите (если мокрый – садишься на кожу, а если в чистом или загорать – на ткань).
Материал корпуса: пенопласт ПХВ толщиной 12мм, оклеенный с двух сторон стеклотканью Т-11 на эпоксидной смоле. Количество слоев внутри 2-3, снаружи 4-5, по килю и скулам добавлено по 2-3 слоя (постоянные швартовки у берега быстро протрут тонкую обшивку, особенно по килю). Из 6мм фанеры сделаны носовой и кормовой транцы и стенки рундуков под койками. Все приформовывалось к корпусу стеклотканью с эпоксидной смолой. Всего было истрачено около 80кг смолы (для сравнения на постройку яхты класса Микро целиком из стеклопластика, длиной на метр больше, уходит 250-300 кг смолы).
Мачта, гик и паруса – от гоночного швертбота «420». Паруса были старые, сильно деформированные. В «Северном Сиянии» заказал новые (каландрированный лавсан), точно под размер мачты и гика в результате яхта в лавировку стала ходить гораздо круче.
Проект яхты свой. Это простые килеватые обводы с одной скулой. Транцевый нос на такой маленькой яхте помогает на волнении. Благодаря ему удалось каюту сделать широкой уже с носовой части. Хотя опыт эксплуатации показал, что транцевый нос сильно тормозит яхту при встречном ветре и волнении. Думаю переделать носовую часть в дальнейшем на острую. Больше вопросов вызывала корма. Понимая, что при длине 4.5м и развитой рубки, швертбот как хороший ходок под парусами будет явно тихоходен, хотелось попытаться вывести его на полуглиссирующий режим хода под мотором. Прочитал статью в КиЯ о проекте мотолодки с небольшой рубкой убежищем (по моему она называлась «250 км под двумя канистрами на Ветерке-8»). Использовал ее теоретический чертеж. Применил кормовые обводы с погружным транцем. Первые выходы на воду (без оборудования, мачты и шверта) показали, что она уверенно обгоняет под «Ветерком-8» яхты 5.5-6м длиной. Но когда загрузили всем необходимым, сразу упала скорость. Под парусами лодка кормой сильно тащила воду кормой (хотя при парусности 11м и плюс спинакер 18м при попутных курсах выходит на глиссирование, но это уже экстрим). Поэтому после нескольких лет эксплуатации вырезал в кормовой части корпуса клинья по скуле и килю длиной 600мм (до шпангоута №7), расширяющиеся к корме, и также по нижней части транца полосу шириной 150мм. После все притянул друг к другу и оклеил стеклотканью. Получились обычные кормовые килеватые обводы с выходом транца из воды. Все это и плюс, новые паруса увеличенной площади от «Северного сияния» позволили резко увеличить скорость в парусных гонках. Небольшие размеры позволяют легко вытаскивать на берег для ремонта и зимней стоянки. Перевозится на кильблоке, сделанном по размеру кузова обычного легкового прицепа. Хранить можно в обычном гараже (там проводить и весенний ремонт).
Также хочется поделиться с читателями особенностями постройки яхты. Основная заключается в том, что стапель из двух досок проходит внутри корпуса и имеет на концах два шарнира, позволяющих свободно переворачивать корпус вокруг продольной оси. Это облегчает работу при оклейке корпуса стеклотканью снаружи. К стапелю крепятся фанерные транцевый нос и корма, а также временные шпангоуты из рейки 20х30мм.
Во временных шпангоутах, по всему периметру каждого шпангоута, просверлены отверстия с шагом 150мм для дальнейшего крепления листов пенопласта. Изнутри в эти отверстия, через шпангоуты, в пенопласт, закрепленный поверх набора вворачиваем шурупы. Заготовки удерживаются на месте и их можно обрабатывать. Готовую пенопластовую болванку корпуса снаружи оклеиваем стеклотканью. Когда внешний слой высохнет, выворачиваем все шурупы и разбираем стапель. Затем оклеиваем стеклотканью изнутри. Получилась жесткая и легкая конструкция (еще и очень теплая внутри в холод, и прохладная в жару). Пенопласт – ПХВ, нарезанный из листа нихромовой нитью на листы толщиной 12мм. Шверт – поворотный стеклопластиковый заполнен свинцом, вес около 40кг. В целях освобождения места в каюте швертовый колодец сдвинут в корму и размещен под кокпитом. Кормовая центровка вынудила сдвинуть ближе к корме мачту и точку крепления галсового угла стакселя. Все равно иосталась легкая тенденция уваливания под ветер.
Сиденья в кокпите сделаны длиной от рубки до кормы 2м. Получился удобный кокпит для работы с парусами, и солярий, и 4-6 человек могут спокойно собраться вечером отдохнуть. Под сиденьем кокпита находятся «гробы» поделенные перегородкой пополам. Их носовая часть выходит в каюту и служит для хранения вещей и баллона с газом, а кормовая соединена с кормовым рундуком для хранения мотора и канистр с топливом для походов (на реке ветер бывает не всегда, а течение - постоянно). Кокпит самоотливной, вода уходит через отверстия в колодце. Ограждение кокпита отсутствует, т.к. мешает при откренивании яхты при ходе под парусами. Обходимся ремнями для откренивания, и вдоль борта проведены веревки. В этом году поставил кормовые релинги и на них провел леера от рубки.
Посредине кормы сделана самоотливная подмоторная ниша. Предполагалось, что подвесной мотор при ходе под парусами будет убираться в кормовой рундук и на его место устанавливаться съемный руль. Эксплуатация показала, что и при ходе под парусами мотор часто оказывается срочно необходимым. Поэтому была сделана подмоторная рама и установлена на транец. Хотя на оставшуюся нишу удобно опираться ногами при установке мотора, при отходе от берега и при купании с кормы.
Дно в кокпите самоотливное. Вода уходит в просверленные отверстия в швертовом колодце. Доступ в пространство под дном кокпита, разделенное посредине швертовым колодцем, открыт со стороны каюты. Там хранятся весла, спинакер-гик, спасательные жилеты, удочки, обувь, чайник, кастрюля.
Особенность внутреннего оборудования. В носу находится шкафчик, в котором хранятся две подушки, два одеяла, простыни и пледы. В его углах расположены плафоны с выключателями. В месте соединения правой и левой койки, посредине установлена газовая плита и подъемный столик. На плите удобно готовить (она в карданном подвесе) и в сильный холод за 10-15 минут прогреваем всю каюту перед сном. Корпус изнутри оклеен липкой пленкой под «мрамор». Получилось светло и легко поддерживать чистоту.
Хочется дать совет для всех, кто собирается строить любую лодку. Постройте ее заранее в голове и на бумаге. Где задать жесткость под иллюминатор, где будут места усилений корпуса под ванты, мачту и другие дельные вещи на палубе (вместо пенопласта заложить фанеру), где будет стоянка и т.д. Оклеивать изнутри стеклотканью довольно трудоемко – не везде легко подлезть, предусмотрите все этапы. И главное – постарайтесь все рассчитать заранее, в том числе свои силы и финансы. Построить корпус даже такой маленькой крейсерской яхты – это 30% затрат. Затем мачта, гик, паруса, такелаж, внутреннее оборудование, подвесной мотор. Жалко видеть брошенные корпуса «вечно» строящихся больших лодок. И не забывайте о своем комфорте. Составьте список необходимого оборудования на яхте и предусмотрите место, где это будет храниться, а то многие яхты представляют корпус, внутри которого (особенно после хорошей лавировки) лежит ком из спальников, консервов, кастрюль и т.д.
Построенная лодка подарила много великолепных моментов гонок, походов, отдыха на воде. Свобода путешествий, сочетаемая с небольшим комфортом даже на такой маленькой яхте, пусть и вас заставит задуматься о постройке чего-то подобного и для себя.
С наилучшими пожеланиями Игорь Ковалев.
г. Омск.