Шпоновый ламинат
#1
Отправлено 28 апреля 2005 - 14:38
#2
Отправлено 28 апреля 2005 - 14:50
Видел как клеятся ножки для табуретки- Г образные-Идея этой темы такая - ламинат из дерева. Достаточно распространённая на яхтах технология и вощем-то простая - это и шпангоуты, и форштевни с килями, рангоут, румпели и т.д. и т.п.
Вощем про тонкости, личный опыт и т.д. и т.п.
все делалось вручную - ведро клея (казеинового горячего ) неслабая кисточка,
пакет набирался на столе - дальше в пресс по форме ножки
усилие сжатия клограмм 70-100....
да перед тем как в пресс клали минут 15 оно просто так лежало,
и шпон там был не как в фанере а около 2 мм а может и 2,5
#3
Отправлено 28 апреля 2005 - 15:14
#4
Отправлено 28 апреля 2005 - 16:07
я бы наверное сделал так - собрал бы это в пакет на смоле и гнул все вместе в упорах , к нарисованному добавил бы еще 2 и обжимал струбцинами в порядке номеров.Причём клеить весь пакет сразу.
Ну, поскольку "рулезно" нарезанный ясень у меня уже есть. Тут вопросов вроде нету. А вот клеить я планирую так: на лист толстой фанеры ставятся 6 упоров (см. рис). Клею эпоксидкой. Струбцин будет 10, чтоб и на радиусах прижать.
Вопрос: хватит 10 струбцин на 1,1 метра или надо больше. Сечения квадрат 50х50 мм у баллера хватит для "четверти"? Или больше делать? Есть ведь небось деревянные румпели (у меня то перед глазами аналогов нет - кругом металл).
а чтобы совсем не гнулся румпель вверх низ сделать прослойку стеклотканью между пластинами ясеня в один слой - и давить можно до дури- зазрор для смолы остнется и не тянется стекло-жесткости добавится.
один конец пакета болтом через сквозное отверстиескрутить сильно не сжимая а второй веревкой связать и в таком виде на упоры и струбцинами , а предварительно без смолы попробовать можно ли согнуть
#5
Отправлено 28 апреля 2005 - 18:27
#6
Отправлено 28 апреля 2005 - 22:33
Полностью согласен, но, даже если обработашь повершности рашпилем и будешь стягивать струбцинами, смолу выдывишь однозначно. Рекомендую между рейками положить полоску стеклоткани или стекломата. Проверенно.Я бы изменил схему. Надо использовать естественную упругость. На желтые
опираться а к синим струбцинами. Можно добавить в середину бруски, если не ложиться само как надо. Хотя лучше не создавать лишних нагрузок.
Перед склейкой пройтись по поверхностям рашпилем или обломком ножовояного полотна. Это чтобы смола поглубже в массив прошла. пропитывает дерево она плохо. И обязательно пластификатор. Потом лаком как следует обработать. Лучше маршалловским яхтенным. Тиккурилла слетит
к весне хлопьями.
#7
Отправлено 28 апреля 2005 - 23:21
#8
Отправлено 28 апреля 2005 - 23:30
Если клеить не смолой, а полиуретановым клеем, о котором уже говорили на форуме и который схватывает в присутствии влаги, то можно, наверно, совместить процесс гибки и склейки. Но мы так не пробовали.
Прошу прощения, что вклиниваюсь. Я, видимо, пропустил этот момент про полиуретановые клеи. Не подскажите, где это было?
#9
Отправлено 29 апреля 2005 - 00:02
Не помню, простите. То ли разговор шел про смолы, то ли про склейку, то ли про технологии.Я, видимо, пропустил этот момент про полиуретановые клеи. Не подскажите, где это было?
Втечение недели могу попробовать узнать в экипаже. Мы им пользовались. Должны были остаться какие-то следы.
#10
Отправлено 29 апреля 2005 - 02:56
Для того, чтобы заготовки лучше гнулись, их можно предварительно распарить.
Это только для Бирита можно. Смола с водой не дружит. А с вспенивющимся
клеем надо обжимать чаще. Он давит. Хотя есть плюс - липнет ко всему
#11
Отправлено 29 апреля 2005 - 09:24
#13
Отправлено 02 мая 2005 - 00:13
Уважаемый MAZ. Выяснилось, что использовали два типа полиуретановых клеев. Один назывался ПУР-501, немецкого производства. Другой - фирмы Kasco, это Швеция, Финляндия, Дания, откуда-то оттуда. Кроме этого сказали, что вспенивающиеся герметики тоже можно использовать в этих целях. О них недавно упоминали в теме о безопасности кругосветных плаваний.про полиуретановые клеи
При их отверждении в контакте с влагой выделяется СО. Поэтому они увеличивают объем и создают внутреннее давление в клеевом слое. Это нужно учитывать при запрессовке. Получается мелкопористый с замкнутыми порами упругий и прочный шов.
#14
Отправлено 02 мая 2005 - 01:17
Есть такие румпели. Это наши румпели...!Сечения квадрат 50х50 мм у баллера хватит для "четверти"? Есть ведь небось деревянные румпели
Мы как раз с таким ходим. Сечение на конце - круг диаметром 40 мм.
В районе крепления к баллеру 80 мм, но не из соображений прочности, а из-за размеров стандартной оковки. Длина - где-то около 1.5 м. Тебе 50х50 вполне достаточно.
Клеили его на доске. Форма задавалась прибитыми к ней упорами. Их было довольно много. Деталей не помню - лет 10 прошло, если не больше. Прессовали клиньями, без всяких струбцин. Гнули рейки толщиной около 8 мм на пару. Потом сушили в матрице. Клеили эпоксидкой. После обработки - лакировали. Качество, на сегодняшний день, претензий не вызывает. Единственное, о чем жалею, что не склеили вперемешку из елки и красного дерева. Видел на одной яхте такой "полосатый" румпель. Загляденье!
#15
Отправлено 02 мая 2005 - 02:24
Уважаемый MAZ. Выяснилось, что использовали два типа полиуретановых клеев. Один назывался ПУР-501, немецкого производства. Другой - фирмы Kasco, это Швеция, Финляндия, Дания, откуда-то оттуда.
Спасибо. Возьмем на заметку.
Получается мелкопористый с замкнутыми порами упругий и прочный шов.
То есть, я так понял, что их можно использовать только выше ватерлинии, как в данном случае. При постоянном контакте с водой, такой шов наверное будет постепенно собирать воду. Я с некоторых пор вообще опасаюсь в подводной части использовать что либо кроме эпоксидки. Лучше уж стекло, чем поры, хоть и замкнутые...
Извиняюсь за офтопик
#16
Отправлено 02 мая 2005 - 03:03
Чайная ложка меда. Прочным этот шов будет только если задавить на столько, что б клей не вспенился. В противном случае, прочность вспененного шва примерно как у пенопласта. Клеить им силовые узлы я зарекся. Лучше всего эти клеи использовать при склейке по большим площадям. НапримерУважаемый MAZ. Выяснилось, что использовали два типа полиуретановых клеев. Один назывался ПУР-501, немецкого производства. Другой - фирмы Kasco, это Швеция, Финляндия, Дания, откуда-то оттуда. Кроме этого сказали, что вспенивающиеся герметики тоже можно использовать в этих целях. О них недавно упоминали в теме о безопасности кругосветных плаваний.
При их отверждении в контакте с влагой выделяется СО. Поэтому они увеличивают объем и создают внутреннее давление в клеевом слое. Это нужно учитывать при запрессовке. Получается мелкопористый с замкнутыми порами упругий и прочный шов.
фанеровать им.
#17
Отправлено 02 мая 2005 - 22:31
#18
Отправлено 02 мая 2005 - 23:08
#19
Отправлено 03 мая 2005 - 00:20
При фанеровке нужна только ровная поверхность. Клей сам выровняет по ней шпон. Можно так фанеровать детали с дефектами. Полости будут заполненными. Иногда нужно отреставрировать деталь, чисто внешне.Не совсем понятно: если в силовом элементе задавить – проблема, то как задавить при фанеровке?
Кроме того, фанеровка не предусматривает нагрузок. А вот липнет этот клей ко всему. Даже к грязной поверхности. К стеклоткани тоже держит. Приклеивал дубовое обрамление люка. Держит насмерть. Хотя не готовил особо поверхность. Просто протер ацетоном и смочил водичкой.
Вообще, изначально эти составы применяли для временной заделки пробоин.
спениваются в воде, липнут ко всему.
По ламинату. Если гнуть распаренные детали, напряжения в заготовках будут
небольшими. (после гибки). Только я сначала согнул бы их как надо, а потом клеил.
К стати, минимальный радиус гутья для 3мм ясеня и дуба - 50мм.
Для 5 мм - 100, для 10мм - 200. При том, что кипятить 10 мм ламель надо 2,5 часа.
#20
Отправлено 03 мая 2005 - 01:33
К стати, минимальный радиус гутья для 3мм ясеня и дуба - 50мм.
Для 5 мм - 100, для 10мм - 200. При том, что кипятить 10 мм ламель надо 2,5 часа.
Все любопытственее и любопытственее... А где вы подсмотрели такие данные?
#21
Отправлено 03 мая 2005 - 10:30
Да в тех же 15-ти проектах табличка есть, в "моторной лодке" то же - любая книжка, где касаются деревянного кораблестроения. Ну а насчет 2,5 часа - это перебор, что бы ни говорили теоретики, а для 1см дощечки - очень большой перебор.Все любопытственее и любопытственее... А где вы подсмотрели такие данные?
#22
Отправлено 03 мая 2005 - 12:37
С трудом себе представляю какой изгиб...К стати, минимальный радиус гутья для 3мм ясеня и дуба - 50мм.
Впрочем, мне проще - радиус получается 403,11 мм (я всё точнее рассчитал, но микроны опускаю ). По такому радиусу мой 3 мм гнётся достаточно легко, без распаривания - проверено (он ведь распилен вдоль годичных колец).
Переварил полученные от вас рекомендации и добавил седьмую опору (№4) в точке стыка радиусов изгиба. Чёрным выделены опоры, на которых струбцины будут затягиватся с заметным усилием. Красным - опры где затяжка чисто символическая - для фиксации. Следует заметить, что опоры 1 и 5 - они уже за габаритом детали и эти места будут отпилены. Т.о. есть только одна точка (№3) где есть опасность "передавить". Но что поделать - именно она определяет изгиб. Да!!! Цифры определяют последовательность затяжки струбцын. Годится схема??? Или порядок затяжки лучше сделать 3-2-4-1-7-6-5, ну вощем по месту сориентируюсь...
Как уже говорилось, радиус изгиба - 400 мм, наклон опоры №4 к горизонту - 60 градусов. Вроде бы учтены рекомендации по "естественности" изгиба и минимизировано "насилие" над шпоном... За один приём кладётся 2-3 слоя, чтоб не вырвало опоры. Сечение будет 70х40 мм у баллера и сходить в круг ф40 мм под руку рулевого. Участок 1-2 будет чуть длиннее 200 мм, а 5-6 короче, т.к. на участке 1-2 (у баллера) будет оковка из 3 мм нержи и хочется сделать её подлиннее...
#23
Отправлено 03 мая 2005 - 14:03
Вот как раз 1,2,3 опоры я бы перенес на другую сторону. Тогда рейка сама будет давить как надо. Просто поджать середину а потом концы.Следует заметить, что опоры 1 и 5 - они уже за габаритом детали и эти места будут отпилены. Т.о. есть только одна точка (№3) где есть опасность "передавить". Но что поделать - именно она определяет изгиб. Да!!! Цифры определяют последовательность затяжки струбцын. Годится схема??? Или порядок затяжки лучше сделать 3-2-4-1-7-6-5, ну вощем по месту сориентируюсь...
#24
Отправлено 03 мая 2005 - 15:09
А как их перенести!? Ведь толщина пакета будет рости, начиная с 9 мм до 40 мм... Переставлять опоры перед укладкой очередных слоёв? Если весь пакет клеить за один раз - другое дело... Но как его гнуть тогда? Пакетом ясеневого шпона 76х55 мм (который у меня есть) можно половозрелых слонов убивать одним ударом в лоб...Вот как раз 1,2,3 опоры я бы перенес на другую сторону. Тогда рейка сама будет давить как надо. Просто поджать середину а потом концы.
Я тут подумал, кстати - нефиг выпендриваться! Последовательность затяжки струбцин должна быть 1-2-3-4-7-6-5 - так получается плавный, последовательный изгиб и равное распределение усилий в опорах. Самые мощные усилия будут в опорах 2, 3, 7, 6, а в других местах можно ставить струбцины полегче и тянуть слабее. Зато будут усилия равномернее и не будет "накопления ошибки" - главное последовательно наращивать усилие несколькими проходами по этому ряду, не пытаясь всю затяжку сделать за одну установку струбцин и смолу не 5-ти минутную брать, а помедленнее...
#25
Отправлено 03 мая 2005 - 19:23
А как их перенести!? Ведь толщина пакета будет рости, начиная с 9 мм до 40 мм... Переставлять опоры перед укладкой очередных слоёв? Если весь пакет клеить за один раз - другое дело... Но как его гнуть тогда? Пакетом ясеневого шпона 76х55 мм (который у меня есть) можно половозрелых слонов убивать одним ударом в лоб...
Ничего со слонами е будет! Ламели прекрасно ложаться. Они же не связаны между собой. А усилие при изгибании вполне под силу обычной струбцине.
Центр зажать сначала, что б не ехал и потом от центра к концам.
К стати, при Вашем положении опор, все равно гнуть весь пакет надо. Вот только обжать вогнутый участок равномерно - проблематично.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей