Надо сказать, что опыт хождения под парусом у меня не маленький: 17 лет на разборном парусном катамаране «Ветер», изготовленном фирмой Тритон. И вот теперь яхта!
Наш семейный экипаж: я, жена, дочки 5 лет и 2 года.
Прогноз погоды на все 5 дней нашего похода был самый «яхтенный»: без дождей, ветер до 10 м/с. Добрались до яхт-клуба "Ладожский" 25 августа 2019 года в Приозерске, подняли мачту, установили двигатель, спустили на воду. Перо руля и шверт я решил пока не ставить, чтобы не задеть дно. Оттолкнулся от прицепа, забрался на яхту, завел двигатель и пошёл к причалу, управляя двигателем. Лучше сказать "поплыл к причалу", так как я себя почувствовал буквально в тазике, который, в отличие от катамарана, качается со значительным креном и совершенно не управляется с помощью двигателя. С огромными стараниями, описывая криволинейные дуги замысловатых математических форм, кое-как подрулил к причалу и с помощью помощника от яхт-клуба отшвартовался. Спросил у него про глубины в марине, поставил перо руля и опустил шверт. Загрузившись, отплыли, и я сразу же ощутил, что яхта значительно приобрела в остойчивости и точно слушается руля. От ощущения тазика не осталось и следа, теперь это был сбалансированный снаряд с прекрасной управляемостью, рассекающий водную гладь.
К 18:00 ветра уже не было, и мы под двигателем бодро вышли из реки Вуокса в Ладогу и взяли курс на остров Кильпола, чтобы в ее глубоком и защищенном от ветров заливе переночевать. Примерно через полчаса хода напротив мыса Рогатый закончился в баке бензин. Залил новый бензин в бак и попробовал завести. Раз, два, три… не заводится. Кроме того, вдруг обнаружил течь бензина, откуда-то из карбюратора. Течь заткнул тряпками, и еще раз за разом не смог завестись! После заправки я начинал заводить его без «подсоса», так как двигатель был прогрет, а потом уж так и этак пробовал. Всё безрезультатно. Начинало смеркаться. Воздух насыщался водой, и на металлических деталях появились следы росы. Стало темнеть, и ответ пришел сам собой. "Девчата!" – сказал я. – "У нас же яхта! Идемте спать! Утро вечера мудренее!" Повесили стояночный круговой огонь на гик. Бросили якорь и, вот еще новость, дна не достали – глубина по карте около 60 метров, а длина якорной веревки 48 метров. "Ну и ладно", - сказал я – якорь на длинной веревке в воде это хороший тормоз, и за ночь, даже если подует ветер, мы никуда не уплывем, а если уплывем в сторону берега, то якорь зацепит дно. Так и решили. Загрузились в каюту, сварили ужин, тепло, хорошо, залезли в спальники и заснули.
Ночь и утро были тихими и ясными. Встали около 10:00. Позавтракали. Вылезли в кокпит. Ветра нет. Положение яхты относительно мыса Рогатый немного изменилось. Видимо из-за малого течения. Достали компас, взяли пеленги, нашли местоположение на карте. Поставили паруса и стали ждать ветра. И через полчаса он подул. Мы решили, что так надо, чтобы первый выход на яхте был только под парусами, и, нисколько не усомнившись, отправились в путешествие на парусах с неработающим двигателем.
За 4 дня прошли около 80 миль: Приозерск, мыс Куркиниеми, о.Кильпола, о.Кухка, о.Рахмансаари, о. Кильпола, Приозерск. Максимальная скорость ветра достигала 10 м/с. Максимальное волнение до 1,3 м.
Мореходные свойства яхты нам понравились. Однако, на курсе бейдевинд при волнении яхта взлетала на волну и со звоном плюхалась всем корпусом на воду. Пришлось учиться подруливать рулем, чтобы не плюхаться, а съезжать. Тем не менее, яхта оказалась прекрасно управляемой. Она, легко слушается руля, хорошо идет всеми курсами, повороты оверштаг совершаются очень легко – почти без потери скорости (недовернуть и зависнуть против ветра практически невозможно, как это случалось при управлении катамараном), взятие рифов не сказывается на управляемости, зато сильно уменьшает крен яхты (в отличие от катамарана, когда взятие рифов приводило к нарушению балансировки). Чтобы встать в положение левентик, надо несколько приноровиться, так как яхта легко крутится и выходит из этого положения (катамаран зависал в левентике надежно).
Всё плавание осуществляли строго по подробным навигационным картам. Но встретились с неожиданным явлением. В 800 метрах от СЗ части острова Рахмансаари на глубинах около 5 метров мы налетели на подводный «паровоз» – ударились швертом, накренились, приподнялись на волне и снова с хрустом опустились. 5 секунд мне хватило, чтобы приподнять шверт. А может быть, когда я поднимал шверт, мы уже соскочили с препятствия. Осмотрелись, вода нигде явно не поступала, явных повреждений не увидели, яхта слушалась руля. Очередной раз мы с женой протерли глаза и уткнулись взглядом в карту: никаких банок, рифов или камней на расстоянии более 200 метров от берега не имеется! Анализ волны также свидетельствовал, что отмели тут нет: метровые волны катились ровно, не меняя своей структуры, – уходя вниз, они ни сколько не пенились и круче не становились. Кроме того, вода на Ладоге достаточно прозрачная, чтобы видеть дно при глубине 1 метр, но мы его не видели. Мы продолжили переход, т.к. ближайших удобных для укрытия бухт в том районе не было. Уже дома выяснили, что как раз в этих местах во время Второй мировой войны были ожесточенные бои с финнами, в результате которых нашими моряками были потоплены три финских мотобота (как раз в СЗ части острова). А после войны с 1945 по 1948 г.г. в этих местах проводили испытания грязной бомбы (на ядерных отходах), и много техники с тех пор оказалось брошенной – грузовики, старые суда, – их остовы ржавеют там и по сей день.
В общем, в наше первое плавание случилось то, чего я боялся больше всего. Я остерегался близко подходить к отмелям и каменистым местам. Но это нас не спасло – тяжелые и лихие годы оставили нам свое ржавое наследство.
На обратном пути к Приозерску при заходе в реку Вуокса ветер дул чисто встречный, а ширина фарватера составляла около 30 метров, и пройти под парусами не было возможности. Я решил, что свечи в двигателе могли просохнуть, и он заведется. Так и случилось. Теперь, в ответственный момент, двигатель нас не подвел. Он завелся, и последние 500 метров нашего путешествия, как бы в награду, дотащил нас до марины!
Хотелось бы прикрепить фото и карту места, где мы влетели в неопознанный объект, но не могу - только что зарегистрировался на форуме
Будем писать о наших приключениях также в группу ВК, рады гостям: vk.com/yacht_antonovka