Отправлено 26 февраля 2007 - 23:51
ПЕРЕХОД СОЛОВКИ – ПИТЕР
26.07.05. 19 час. 01 мин.
Встали на якорную стоянку в южной бухте у острова Немецкий Кузов.
64N56,42 35E08,39
ЛАГ 3944 NM
Собрались на рыбалку, как раз начинался отлив. А если Вы помните по Норвегии в море треску ловят на течении отливе или приливе не принципиально, у самого дна на глубине до ста метров. Главное чтобы было течение и желательно резкий перепад глубин. Течение поднимает рыбий корм со дна она приступает к трапезе, а тут мы ее трехсотграммовыми блеснами по башке и пожалте на сковородник, - хорошо разогретое оливковое масло и жаренная картошечка с репчатым лучком специально для вас в любое время.
Спустили шлюпку, подвесили мотор, собрали всю имеющуюся “огневую мощь” и отвалили в узкость между островами в сторону открытого моря. Я сидел на моторе уже пресыщенный морской рыбалкой, а Серега с Костей вооруженные и чрезвычайно опасные (во всех смыслах) были готовы не пропустить ни одного рыбьего хвоста. В узкости течение достигает трех узлов. Подошли к горловине, выключили мотор. Легли в дрейф и парни приступили к добыванию жратвы. Раза четыре повторили подъем по течению и сплав вниз – ни одной поклевки. Навстречу шла моторная лодка с рыбаками. Помахал им, рыбаки изменили курс и подошли к нам. Я поздоровался спросил куда пропала вся рыба. Они ответили – целый день тралим и ни одной. Говорят в этом году очень плохо с рыбалкой. Спросил их правильно ли мы ловим, те посмотрели на мои норвежские блесны и сказали все правильно и время и место только рыбы нет. Поблагодарил ребят и мы расстались. Еще пару раз сплавились по течению и я предложил Сереге с Костей доехать до маленького островка у Русского Кузова. Там я со своим сыновьями и парнями из Москвы в 2002 году поставили Православный Крест. Когда подходили к островам на яхте я видел его в бинокль, но хотелось подняться на остров и потрогать руками. У ребят не клевало и все согласились. Дорога много времени не заняла. И вскоре мы вошли в пролив между Русским Кузовом и этим безымянным островочком. В этом проливе мы стояли на якорях три года назад. Втащили шлюпку на камни у самого уреза воды и поднялись на этот скалистый остров. С высоты открывался отличный вид на весь архипелаг. Крест возвышался над островом в том же виде в каком мы оставили его в августе 2002 года. Крест обращен в пролив между Русским и Немецким Кузовом и встречает все суда заходящие в него с запада. Я стоял и вспоминал, как мы валили деревья у подножия острова, а потом все вместе тащили бревна на вершину скалы и там возводили крест по проекту и под наблюдением православного священника, он вместе с москвичами пришел на остров на Игореном катере “Сампо”, руководил нами и выполнял все необходимые обряды. Будете в тех местах обратите внимание.
Спустились вниз к морю, столкнкли шлюпку. Ребята размотали снасти и на выходе из пролива Костя зацепил небольшую, но подходящую для ужина треску. Пару раз прошли по тому месту – безрезультатно. Свернули снасти и на повышенных оборотах отправились на яхту. С ужином на борту. Леха со своей подружкой вытаскивал из моря каких то цветных каракатиц, явно не съедобного вида. Мы взялись за приготовления ужина, а эта пара отправилась покататься на шлюпке.
Когда они вернулись я уже спал.
Утром разбудил всех громко зачитывая выдержки из Устава Корабельной Службы ВМФ. И пояснил, что с этого дня утро на борту будет начинаться с изучения Устава. Забегая вперед скажу – ребята стоически переносили мои утренние лекции по организации корабельной службы… четыре дня. После чего Устав бесследно исчез.
И так после экскурса в уставные положения мы с Костей ушли на шлюпке к Немецкому кузову решив прогуляться по земле.
На остравах обнаружены стоянки древнего человека, мой знакомый историк с Соловков уже много лет возглавляет археологические раскопки на архипелаге. В частности много огромных валунов на склонах острова. Говорят, имеющих ритуальное значение. И человекообразные лики вытесанные на скальных обрывах.
Погуляв по острову, вернулись на яхту, подняли якоря увитые ламинариями и отошли в сторону Беломорска. К северному входу в Беломоро-Балтийский канал (ББК), входом в который со стороны Белого моря служит девятнадцатый шлюз. До Беломорска 30 миль.
Позывной порта Беломорска : БЕЛОМОРСК-2.
На входе в морской канал, ведущий к порту вышел на связь. Запросил “Добро” на проход по фарватеру и на заход в девятнадцатый шлюз. БЕЛОМОРСК-2 тут же ответил, дал добро на проход и шлюзовку, однако заметил: “За вами с моря идет катер “Беломорье” (опять это “Беломорье”), будете шлюзоваться с ними вместе”.
“Беломорье” – скоростной пассажирский катер на линии Беломорск-Соловки-Беломорск. Конечно он нас обогнал прямо на фарватере и при подходе к шлюзу стал мне кричать по рации, что у него толпа пассажиров и они все как один опаздывают на поезд, а по сему он хочет отшлюзоваться один, а нас просит подождать. Поскольку нам торопится некуда и мы никуда не опаздываем, я согласился, тот вежливо поблагодарил. После чего шлюз принял “Беломорье” в свое чрево, а мы в трех кабельтовых от закрытых ворот шлюза легли в дрейф.
После “Беломорья” отшлюзовались и вошли в канал.
БЕЛОМОРКАНАЛ
“Так шире место бою
Звончей кайло, греми
Мы с песней штурмовою
Моря соединим”
Из гимна заключенных канала (з.к.) БелБалтЛага
Ошвартовались с южной стороны железобетонного причала. По рации запросил разрешение подойти к капитану порта для оформления необходимых документов на проход каналом. Получил добро и в 21 час уже поднимался с Серегой, который вызвался помочь, по наружной лестнице здания капитана порта.
Капитан порта меня узнал, виделись последний раз всего два года назад.
Оформили необходимые бумаги, отметил судовую роль. Оплата за проход каналом и освидетелствование в судовой инспекции были отложена до утра. Заказал развод железнодорожного моста между 19 и 18 шлюзом на завтра в период с 16 до 18 часов. Высота моста 12,5 метров, почти впритык с нашей мачтой, но - не люблю рисковать, лучше подожду сутки. Хотя многие проходят под этим мостом вынося гик за борт, вывешивая на нем весь экипаж и закренивая таким образом лодку. Но стоит только коснуться моста, даже не мачтой, а антенной и разборка с местными властями обеспечена. Сколько времени она займет одному Богу известно. И деваться некуда за спиной 19-ый шлюз, впереди 18-ый. Лучше я дождусь разводки, а заодно съездим в Беломорск, прошвырнуться.
После администрации порта зашли в местный сельмаг. Затарились сухим вином и сыром. Здесь в Беломорске за воротами девятнадцатого шлюза уже по-настоящему жарко. Пресная вода и комары. Курорт. Кругом полная разруха и деклассированные элементы.
Историческая справка: В июне 1930 г., Соловецкий ИТЛ выделил первые 600 заключенных для работы в изыскательских партиях на будущей трассе канала.
16 ноября 1931 г., на базе Соловецких и Карело-Мурманских лагерей был сформирован Беломоро-Балтийский исправительно-трудовой лагерь, задачей которого и являлось осуществление строительства канала. Управление лагеря переводится из г. Кеми на станцию Медвежья гора Мурманской железной дороги. Непосредственно на трассу будущего канала.
БелБалтЛаг – стал первой большой стройкой перековки.
Начальником строительства был назначен по совместительству лично начальник ГУЛАГа Л. И. Коган.
На заседании Особого Комитета Беломорстроя от 1 апреля 1931 г., приняли решение разработать технический проект водного пути до 1 сентября 1931 г., т.е. меньше чем за пять месяцев.
Проект строительства разрабатывался заключенными. Большая группа инженеров, арестованных по обвинению во вредительстве на водном транспорте и в водном хозяйстве была доставлена в Проектный отдел Беломорстроя, по адресу Москва, Фуркасовский пер., 12. И под руководством вольнонаемного инженера С. Я. Жука занялась разработкой проектной документации.
К 1 июля 1931 г., проект был готов с двухмесячным опережением графика..
Работы непосредственно по сооружению трассы канала начались с декабря 1931 г.
28 мая 1933 г., по каналу начал движение первый караван судов. Караван сопровождался землечерпалками, доводившими глубину на фарватере до проектных 12 футов.
2 августа 1933 г., Постановлением ЦК ВКПб канал был официально зачислен в число действующих водных путей СССР, как “Беломоро-Балтийский канал им. И. В. Сталина.”
Канал был построен за двадцать месяцев и десять дней.
Длина канала 227 км., из них 48 км., - рукотворных. Канал включает в себя 19 шлюзов и около 130 уникальных гидротехнических сооружений.
(Панамский канал – 80 км., строился 28 лет. Суэцкий канал - 160 км., строился 10 лет).
По разным источникам, строительство канала унесло жизни около 100 000 заключенных.
В то время на вопрос - кто построил канал? шепотом отвечали: “С правого берега его строили те кто задавал вопросы, а с левого – кто отвечал на них”.
Утром очередной визит к капитану порта. Заплатил портовые сборы, аж целых четыреста семьдесят пять рублей. У инспектора порт надзора операция досмотра вылилась в простую формальность. Инспектор, глядя на документы со Шпицбергена понимал, раз уж дошли до Беломорска то до Питера дойдут. А дальше началось, что то невообразимое. Инспектор подошел к какому то буксиру, забрал у них атлас на проход каналом с картой озера Выг, две речных радиостанции и четыре запасных аккумулятора к ним. И отдал все это мне. Я потерял дар речи. А он сказал, что все равно этот буксир в море не выпустит потому как они сразу же пойдут ко дну. И выразил опасение, как бы они не затонули прямо у стенки. А тебе сгодится.
Четыре раза оформлял проход, прибегал к разного рода ухищрениям, но такое участие и уважение видел впервые. Инспектор сказал – Вернешь на первых шлюзах. И ни какого залога или платы за аренду. Может потому, что они меня знали, а может это теперь традиция, а скорей всего – просто хорошие люди. Но как бы то ни было большое человеческое спасибо им.
Когда я закончил все дела на часах не было и одиннадцати. Поймал машину попросил водителя довезти нас до города, там мы погуляем и не позднее 16 часов доставить нас в порт. Мы загрузились в машину втроем я, Серега и Костя и выдвинулись через плотину девятнадцатого шлюза в Беломорск. Начали с того, что съели по шашлычку с пивком, последний раз такое было в Мурманске. Потом попросил водителя отвезти нас в баню. Нас привезли в местную сауну и мы сняли ее на два часа только для нас троих.
Отлично попарились, поплескались в бассейне, заодно и помылись. Баня конечно не такая как была в Мурманске, но для сельской местности сойдет – хорошая гостиная, самовар. В общем все были довольны. После бани нас отвезли опять в шашлычную, шашлык, пиво, сто пятьдесят, машина ждала и к шестнадцати часам мы были в порту. Подождали два часа. За это время успели накопать червей для рыбалки. И в 18 часов я запросил “добро” на шестнадцатом канале у БЕЛОМОРСКА-2 для движения под железнодорожный мост к восемнадцатому шлюзу. Через какое то время “добро” получил и мы покинули причал порта Беломорск.
Далее начались рутинные шлюзовки. О прохождении ББК уже так много и подробно описано яхтсменами и не только, что я не буду повторяться поскольку шлюзовка она у всех за редким исключением одинаковая. Описывать природу нет смысла это надо видеть.
Скажу только, что озеро Выг произвело еще более печальное впечатление. Даже птиц не стало, а запах …. Его в Надвоицах и в Сегежском ЦБК производят столько, что хватает всем местным, приезжим, а можно еще и на экспорт поставлять, вот там обрадуются. Лучше в нем (запахе) да и в самом озере не задерживаться. Или до или после. Но за воротами девятого шлюза (сразу после Выгозера, если двигаться с севера) запах исчезает и природа оживает.
За восьмым шлюзом идет участок с односторонним движением, за ним озеро. Пройдя этот участок, остановились на озере у небольшого острова на ночлег и рыбалку, предварительно уведомив о стоянке диспетчера 8 шлюза..
Утром спустили шлюпку, мы с Костей вооружившись спиннингами отправились тралить озеро, а ребята стали приобщаться к купанию.
Пойманной рыбы хватило на уху. Теперь Костя выступал шеф-поваром, я ему ассистировал. Уха удалась, я свинтил полуторалитровую миску и решил еще добавить.
Впереди семь шлюзов и швартовка в Повенце на все около шести часов. Но война войной, а обед по распорядку. Доели уху загрузили шлюпку, выбрали якоря и двинулись в сторону фарватера.
Опять шлюзовка. На третьем шлюзе вернул атлас, радиостанции и запасные аккумуляторы.
В 22.30 привязались к причальной стенки в порту г. Повенец. Сходил в администрацию порта, заплатил за сутки стоянки, а на соседнем буксире договорился по поводу заправки топливом. Воду возьмем в открытой Онеге. Закончив все портовые хлопоты, напару с Константином отправились в город. Как Вы догадались наш путь конечно же лежал в сторону круглосуточного магазина. Завтра праздник – День ВМФ. В магазине мы нашли все необходимое и вернулись в порт. Я сидел на кнехте у причальной стенке, Костя разогрел остатки ухи и притащил мне миску прямо на кнехт. Отличный воздух, вид на открытое Онежское озеро создавали приподнятое настроение, а великолепная Костина уха удовлетворила бы самый изысканный вкус. Уже стемнело, мы залезли в лодку и “отбились”.
Утром я встал раньше всех нажарил картошки в оливковом масле, открыл пару банок с датской ветчиной (валютный товар) нарезал соленых огурцов, свежих помидор и …. ну Вы понимаете - каждому, разлил. Сразу же сыграл подъем. Леха закрепил под правой краспицей Андреевский флаг и праздник начался.
Позавтракали позвонили поздравить всех знакомых военных моряков. И в 14.00 оставили Повенец за кормой. Воткнули диск с фильмом “72 метра” который отлично дополнил атмосферу праздника и создавал эффект причастности к ВМФ.
На следующий день к обеду встали у дебаркадера поселка Вознесенье в устье Свири. Как всегда осмотрели местные магазинные достопримечательности. Отличным собратом (или сосестрой, не знаю как правильно) в многочисленной семье клюквенных настоек оказалась разновидность с натуральными ягодами. Такой очень приятный на вкус компотик. Когда ягоды лопаются на языке появляется горьковатый, терпкий привкус и одновременно создается эффект присутствия закуски, будете в тех местах - рекомендую. Через два часа снялись и пошли вниз по Свири.
Переночевали за Ивенским разливом, следующая ночевка у Ладоги.
2.08.05. 20 час. 20 мин.
Встали на якорную стоянку на реке Свирь. Перед выходом в Ладожское озеро.
60N30,2 32E57,8
ЛАГ 4342 NM
В Лодейном поле пришлось расстаться с Костей, ему срочно приспичило на службу.
Жаль, Кости мне будет не хватать. Но считай уже дома.
На утро снялись с якорей в 7,30 утра и вышли в Ладогу.
К вечеру прошли Кошкинский фарватер и заночевали у причальной стенки Петрокрепости. Завтра буду дома. Семьдесят восемь суток и 4500 миль за кормой.
В девять утра отошли от стенки Петрокрепости. В устье Ижоры срубили мачту и :
4.08.05. 15 час. 30 мин.
Ошвартовались в Морском Яхт Клубе
59N58,57 30E14,7
ЛАГ 4451
Первым встретил директор клуба Володя Никитин. Потом подъехал Костя с женой мой старый друг Серега Калинин и мой бывший партнер, а теперь хороший товарищ Андрей Карельский. Подошел старший сын, на велосипеде подкатил мой товарищ Вадим Манухин. Подошел парусный ас Серега Грибин. Подъехала жена. Парни принесли арбуз, нашлось что разлить, было приятно видеть знакомые лица, ощущать душевное тепло, сознавать, что родные и близкие люди переживали за тебя, беспокоились, ждали, молились за тебя.. Но вот все закончилось и мы снова вместе.
Спасибо вам.
Сергей Тихонов
март-апрель 2006 года