Руль то как раз характерный для такого типа лодок выше по Волге - это рулевое весло используемое повсеместно, особенно в более раннее время.
В том то и дело что традиционные русские лодки сильно различались по регионам и районам плавания. К примеру на небольших реках центральной России, не вполне рационально использовать суда конструкции бударки. Там оптимально практически плоское дно с вертикальным бортом, на больших реках подобные суда не столь удобны.
Я читал Вашу статью, очень интересно, особенно в ключе интересующей меня темы традиционного судостроения на реках России, но в данном конкретном случае не готов сразу с Вами согласиться. Дело в том что это лодки характерные и для средней Волги, и для Оки и даже Москвы. Вполне возможно что обводы у них сильно рознятся с указанной Вами бударкой. Как минимум формы у них , чисто внешне, весьма отличаются. Нет чисто рыбацких приспособлений, форма корпуса друкая, а вот с конструкцией днища не могу понять.
Может есть фото чего то именно такого или прорисовка.
В практическом плане все подобные суда можно условно разделить на два основных типа. Грузовые для мелководья. Конструктивно - плоское днище, острая скула и борт с небольшим развалом, почти вертикальный. Широкие и короткие. Исторически, видимо, выросли из обычных плотов. В нашем регионе остался на сегодняшний день один единственный представитель в "сверхмалом" разряде - это кулас. Названия этих судов вспоминать по большому счёту безсмысленно потому что даже в старые времена в официальных документах их называли по-разному. Сейчас это очень сильно смущает современных исследователей-историков. Это обусловлено, на мой взгляд, отсутствием у них специального образования. Но... для простоты назовём их одним из самых распространённых терминов - ДОЩАННИК. Второй тип "вырос" из долблёнок. Они более быстроходные, менее остойчивые и обладают меньшей грузоподъёмностью. Широкие варианты этих корпусов очень мореходны. На фотографии представлены именно такие лодки. На крупных относительно образцах (второй снимок) практически всегда имелся плоский участок, что делало их очень универсальными. Что касается руля, то рули такого типа, действительно были очень широко распространены, но... это больше относилось к чисто грузовым судам с малым отношением длины к ширине. На снимке-же корпус имеет значительное удлинение, да и назначение его совсем не очевидно (мне, во всяком случае...). Поэтому я и сказал, что такой руль для данного судна - не совсем "родной". Дальнейшее совершенствование грузовых Волжских судов привело к созданию такого шедевра мирового судостроения, как "расшивы", имевшие обводы, позволявшие сочетать в себе очень противоречивые качества: ходкость, поворотливость, устойчивость на курсе и высокую грузоподъёмность при малой осадке.
Что касается Вашего замечания насчёт "нерациональности" бударки на мелководье, то попробуйте внимательно рассмотреть карту Дельты. Поверьте - с мелководьем у нас всё в порядке. Я бы даже сказал что соотношение площади сухой земли и мелких проток у нас значительно выше чем в верховьях. Бударка - лодка не для открытой воды и не для мелких проток... она универсальна.