Ушкуи
#51
Отправлено 29 июня 2007 - 20:59
челнов. Первый способ традиционен. Срубленное дерево (использовалась осина, осо
корь, липа или дуб) обрабатывали и путем обтесывания, долбления и выжигания, прида
вая заостренную форму. Затем колоду распаривали, и с помощью кольев разводили бор
та. Данный способ в настоящее время используется при изготовлении долбленых лодок,
например, в с. Шестаково Бобровского района, что неоднократно наблюдал автор на
стоящей статьи. Другой способ требовал от 2-х до 5 лет. Он характерен для районов рус
ского Беломорья. Осина, еще на корню, надкалывается вдоль деревянными клиньями по
одному направлению. Клинья через каждые трое суток вколачиваются глубже и глубже
для того, чтобы дерево, продолжая расти, раздавалось более в ширину. Переменой
клиньев и увеличением толщины их, а также и закладыванием в расщелину распорок
расширяют ствол, и дают ему первоначальный вид. Далее, по прошествии двух-пяти лет,
осина срубается, оставшаяся в стволе древесина вырубается топором или выжигается.
По окончании долбления труба наполняется водой, которая потом выливается. В трубе,
по всей ее длине, раскладывают легкий огонь, который, действуя на влажную древесину,
распаривает ее и делает гибкой. Наконец, когда распаренное дерево сделается гибким,
тогда посредством толстых деревянных распорок придают ему нужную форму. Такой
челн служил основой и для изготовления набойных лодок.
цитата отсюда - вроде было у Богомолова тоже самое
http://www.vspu.ac.r...hist/publish/am
#52
Отправлено 29 июня 2007 - 21:02
Так называлась в старинных хрониках карельская шитая лодка, строившаяся в бассейнах озер Сайма и Ладоги. Конструкция была неизвестна, пока в 1976 году на озере Койралампи в районе Ряяккиля не были найдены останки лодки древесный материал, который датировался XII веком. В 1985 году останки лодки были изучены и реконструированы. Длина ее составила примерно 6,6 метра, наибольшая ширина – 1,6 метра. Конструктивно лодка имела широкую центральную килевую доску (тесанное бревно) веретенообразной формы, к которой с двух сторон с помощью замка крепились симметричные полукруглые штевни. К килевой доске и штевням с помощью еловых корней «шились» внахлест бортовые доски – по три с каждой стороны. К штевням доски шились сплошной «стежкой» длиной около 2 метров, а между собой – прерывистой по 3 стежка в группе. Высота борта составляла около 65 сантиметров. Внутри корпуса имелось 5 шпангоутов, три из которых служили основанием для досок – сидений. На бортах были закреплены с помощью еловых корней 4 «уключины» изготовленных из куска ствола с сучком. На бортах также были места для крепления еще двух уключин. Вероятно, лодка могла иметь четыре ли шесть гребцов (по две на сидение) и одного рулевого с кормовым веслом.
Финские исследователи идентифицировали найденную лодку с карельским ушкуем. В 2001-2002 годах финскими энтузиастами из области Саво под уководством Ээро Лайтинена были изготовлены две реплики ушкуев – Ruti длиной 7 метров и Lus длиной 7,5 метра. Они используются для реконструкции маршрутов древних плаваний в регионе оз. Сайма и между финским и Ботническим заливами. Лодки берут по 8 человек и развивают скорость до 12 км в час.
цитата отсюда: http://ships.rwwws.r...?id=208&mid=206
#53
Отправлено 29 июня 2007 - 21:10
#55
Отправлено 30 июня 2007 - 03:36
Все, больше не буду. Спасибо за Ruti и Lus, ушел искать.
ЗЫ. Последние дракары - условно весельные, в них даже банки не предусмотрены, так как-то
Не на одном драккаре не предусмотренны банки для гребли - экипаж сидел на собственных рундуках около своей уключины и при надобности греб как миленький даже не заикаясь что типа дракар чисто парусный и он тут типа не нанимался в гребцы
#56
Отправлено 01 июля 2007 - 19:32
#57
Отправлено 02 июля 2007 - 01:37
#58
Отправлено 02 июля 2007 - 10:18
Какие последние?ЗЫ. Последние дракары - условно весельные, в них даже банки не предусмотрены, так как-то
А есть еще такой вариант что гребут стоя, или даже ходят по палубе. Т.е. банок нет
Впрочем это для барж, точно не для ушкуев
#59
Отправлено 07 июля 2007 - 22:34
Ошибся, логику все-таки желательно геометрией проверять. Проверил, высота от ОЛ трубы на миделе получается около 0,6 м., т. е. первый пояс находится целиком выше ВЛ, дает высоту борта на миделе около 1,1 м. и больше 1,5 м. в оконечностях. Экстремально, конечно, но можно обойтись и одним поясом обшивки, хотя, в оконечностях я бы его и нарастил.Сколько же нам нужно поясьев? Осадка у нас задается условиями плавания река-лужа-море и не может быть намного больше 0,5 м. Осина, растянутая в плоскость почти по самое не могу, но так, чтобы обеспечить нам примерно такое же дно, как и у реюшки, даст 0,25 м высоты от ОЛ, для того, чтобы нам плыть, да еще и с парусами, потребуется почти два метра в носу и чуть более метра на миделе, то есть, достаточно трех поясьев по 40 см. или двух по 60 см.
Не знаю, спросите у фон Фиркса.Какие последние?
А в этом, пожалуй, смысл есть, учитывая высоту портов над уровнем палубы. Некоторые так и поступают:А есть еще такой вариант что гребут стоя, или даже ходят по палубе. Т.е. банок нет
#60
Отправлено 08 июля 2007 - 08:28
Ошибся, логику все-таки желательно геометрией проверять. Проверил, высота от ОЛ трубы на миделе получается около 0,6 м., т. е. первый пояс находится целиком выше ВЛ, дает высоту борта на миделе около 1,1 м. и больше 1,5 м. в оконечностях. Экстремально, конечно, но можно обойтись и одним поясом обшивки, хотя, в оконечностях я бы его и нарастил.
Не знаю, спросите у фон Фиркса.
А в этом, пожалуй, смысл есть, учитывая высоту портов над уровнем палубы. Некоторые так и поступают:
Сразу возникает вопрос - как геометрически проверял? лист картона распрямлял? и какой диаметр условного бревна брался, по источникам, в те времена оговариваются деревья таких габаритов - что даже без разводки бортов можно было получить лодью вместимостью до 40 человек
У фон Фиркса только одна строчка на эту тему и то без коментариев, кстати все сведения об изношенности портов, я так понял взяты с дракаров выкопаных из могильных холмов здесь можно сделать два предположения обьясняющие сей факт или судно специально сделано как похоронное или оно на момент смерти было недавно сделани и мало эксплуатировалось. С другой стороны - новодел Сага Сиглар пройдя вокруг света при малочисленном экипаже видимо вообще не эксплуатировалось под веслами.
#61
Отправлено 08 июля 2007 - 18:13
Угу. С гребной проблемой столкнулись еще самые первые новодельщики:С другой стороны - новодел Сага Сиглар пройдя вокруг света при малочисленном экипаже видимо вообще не эксплуатировалось под веслами.
Однако попытка идти под веслами закончилась неудачей вследствие малой подготовленности команды.
Диаметр бревна задан в ТЗ, равняется приблизительно одному метру, соответственно длина его окружности 3,14 м., откидываем 0,14 на затес, получаем возможную длину поперечного обвода миделя 3 м., загоняем ее в нужные нам обводы и ширину по ВЛ, получаем высоту борта в 0,6 м. В принципе, та ж картонка.Сразу возникает вопрос - как геометрически проверял? лист картона распрямлял? и какой диаметр условного бревна брался,
Я исхожу из того, что вряд ли такие деревья росли в достаточном количестве, чтобы единовременно построить флот из 200-300 вымпелов. Крупные трубы, судя по всему, изготовлялись серийно и не только для ушкуев.по источникам, в те времена оговариваются деревья таких габаритов - что даже без разводки бортов можно было получить лодью вместимостью до 40 человек
Фотофиксация процесса постройки долбленой лодки.
Описание современной реконструкции.
Продолжение
ЗЫ. Борта этой лодочки, кстати, делались по той же технологии.
Сообщение отредактировал nonic: 08 июля 2007 - 18:20
#62
Отправлено 08 июля 2007 - 20:10
#63
Отправлено 11 июля 2007 - 22:02
#64
Отправлено 11 июля 2007 - 22:14
http://www.science.s...ip/History.html
#65
Отправлено 11 июля 2007 - 23:08
ЗЫ. При шторме, полагаю, на этой лодке надо рубить мачту и уходить от него лагом к волнам под веслами. См. http://www.science.s...ip/History.html
#66
Отправлено 11 июля 2007 - 23:56
Угу. И вешать на него руль.
ЗЫ. При шторме, полагаю, на этой лодке надо рубить мачту и уходить от него лагом к волнам под веслами. См. http://www.science.s...ip/History.html
Как раз под веслами лагом физически невозможно, а вот наличие носового рулевого весла - вполне оправдано именно для удержания судна лагом к волне.
Вертикальный ахтерштевень снижает вероятность заливания попутной волной - видимо суда славян такой конструкции позволяли уходиь от попутного сильного ветра 5 - 6 баллов и пассивно штормовать при более сильном шторме лагом к волне ну а мачту полюбому рубили.
Исходя из всего вышеперечисленного в теме - можно повториться в определении ушкуя как типа судна - длинна от 12 до 30 метров, симметрично относительно миделя по ватерлинии, при чисто речном использовании возможно и симметричен по углу наклона ахтерштевня и форштевня, для смешанного и морского плавания чаще ахтерштевень почти вертикален - форштевень наклонен вперед в пределах градусов 25, форма штевней чаще прямая - вызванная упрощением конструкции при массовом производстве, хотя могут быть и вариации - прямой с отгибом внутрь и с погибью - в зависимости от вкуса мастера и наличия кокор, Способ постройки - выдалбливается из единого ствола дерева с последующем набоем или насадом дополнительных слоев обшивки - изготавливалась заготовка при этом по способу выращивания на корню, что придавало характерный вид заготовки похожий на ухо зайца - откуда первоначальный смысл названия, ушко уш ушкуй,названивание возможно было месным, в последствии при широком использовании новгородцами для освоения северных территорий и ассоциативности с именованием медведя северянами ушкуем перенос смыслы названия, и в дальнейшем перенос названия на любое судно изготавливаемое для похода новгородской вольницы уже приобредшей наименование ушкуйник, судно исключительно весельно-парусное, имеющее вспомогательно носовое рулевое весло позволяющее упрощать маневр как во время боя - так и во время сложных переходов по порожистым рекам и штормовым морям но ни в коем случае не используемом для руления при смене направления движения как на проа за ненадобностью и бесмысленостью сего маневра, имеющее прямой парус - ни в коем случае не ходившее в жесткую лавировку по рекам и шхерам - хотя возможно ходящее достаточно круто к ветру при благоприятных обстоятельствах, для увеличения остойчивости при этом имеющее кранцы на всю длинну бортов, а так же для повышения штормовой остойчивости.
Короче - небыло ушкуя как отдельного ярковыраженного типа судна с характерными какими то особенностями, а был вариант широко распространенных типов судов имеющих разные названия, примером может послужить описание Боголюбовым парусных судов поволжья (прямых наследников древнеруского судостроения) - имеется куча названий - коренные косные кладные посудные свойские и прочее - все они конструктивно мало отличались друг от друга - разве что размерами и внутренним конструктивом и все отличие было от применяемости и мест постройки
#67
Отправлено 13 июля 2007 - 16:46
#68
Отправлено 13 июля 2007 - 18:04
Из работы Петра Егоровича Сорокина, подводного археолога и специалиста по средневековому судостроению "Водные пути и судостроение на Северо-Западе Руси в средневековье" , СПб, 1997: Изд-во СПб университета, узнаем:
"Ушкуй (варианты: ускуй, скуй) упоминается в Новгородских и Псковских летописях шесть раз с 1320 по 1473 год, причем в тех и других даты этих сообщений существенно расходятся: если три сообщения в первых датируются 1320-1376 гг., то такое же число упоминаний во вторых - с 1407 по 1473 год" (с. 52). Считаю, что в этот период технология "крупного" судостроения на Северо-Западе ушла далеко от долблено-набойных прототипов. Долбление оставалось уделом мастеров-лодочников.
На с. 146-147 приведена
"Реконструкции новгородских судов, выполненнные на основе археологических материалов:
"1) набойная лодья (по М.Х. Алешковскому) (здесь - не привожу);
2) корабль (струг, учан или ушкуй) (по Б.А. Колчину)".
#69
Отправлено 13 июля 2007 - 19:12
Сообщение отредактировал nonic: 13 июля 2007 - 19:21
#70
Отправлено 13 июля 2007 - 19:39
#71
Отправлено 13 июля 2007 - 20:14
#72
Отправлено 13 июля 2007 - 20:27
Если не известны Вам, то это не значит, что неизвестны вообще. Воспользовавшись рекомендованной выше работой П.Е. Сорокина, отнюдь не пожилого академика, сидящего в кабинете, а действующего археолога, в т.ч. подводного, и сотрудника СПб института истории естесвознания и техники РАН, узнаем, что бОльшая часть находок дощатых фрагментов средневековых судов (мы по прежнему говорим о Северо-Западе Руси), свидетельствует о соединении этих досок по пазам встык нагелями. И лишь незначительная часть - внакрой. Остатки судов паромного типа встречаются значительно чаще других - поскольку плоские днища приспосабливали под мостовые, вниз шпангоутами. А криволинейные, увы.....Про обводы же того скифа, что предлагается в качестве ушкуя Колчиным...
ЗЫ. Лодки с обшивкой вгладь ни на востоке Новгородской земли, ни на ее севере мне лично неизвестны, я бы строил именно вгладь, но увы...
Сорокин пришел к интересному выводу - эволюционная теория развития древнерусских судов от простого к сложному (каркасная лодка - однодеревка - однодеревка с набойными бортами - дощатое судно) НЕ находит подтверждения в археологических материалах средневековой Северо-западной Руси (с. 96).
Сорокиным выделены два основных этапа в развитии судостроения этого региона:
1. Сер. VIII - XI вв. - представлены все три типа судов:
1) дощатые килевые с клинкерной обшивкой, соединенной железными заклепками; 2) паромообразные плоскодонные с прямыми бортами, с обшивкой встык; 3) однодеревки и суда на их основе.
Заклепки датируются в основном второй пол. VIII - X вв. ; судовые доски (2-й тип) -Х в.; дугообразные шпангоуты (3-й тип) - известны только в XI в.
2. С XII по ХIV вв. - почти исчезают судовые заклепки в слоях этого времени в Новгороде и Пскове. Сорокин связывает это с заменой заклепок на сшивание бортовой обшивки вицей.
Два других типа, вероятно, не претерпевают существенных изменений. Некоторая часть паромных судов приобретает более обтекаемые формы и обводы, становясь пригодной к озерному и морскому плаванию.
Сопоставив писменные и археологические источники, Соркин замечает. что изменение устройства судов 1-го типа (клинкер) совпадает по времени с прекращением употребления термина "корабль" по отношению к русским водным средствам. Почти все эти случаи связаны с варяжско-славянскими дружинами.
Сорокин отмечает, что к килевым судам с обшивкой внакрой могут быть отнесены такие термины как - корабль, шнека, скейд, кнорр, возможно - морская (заморская) лодья. К плавсредствам с плоским дном и обшивкой встык - паром, павозок, учан. Челн и различные варианты лодей - однодеревки с нарощенными бортами. Возможно, впоследствии термин "лодья" стал означать и дощатое судно.
Ну и Ваш ушкуй и насад, вероятно относились к комбинированным судам - однодеревая основа, ДОЩАТЫЕ борта. Соркин предполагает, что финский термин "ушкуй" распространился на сходное по устройству судно - насад, пришедшее из Южной Руси. Уже в XVII в. насадами называли большие дощатые суда....
Ну и откуда такие разные суда. Восточные славяне вышли к бассейну Балтики только в средневековье. Оживление международной торговли, важнейшие пути которой проходили по рекам и озерам Северо-Запада (из Варяг в Греки), привели к бурному развитию местного судоходства и судостроения. Для морского плавания использовались большие килевые суда скандинавского типа, для прибрежного и озерного - расширенные однодеревки с нарощенными бортами (вероятно, финская традиция). Для рек - дощатые плавсредства с плоским дном и прямыми бортами - традиция центральноевропейской общеславянской родины. Природные условия способствовали преимущественному распространению последних двух типов. Итак, судостроительная традиция Северо-Западной Руси - синтез технологий и их приспособление к местным условиям на своей собственной основе, с использованием традиций своих прибалтийских соседей.
Всю монографию пересказывать не буду, но точка зрения - понятна.
Рисуйте дальше СВОЙ ушкуй...
#73
Отправлено 13 июля 2007 - 20:34
Этот способ - нащельники, использвался славянами для заделки стыков поясьев на своих дощатых судах. Эти скобы - одна из распространенных археологических находок на северо-западе, относящихся к судам. Ну а долбленкам намного больше тысяч лет, чем "железу". Хотя, именно разведенки со сторожками - встречаются с начала новой эры.На счет долбденок могу добавить способ лащения обшивки всех судов народной постройки - т.е. конопаченья стыков досок с помощью треугольных реек с креплением их скобами это чисто способ возникший для конопачения трещин в долбленных корпусах - по другому там и не сделаеш
#74
Отправлено 13 июля 2007 - 20:56
И чем же МОЙ ушкуй противоречит концепции Сорокина?Соркин предполагает, что финский термин "ушкуй" распространился на сходное по устройству судно - насад, пришедшее из Южной Руси. Уже в XVII в. насадами называли большие дощатые суда....
Угу, пасиб!Рисуйте дальше СВОЙ ушкуй...
#75
Отправлено 13 июля 2007 - 21:32
Это выделение СВОЙ, и есть мои благопожелания, а отнюдь не ехидство.И чем же МОЙ ушкуй противоречит концепции Сорокина?
Угу, пасиб!
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей