Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Строю лодку Г.В. Махоткина

Лодка Махоткина

Сообщений в теме: 48

#1 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 27 июля 2018 - 23:37

Доброго всем времени суток.
Ну вот, не удержался, решил сделать лодку по проекту Махоткина. Во-первых, давно завораживала концепция глиссирования под двухсильным мотором, во-вторых, решил приобрести новый опыт и попробовать постройку на стапеле, тк первую лодку строил методом «сшей и склей».
Со стапелем возникли первые вопросы: хотя стрингеры из довольно тонкой рейки, гнуться она особо не хочет. Были бы шпангоуты постоянными, прикрутил бы к ним рейки саморезами и не переживал бы, но они временные. Посоветуйте, как обычно выходят из ситуации? Можно, конечно, к шпангоутам по бокам дополнительные рейки приклеить и к ним уже временно притягивать стрингеры, но это добавляет существенно работы. В общем, буду признателен за советы.

Прикрепленные изображения

  • 44102968-28BE-417C-85D8-DBCA923ABB2D.jpeg

  • 0

#2 мазута

мазута

    Яхтенный капитан

  • Banned
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 175 сообщений
  • Из:большой

Отправлено 27 июля 2018 - 23:47

Уголок. Обыкновенный уголок. 20 на 20.Одной полкой крутите к стрингеру изнутри,второй к шаблону. Потом открутите.



#3 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 27 июля 2018 - 23:48

Притяните к лекалам; после установки одного из двух крепящихся к стрингеру листов шуруп можно вывернуть;
Можно прибить гвоздями без шляп; после выламывания лекал гвозди легко вытаскиваются.
  • 1

#4 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 28 июля 2018 - 00:17

Забыл сказать. Вы эти лекала потом не вытащите - придется пилить и выламывать по частям. Не утверждаю стопроцентно, но опыт подсказывает...
  • 0

#5 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 28 июля 2018 - 00:25

Уголок. Обыкновенный уголок. 20 на 20.Одной полкой крутите к стрингеру изнутри,второй к шаблону. Потом открутите.

Стальной уголок? Круто как то :) Я думал брусок 20х20 клеить.


Притяните к лекалам; после установки одного из двух крепящихся к стрингеру листов шуруп можно вывернуть;
Можно прибить гвоздями без шляп; после выламывания лекал гвозди легко вытаскиваются.

Была мысль саморезкми по диагонали, но не был уверен, тк саморез при закручивании тянет на себя и может сместить деталь. Идея с гвоздями заслуживает рассмотрения. Скорее даже не без шляпки, а вагоночными: у них небольшая шляпка есть, будет лучше держать, но потом такой гвоздь все равно можно будет вытащит, тк шляпка очень небольшая. Спасибо за совет.

Сообщение отредактировал tromb: 28 июля 2018 - 00:26

  • 0

#6 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 28 июля 2018 - 00:36

Проведите эксперимент по протягиванию через доску финишного гвоздя с маленькой шляпкой, чтобы не было сюрпризов...
  • 0

#7 мазута

мазута

    Яхтенный капитан

  • Banned
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 5 175 сообщений
  • Из:большой

Отправлено 28 июля 2018 - 01:01

Стальной уголок? Круто как то :) Я думал брусок 20х20 клеить.


Была мысль саморезкми по диагонали, но не был уверен, тк саморез при закручивании тянет на себя и может сместить деталь. Идея с гвоздями заслуживает рассмотрения. Скорее даже не без шляпки, а вагоночными: у них небольшая шляпка есть, будет лучше держать, но потом такой гвоздь все равно можно будет вытащит, тк шляпка очень небольшая. Спасибо за совет.

Гвозди? В ОСБ? 

 

Не хотите стальной, ставьте алюминиевый. Я их из трубы квадратной пилил.Вот тут    http://forum.katera....artop-kashalot/



#8 Kir13

Kir13

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 104 сообщений
  • Из:Красногорск
  • Судно: тримаран
  • Название: Rikki Tikki

Отправлено 28 июля 2018 - 08:31

Просверлить дырки в шаблонах и через них притянуть капроновой ниткой
  • 0

#9 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 28 июля 2018 - 16:59

Всем спасибо за советы. Самым простым оказались вагоночные гвозди: где без нагрузки 3 см, где с нагрузкой 5 см. В осо сложных местах отдельные гвозди покусывал на концах бокорезами, таким образом они становился с зазубринами. Все держит, кроме одного места, где в осб попалась пустота.
Начал гнуть рейки, понял, как сложно выбрать без сучков, да ещё прямослойные... Не уследил, одну рейку поставил с небольшим косослоем - лопнула. Ничего, склеиваю, остальные на всякий пожарный теперь перед сгибанием оставляю в мокрых тряпках :)
Всем спасибо за советы. Самым простым оказались вагоночные гвозди: где без нагрузки 3 см, где с нагрузкой 5 см. В осо сложных местах отдельные гвозди покусывал на концах бокорезами, таким образом они становился с зазубринами. Все держит, кроме одного места, где в осб попалась пустота.
Начал гнуть рейки, понял, как сложно выбрать без сучков, да ещё прямослойные... Не уследил, одну рейку поставил с небольшим косослоем - лопнула. Ничего, склеиваю, остальные на всякий пожарный теперь перед сгибанием оставляю в мокрых тряпках :)

Прикрепленные изображения

  • 5658385C-F3BF-4BF0-80AD-68B4FB89E1B5.jpeg

  • 0

#10 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 19 августа 2018 - 14:26

В общем, шкурку закончил.

Прикрепленные изображения

  • C36E8DDB-C326-422E-9732-105DBE5E1011.jpeg

  • 3

#11 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 20 августа 2018 - 10:20

Кстати, может быть кто-нибудь посоветует варианты цветовых схем окраски? Можно, конечно, закатать весь корпус одним цветом и другим цветом пройти привальник, по чувствую, что существуют варианты лучше :)
  • 0

#12 альф

альф

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 4 269 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: Катамаран
  • Название: "Яросвет"

Отправлено 20 августа 2018 - 10:51

Рыжий низ, белый верх. Под А-3. Нарядно. И логично.

А3 2016-11-19-2.jpg


Сообщение отредактировал альф: 20 августа 2018 - 10:55

  • 0

#13 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 27 августа 2018 - 11:09

Рыжий низ, белый верх. Под А-3. Нарядно. И логично.
attachicon.gifА3 2016-11-19-2.jpg

Решил воспользоваться вашим советом и поискать в интернете цветные фото А-3. Попались оранжевые, красные и голубые варианты окраски. Оранжевый и красный были отвергнуты как пожарно-железнодорожные, а синий был взят за основу, в результате чего образовалась предполагаемая к использованию схема окраски, см раскрашенное фото. Удивительно, но это единственное фото лодки Махоткина в интернете.

Прикрепленные изображения

  • 6D94FEFB-22A3-4A04-B05E-2F0EC3211CC7.jpeg

Сообщение отредактировал tromb: 27 августа 2018 - 11:24

  • 0

#14 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 27 августа 2018 - 11:19

Касательно хода строительства, закончил с днищем: подпорный клин и «клиновидный отгиб днища на транце». Лодку перевернул, временный набор без проблем вынул, причём некоторые гвозди в осб держались крепче чем в стрингерах и вынулись вместе со шпангоутами.
Подойдя к необходимости устраивать постоянный набор с удивлением обнаружил, что в оригинальных чертежах дано лишь сечение по поперечному редану и по шпангоуту #3, при этом ни слова не сказано, где или как часто их нужно повторять. Может быть у кого-то буду мысли по этому поводу? На всякий случай ссылка на проект http://www.vodnyimir...lnyi_motor.html

Прикрепленные изображения

  • 978E45FD-A273-4338-9A60-21DE1656A519.jpeg
  • 93E983B9-F72B-4EC4-A886-59628896BF9D.jpeg

Сообщение отредактировал tromb: 27 августа 2018 - 11:23

  • 2

#15 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 839 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 27 августа 2018 - 18:43

На более крупных лодочках шпация 0,5м примерно.

А у Вас гофрированное в продольном направлении дно, так надо ли вообще? Если и надо потом вклеите. Сидушка какая то должна быть? Она может играть роль поперечных связей(шпангоутов-флор). Положите кусок пенопласта для первого выхода и пробуйте. На таком крохотном корпусе разница с проектом в мм много значит. Попробуйте на воде, с 2-х сильным моторм не развалится. Даже если поставите "китайца"2,5.


  • 3

#16 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 28 августа 2018 - 21:03

Думаю, вы правы: главное - на воду скорее, там все ясно станет. А зимой можно будет и красоту навести. Ну а касаемо шпангоутов, конструктор нарисовал поперечный набор по редану и по третьему шпангоуту. Чтобы сидушку пенопластовую положить, надо ещё один в корме сделать. Кмк, трёх должно хватить, там решим.
А мотор уже есть: Сузуки 2,5, под него все и затевалось :)
  • 0

#17 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 03 сентября 2018 - 15:44

Конец близок. Буду стараться скинуться на воду в этом году, если обстоятельства позволят.

Прикрепленные изображения

  • 63EDC361-E3A7-4F13-8C06-0E6F10D03162.jpeg

Сообщение отредактировал tromb: 03 сентября 2018 - 15:45

  • 3

#18 Materukhin

Materukhin

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 231 сообщений
  • Из:Yekaterinburg
  • Судно: Ирбис 19
  • Название: Windjammer 2

Отправлено 03 сентября 2018 - 16:06

Где вы такие красивые досочки (для стрингеров) нашли, позвольте полюбопытствовать, я сколько не смотрел в строймагазинах, такое Г... продают, уже задумываюсь нарезать самостоятельно из дюймовки, благо в саду после строительства дома много валяется. 


  • 0

#19 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 03 сентября 2018 - 16:31

Конец близок.

Зима близко! (с)

 

Где вы такие красивые досочки (для стрингеров) нашли, позвольте полюбопытствовать, я сколько не смотрел в строймагазинах, такое Г... продают, уже задумываюсь нарезать самостоятельно из дюймовки, благо в саду после строительства дома много валяется. 

только лесобазы и там выбирать. или найти тех, кто торгует деревом с мебельщиками - там тоже повыше качество, просто заточено под другое.

а правильный распил (всмысле радиал, а не тангенциал) - вообще случайность...


  • 1

#20 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 03 сентября 2018 - 17:00

Где вы такие красивые досочки (для стрингеров) нашли, позвольте полюбопытствовать, я сколько не смотрел в строймагазинах, такое Г... продают, уже задумываюсь нарезать самостоятельно из дюймовки, благо в саду после строительства дома много валяется.


К сожалению, без чудес. Хожу в сетевой магазин стройматериалов, пересматриваю предлагаемую рейку. Если везет, попадаются нераскрытые упаковки (по 9 или 12 реек), если везет второй раз, то из упаковки можно выбрать 1-3 рейки без сучков. Причем беру подряд любой размер, потом распускаю на приблизительно подходящий по проекту. В этот раз вместо 15х15 использовал 20х13.
  • 1

#21 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 09 сентября 2018 - 22:14

- Готово, хозяин!
- Сделал?
- Сломал!

Корпус готов, пропитан смолой, днище с обеих сторон пропитано с феном. Борта изнутри и палуба пропитаны с ацетоном.
Теперь при первой возможности - на воду. Вот только когда она появится, не ясно.

Прикрепленные изображения

  • 4A5FF9CB-7326-4BBF-A386-11DC7E791531.jpeg
  • 71F3EC6F-C5C9-4236-8B73-515714E56696.jpeg
  • 51F58F10-1387-45A1-8DDA-2D5F53C718FA.jpeg
  • 35850749-9296-4373-919C-9FE875E10E96.jpeg

Сообщение отредактировал tromb: 09 сентября 2018 - 22:15

  • 9

#22 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 839 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 10 сентября 2018 - 07:05

Корпус взвешивали?


  • 0

#23 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 10 сентября 2018 - 16:50

Взвешивал "шкурку" без палубы и подмоторной доски, набора и пропитки. Принимая во внимание погрешность пользования напольными весами, масса была 16-18 кг. Пропитка добавила еще около 1,5 кг, набор - три метровых рейки 13х20 мм можно не считать и списать на погрешность, палуба и доска - еще около 2 кг. Думаю, сейчас изделие весит около 20 кг. Проверю, когда перестанет быть липким :)
По поводу веса, я в процессе постройки понял, что в данном случае разница между жесточайшем контролем массы и попустительским отношением может составит хотя и внушительные на вид 10-15%, но пренебрежительные по факту 2-3 кг. Очевидно, что эта разница перекроется хотя бы разницей веса в резиновых сапогах с носками осенью и босиком летом :) С учетом этого и крайней спешки из-за цейтнота, я местами осознанно с целю ускорения постройки шел более утяжелающим, но скоростным вариантом: галтель вместо рейки в паре мест, смола вместо малковки, и тд.
Должен сказать, что как мне кажется, построил достаточно быстро: 8 выходных и, думаю, 50- 60 часов.

Сообщение отредактировал tromb: 10 сентября 2018 - 16:54

  • 5

#24 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 15 сентября 2018 - 22:58

Испытал сегодня лодку. Эмоций гора, постараюсь рассказать самое интересное и полезное. Сразу оговорюсь, моя лодка удлинена под лист фанеры 2,4 м.

Про скорость. Сразу оговорюсь, что парусно-моторная программка у меня сломалась, поэтому пришлось пользоваться яндекс-навигатором. Мотор Сузуки 2,5 после длительного простоя, в цилиндре было консервирующее масло, запустился не сразу, прочихивался, сначала работал не очень уверенно. По результатам нескольких пробегов туда-сюда была показана скорость 16-17 км/ч. Был несколько расстроен, тк Махоткин со своим доработанным Салютом получил 22-25 км/ч. По мере дальнейшего катания скорость подросла до 18 км/ч. После того как за час откатал свой литровый бак, залил свежий бензин. Удивительно, но скорость возросла до 19 км/ч. Один раз, съезжая с волны от «кроссовка» в переходном режиме, мне удалось развить 20 км/ч :)

Про остойчивость в статике. В лодке можно стоять. Наверное можно покидать удочку, но вряд ли спокойно и уверенно. Если сесть на борт, лодка опрокинется. Аналогично не получится забраться из воды через борт. Грести одним веслом невозможно, лодка вращается практически вокруг оси.

Про остойчивость в динамике. Рулить можно одним усилием мысли. В том плане, что румпель можно не поворачивать: когда начинаешь только пытаться оказать на него давление, выбираешь минимальный люфт и отклоняешь в противоположенную сторону торс, лодка начинает поворачивать без поворота мотора. Конечно, волнение лодка не любит, но по волнам скачет исправно :)

Про выход на глиссирование. Если сидеть в корме, на глиссирование скорее всего не выйти. Если сесть в нос, выход беспроблемный и быстрый. На глиссировании уже не важно где сидеть, но если сидеть по центру над реданом, скорость на 1-2 км/ч выше.

Выводы. Учитывая, что пропитанная нешлифованная фанера на ощупь шершавая как наждачка, если зашлифовать днище и покрыть лаком, думаю прибавится 1-2 км/ч. Далее на моторе у меня стоит гидрокрыло, если его убрать, думаю выход на глиссирование не ухудшится драматически, но скорость возрастёт ещё на 1-2 км/ч. В следующий раз надо не забыть удлинитель румпеля, поэкспериментирую с центровкой. Также попробую поэкспериментировать с загрузкой.

Может быть что-то ещё можно предпринять? Всё-таки Глеб Васильевич имел 2 л/с на валу, у меня около 2,5 л/с на винте, а я пока не вижу, как может получиться 25км/ч.

На форум можно выложить видео?
  • 4

#25 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 16 сентября 2018 - 00:18

Корпус взвешивали?


Кстати, лодка получилась 22-23 кг. Одна из причин этого веса - нешлифованнач фанера, которая толще 4 мм.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей