Перейти к содержимому

Фотография

Ответственность и капитанская "мания величия".


Сообщений в теме: 67

#1 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 24 июня 2003 - 09:47

Есть такой старый анекдот про капитана, который говорил " Я подошел вовремя! Я загрузился! Я снялся в рейс! Но... мы сели на мель..." Ситуация: Парусный катамаран "Центаурус-38", на борту экипаж (товарищи ученые), капитан (это я), капитан-наставник (легендарный Слава). Возвращаемся из недельного (или больше, точно не помню) рейса, по дороге домой подходим к о. Попова снять небольшой лагерь с женщинами и детьми. Погода - жара, ветер слабый, от берега, никаких видимых признаков ухудшения и захода ветра. Заходим в бухту ползком. Расслабуха полная, экипаж бузит и требует берега - им надо сбегать к другим знакомым ученым, наставник - еще и главный инженер, ему надо присмотреть за ними и попутно выбрать новое место для базы. Прикидываем на все про все пару часов. Подошли поближе к лагерю, бросили маленького Данфорта. И остался я с мальчишкой вещи перевозить на тузике. А дальше - откуда ни возьмись шквальный ветер с веста - прямо в берег. Вообще явление достаточно редкое, но бешеный западняк - есть у нас такое понятие. Дно песчаное, якорь не держит, уже наваливает на берег, а экипажа - пацан, две тетки, двое мелких детей в поплавке. И jодиннадцатиметровый катамаран, у которого только мачта имеет парусность 6 квадратов, и которому чтобы лавироваться, надо нести грот и стаксель, а чтобы чисто сделать поворот (без заднего хода), нужно этот стаксель очень точно переносить. В принципе дальше серьезных ошибок не было. И ушли моментально, пока не поднялась волна. И научились эти бедные тётки в течение первого галса и из бухты выскочили почти без ненормативных текстов. Обошли остров подобрать остальных, ветер стих, жара, снова расслабуха. Результат - перья рулей и шверты пришлось серьезно ремонтировать. Я потом долго пытался сообразить - как же вот так получилось? Такой крутой, такой герой - и на тебе! И естественно, находил виновными всех, кроме себя. Теперь анализ приводит к следующему. Основная ошибка - стоял слишком близко к берегу, на слабом якоре и без экипажа - вызвана элементарной "манией величия", переоценкой собственных сил и недооценкой окружающей обстановки. Было перед кем покрасоваться. И похоже, это можно считать основной фундаментальной причиной всех подобных происшествий. Я бы даже обобщил это в целом на все прогрессивное человечество. Ну вы поняли?!
  • 4

#2 Grokh

Grokh

    Старпом

  • Офицер
  • 5 682 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Carina
  • Название: Лада

Отправлено 24 июня 2003 - 23:40

...стоял слишком близко к берегу, на слабом якоре и без экипажа...

В точно такой же ситуации 13 лет назад "второй" капитан серьезно разбил нашу "Ладу". Спасло яхту лишь то, что из трех воздушных ящиков один все же остался неповрежденным.
Самое неприятное то, что виновник аварии потом отказался принимать участие в последовавшем капитальном ремонте, мотивируя это тем, что "отпуск у меня короткий"...
А казался приличным человеком...
  • 0

#3 Dmitry_(RUS)

Dmitry_(RUS)

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 678 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 25 июня 2003 - 03:10

...стоял слишком близко к берегу, на слабом якоре и без экипажа...


Да, через эти грабли должно быть все проходят, и я то же... (держали в трех метрах от берега четвертьтонник на 5 кг. якоре ). Но к счастью ничего не сломали, хотя за несколько дней до нашего случая там откровенно разметало яхту по берегу. Что самое смешное, так это то, что ходили с умным видом критиковали обломки, в то время как уже подкрадывался "кирпич" из-за угла.
  • 0

#4 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 26 июня 2003 - 03:00

Это все внешние результаты. Такими примерами можно исписать не одну страницу. Интересен диагноз и способы лечения. Есть идеи?
  • 0

#5 Grokh

Grokh

    Старпом

  • Офицер
  • 5 682 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Carina
  • Название: Лада

Отправлено 26 июня 2003 - 13:51

Интересен диагноз и способы лечения. Есть идеи?

Один из возможных диагнозов - надежда на русское "авось". Авось пронесет.
Еще один из вариантов - отсутствие той самой хорошей морской практики.
Еще есть мнения?
  • 0

#6 Игорь

Игорь

    ушел в подполье

  • Капитан
  • 3 542 сообщений
  • Из:Советский Союз

Отправлено 26 июня 2003 - 14:27

Радикальная идея - одна. Сидеть в гавани, защищенной от ветра и волны, и не высовываться. Но это - сами понимаете...
  • 0

#7 SKR

SKR

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: нет

Отправлено 26 июня 2003 - 18:42

Это не самая радикальная идея, самая радикальная - в море не ходить, но это за пределами рассматриваемой темы. Артур прав, "хорошая морская практика" имеет на этот случай четкие рекомендации, иметь на борту тот состав экипажа, который позволяет выйти из любой вероятной ситуации. Это один вариант. И второй, выбирать место для высадки таким, чтобы исключалась возможность подобного развития событий. Меня Бог миловал, каждый раз, когда я выбирал место для стоянки в неподобающем месте, меня начинало сильно колбасить, до тех пор, пока стоянка не менялась на более безопасную, а через некоторое время менялась погода и становилось понятно, что было бы при ином раскладе. Вывод простой, надо прислушиваться к своему внутреннему голосу, он лучше знает.
  • 1

#8 seamanager

seamanager

    Чужой в земле чужой

  • Модератор
  • 3 154 сообщений
  • Из:Florida
  • Судно: Motorsailer
  • Название: Vorstrom

Отправлено 26 июня 2003 - 19:08

Ну, раз уж все самокритикой занялись :unsure: Был и у меня очень неприятный момент (не один конечно, но для начала хватит и одного). Внутренние водные пути Голландии, Бельгии и Германии просто напичканы шлюзами. Это и было в первом шлюзе. Из собственной практики прохождения шлюзов на маломерных судах (советские времена, Днепровские шлюзы) я абсолютно точно знал, что малые суда не швартуются к настенным поплавкам, а швартуются к большим судам. На нашем катерочке был английский флаг и это была первая ошибка. В очень узкий шлюз с разбегу заскочили 4 огромные самоходки и заняли 80% шлюза, мы зашли последними. Попросились бросить конец на последнюю самоходку, матрос согласился и мы успокоились. Дальше... французы очень... нелюбят англичан (это было намного раньше Ирака), прибежал капитан и потребовал перешвартоваться к стенке. А мы как назло не знали французского (сейчас положение немножко исправили:). Не успели мы отвязаться, как этот "капитан" побежал в рубку и дал полный ход на пришвартованной барже!!! :angry: Нас просто унесло на заднюю стенку... Если бы не мотор в 240 л.с.!!! Поймали катер уже практически возле стены. Что интересно, этот идиот даже не извинился, более того, он наверняка посчитал себя моряком, но я считаю что это был представитель "жабодавов", т.к. даже француз в море не стал бы такое вытворять. Поплавков на шлюзах у них нет, обычный перепад около трех метров, поэтому на швартовах стоят матросы и просто выбирают. Естественно вязать надо так, чтобы потом можно было забрать свой швартов. Шлюзование бесплатное. И если бы не этот первый шлюз... :( можно было бы сказать, что от этой процедуры даже удовольствие получаешь. Итак, мои ошибки: 1. Надо было дождаться какого-нибудь катера или яхту и посмотреть как они будут проходить шлюз (или пообщаться с командой). 2. Если вы на быстроходном катере, желательно стать первым на выходе из шлюза, если на тихоходном - последним, но швартовы отдавать только после того как "большие" выйдут из канала. 3. Не весь "наш" опыт годится для "их" внутренних водных путей. Я еще не написал о необходимости знания французского..., но и там есть много хороших людей...хотя и меньше, чем хотелось бы B)
  • 0

#9 Grokh

Grokh

    Старпом

  • Офицер
  • 5 682 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Carina
  • Название: Лада

Отправлено 27 июня 2003 - 02:20

Меня Бог миловал, каждый раз, когда я выбирал место для стоянки в неподобающем месте, меня начинало сильно колбасить, до тех пор, пока стоянка не менялась на более безопасную, а через некоторое время менялась погода и становилось понятно, что было бы при ином раскладе.
Вывод простой, надо прислушиваться к своему внутреннему голосу, он лучше знает.

Меня учил парусному делу человек очень старой закалки (увы, его уже давно нет с нами). Порядок на борту был железный - где бы и как бы не стояли, вахта неслась всегда. Именно на случай захода ветра, ухудшения погоды и пр.
Более того, по первости не ленился он и лично проверить - контролирует ли вахтенный пеленги на береговые ориентиры (на предмет якорных "поползновений").
Эх, вот был капитан... еще с самим Матвеевым начинал.

P.S. А сегодня к нам в редакцию внук Людевига заходил...
  • 1

#10 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 27 июня 2003 - 06:51

2 SKR. Согласен, мало того, предполагаю, что любого мало-мальски тертого капитана колбасит в неудобной обстановке. И про внутренний голос все верно. Но часто этого внутреннего голоса глушит собственная важность. Я помню, как гордость пассажирского флота опытнейший капитан влепил на камни в узком проливе. Вы думаете он был не в курсе хорошей морсокй практики? Или у него локаторы поломались? Или внутренний голос не вопил ему об опасности? Я уже не говорю о "Титанике". А недавно 46-футовую лодку пропороли в длину возле Русского, потом одни мачты торчали. Так что - все есть - GPS, корочки, подверждающие порой очень высокую квалификацию по ХМП, внутренний голос. Тем не менее - происшествий меньше не становится. Не хватает какого-то особого воспитания?
  • 0

#11 SKR

SKR

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: нет

Отправлено 27 июня 2003 - 09:12

Согласен, "чувство собственной значимости" очень вредное. Раньше в яхт-клубах капитанов воспитывали старые морские волки, делясь опытом, знаниями и умением. Сейчас каждый сам по себе и учитывая отсутствие школы, новые яхтсмены иногда не знают элементарного. Стало модным отходить и подходить к пирсу под мотором, что раньше считалось дурным тоном. Я думаю, все дело в школе, в учителях, мне повезло, у меня были хорошие учителя. Как то сразу донесли до разума, что капитанский выпендреж не стоит, последующего за ним, ремонта или аварии.
  • 0

#12 Grokh

Grokh

    Старпом

  • Офицер
  • 5 682 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Carina
  • Название: Лада

Отправлено 27 июня 2003 - 15:10

Я помню, как гордость пассажирского флота опытнейший капитан влепил на камни в узком проливе. Вы думаете он был не в курсе хорошей морсокй практики? Или у него локаторы поломались? Или внутренний голос не вопил ему об опасности?

Я помню, Виктор Конецкий писал о случае, чем-то напоминающий тот, о котором ты, Андрей говоришь. К сожалению, книги под рукой у меня сейчас нет - но он говорил о том, что море, порой, просто гипнотизирует. Просто вынуждает совершить ошибку - хотя и опасный сектор маяка уже ясно виден, и прокладка четко показывает, куда идет судно... Я сам однажды был в такой ситуации (правда, не столь опасной - но все же) - и до сих пор не могу понять, что со мной было. Ясно вижу огонь с левого борта (где его быть не должно) - но упорно продолжаю искать огни по правому борту (там, где они должны быть). И экипаж подсказывает - Артур, вон слева какой-то огонь. Он тебе не подскажет наше положение (перед этим мы примерно 40 миль шли в таком тумане, что с места рулевого я шкотовый угол стакселя еще видел - а вот мачту уже нет)? А я отмахиваюсь...
Типичное поведение ребенка, который ищет потерянную монетку там, где светлее. Причем прокладка до этого момента у меня велась очень тщательно и, как я полагал, очень точно. То есть предыдущая "обсервация" (попросту запросили пограничный катер, координаты которго были известны, взять на нас пеленг и дать дистанцию) дала невязку в 3 Кб - и это после 25 миль лавировки в таком же тумане. Что обуяло меня гордостью, сами понимаете...
Ну, а ларчик был прост. Яхта немного уклонилась от курса (шли полный бакштаг под спенчом и рулевой подруливал по ветру) - это раз. "Неправильный" огнь слева приподняло нашей балтийской рефракцией, про которую я забыл - это два.

Тем не менее - происшествий меньше не становится. Не хватает какого-то особого воспитания?

Я думаю, начинается все с дисциплины на борту. Ее надо жестко вколотить в каждого. Учебные тревоги и прочее - на яхте проводить надо. Хотя бы раз в месяц. "Человек за бортом", пожарную, водяную - обязательно.
Ну, а гордыне и самоуспокоенности (мол, я крутой рулевой/штурман/капитан - со мной ничего не случится) на борту не место.
  • 0

#13 Игорь

Игорь

    ушел в подполье

  • Капитан
  • 3 542 сообщений
  • Из:Советский Союз

Отправлено 30 июня 2003 - 13:38

История старпома лишний раз доказывает, что приключиться может что угодно с кем угодно. Дисциплина - да, обязана быть, мастерство судоводительское и предусмотрительность - тоже, но, наверное, стоит оставлять некоторый запас энергии на экстремальные ситуации, даже репетировать их. Дисциплина и практика - хорошо, но в случае бяки могут и не помочь.
  • 0

#14 Grokh

Grokh

    Старпом

  • Офицер
  • 5 682 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Carina
  • Название: Лада

Отправлено 30 июня 2003 - 15:05

Дисциплина - да, обязана быть, мастерство судоводительское и предусмотрительность - тоже, но, наверное, стоит оставлять некоторый запас энергии на экстремальные ситуации, даже репетировать их.

Именно - репетировать. Тревоги проводить. Чтобы каждый "знал свой маневр". Я вот в топике про "Geronimo" писал, как Эллен Макартур тренировала свой экипаж? Вся Европа отдыхала на рождественских каникулах, а они из Атлантики не вылезали. И результат - да, мачту сломали (кстати, до сих пор так и неизвестно, почему), но уже через четыре часа стояло аварийное вооружение и пропилили 2000 миль до Австралии, играя в карты и шахматы - без напряга и дальнейших приключений.
Так что - подготовка команды к экстремальным ситуациям должна быть.
Ну, а чувство опасности у капитана... Сложный это вопрос - как и чем оно вырабатывается и всем ли оно вообще присуще, кстати. Но порой мы сами мешаем себе, давя это чувство, давя собственное сомнение в правильности выбранного решения, в точности прокладки или обсервации. Причем причин здесь, как мне кажется, две, а то и три.
Про одну уже говорилось. Это - ощущение собственной непогрешимости.
Про второе тоже, думаю, надо сказать. Это - нежелание "заморачиваться". Знаешь, что якорный конец слишком короток, чтобы безопасно стоять в этом месте, но лениво его надвязывать. Погода, мол, тихая. И так, мол, сойдет. Пять раз сходит - и такое поведение становится нормой. А на шестой раз...
И третье. Возможно, мы стали слишком цивилизованны? Предпочитаем исключительно ratio, не доверяя чувствам и инстинктам...

Сообщение отредактировал Grokh: 30 июня 2003 - 16:05

  • 0

#15 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 01 июля 2003 - 05:46

Артур, полностью согласен! Первое - мания величия, второе - лень-матушка, третье - потеря ощущений. Второе и третье, правда, на мой взгляд, можно тоже свести к первому, но это мелочи, раскрытие темы. А воспитание чувства опасности, состояния "здесь и сейчас"... У ниндзя, кажется, к ученику приставляют слугу, который постоянно бьет его палкой, днем и ночью. Не успел уклониться - получай! Это пока он не научился сам следить за собой. Выслеживать в себе рожки этой гордыни, которая застилает реальную обстановку.
  • 0

#16 Игорь

Игорь

    ушел в подполье

  • Капитан
  • 3 542 сообщений
  • Из:Советский Союз

Отправлено 01 июля 2003 - 11:43

Есть еще капитанский шик, когда уверенный в своей команде шкипер делает такие вещи, которые легко назвать авантюрными. В качестве примера можно назвать воспоминания Лухманова (цитировать не стану, помню плохо) о каспийских навигациях. Вроде прохода впритирку мимо одного из мысов, к которому все остальные капитаны приближались не ближе, чем на милю.
  • 0

#17 СергейСанта

СергейСанта

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 635 сообщений
  • Из:г. Братск
  • Судно: 30 - футовик
  • Название: SANTA

Отправлено 03 июля 2003 - 10:02

Мне кажется что все что вы тут очень правильно перечислили это примерно 20 процентов , а на 80 процентов вся хрень на воде происходит от бухалова. Не настаиваю, личное наблюдение.
  • 0

#18 Grokh

Grokh

    Старпом

  • Офицер
  • 5 682 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Carina
  • Название: Лада

Отправлено 03 июля 2003 - 11:51

2 СергейСанта
Про пьянку понятно. Она и на воде и на дороге - враг номер один. Но мы ее все же за кадром оставили - потому как пьянство на борту маломерного судна, равно как и за рулем, есть правонарушение.
Более того, каждый, кто выпивает перед тем, как встать за штурвал (или сесть за руль), делает это вполне осознанно - и должен быть готов к последствиям. В топике же речь Андрей повел о чуть-чуть иных вещах.
А вообще... Почитайте в "Интересных ссылках" топик "Из Петербурга в Москву" (это уже для всех). Просто страшно делается.
  • 0

#19 seamanager

seamanager

    Чужой в земле чужой

  • Модератор
  • 3 154 сообщений
  • Из:Florida
  • Судно: Motorsailer
  • Название: Vorstrom

Отправлено 03 июля 2003 - 18:24

Вот и я говорю: не надо пить и рулить, если можно покурить и "летать"

Прикрепленные изображения

  • UpAndOver.jpg

  • 1

#20 Marat

Marat

    Рулевой 3-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPip
  • 162 сообщений
  • Из:С.-Петербург

Отправлено 11 июля 2003 - 10:19

Артур, полностью согласен! Первое - мания величия, второе - лень-матушка, третье - потеря ощущений. Второе и третье, правда, на мой взгляд, можно тоже свести к первому, но это мелочи, раскрытие темы.

Я, пожалуй, тоже соглашусь. Просто надо всегда помнить о том, что море ошибок не прощает - как бы банальной и затертой фразой это не казалось. У меня на яхте плакатик с этой надписью висит в рубке - у выреза выходного люка. Не бросить на него надпись, выходя на палубу, просто невозможно. Кажется, работает... ;)

#21 Sunny

Sunny

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 839 сообщений
  • Из:бухты Барахты
  • Судно: Дебаркадер
  • Название: Корабль-призрак

Отправлено 20 сентября 2003 - 02:24

2 mkd насчет гордыни - это точно. Помню в прошлом году три умные головы (трезвые!), с опытом, со шкиперскми дипломами, склонились над картой с изобатой 3 м. в камнях и решили обогнуть маяк Дубовый в Выборгско заливе с другой стороны. По гонке это было абсолютно не нужно! Результат, естессно, понятен. Потом каждый себя спрашивал: как такое могло только в голову придти?! Групповая галлюцинация?
  • 0

#22 Игорь

Игорь

    ушел в подполье

  • Капитан
  • 3 542 сообщений
  • Из:Советский Союз

Отправлено 20 сентября 2003 - 11:25

Групповой гипноз. Сами себя уговорили. Такое сплошь и рядом во всех и в обычной жизни. И еще потом думают, что все правильно делали, а все гадости от врагов. Сто раз видел.
  • 0

#23 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 21 сентября 2003 - 04:37

2 Sunny Массовый психоз, по видимому, намного страшней сдвига одиночки. Примеров нет числа. Ну мы тут, похоже, диагноз поставили. Может попробуем разобраться как лечить или предупреждать? Вот, например, вариант. Совет, данный в надлежащее время достойным человеком и в подходящем тоне. Как сейчас помню утро после бессонной ночи, когда встретился на узкой дорожке с сухогрузом, хотя было это в 80-е. Возвращались мы с севера Приморья, с юга подходил тайфун. В эфире крик стоит, суда меняют якорные стоянки, ветер уже восточный с середины ночи. Ну и сунулся я под парусами прямо через Босфор - побыстрее к дому. Тут ветер и сдох. То есть облака летят как птицы на бреющем полете, изредка какие-то тугие горячие комки воздуха прилетают с разных сторон, но в целом - солнце выглянуло, ветерок с севера. Хана тайфуну. И мне выходить проливом по штилю с сильным попутным течением. Волочит боком, паруса еле тянут. Команда бузит - требует быстрей домой. Портофлот кричит - "Щас арестую, будешь столько болтаться перед глазами...". Короче - обстановка накаленная. Навстречу - далеко -сухогруз. Так вот его капитан не поленился, вызвал меня по радио и сказал: "Слушай, катамаран! У меня 11 узлов и 8000 тонн. Мне будет сложно расходиться с тобой в проливе, если ты сейчас в него сунешься. Дай пройти, я иду быстро...". Во всяком случае - для меня в тот момент это было очень полезно.
  • 0

#24 Gfdtk

Gfdtk

    Юнга

  • Пассажиры
  • Pip
  • 6 сообщений

Отправлено 21 сентября 2003 - 08:27

По теме. Еще "случай из жизни".
http://papusikuli.po...mt.ru/fly1.html

#25 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 22 сентября 2003 - 05:04

По теме. Еще "случай из жизни".

Не один год был старпомом. Но чтобы выйти в море без штормовых парусов, такого не припомню. А по поводу этих политических заявлений...Наверное, все же это не по теме.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей