Белое море - Соловки
#51
Отправлено 27 октября 2011 - 12:39
Уровень шума низок, уже в нескольких десятках метров даже без какой-либо звукоизоляции и естественных препятствий (грубо говоря - в поле) почти неслышен.
Невзирая на то, что в инструкции сказано про 4-5 часов непрерывной работы - без проблем молотил по 10-12 часов, бензин только приходилось "на ходу" подливать.
Обычно имеют два режима работы - с нормальной и половинной мощностью. На втором - еще тише и экономичней, намного. Данный режим удобен для подзарядки аккумуляторов и электропитания всяких "легких" потребителей.
#52
Отправлено 27 октября 2011 - 13:10
Согласен с Вашим замечанием. С другой стороны хочу только отметить что вопрос "Белое море-Соловки" комплексный, т.е. кроме самого маршрута важно также и многое другое, и очень важен опыт как это все другое делается.
Согласен. Добавление. Как я понял, есть несколько человек, которым сначала нужно "начальное ускорение" именно по сути маршрута. Поскольку его разработка это самый сложный процесс (слепое копирование ни к чему хорошему не приводит и ограничивает "фантазию") - его вам придется решать в первую очередь. Как следствие маршрута (стоянки, магазины, заправки, резервные дни...), вы поймете требуемую автономность. Только после этого каждый для своего судна будет сам планировать техническую часть: оборудование, расходники, энергоносители, амперчасы и прочее. Может, вместо холодильника даже обогреватель потребуется (что для Белого моря, кстати, очень актуально).
Вероятность того, что что-то сломается по ходу дела, закончится, испортится, намокнет, утонет, потеряется, засорится или маршрут будет скорректирован - практически 100%. Еще обсудим.
Сейчас буду готовить свои материалы по Кандалакшскому заливу, но попробую привлечь и местных коллег.
#53
Отправлено 27 октября 2011 - 21:41
(Карты 16019, 16019а, 16020).
Еще раз акцентирую: изначально слипование в Кеми не было запланировано. Предполагалось прибытие сразу в Чупу, откуда, при хорошей погоде пошли бы на Соловки и обратно, при плохой - до Кандалакши и обратно (встретиться с AlexanderLi), при ОЧЕНЬ ПЛОХОЙ можно было даже остаться на выходе из губы Чупа в островном районе. Поскольку вмешался случай, в виде сломавшейся балки прицепа точно напротив Кеми, у нас и получилось два этапа. Как это не странно, но такой вариант оказался как минимум не хуже запланированного. Пришлось пожертвовать только длинным прибрежным переходом из Чупы на Соловки, через "опорные точки": Соностров, губа Гридина, губа Калгалакша, губа Поньгома (вся информация есть в лоции Белого моря и в интернете). Для этих точек так же были проработаны стоянки, береговые "восхождения" и прочее, но в свете случившегося затрагивать их не буду.
Доехали из Кеми примерно за 4 часа. После ночного перехода с Кузовов очень хотелось спать. Нашли нашу принимающую сторону, нам показали место слипования, место для авто с трейлерами, автозаправку и прочее. До вечера вооружили обе яхты, а Александра даже скинули. У меня сил не было, спал в яхте на трейлере на земле (только поддомкратил, т.к. балласт был загружен; чтобы торсионы сильно не просели). Утром сбросили меня, по воде перешли и причалили к пирсу яхт-клуба, съездили за продуктами и бензином, получили инструкции (самая основная из них: "ближайший инспектор ГИМС в 200 км") и пошли на выход из губы. Точка 1 - яхт-клуб и офис, точка 2 - место слипования.
Губа красивая, много населенных пунктов, много плавсредств (начиная от байдарок), ветра, волны и течения практически нет. Турфирма занимается, в т.ч. заброской туристов и рыбаков в различные места района. Глубины большие, вода теплая, жизнь кипит, контраст с Кемскими шхерами огромен. По пути, с фарватера, увидели стоянку небольших судов в точке 3, но подходить не стали.
Решили пару дней осмотреться в островном районе, т.к. была куча туристских схем и положительной информации из интернета об этих местах. Маршрут изобразил в виде трека. Точка 4 - стоянка у плавучего причала СПбГУ (ночевка). Точка 5 - остров Медянка, точка 6 - красивый пляж в Сидоровом залудье, точка 7 - стоянка у плавучего причала на биостанции у мыса Картеш (ночевка "туда" и потом "обратно", точка 8 - ходили на шашлыки на берег оз. Кривого (ныне оз. Святое, т.к. на "Кривое" туристов не заманишь). Подробности о стоянках в следующем сообщении.
По поводу навигации. Пока шли по Чупе, я решил помыть палубу. В кокпите на задней стенке каюты висит наладонник (Dell Axim x5 с навигационными растрами). Погода отличная, просто санаторий, рулит автопилот. Одно мое неверное движение и брызги попадают на экран. Смотрю, Делл глюкнул и завис. Не беда, думаю (не первый раз), сейчас перезагружу. Перезагружаю "мягко" - тишина; "жестко" (через бэкап) - тишина. Блин, думаю (ведь сам виноват) - перехожу на резервную систему: включаю нетбук с теми же картами и иду дальше, с надеждой вечером разобраться.
Хоть и разобрал и содрал пленку с тачскрина и просушил, но с того момента наладонник стал явно хуже работать и к концу путешествия я уже им и не пользовался. Уже вернувшись в Москву, проработал вопрос с покупкой нормального навигатора (без тачскрина!) и сделав для него свое ТТЗ, выбрал единственно приемлимый для меня вариант: GPSMAP 78s. В этом году уже пользовался только им, доволен полностью, карты для Гармина не качает только ленивый, а растры остались как в нетбуке, так и могут быть легко конвертированы в KMZ или JNX, что допустимо для 78s, и в BSB, если на нетбуке использовать не только Ozi, но и MaxSea. (Отдать должное векторным картам помогла Балтика в этом году).
Выводы: если в пресной воде "гражданские" гаджеты еще приемлимы (Делл с 2004 года ходил, в т.ч. и под дождем и в шторм), то в соленой воде нужна гарантированная герметичность и, как мое требование, отсутствие тачскрина, как ненадежного и чувствительного к соленым брызгам;
в любом случае наличие резервной навигационной системы (с отображением места на карте!), обязательно; питание навигации только от батареек - не здорово, лучше иметь питание от бортовой сети.
По типу карт я уже говорил. Для Белого моря, на мой взгляд, карты ГУНиО являются одними из самых точных (если не единственными точными), а с учетом того, что для берегов Белого моря есть и топокарты масштаба 1 см : 500 м в интернете свободно (на них суша лучше, чем на навигационных проработана), то на тот момент вектроные карты особенно и не потребовались.
Сообщение отредактировал DmitryK: 27 октября 2011 - 21:45
#54
Отправлено 27 октября 2011 - 22:26
#55
Отправлено 27 октября 2011 - 22:54
Сообщение отредактировал DmitryK: 27 октября 2011 - 22:56
#56
Отправлено 28 октября 2011 - 03:15
Сообщение отредактировал AlexanderLi: 28 октября 2011 - 03:16
#57
Отправлено 28 октября 2011 - 13:13
Прекрасный рассказ! Спасибо, Дмитрий! Несомненно, он станет новой хрестоматией по Белому морю.
При этом хочу добавить для других, что не стоит умалять и информативного достоинства отчётов на сайте parusa.narod.ru . Несмотря на специфику "надутых парусников" (как иронично называют себя эти отважные мореходы) в их рассказах много полезного смогут найти приверженцы и шверта и киля: особенности приливов, течений, сулоев и волнообразования, описания берега.
Да что там, ваш покорный слуга - сам беломор, а не по разу перечитывал их хроники, собираясь идти в море по новому маршруту.
Увы, сам я забросил эпистолярный жанр... Однако, судовой журнал еще ведётся!
Тебе спасибо! Все это как минимум на 2/3 было спровоцировано твоей информацией от весны 2010 г. Я думаю, именно тебе надо было (будет) написать более подробный "путеводитель для яхтсменов" по Кандалакшкому заливу как для для мелко-, так и для и глубоко-сидящих в воде судов и выложить на этом форуме или издать. Твой несомненный плюс - ты там живешь и путешествуешь (в отличие от тех, кто там гоняется, но они тоже могли бы присоединиться; я о чупинцах), а мы можем приехать не более раза в год.
Ну и здесь еще оперативно коснемся информации о "заповедниках", местах стоянок, береговой инфраструктуре (мы-то не во всех были).
#58
Отправлено 28 октября 2011 - 15:20
Сообщение отредактировал ИВ М450: 28 октября 2011 - 15:21
#60
Отправлено 28 октября 2011 - 19:39
да туалеты там знатные...Чупа. Подходы. Окончание.
.... стоянка (ночевка) у другой биостанции на мысе Картеш (высокий, приметный). Название вышестоящего ВУЗа забыл, виноват. Идеально защищенная бухта, плавучий причал. Официально представились начальнику (он даже оторвал взгляд от микроскопа) и попросили разрешения остановиться на ночевку. Получили инструктаж по сути стоянки, общению с учеными (не отвлекать!), по месту для шашлыков (категорически открытого огня около строений не разводить!). Но на карте, другие сотрудники ткнули пальцем в глубь леса, ближе к озеру (можно, кстсти, искупаться в пресной). Еще там есть затопленный карьер с отвесными стенами и с местами для шашлыков по верху. Там и ученые в самоволке подкармливаются (начальство не одобряет, но рыбу ловят все, в т.ч. и для опытов), там мы и расположились. Особенность по бухте: ручей, вытекающий из Святого-Кривого озера, протекает под сортирами. Если в самом ручье выше сортира вода питьевая, то ниже и в бухте.... сами понимаете (посуду не мойте!).
а еще памятник
#62
Отправлено 29 октября 2011 - 17:41
Сообщение отредактировал nnpavlov: 29 октября 2011 - 17:42
#63
Отправлено 29 октября 2011 - 17:46
Сообщение отредактировал nnpavlov: 29 октября 2011 - 17:48
#64
Отправлено 29 октября 2011 - 18:58
#65
Отправлено 29 октября 2011 - 22:04
Сообщение отредактировал nnpavlov: 29 октября 2011 - 22:05
#66
Отправлено 29 октября 2011 - 22:15
#67
Отправлено 29 октября 2011 - 22:30
за наш поход 2010 года спасибо Чупинскому яхт клубу и дяде Юре Рыбакову. Я обязательно туда вернусь!
#68
Отправлено 30 октября 2011 - 03:44
#69
Отправлено 30 октября 2011 - 22:19
(Спасибо за экскурсию)
"Спасибом" здесь точно не отделаешься. Давай подробности про м. Аннин Крест!
=======================================
Кандалакшкий залив. Пересечение Полярного круга.
Поскольку погода ну очень благоприятствовала (июль 2010 г), решено было двигаться на рандеву с AlexanderLi в Ковде не вдоль Карельского берега, а вдоль Терского. Для этого нужно пересечь Кандалакшкий залив. Утренние метеофаксы, принятые на сточнке у м. Картеш показали (показать не могу, все метео за 2010 г уже стер) , что барическая картина над Белым морем просто супер. Местные признаки вообще отсутствовали (синее небо, мертвый штиль). Поэтому переход Картеш (точка 1) - Кемьлуды (точка 2) - Вольостровская салма (точка 3) - Умба (точка 4) - Островская губа (Точка 5) относился к разряду "санаторий под мотором". Умышленно показываю скриншоты как карт ГУНиО, так и топографических (1 см : 500 м). Нужные листы были заранее приготовлены и некоторые даже "сшиты". По точке 6 на топо - чуть позже.
Характерной особенностью Кемьлуд является корабль-мишень, прочно сидящий на отмели. Виден примерно с 15 км, есть на навигационной карте.Предстояло пересечение Полярного круга, это надо было как-то отметить и очень хотелось отразить это событие документально. Вспоминать сколько там минут и градусов не хотелось, т.к. на одной из мелкомасштабных карт он (круг) оказался проведен и когда стрелочка курсора его коснулась, мы заглушили моторы (якорь, понятное дело, кидать не стали) и полезли в воду. Я уже отмечал, что температура приповерхностных слоев (примерно 1....1,5 м) была около 15 град. и, чтобы не нарушать постоянства июльского климата Кандалакшкого залива перемешивая слои воды, мы старались не бултыхать ногоми на глубине роста. Видимо, мы справились, т.к. погода не изменилась до конца дня. Правда, на следующий день пришла гарь из Средней полосы, но, честно, МЫ НЕ ВИНОВАТЫ!
Прошли Вольостровскую салму (пролив был заранее предусммотрен как убежище на случай плохой погоды), посмотрели в бинокль на губу Сосновая (аналогично). Далее предстояло решить в какой из заливов Умбы зайти (Малая или Большая Пирья) для ночевки. Почему-то выбрали Малую (и не ошиблись!).
Во-первых, при осмотре в бинокль берегов бухты в пределах поселка на предмет "где бы причались" увидели две яхты у пирса. Это были чупинские "Белая ночь" и "Браво" - там и познакомились с Юрием Рыбаковым и его экипажами..
Во-вторых, соседи нам все рассказали о пишевой "инфраструктуре" этой стоянки. Оказалось, что продовольственный и промтоварный магазины в 200 м! Это оказалось очень кстсти, т.к. хотелось чего-то вкусненького, а мне очень нужна была бритва, т.к. я свою забыл на Соловках (фото довольных и небритых прилагается). В Умбе, кстсти, все население загорало на пляжах и камнях, а часть их (особенно школьники) купались. На мой вопрос, а с какой температуры воды они начинают купаться, дети с синими губами, перегшлянувшись, ответили: "Да как солнце появляется..."
Соседи, кстати, собирались ночевать в Островской губе (немного на запад) и сообщили, что там есть, что посмотреть. А нам что? Только в кайф. Через час губу Малая Пирья покидал флот из четырех яхт.
Небольшой переход и мы в уютной бухте на западной стороне Островской губы. Хорошая защищенная якорная стоянка. Оказалось, что на м. Аннин Крест есть местный лабиринт (точка 6; наподобие аналогичных на Заяцком). Чупинцы сначала предложили нам самим дойти из бухты пешком по тропинке, но ее не оказалось. Проплутав и набрав грибов вернулись на суда. Чупинцы, же, надув лодку и повесив на нее мотор организовали отправку всех желающих на мыс по воде. Была уже почти полночь, я устал и лег спать, а остальные туда добрались. Далее попрошу рассказать Александра (вернулись довольные, но по ним там стрельбу чуть не устроили - объект охраняется!), а сам просто даю вам сноски на информацию в интернете ("ключевые слова"): "Умбский лабиринт", "Аннин крест".
Уже утром, перед уходом далее на запад, заметили, что на берегу нас провожал тюлень (?) серого цвета. До того момента мы видели только черных.
Сообщение отредактировал DmitryK: 30 октября 2011 - 22:21
#70
Отправлено 31 октября 2011 - 21:59
Собрался продолжить, но ввиду того, что на маршруте почти "вторгаемся" на одну из территорий заповедника, полезно познакомиться с общей информацией по Кандалакшскому заливу и заповеднику в частности. Ссылки для тех, кто хочет правильно проложить маршрут или даже заранее списаться с заповедником на всякий случай.
1. Любые карты (в т.ч. топо) Кольского п-ова и Кандалакшкого залива.
2. Сайт, схема, ссылки и куча полезной информации о Кандалакшском заповеднике
3. Там же, красивые фото и немоного о руднике на о. Медвежий.
4. Историческое исследование по губе Порья и шахтам на о. Медвежий (в т.ч.).
Сообщение отредактировал DmitryK: 31 октября 2011 - 22:01
#71
Отправлено 01 ноября 2011 - 21:53
Сообщение отредактировал DmitryK: 01 ноября 2011 - 21:56
#72
Отправлено 02 ноября 2011 - 21:01
#73
Отправлено 02 ноября 2011 - 22:17
первые два вопроса наверное к дяде Юре, попробуйте написать ему в личкуЕсть вопросы по второму этапу, просьба ответить:
- слип в Чупе, для моих 7,5 м и 2,5 тон с прицепом подойдет?, просьба разместить фото слипования, если есть (я понимаю что не до фото при слиповании),
- течения и сулои, как на Соловках или лучше?,
- на многих фото яхты стоят носом к берегу, в лоции по этому району дают приливы 1,4-1,8 м., как стоять носом в берег?
носом к берегу с точки зрения приливов отливов довольно просто:
по необходимости периодически травится носовой конец и подтягивается якорный (или наоборот).
Сообщение отредактировал nnpavlov: 02 ноября 2011 - 22:18
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей