Перейти к содержимому

Фотография

Баллонеты – геометрия, гидродинамика, износ


Сообщений в теме: 51

#1 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 22:21

:)
Общаясь с конструкторами СВП сделал выводы - износ баллонет сильно зависит не только от материала из которого они пошиты, но и от выбранной формы:
А. Чем больше радиус баллона, тем больше площадь подошвы и меньше удельное давление в пятне контакта, и соответственно меньше износ.
Б. Чем меньше всяческих угловатых форм, выступающих деталей, резких переходов (концентраторов напряжений) – тем меньше износ
Кратко, по форме (поперечного сечения) их можно классифицировать следующим образом:
… 1. самый простой – цилиндрический, круглый, с точки зрения п. А и Б, наилучший!
Типичные представители – «Стрелец», «Стрекоза»...

Прикрепленные изображения

  • Баллонет.JPG

Сообщение отредактировал S_Vladimir: 13 января 2011 - 22:23

  • 0

#2 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 22:22

:)
… 2. Более сложный тип – «винчестер»…
…тут получаем ещё несколько подвидов:
… - вертикальный винчестер с большим баллоном снизу - выглядит более рациональным исходя из пункта Б ,
Применяется на Марс 700

Прикрепленные изображения

  • image002322.jpg

  • 0

#3 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 22:26

:) ... – вертикальный винчестер с большим баллоном сверху – похоже, наихудший с точки зрения износа подошвы, Пример - Хивус

Прикрепленные изображения

  • Нижний Новгород 2.jpg

  • 0

#4 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 22:27

:) … - горизонтально-диагональный винчестер – вероятно с площадью пятна контакта у него тоже неплохо, но неочевидно как с износом будет обстоять в целом, Пример – СВП фирмы СиТех

Прикрепленные изображения

  • 4_big.jpg

  • 0

#5 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 22:28

:) У кого ещё есть какие дополнения, факты - о связи формы и износостойкости?
  • 0

#6 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 22:32

:) Да, ещё такая вариация есть - на тему простого, круглого: конический, на СВП не получил особого распространения (больше на экранопланах), пример Север-4

Прикрепленные изображения

  • 3b.jpg

  • 0

#7 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 22:40

:) ...ну и ещё баллонеты различаются типом реданирования - это: - "ёлочка" из косых реданчиков - продольные реданы - комбинация из косых и продольных реданов
  • 0

#8 Мефодьич

Мефодьич

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 649 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: inflatable
  • Название: Сплав

Отправлено 13 января 2011 - 22:44

:)
У кого ещё есть какие дополнения, факты - о связи формы и износостойкости?

Из практического опыта. Износ немного больше в оконечностях - в носу и корме, в носу он происходит при торможении и наездах на препятствия, в корме - при движении с нормальной для скеговых СВП кормовой центровкой.

Рвать скеги приходилось тоже, хоть и очень редко, но в основном порезы были в кормовой части, опять таки давление на грунт несколько больше, контроль за кормой несколько хуже, а елозит активно при маневрах именно корма.

По форме - резкие перегибы формы, угловатости и неоднородности, конечно, истираются существенно быстрее.
Малый диаметр нижних баллонов в двухъярусных вариантах смягчает ход на волнении (меньше динамические нагрузки), если более плоские баллоны, то трясет сильнее.
  • 0

#9 Мефодьич

Мефодьич

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 649 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: inflatable
  • Название: Сплав

Отправлено 13 января 2011 - 22:54

:)
Общаясь с конструкторами СВП сделал выводы - износ баллонет сильно зависит не только от материала из которого они пошиты, но и от выбранной формы:
А. Чем больше радиус баллона, тем больше площадь подошвы и меньше удельное давление в пятне контакта, и соответственно меньше износ.
Б. Чем меньше всяческих угловатых форм, выступающих деталей, резких переходов (концентраторов напряжений) – тем меньше износ
Кратко, по форме (поперечного сечения) их можно классифицировать следующим образом:
… 1. самый простой – цилиндрический, круглый, с точки зрения п. А и Б, наилучший!
Типичные представители – «Стрелец», «Стрекоза»...

Но от материала зависит существенно сильнее.
Реданы.jpg
Это эксперимент с реданами, изготовленными из сплава ПВХ-ПУ, с низким коэффициентом трения, но износ на них стал заметен гораздо быстрее, чем на полиуретановых реданах.
  • 0

#10 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 23:01

эксперимент с реданами

Мефодьич, а как, в какой степени зависит гидродинамика от типа реданирования?
По фото видно, что на Стрекозе как раз применён
самый технологически не простой комбинированный способ.
Как такой тип показал себя на практике?
Проводились ли количественный сравнения (замеры) с другими типами?

Сообщение отредактировал S_Vladimir: 13 января 2011 - 23:07

  • 0

#11 неваляшка

неваляшка

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 418 сообщений
  • Из:Тольятти

Отправлено 13 января 2011 - 23:12

А дополнение подъюбника к скегам - даст ли какое-нибудь преимущество?

Прикрепленные изображения

  • скеги.jpg

  • 0

#12 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 23:23

:)

А дополнение подъюбника к скегам - даст ли какое-нибудь преимущество?

Определённо это уменьшит коэффициент истечения.
Правда схема,
с учётом необходимости каким-то образом удерживать подьюбник от распирания,
т.е. нужны будут некие перегородки, практически превратится в классическую - сегментную.
Или есть идея как удерживать его без сегментирования?

Сообщение отредактировал S_Vladimir: 13 января 2011 - 23:27

  • 0

#13 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 935 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 13 января 2011 - 23:29

...
Проводились ли количественный сравнения (замеры) с другими типами?

Исторически так сложилось, что разные типы реданирования применяются разными производителями баллонетов. Дело тут очень тёмное и запутанное, существует несколько совершенно противоположных точек зрения на вопрос, от в общем-то уважаемых людей.
Ёлочка досталась Стрельцу и Стрекозе, как прямым потомкам аппаратов Моисеева, на которые она перешла по видимому от баллонов Алексеевских экранопланов. Соответственно у производителей этих аппаратов есть мнение, что эта схема правильная.
На Хивусах продольные реданы, соответственно мнение изготовителей, что правильно именно так.
Пытался прояснить ситуацию у В.П. Морозова, сравнительно независимого и учёного. В результате запутался ещё больше.
На свой аппарат тоже чего-то налепил, на носах и в корме баллонов. Результат пока остаётся непонятным.
  • 0

#14 неваляшка

неваляшка

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 418 сообщений
  • Из:Тольятти

Отправлено 13 января 2011 - 23:37

..
Или есть идея как удерживать его без сегментирования?

Как только вы направили мысли в это русло - они(идеи) тутже появились, и откуда только понавылазили - понабежали!
Теперь пытаюсь выбраться из толпы....:)

Прихватив самых красивых! B)

Сообщение отредактировал неваляшка: 13 января 2011 - 23:38

  • 0

#15 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 13 января 2011 - 23:58

Исторически так сложилось, что разные типы реданирования применяются разными производителями баллонетов. Дело тут очень тёмное и запутанное, существует несколько совершенно противоположных точек зрения на вопрос...

Понятно - каждый кулик своё болото нахваливает...
Похоже самый достоверный ответ можно получить только самому поставив эксперимент.

Чтож - занесу себе это в списочек вопросов подлежащих исследованию:
Сейчас как раз планирую сделать модель-лабораторию,
с которой можено будет далать очень точные непрерывные замеры в режиме реального времени:
скорости, мощности на валу, и т.д.

Кстати, из случившигося ненароком опыта узнал, что и в модельных масштабах косые реданы тоже очень хорошо работают:
в одном из заездов снесло часть реданчиков (задел о какой-то плавающий предмет) на одном из баллонет, и часть
его стала лысой. Так после этого модель вообще не получилось оторвать от воды:
при разгоне покалеченный борт начинал резко залипать и модель разворачивало почти на 180градусов
(неизменно в сторону лысого баллона)

Практически классическая "ёлочка" на модели экраноплана:

Прикрепленные изображения

  • 9.jpg

Сообщение отредактировал S_Vladimir: 14 января 2011 - 00:08

  • 0

#16 Мефодьич

Мефодьич

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 649 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: inflatable
  • Название: Сплав

Отправлено 14 января 2011 - 00:18

Исторически так сложилось, что разные типы реданирования применяются разными производителями баллонетов. Дело тут очень тёмное и запутанное, существует несколько совершенно противоположных точек зрения на вопрос, от в общем-то уважаемых людей.
Ёлочка досталась Стрельцу и Стрекозе, как прямым потомкам аппаратов Моисеева, на которые она перешла по видимому от баллонов Алексеевских экранопланов. Соответственно у производителей этих аппаратов есть мнение, что эта схема правильная.
На Хивусах продольные реданы, соответственно мнение изготовителей, что правильно именно так.
Пытался прояснить ситуацию у В.П. Морозова, сравнительно независимого и учёного. В результате запутался ещё больше.
На свой аппарат тоже чего-то налепил, на носах и в корме баллонов. Результат пока остаётся непонятным.

Ну, если даже Сергей Сергеич так и не понял, что к чему, придется просветить.
Такие реданы или иные, не важно, тут кто к чему привык. Важно, чтобы они работали.
Основная задача состоит в устранении прилипания гладкой поверхности скега к воде, для снижения сил трения, возникающих при контакте с вязкой жидкостью на большой площади. Отсюда другое название реданов - срывники, устройства, обеспечивающие отрыв воды от скега.
Еще одна основная задача (потому и полиуретановых) реданов - защита баллонов от повреждений. У нас эта защита выполнена сплошной "чешуей" из одинакового погонажного профиля переменной толщины. Технологическая сложность в нашем варианте, наверное, только в относительно большей оклеиваемой реданами площади. Но это (как рекламе говорится), сделано для еще бОльшей защиты :)
Еще одна задача - увеличение коэффицента истечения воздуха из подушки, создание подпора. Обеспечивается уплотнением из одной или нескольких вертикальных стенок (или торцов) реданов. У нас, благодаря клиновидной форме сечения, продольные реданы кроме того еще и облегчают выполнение поворотов, создавая на наружном к повороту днище скега силу, препятствующую зарыванию внешнего баллона при боковом скольжении.
В общем, реданы решают довольно много задач. И понятно, что разные схемы реданирования решают их по разному.

А замеры проводились. Гладкие баллоны действительно имеют большее сопротивление, тем большее. чем больше замываемая площадь скегов (т.е. при бОльшей загрузке это и больше заметно). Проявляется в основном в снижении скорости движения по воде, в наших экспериментах - до 10%.

Для баллонетов - "ползунков" еще неплохо было бы, чтобы коэфф. трения материала реданов по разным твердым поверхностям был пониже, для снижения сухого трения - все таки обтюрация поверхности даже подспущенными скегами почти никакая. Но это уж как кому повезет, этот вопрос, к сожалению, мало пока прорабатывался.
  • 0

#17 Мефодьич

Мефодьич

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 649 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: inflatable
  • Название: Сплав

Отправлено 14 января 2011 - 00:29

Практически классическая "ёлочка" на модели экраноплана:

Хорошие у Вас реданчики, только передняя кромка желательно чтобы без ступеньки была.
А о результатах исследований расскажете?
  • 0

#18 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 935 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 14 января 2011 - 00:35

Для баллонетов - "ползунков" еще неплохо было бы, чтобы коэфф. трения материала реданов по разным твердым поверхностям был пониже, для снижения сухого трения - все таки обтюрация поверхности даже подспущенными скегами почти никакая. Но это уж как кому повезет, этот вопрос, к сожалению, мало пока прорабатывался.

Одна из крайностей в решении вопроса - гладкие скеги, из скользкой ПУ ткани. Для зимы вариант очень приличный. При недавних покатушках, аппарат таскали по улице машиной, и меня прицепляли сзади, для обеспечения натяжки троса и возможности торможения аппарата. При этом мне очень хорошо было видно все происходящие процессы. При проползании аппарата по снежному тоннелю, он шел как положено на подушке, практически совсем без трения. Однако при появлении отворота с дороги, с небольшим уклоном, аппарат нырял туда боком, и запрыгивал одним скегом на снежный бордюр, на высоту примерно 0,5-1м. При этом, аппарат очень прилично продолжал скользить уже без подушки, просто на баллонах-полозьях.
Ещё один пример. Аппарат с остановлеными нагнетателями на твёрдом снегу удавалось двигать просто ползком одному человеку (реданы в носу и в корме всё-же при этом мешали).
Ну и третий пример, при первом пробном выходе по дороге под винтовой тягой, при сбросе газа маршевого и нагнеталелей, аппарат всёравно никак не хотел останавливаться, что свидетельствует о хорошем скольжении и идеальной обтюрации снега гладкими баллонами.

Напрашивается 2 варианта протектора, для зимы и лета
  • 0

#19 Мефодьич

Мефодьич

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 649 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: inflatable
  • Название: Сплав

Отправлено 14 января 2011 - 00:45

Одна из крайностей в решении вопроса - гладкие скеги, из скользкой ПУ ткани. Для зимы вариант очень приличный. При недавних покатушках, аппарат таскали по улице машиной, и меня прицепляли сзади, для обеспечения натяжки троса и возможности торможения аппарата. При этом мне очень хорошо было видно все происходящие процессы. При проползании аппарата по снежному тоннелю, он шел как положено на подушке, практически совсем без трения. Однако при появлении отворота с дороги, с небольшим уклоном, аппарат нырял туда боком, и запрыгивал одним скегом на снежный бордюр, на высоту примерно 0,5-1м. При этом, аппарат очень прилично продолжал скользить уже без подушки, просто на баллонах-полозьях.
Ещё один пример. Аппарат с остановлеными нагнетателями на твёрдом снегу удавалось двигать просто ползком одному человеку (реданы в носу и в корме всё-же при этом мешали).
Ну и третий пример, при первом пробном выходе по дороге под винтовой тягой, при сбросе газа маршевого и нагнеталелей, аппарат всёравно никак не хотел останавливаться, что свидетельствует о хорошем скольжении и идеальной обтюрации снега гладкими баллонами.

Напрашивается 2 варианта протектора, для зимы и лета

Перешнуровывать как то не в кайф... вот, если б как то попроще протекторы менялись...
Но, с другой стороны, если материал реданов такой же скользкий, как и полиуретановая ткань (а еще лучше, если еще скользче), то и менять шило на мыло не к чему.
Хотя на маленьком СВП, думаю, увлекаться полноценным реданированием не нужно. Все равно часть задач за них решит сама полиуретановая ткань.

Сообщение отредактировал Мефодьич: 14 января 2011 - 00:45

  • 0

#20 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 14 января 2011 - 01:00

:)

Хорошие у Вас реданчики, только передняя кромка желательно чтобы без ступеньки была.
А о результатах исследований расскажете?

Результаты похоже не раньше лета будут.
А пока предполагаю - что лучшая гидродинамика у комбинированной схемы,
а у неё может быть куча вариаций...

Сообщение отредактировал S_Vladimir: 14 января 2011 - 01:15

  • 0

#21 S_Vladimir

S_Vladimir

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 238 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: экраноплан

Отправлено 14 января 2011 - 01:12

:) Мефодьич, а что Вы скажете, как практик, о схеме баллонов СиТеховцев? Просто вызывает вопрос живучесть мест присоединения баллонов друг к другу, особенно в нижней точке: оно находиться как раз в зоне наибольших деформаций (в отличие от точек стыка баллонов у Марса или Хивуса)

Прикрепленные изображения

  • 4_4big.jpg

Сообщение отредактировал S_Vladimir: 14 января 2011 - 01:18

  • 0

#22 Edi

Edi

    Производитель СВП и аэролодок

  • Инженер
  • 6 025 сообщений
  • Из:Великий Новгород
  • Судно: СВП"Шорох"и"Шелест"
  • Название: СВП"Гром"и"Бриз"

Отправлено 14 января 2011 - 01:46

Добавлю свои 5 коп в тему. Был еще вариант защиты балонов (скегов ) Полиэтиленом Низкого Давления (ПНД)... чешуей. Может люди с опытом подскажут насколько это получилось?
  • 0

#23 Мефодьич

Мефодьич

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 649 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: inflatable
  • Название: Сплав

Отправлено 14 января 2011 - 01:47

:)
Мефодьич, а что Вы скажете, как практик, о схеме баллонов СиТеховцев?
Просто вызывает вопрос живучесть мест присоединения баллонов друг к другу, особенно в нижней точке:
оно находиться как раз в зоне наибольших деформаций (в отличие от точек стыка баллонов у Марса или Хивуса)

Да, линия приклейки будет испытывать большие напряжения, если узел собран именно так, как показано на Вашем рисунке. Я думаю, шов может разрушится за счет отслоения ПВХ обкладки от основы ткани, начиная от линии касания баллонов. Но подробно "живьем" это место я не рассмотрел, а, находясь рядом с натурным образцом, почему то занимался только "художественной" фотографией :)
Гаткий стриказёнок и красивая вутка.jpg
Вполне возможно, конструкция какая то иная, специалисты все ж таки проектировали.
И, честно говоря, мне непонятно, какие полезные задачи выполняет здесь меньший баллон (если по рисунку).
  • 0

#24 Edi

Edi

    Производитель СВП и аэролодок

  • Инженер
  • 6 025 сообщений
  • Из:Великий Новгород
  • Судно: СВП"Шорох"и"Шелест"
  • Название: СВП"Гром"и"Бриз"

Отправлено 14 января 2011 - 02:09

:)

....Или есть идея как удерживать его без сегментирования?

таких вариантов разных много когда закрыты балоны и без сегментирования..
вот например http://katerplast.ru...catalog/pegas12
go.jpg
но мы ведь вроде как про скеги обсуждаем или разные варианты ГО?

Сообщение отредактировал Edi: 14 января 2011 - 02:24

  • 0

#25 неваляшка

неваляшка

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 418 сообщений
  • Из:Тольятти

Отправлено 14 января 2011 - 02:18

таких вариантов разных много когда закрыты балоны и без сегментирования..
вот например http://katerplast.ru...catalog/pegas12
go.jpg
но мы ведь вроде как про скеги обсуждаем ли разные варианты ГО?

насколько помню - патентованный вариант
(хороший повод не рассматривать) :)
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей