Ну, нафлудили-то!
Топикстартеру, вначале - коротко и по существу.
1. Выбирайте ФМ, однозначно!
2. Страхи о проколах многобаллонки - миф и пережитки бывших владельцев сифных советских "резинок".
Теперь немного разверну ответы:
1. Почему ФМ, а не пайолка.
- Надёжность (отсеков 7,а не 2-3)
- Лучший профиль днища и выше скорость
- Лучшее поведение на волне.
- Самоотливной кокпит. Хороший ливень накачает в пайолку воды минут за 10 (особенно, в маленькую)
2. Есть и минусы:
- Есть такое понятие в эргономике "Высота сидения" (расстояние от пяток до попы). В ФМ-ке оно меньше. Ноги будут затекать при длительном неподвижном сидении.
- Покупая многобаллоник надо забыть про ножную помпу. Дело в том, что днищевые баллоны надо качать до давления в 0,35 атм избыточных! Чтоб Вы понимали, что это такое, я встаю своими 120 кг на этот баллон и он подо мной не прогибается даже! Такое давление весьма сложно и хлопотно создать обычным насосом - нужен электрический, причём не всякий. Те, что подешевле, рассчитаны на максимальное давление 0,25 атм. Этого хватит на борта и фальшборта, но не хватит на днище. Потому, нужен насос, рассчитанный до 0,8 атм. Других в продаже не видел.
Ну, и в третьей части - о личных предпочтениях.
- За последние 10 лет у меня было три лодки Фрегат.
1. 280 ЕК (легонькая пайолка), которая совсем не подходила для Иваньковского водохранилища
2. 340 ФМ Люкс, над которой экспериментировал более всего, ставя моторы от 5-кобыльника яхтенного длинноногого до 30-сильного Мерка. Лодочка была и на Ладоге (в одном из приведённых коллегой Savage роликов она присутствует), но стала мне маловата
3. 390 ФМ Люкс, которая прошла и Ладогу и Белое море и поныне радует меня комплектом с Тохой 9,8.
- Коллега Savage тоже имеет устоявшиеся предпочтения, которые он весьма горячо и аргументированно отстаивает.
- Некоторые же участники дискуссии таких устоявшихся предпочтений не имеют и потому готовы поговорить на любые отвлечённые темы, сбивая с толку оную.
И ещё! Я совсем не ходил на Ротанах/Братанах (да, и название мне не нравится, если честно), но ничего не утверждаю об их поведении на волне.
Иван, aka Savage, один раз прошёлся по Ладоге пару километров на моём Фрегате и ему - не понравилось, зато я ходил и по Иваньковскому и по Ладоге и по Белому и в грузу и почти порожняком и в штиль и в свежую погоду и мне - не надо никаких "Бандитско-головешечных" изделий! Мне нравится Фрегат! Может быть, у нас понятия о комфорте с Иваном разные?
К чему я это! Поскольку мы с Иваном - не профессионалы в области надувного лодкостроения, просто активные пользователи с некоторым стажем, то вопрос выбора определяется только личными предпочтениями! Как в известном анекдоте:
- у Вас яд гюрзы есть?
- есть!
- а яд кобры?
- тоже есть!
- а какой лучше?
- а это - ПРОБОВАТЬ НАДО!