Отправлено 27 января 2006 - 04:36
НОВОРОССИЙСК – СТАМБУЛ
(Дневник Е. Гвоздёва).
Вторник, 06 июля 1999г.
В два часа ночи впереди яхты замечены судовые огни. Беру бинокль и стараюсь разглядеть - пройдёт ли сухогруз мимо, или мне самому надо уступать дорогу этому “бегемоту”? Нет, нахально прёт прямиком на меня. Ручным электрическим фонариком подсвечиваю белые паруса, должны же, сукины дети, заметить бедолагу мореплавателя. Одновременно держу наготове сигнальные ракеты и фальшфейера, в крайнем случае, придётся и ракету выстрелить вверх, а что делать, не целовать же мне его форштевень. Три – пять – семь минут томительного ожидания, и судно метрах в тридцати от «Саида» прошло мимо. Спать мне уже расхотелось...
Со дня выхода из Новороссийского порта стоит хорошая погода и приступов “морской болезни” не ощущаю, чувствую себя превосходно. На яхте “Лена” (в первом кругосветном плавании) подметил одну особенность своего организма: - в течение недели после выхода из порта “привыкаю” к качке, после чего волнение на меня уже не влияет. А если с первых дней стоит плохая погода, а тем более штормит, то от приступов “морской болезни” страдаю, словно салажонок. Затихнет шторм и дней через пять - семь приду в норму, в дальнейшем морская качка на меня не действует до захода в порт. Стоит простоять в порту с месяц, а затем выйти в море и всё повторяется.
Остаток бессонной ночи прошёл спокойно.
Утро, дует устойчивый ветерок от NNW-а четыре - восемь м/сек., высота волн - до одного метра, атмосферное давление = 762мм., тепло. «Саид” без вмешательства рулевого идёт компасным курсом = 240 градусов. Проходящих судов поблизости не видно и после наскоро приготовленного завтрака, надеюсь, пару часиков спокойно поспать...
В полдень готовлю на обед гречневую кашу с мясом - сто граммов консервированной говядины, затем – цейлонский чай с сахаром и на десерт - два небольших яблока (остатки береговой “разгульной” жизни в Новороссийске). Отныне до захода в порт свежих овощей и фруктов в рационе питания не будет, и потребность организма в них придётся компенсировать таблетками поливитаминов.
После обеда мою посуду забортной водичкой (при стоянке в порту, ложки, тарелки и прочие «орудия труда», моются пресной). Если плавание проходит вдоль берега и особенно не далеко от крупного города или устья реки, то столовые приборы дополнительно протираю бумажными салфетками, пропитанными дезинфицирующим раствором (спирт, хлорка, марганец и пр.). В одиночном плавании соблюдение правил гигиены, полагаю, не повредит.
Вообще - то, на яхте набор столовой и кухонной посуды ограничен до предела: алюминиевая кастрюлька ёмкостью один литр, миска нержавеющей стали, кружка эмалированная ёмкостью = 0,25 литра, столовая и чайная ложки. В запасе имеются ещё две ложки - чайная и столовая и кружка ёмкостью 0,75 литра. В начале своей яхтенной карьеры я по неосторожности уронил ложку за борт и потом до конца плавания в течение недели на личном опыте убедился в справедливости народной поговорки - видит око, да зуб не берёт. Чайной ложечкой, да молочный супчик, да при сильной качке в скверную погоду, для здорового, голодного мужика, это уже не смешно. С той поры без запасного “инструмента” от причала не отхожу ни на шаг.
Покончив с хозяйственными делами, решил после обеда побездельничать - адмиральский час есть адмиральский час и его на флоте никто не отменял. Снял с себя всю одежду, улёгся на палубе (в каюте душно) и загораю. А чтобы спросонок не свалиться за борт, привязался капроновым концом за мачту. Курорт, да и только! Конечно, солнечные ванны полезнее принимать в утренние часы, скажем, с семи и до девяти, но не всегда такая возможность представляется, а тут сам Бог велел позагорать.
Будучи один в море, стараюсь соблюдать технику безопасности, в частности, на палубу, независимо от погодных условий, выхожу только со страховочным поясом. В каюте нахожусь без страховки, а в штормовую погоду (на случай экстренного выхода наверх) и в каюте страховочный пояс не снимаю. Этого простого правило придерживаюсь с начала плавания и до его окончания. В моей морской практике случались падения за борт и без страховочного пояса, уж точно, не было бы и этих строк.
После непродолжительного отдыха осмотрел стоячий и бегучий такелаж, крепление руля и всё, что может порваться, поломаться, расшататься и т. д. Чтобы в сложной ситуации не подвела какая-нибудь снасть, еженедельно провожу осмотр парусов, мачты, такелажа, и прочего снаряжения и оборудования. Перед ухудшением погоды и после шторма проводится внеочередная проверка. Так было заведено в первом плавании на яхте «ГЕТАН», так было на «Лене», такого правила я придерживаюсь и по сей день. Как говориться, в морском деле мелочей не бывает.
Часика в три после обеда ветер зашёл от норда, других изменений погоды не наблюдается. Метрах в десяти над яхтой пролетели четыре короткохвостые, похожие на чаек птицы, таких я видел раньше на Средиземном море. Конечно, при наличии охотничьего ружья или хорошей рогатки можно было бы одну из них подстрелить. Всевышний милостиво посылает свежее мясо, и от способностей и сообразительности оголодавшего мореплавателя будет зависеть, побаловать себя на обед крылышком, левой лапкой (она нежнее правой) или жевать кирзовый сапог. Пожалуй, Евгений Александрович, надо обзавестись рогаткой на чёрный день и не дорого стоит, и места на судне много не занимает. Чем Чёрт не шутит, может и сгодится при случае…
В 19.22 (время судовое) солнышко малинового цвета “чисто” село в воду. Известно, если по секундомеру точно засечь время восхода или захода светила, а затем из Морского астрономического ежегодника (М.А.Е.) выбрать время восхода - захода того же светила на меридиане Гринвича, то по разности моментов, введя соответствующие поправки, несложно определить долготу места. Точность определения координат судна таким способом вряд ли удовлетворит судоводителей - профессионалов, но для меня вполне сгодится, лишь бы солнце не пряталось за облаками. Из-за качки иногда очень сложно взять секстаном высоту светила, вот и приходится определяться дедовским методом. В настоящее время ни одна яхта не выходит в мало-мальски серьёзное плавание без GPS, но мне, российскому пенсионеру, этот навигационный прибор не по карману.
Полночь, на борту яхты продолжается походная жизнь. Поспать до утра, вряд ли удастся, - за два часа неподалёку прошло с полдюжины крупных судов, придётся нести бессменную вахту до рассвета. На небе появилась незначительная облачность, на южной стороне у самого горизонта беспрерывно полыхают зарницы, зрелище завораживает и, словно по волшебству, снимает сон…