Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Ушкуи


Сообщений в теме: 117

#51 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 29 июня 2007 - 20:59

Во многих научных работах определены два способа строительства долбленых
челнов. Первый способ традиционен. Срубленное дерево (использовалась осина, осо
корь, липа или дуб) обрабатывали и путем обтесывания, долбления и выжигания, прида
вая заостренную форму. Затем колоду распаривали, и с помощью кольев разводили бор
та. Данный способ в настоящее время используется при изготовлении долбленых лодок,
например, в с. Шестаково Бобровского района, что неоднократно наблюдал автор на
стоящей статьи. Другой способ требовал от 2-х до 5 лет. Он характерен для районов рус
ского Беломорья. Осина, еще на корню, надкалывается вдоль деревянными клиньями по
одному направлению. Клинья через каждые трое суток вколачиваются глубже и глубже
для того, чтобы дерево, продолжая расти, раздавалось более в ширину. Переменой
клиньев и увеличением толщины их, а также и закладыванием в расщелину распорок
расширяют ствол, и дают ему первоначальный вид. Далее, по прошествии двух-пяти лет,
осина срубается, оставшаяся в стволе древесина вырубается топором или выжигается.
По окончании долбления труба наполняется водой, которая потом выливается. В трубе,
по всей ее длине, раскладывают легкий огонь, который, действуя на влажную древесину,
распаривает ее и делает гибкой. Наконец, когда распаренное дерево сделается гибким,
тогда посредством толстых деревянных распорок придают ему нужную форму. Такой
челн служил основой и для изготовления набойных лодок.

цитата отсюда - вроде было у Богомолова тоже самое
http://www.vspu.ac.r...hist/publish/am
  • 0

#52 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 29 июня 2007 - 21:02

(карельск. – vsko, usko)

Так называлась в старинных хрониках карельская шитая лодка, строившаяся в бассейнах озер Сайма и Ладоги. Конструкция была неизвестна, пока в 1976 году на озере Койралампи в районе Ряяккиля не были найдены останки лодки древесный материал, который датировался XII веком. В 1985 году останки лодки были изучены и реконструированы. Длина ее составила примерно 6,6 метра, наибольшая ширина – 1,6 метра. Конструктивно лодка имела широкую центральную килевую доску (тесанное бревно) веретенообразной формы, к которой с двух сторон с помощью замка крепились симметричные полукруглые штевни. К килевой доске и штевням с помощью еловых корней «шились» внахлест бортовые доски – по три с каждой стороны. К штевням доски шились сплошной «стежкой» длиной около 2 метров, а между собой – прерывистой по 3 стежка в группе. Высота борта составляла около 65 сантиметров. Внутри корпуса имелось 5 шпангоутов, три из которых служили основанием для досок – сидений. На бортах были закреплены с помощью еловых корней 4 «уключины» изготовленных из куска ствола с сучком. На бортах также были места для крепления еще двух уключин. Вероятно, лодка могла иметь четыре ли шесть гребцов (по две на сидение) и одного рулевого с кормовым веслом.

Финские исследователи идентифицировали найденную лодку с карельским ушкуем. В 2001-2002 годах финскими энтузиастами из области Саво под уководством Ээро Лайтинена были изготовлены две реплики ушкуев – Ruti длиной 7 метров и Lus длиной 7,5 метра. Они используются для реконструкции маршрутов древних плаваний в регионе оз. Сайма и между финским и Ботническим заливами. Лодки берут по 8 человек и развивают скорость до 12 км в час.

цитата отсюда: http://ships.rwwws.r...?id=208&mid=206
  • 0

#53 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 29 июня 2007 - 21:10

А что дракары у викингов - чисто весельные или чисто парусные - потому что предназначены для морских перевозок? - по поводу того что ушкуи не могут быть весельными судами - только умозрительное заключение они были весельными и имели парус так же как и все остальные суда похожих класоов - дракары шняки лодии насады и прочее и утверждение что ушкуй чисто парусное судно лишено логики - ушкуй весельное судно с вспомогательным парусом - такоеже как и дракары викингов и не надо выдумывать что то особенное
  • 0

#54 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 29 июня 2007 - 23:08

Все, больше не буду. Спасибо за Ruti и Lus, ушел искать. ЗЫ. Последние дракары - условно весельные, в них даже банки не предусмотрены, так как-то
  • 0

#55 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 30 июня 2007 - 03:36

Все, больше не буду. Спасибо за Ruti и Lus, ушел искать.

ЗЫ. Последние дракары - условно весельные, в них даже банки не предусмотрены, так как-то

<{POST_SNAPBACK}>


Не на одном драккаре не предусмотренны банки для гребли - экипаж сидел на собственных рундуках около своей уключины и при надобности греб как миленький даже не заикаясь что типа дракар чисто парусный и он тут типа не нанимался в гребцы :)
  • 0

#56 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 01 июля 2007 - 19:32

Все-таки ролик посмотрите. Гребцы, количеством 60, сидят в 30 метровой реконструкции дракара Ванефрея на банках-бимсах. Дело не в том, было ли на чем оным гребцам сидеть: на последних дракарах нет износа гребных портов, в отличие от первых. Не нашел описания конструкции ни самих карельских ушкуев, кроме вами приведенного, ни их реплик, нашел село Урожайное, быв. Уискола, где, как полагают, в основном и строились эти самые карельские ушкуи. Проблема в том, что с 1325 г. это точно, а, возможно, и ранее она входила в состав карельских земель Швеции, а не Новгорода. Не слышал ничего о шведских ушкуях, а ушкуйники во второй половине XIV века ходили нв Низ исключительно из Заволочья, до Уисколы далековато. Для гребли 30 гребцов на 18 метровом ушкуе с постановкой иногда при попутном ветре паруса достаточно одного пояса обшивки, но при этом теряется мореходность, необходимая для выхода в Белое и Баренцево моря. Установка второго пояса для придания судну мореходных качеств приводит к проблемам с греблей, тем же самым, с которыми столкнулись и викинги. Думается, схожие проблемы решались сходными методами: принесением в жертву гребных качеств, при этом очень скоро обнаруживается, что уменьшение числа гребущих на скорости не отражается. Поскольку ушкуй несколько младше лонгшипа, вполне возможно, что гребные порты сохранились на нем только в носу и корме, как это было принято во всем тогдашнем торговом флоте.
  • 0

#57 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 02 июля 2007 - 01:37

А в чем собственно проблема? Я и не настаиваю что при дальнем морском походе народ тупо и упорно греб имея попутный ветер, более того при дальнем морском походе он не греб и при встречном ветре - но и не шол в лавировку он отстаивался на якорях или в ближайшей бухте - весла использовались только в бою или перед высадкой на вражеский берег , или при маневре в узкостях- так же и чайки запорожские делали, так же и викинги делали из-за чего и износ весельных портов мал, но не ходили ни на ушкуях ни на дракарах по шхерам и рекам в лавировку имея полноценнай состав экипажа для гребли быстрей догрести чем идти в лавировку с риском опрокинуться необходимость в лавировке возникла у промысловых лодок с минимальным составом экипажа и необходимостью попасть в заданную точку при любом направлении ветра - проверить поставленные сети доставить быстро улов к судну или на базар. Кстати дракары в лавировку ходить могли покрайней в полный бейдевинд возможно и наши лодьи насады и ушкуи также могли идти круто к ветру покрайней мере у Боголюбова при описании будары есть упоминание - что она имела как и все суда сделанные из долдленок малою остойчивость при боковых ветрах и чтобы ее увеличить к подветренному борту привязывали связку камыша для увеличения остойчивости - отсюда возможно и связки камыша на запорожских чайках.
  • 0

#58 Harry

Harry

    хранящий лодку в гараже

  • Капитан
  • 6 389 сообщений
  • Из:Архангельск
  • Судно: швертбот 3,5
  • Название: Зуёк

Отправлено 02 июля 2007 - 10:18

ЗЫ. Последние дракары - условно весельные, в них даже банки не предусмотрены, так как-то

<{POST_SNAPBACK}>

Какие последние?
А есть еще такой вариант что гребут стоя, или даже ходят по палубе. Т.е. банок нет
Впрочем это для барж, точно не для ушкуев :)
  • 0

#59 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 07 июля 2007 - 22:34

Сколько же нам нужно поясьев? Осадка у нас задается условиями плавания река-лужа-море и не может быть намного больше 0,5 м. Осина, растянутая в плоскость почти по самое не могу, но так, чтобы обеспечить нам примерно такое же дно, как и у реюшки, даст 0,25 м высоты от ОЛ, для того, чтобы нам плыть, да еще и с парусами, потребуется почти два метра в носу и чуть более метра на миделе, то есть, достаточно трех поясьев по 40 см. или двух по 60 см.

<{POST_SNAPBACK}>

Ошибся, логику все-таки желательно геометрией проверять. Проверил, высота от ОЛ трубы на миделе получается около 0,6 м., т. е. первый пояс находится целиком выше ВЛ, дает высоту борта на миделе около 1,1 м. и больше 1,5 м. в оконечностях. Экстремально, конечно, но можно обойтись и одним поясом обшивки, хотя, в оконечностях я бы его и нарастил.

Какие последние?

<{POST_SNAPBACK}>

Не знаю, спросите у фон Фиркса.

А есть еще такой вариант что гребут стоя, или даже ходят по палубе. Т.е. банок нет

А в этом, пожалуй, смысл есть, учитывая высоту портов над уровнем палубы. Некоторые так и поступают:

Прикрепленные изображения

  • rodd01.jpg

  • 0

#60 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 08 июля 2007 - 08:28

Ошибся, логику все-таки желательно геометрией проверять. Проверил, высота от ОЛ трубы на миделе получается около 0,6 м., т. е. первый пояс находится целиком выше ВЛ, дает высоту борта на миделе около 1,1 м. и больше 1,5 м. в оконечностях. Экстремально, конечно, но можно обойтись и одним поясом обшивки, хотя, в оконечностях я бы его и нарастил.

Не знаю, спросите у фон Фиркса.
А в этом, пожалуй, смысл есть, учитывая высоту портов над уровнем палубы. Некоторые так и поступают:

<{POST_SNAPBACK}>


Сразу возникает вопрос - как геометрически проверял? лист картона распрямлял? и какой диаметр условного бревна брался, по источникам, в те времена оговариваются деревья таких габаритов - что даже без разводки бортов можно было получить лодью вместимостью до 40 человек

У фон Фиркса только одна строчка на эту тему и то без коментариев, кстати все сведения об изношенности портов, я так понял взяты с дракаров выкопаных из могильных холмов здесь можно сделать два предположения обьясняющие сей факт или судно специально сделано как похоронное или оно на момент смерти было недавно сделани и мало эксплуатировалось. С другой стороны - новодел Сага Сиглар пройдя вокруг света при малочисленном экипаже видимо вообще не эксплуатировалось под веслами.
  • 0

#61 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 08 июля 2007 - 18:13

С другой стороны - новодел Сага Сиглар пройдя вокруг света при малочисленном экипаже видимо вообще не эксплуатировалось под веслами.

<{POST_SNAPBACK}>

Угу. С гребной проблемой столкнулись еще самые первые новодельщики:

Однако попытка идти под веслами закончилась неудачей вследствие малой подготовленности команды.


Сразу возникает вопрос - как геометрически проверял? лист картона распрямлял? и какой диаметр условного бревна брался,

Диаметр бревна задан в ТЗ, равняется приблизительно одному метру, соответственно длина его окружности 3,14 м., откидываем 0,14 на затес, получаем возможную длину поперечного обвода миделя 3 м., загоняем ее в нужные нам обводы и ширину по ВЛ, получаем высоту борта в 0,6 м. В принципе, та ж картонка.

по источникам, в те времена оговариваются деревья таких габаритов - что даже без разводки бортов можно было получить  лодью вместимостью до 40 человек

Я исхожу из того, что вряд ли такие деревья росли в достаточном количестве, чтобы единовременно построить флот из 200-300 вымпелов. Крупные трубы, судя по всему, изготовлялись серийно и не только для ушкуев.

Фотофиксация процесса постройки долбленой лодки.

ИзображениеИзображение

Описание современной реконструкции.
Продолжение

ЗЫ. Борта этой лодочки, кстати, делались по той же технологии.

Сообщение отредактировал nonic: 08 июля 2007 - 18:20

  • 0

#62 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 08 июля 2007 - 20:10

Все эти технологии были описаны в КиЯ еще за 70-е годы про ветку долбленку. Да и в последних тоже. Грубо говоря из дерева диаметром 1 метр можно получить корпус шириной не менее 2,5м и высотой борта по миделю 0,5м. Такие деревья попадаются еще и сейчас - правда достаточно редко но 1000 лет назад я думаю деревьев 1м и более в северных лесах росло гораздо больше и в полне вероятно что попадались экземпляры более 2м. в радиусе гораздо чаще чем мы можем себе представить, а если предположить что деревья искуственно уширялись прямо на корню, а в этом плане деревья вполне поддатливы то можно представить себе бизнес некоторых племен вятичей которые во всех мало мальски пригодных рощах выращивали на корню уши ушкуи и по первой необходимости валили их выдалбливали и сбывали по сходной цене.
  • 0

#63 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 11 июля 2007 - 22:02

Ну, будем считать, что такие деревья попадались. Вот такая тогда получается лодка: Длина наибольшая - 18 м. Длина по ВЛ - 15,4 м. Ширина наибольшая - 3,5 м. Ширина по ВЛ - 2,7 м. Высота борта на миделе - 1,3 м. Высота в оконечностях - 2,05 м. Осадка - 0,5 м. Водоизмещение - 8,5 т. Вес корпуса без набора - 850 кг.

Прикрепленные изображения

  • ___1.jpg
  • ___5.jpg
  • ___2.jpg

  • 0

#64 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 11 июля 2007 - 22:14

Картинка красивая - ничего не скажеш - но не факт что симетричность оконечностей была до такой степени строгой, с учетом необходимого штормования таких судов в открытом море и ухода от попутного шторма ближе к берегу ахтерштевень необходимо делать фактически вертикальным

http://www.science.s...ip/History.html
  • 0

#65 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 11 июля 2007 - 23:08

Угу. И вешать на него руль.

ЗЫ. При шторме, полагаю, на этой лодке надо рубить мачту и уходить от него лагом к волнам под веслами. См. http://www.science.s...ip/History.html
  • 0

#66 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 11 июля 2007 - 23:56

Угу. И вешать на него руль.

ЗЫ. При шторме, полагаю, на этой лодке надо рубить мачту и уходить от него лагом к волнам под веслами. См. http://www.science.s...ip/History.html

<{POST_SNAPBACK}>


Как раз под веслами лагом физически невозможно, а вот наличие носового рулевого весла - вполне оправдано именно для удержания судна лагом к волне.

Вертикальный ахтерштевень снижает вероятность заливания попутной волной - видимо суда славян такой конструкции позволяли уходиь от попутного сильного ветра 5 - 6 баллов и пассивно штормовать при более сильном шторме лагом к волне ну а мачту полюбому рубили.

Исходя из всего вышеперечисленного в теме - можно повториться в определении ушкуя как типа судна - длинна от 12 до 30 метров, симметрично относительно миделя по ватерлинии, при чисто речном использовании возможно и симметричен по углу наклона ахтерштевня и форштевня, для смешанного и морского плавания чаще ахтерштевень почти вертикален - форштевень наклонен вперед в пределах градусов 25, форма штевней чаще прямая - вызванная упрощением конструкции при массовом производстве, хотя могут быть и вариации - прямой с отгибом внутрь и с погибью - в зависимости от вкуса мастера и наличия кокор, Способ постройки - выдалбливается из единого ствола дерева с последующем набоем или насадом дополнительных слоев обшивки - изготавливалась заготовка при этом по способу выращивания на корню, что придавало характерный вид заготовки похожий на ухо зайца - откуда первоначальный смысл названия, ушко уш ушкуй,названивание возможно было месным, в последствии при широком использовании новгородцами для освоения северных территорий и ассоциативности с именованием медведя северянами ушкуем перенос смыслы названия, и в дальнейшем перенос названия на любое судно изготавливаемое для похода новгородской вольницы уже приобредшей наименование ушкуйник, судно исключительно весельно-парусное, имеющее вспомогательно носовое рулевое весло позволяющее упрощать маневр как во время боя - так и во время сложных переходов по порожистым рекам и штормовым морям но ни в коем случае не используемом для руления при смене направления движения как на проа за ненадобностью и бесмысленостью сего маневра, имеющее прямой парус - ни в коем случае не ходившее в жесткую лавировку по рекам и шхерам - хотя возможно ходящее достаточно круто к ветру при благоприятных обстоятельствах, для увеличения остойчивости при этом имеющее кранцы на всю длинну бортов, а так же для повышения штормовой остойчивости.
Короче - небыло ушкуя как отдельного ярковыраженного типа судна с характерными какими то особенностями, а был вариант широко распространенных типов судов имеющих разные названия, примером может послужить описание Боголюбовым парусных судов поволжья (прямых наследников древнеруского судостроения) - имеется куча названий - коренные косные кладные посудные свойские и прочее - все они конструктивно мало отличались друг от друга - разве что размерами и внутренним конструктивом и все отличие было от применяемости и мест постройки
  • 0

#67 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 13 июля 2007 - 16:46

Кажется, с парусами мы уже разобрались: как ни заманчиво поставить на ушкуи косые паруса, но, скорее всего, парус был-таки прямой. Как с ним управлялись наши предки, дело давно забытое: даже на новодельных дракарах никому в голову не приходит отдавать подветренные ванты и использовать шпирты, хотя соловецкие лодьи ходили с ними еще в XVIII веке. Симметричность оконечностей – не прихоть, а результат применяемой технологии: прямые доски накладываются на трубу под углом, задаваемым касательной к радиусу гиба на кромке трубы, от этого же угла зависит и седловатость борта, и углы наклона штевней. Не насилуя доски, изменить наклон одного из штевней просто не получится, получиться может только транец. В поисках следов строительства карельского ушкуя набрел на реконструкции судна, раскопанного в Стокгольме. Лодка самого начала XIV века 21х3,4 м., осадка 0,5 м. очень похожа на искомый мною ушкуй, но не он: судно несомненно скандинавской постройки, килевое с клинкерной обшивкой. В общем, свейский вариант ушкуя. Все бы ничего, но для полного счастья не хватает тонн трех водоизмещения – киль съедает осадку. Не знаю, кто на кого влиял, приятно тешить себя надеждой, что новгородцы на свеев, но и у скандиновов тоже получилась узкая легкая лодка с абсолютно симметричными оконечностями, на одной из которых установлен новомодный руль. К чему это привело, см. фото. Для того, чтобы так не раскорячиваться при управлении, и появился вертикальный ахтерштевень.

Прикрепленные изображения

  • helga_original_24.jpg
  • IMG_2287.jpg
  • agnetelille.jpg

  • 0

#68 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 13 июля 2007 - 18:04

А почему все безоговорочно приняли конструкцию с долбленым днищем. yyy
Из работы Петра Егоровича Сорокина, подводного археолога и специалиста по средневековому судостроению "Водные пути и судостроение на Северо-Западе Руси в средневековье" , СПб, 1997: Изд-во СПб университета, узнаем:
"Ушкуй (варианты: ускуй, скуй) упоминается в Новгородских и Псковских летописях шесть раз с 1320 по 1473 год, причем в тех и других даты этих сообщений существенно расходятся: если три сообщения в первых датируются 1320-1376 гг., то такое же число упоминаний во вторых - с 1407 по 1473 год" (с. 52). Считаю, что в этот период технология "крупного" судостроения на Северо-Западе ушла далеко от долблено-набойных прототипов. Долбление оставалось уделом мастеров-лодочников.
На с. 146-147 приведена
"Реконструкции новгородских судов, выполненнные на основе археологических материалов:
"1) набойная лодья (по М.Х. Алешковскому) (здесь - не привожу);
2) корабль (струг, учан или ушкуй) (по Б.А. Колчину)".
  • 0

#69 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 13 июля 2007 - 19:12

Выбор мною долбленого основания для ушкуя обоснован в самом первом сообщении темы. Возможно, ушкуй второй половины XV века и представлял собой подобное корытце, но даже в конце века XIII, думаю, по морю такие не плавали. Центр строительства ушкуев XIII-XIV веков, вероятнее всего, был недалеко от того места, из которого выходили ушкуйники - то есть, где-то либо на Двине, либо на Онеге, потому даже новгородские летописи, так же относящиеся к своей провинции, как Москва к своей, о них и предпочитают не упоминать. Отказываться от долбленого днища в пользу дощаного, кажется, не было оснований: в постройке дощаное не проще - постройка предлагаемым мной способом не требует стапеля и лекал, а доски, необходимые для строительства большой лодки, едва ли не дороже долбленки, являющейся основой всей ее днищевой части, клинкер по швам течет и сегодня, тек он и раньше в отличие от цельной долбленой колоды, осина вязкая, потому не раскалывается, значит, днище из нее можно делать тоньше, а шпангоутов ставить меньше, дополнительную упругость и стойкость к точечным ударам в днище обеспечивает и его форма. Ну, и, наконец, те лодки, что до последнего времени бегали по Волге и Уралу, независимо от своих размеров повторяли обводы долбленых лодок, лодочки бывали до 40-50 м. длиной, но были такие же плоскодонные с лекальным днищем и круглой скулой. Про обводы же того скифа, что предлагается в качестве ушкуя Колчиным... ЗЫ. Лодки с обшивкой вгладь ни на востоке Новгородской земли, ни на ее севере мне лично неизвестны, я бы строил именно вгладь, но увы...

Сообщение отредактировал nonic: 13 июля 2007 - 19:21

  • 0

#70 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 13 июля 2007 - 19:39

Оффтоп про примитивные технологии. Ножи до появления товарного производства делали так: выковывали углеродистую тонкую стальную пластину и наваривали на нее с боков пластины потолще из мягкого железа, получался самозатачивающийся нож - новинка второй половины ХХ века, технология была примитивна, в смысле - непроизводительна, потому и исчезла.
  • 0

#71 Serg-IF

Serg-IF

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 038 сообщений
  • Из:Павлово на Оке
  • Судно: Финн Торнадо 470
  • Название: "Авось"

Отправлено 13 июля 2007 - 20:14

На счет долбденок могу добавить способ лащения обшивки всех судов народной постройки - т.е. конопаченья стыков досок с помощью треугольных реек с креплением их скобами это чисто способ возникший для конопачения трещин в долбленных корпусах - по другому там и не сделаеш
  • 0

#72 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 13 июля 2007 - 20:27

Про обводы же того скифа, что предлагается в качестве ушкуя Колчиным...

ЗЫ. Лодки с обшивкой вгладь ни на востоке Новгородской земли, ни на ее севере мне лично неизвестны, я бы строил именно вгладь, но увы...

<{POST_SNAPBACK}>

Если не известны Вам, то это не значит, что неизвестны вообще. Воспользовавшись рекомендованной выше работой П.Е. Сорокина, отнюдь не пожилого академика, сидящего в кабинете, а действующего археолога, в т.ч. подводного, и сотрудника СПб института истории естесвознания и техники РАН, узнаем, что бОльшая часть находок дощатых фрагментов средневековых судов (мы по прежнему говорим о Северо-Западе Руси), свидетельствует о соединении этих досок по пазам встык нагелями. И лишь незначительная часть - внакрой. Остатки судов паромного типа встречаются значительно чаще других - поскольку плоские днища приспосабливали под мостовые, вниз шпангоутами. А криволинейные, увы.....
Сорокин пришел к интересному выводу - эволюционная теория развития древнерусских судов от простого к сложному (каркасная лодка - однодеревка - однодеревка с набойными бортами - дощатое судно) НЕ находит подтверждения в археологических материалах средневековой Северо-западной Руси (с. 96).
Сорокиным выделены два основных этапа в развитии судостроения этого региона:
1. Сер. VIII - XI вв. - представлены все три типа судов:
1) дощатые килевые с клинкерной обшивкой, соединенной железными заклепками; 2) паромообразные плоскодонные с прямыми бортами, с обшивкой встык; 3) однодеревки и суда на их основе.
Заклепки датируются в основном второй пол. VIII - X вв. ; судовые доски (2-й тип) -Х в.; дугообразные шпангоуты (3-й тип) - известны только в XI в.
2. С XII по ХIV вв. - почти исчезают судовые заклепки в слоях этого времени в Новгороде и Пскове. Сорокин связывает это с заменой заклепок на сшивание бортовой обшивки вицей.
Два других типа, вероятно, не претерпевают существенных изменений. Некоторая часть паромных судов приобретает более обтекаемые формы и обводы, становясь пригодной к озерному и морскому плаванию.
Сопоставив писменные и археологические источники, Соркин замечает. что изменение устройства судов 1-го типа (клинкер) совпадает по времени с прекращением употребления термина "корабль" по отношению к русским водным средствам. Почти все эти случаи связаны с варяжско-славянскими дружинами.
Сорокин отмечает, что к килевым судам с обшивкой внакрой могут быть отнесены такие термины как - корабль, шнека, скейд, кнорр, возможно - морская (заморская) лодья. К плавсредствам с плоским дном и обшивкой встык - паром, павозок, учан. Челн и различные варианты лодей - однодеревки с нарощенными бортами. Возможно, впоследствии термин "лодья" стал означать и дощатое судно.
Ну и Ваш ушкуй и насад, вероятно относились к комбинированным судам - однодеревая основа, ДОЩАТЫЕ борта. Соркин предполагает, что финский термин "ушкуй" распространился на сходное по устройству судно - насад, пришедшее из Южной Руси. Уже в XVII в. насадами называли большие дощатые суда....
Ну и откуда такие разные суда. Восточные славяне вышли к бассейну Балтики только в средневековье. Оживление международной торговли, важнейшие пути которой проходили по рекам и озерам Северо-Запада (из Варяг в Греки), привели к бурному развитию местного судоходства и судостроения. Для морского плавания использовались большие килевые суда скандинавского типа, для прибрежного и озерного - расширенные однодеревки с нарощенными бортами (вероятно, финская традиция). Для рек - дощатые плавсредства с плоским дном и прямыми бортами - традиция центральноевропейской общеславянской родины. Природные условия способствовали преимущественному распространению последних двух типов. Итак, судостроительная традиция Северо-Западной Руси - синтез технологий и их приспособление к местным условиям на своей собственной основе, с использованием традиций своих прибалтийских соседей.
Всю монографию пересказывать не буду, но точка зрения - понятна.
Рисуйте дальше СВОЙ ушкуй... :D
  • 0

#73 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 13 июля 2007 - 20:34

На счет долбденок могу добавить способ лащения обшивки всех судов народной постройки - т.е. конопаченья стыков досок с помощью треугольных реек с креплением их скобами это чисто способ возникший для конопачения трещин в долбленных корпусах - по другому там и не сделаеш

<{POST_SNAPBACK}>

Этот способ - нащельники, использвался славянами для заделки стыков поясьев на своих дощатых судах. Эти скобы - одна из распространенных археологических находок на северо-западе, относящихся к судам. Ну а долбленкам намного больше тысяч лет, чем "железу". Хотя, именно разведенки со сторожками - встречаются с начала новой эры.
  • 0

#74 nonic

nonic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • Из:С.Пб

Отправлено 13 июля 2007 - 20:56

Соркин предполагает, что финский термин "ушкуй" распространился на сходное по устройству судно - насад, пришедшее из Южной Руси. Уже в XVII в. насадами называли большие дощатые суда....

<{POST_SNAPBACK}>

И чем же МОЙ ушкуй противоречит концепции Сорокина?

Рисуйте дальше СВОЙ ушкуй... :D

Угу, пасиб!

Прикрепленные изображения

  • 8.jpg

  • 0

#75 Александр Глебов

Александр Глебов

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 717 сообщений
  • Из:Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Отправлено 13 июля 2007 - 21:32

И чем же МОЙ ушкуй противоречит концепции Сорокина?

Угу, пасиб!

<{POST_SNAPBACK}>

Это выделение СВОЙ, и есть мои благопожелания, а отнюдь не ехидство. :D
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей