Итак продолжим изучение проектов боевых катеров ленинградских корабелов,вошедших в историю прибрежной войны.Как известно специалисты ЦАГИ продвигали реданные торпедные катера (ТКА) типа Г-5 с вынужденно малой килеватостью днища.Это обеспечивало высокую скорость, но вызывало сильные удары волн, ограничивающие мореходность. Сотрудники КБ завода №5 НКВД в Ленинграде (ныне «Алмаз»), гл. констр. Л.Л. Ермаш, от редана отказались и повысили килеватость корпуса.Это позволило смягчить удары и повысить мореходность
Было разработано несколько модификаций безреданных торпедных и сторожевых катеров.Для обеспечения требуемого сочетания ходовых и мореходных качеств за основу был принят корпус с изогнуто-килеватым поперечным профилем днища и переменной килеватостью: на миделе — 17°, на транце — 4°.ТТХ приведены в Таблице.
1. Д3 – торпедный катер «дальнего действия», получил наиболее широкую известность, всего было построено 72 катера, в т.ч. в осаждённом Ленинграде. Скорость под тремя моторами в 1200 л.с. достигала 40 узлов,мореходность до 6 баллов.СМ-3 – металлический аналог, построенный в единственном экземпляре - успешно действовавший у черноморских берегов.
2. ТД-200 и ТМ-200 - торпедные катера модернизированных проектов (деревянные и металлические), с увеличенным водоизмещением и размерами корпуса.
3. МО-Д3 и ОД-200 - сторожевые 2-х моторные катера типа «малый охотник».Особенность их состояла в том, что руководствуясь принципом «унифицированного корпуса»,что было оправдано в условиях военного времени, эти модификации строили на базе корпусов торпедных катеров Д3 и ТД-200, заменяя торпедное вооружение артиллерийским.Порой просто перестраивали торпедные, вследствии большой потребности именно в сторожевиках.Мореходность до 4-х баллов по волнению.
Кроме основных ТТХ,представленных в Таблице, никаких иных данных по статике или гидродинамике этих массовых боевых катеров, построенных сериями в десятки ед. найти не удалось.Поэтому попробуем хотя бы частично оценить некоторые характеристики с использованием модельных копий Д3/МО-Д3 по чертежам статьи Л.Л. Ермаш в КиЯ, а ТД-200/ОД-200 по сохранившимся чертежам из проекта.