Шверт металлический то-же сгодится, но у него эта площадь меньше, чем у метра "канатика"...
- Абсолютно не согласен!
Площадь канатика с точки зрения заземления не равна сумме площадей всех его проволочек. Учитывать надо наружную поверхность канатика, а она у троса всего лишь раза в полтора-два больше, чем у гладкого цилиндрического тела того де лиаметру... Т.е. метр тросика со швертом никак не сравнится.
Плюс еще такой фактор: при "недостаточной" для стекания разряда площади контакта с водой, тросик мгновенно будет окружен прослойкой пара. А шверт - скорее всего нет.
Вообще, в какой-то книге типа "300 советов по катерам лодкам и моторам", была статья по грозозащите, в т.ч. малых яхт с пластиковыми корпусами. Рекомендовалась приклейка к днищу напротив степса мачты, пластины из не слишком тонкой медной фольги, площадью в несколько кв. дец. Естественно, электрически соединенной с мачтой по кратчайшему пути (сквозной болт).
Причем, характерный момент: если площадь пластины достаточно велика, то её можно закатывать под слой краски, ибо высокочастотный разряд проходит через получившийся "конденсатор" влегкую... Тож самое и с диэлектрической оксидной пленкой на люминевом шверте...
А что касается достаточной длины\площади тросика... в пресной воде и пяти метров может оказаться недостаточно. В соленой - хватит
Двумя словами, о природе явления.
Молния не летит и не попадает. Это простой электроразряд разности потенциалов воздуха и земли.
- Гм, ну, если уж совсем в физику углубляться, то с какого перепугу у некоей области воздуха вдруг появится потенциал, сильно отличающийся от остального воздуха, и от земли?
Сам по себе "воздух" (НЕ-ионизированный) - не может иметь никакого потенциала, это почти такая же фигня, как "потенциал вакуума", нет?
Насколько я помню эту механику., электризуются в полете, через трение о воздух, капли воды. Суммируясь,то и порождает огромные разницы потенциалов между грозовым облаком, и землей. Кста, существенная часть разрядов происходит вообще без участия земли, между отдельными областями облака - тот самый "гром без молнии" над самой головой, наверное каждый сталкивался...
Вообще то одно дело дерево и другое дело мачта. Практически мачта (хорошо заземленная и с молниеотводом если деревянная) защищает от молнии всех на борту. Под деревом стоять опасно не потому что молнией зашибет а потому что дерево зачастую ломается и возгорает. Когда ломанешь от трещащего дерева как раз на шаговое напряжение и попадешь
- Совершенно верно. Засада в том, что влага в древесине живого дерева мгновенно вскипает, и дерево трескается, а и ногда и натурально "взрывается", со всеми вытекающими для стоящих под ним... Стекание же разряда по нормальному металлическому проводнику носит принципиально иной характер
.