Всем привет!
Решил добавить сюда информацию по моему строительству швертбота Чиж-2.
Предыстория:
В детстве меня дядя катал на катамаране, в студенческие годы я сам катался на Юниоре и иногда на Ассоле и какой-то 4х местной гоночной яхте с двумя парусами и плоским дном. И тут в один прекрасный момент девушка мне дарит набор для сборки Чижа, а по сути информацию о том, что в октябре-ноябре 2015го мне привезут много килограмм нарезанной фанеры. Ну ок. В Москве в квартире мы явно такое собрать не сможем, поэтому решили отвезти всё это загород - к родителям, у них есть где развернуться(все в сравнении, конечно).
После этого был долгий сложный год, в процессе которого я женился. И вот, вернувшись в начале июня из свадебного путешествия мы начали строительство. Плотницких навыков на момент старта этого сумасшествия по большому счету не было, морские термины незнакомы, а представление о технологии строительства весьма смутное.
Так что здесь я буду рассказывать о ходе строительства, и тех мыслях, которые оно вызывает. (часть я уже публиковал в своем личном блоге, перенесу сюда без редактуры).
День 1.
Первым пунктом стояло сращивание днища и бортов, потому что из-за их длины они не помещались на один лист фанеры и были выполнены составными из двух деталей с S-образным стыком. Для сращивания мы решили использовать “гибридный” способ, который заключается в следующем: укладываем половинки и аккуратно киянкой соединяем стык. После этого промазываем полосу см 20-30 от стыка эпоксидкой(мы используем КДА + ЭТАЛ45) и укладываем на нее полосу стеклоткани Т13. Кстати, стеклоткань Т13 - конструкционная, и согласно ГОСТу в ней может и не быть парафина, как и было в нашем случае, поэтому отжигать мы ткань не стали, а сразу укладывали на эпоксидку. Затем ткань очень аккуратно и тщательно притирается шпателем, пузырьки воздуха выгоняются(впрочем из стыка воздух все время подсасывает, так что на идеальный результат мы не надеялись). Потом еще две ленты из стеклоткани укладываются с небольшим перекрытием в разные стороны, также промазывая перед укладкой ленты эпоксидкой.
На два борта и днище у нас ушло около 700 грамм эпоксидки и примерно 3 часа времени. Т.к. начинали после ужина, то закончили только заполночь.
День 2.
Борта и днище, которые мы склеивали эпоксидкой и стеклолентой, были оставлены нам сохнуть в вертикальном положении, за неимением большого количества места. Это было ошибкой, т.к. даже загустевшая смола под действием силы тяжести за ночь слегка утекла, а также позволила стеклоленте на пару сантиметров изменить своё положение. Ну что же, учимся на своих ошибках - в будущем будем умнее.
Приступили к разметке днища для установки шпангоутов. Пока решили работать медной проволокой 1мм, купленной в OBI. Работать с ней очень удобно, хотя в прочности есть сомнения.
Весь день лил дождь -сперва пытались работать на улице, но потом таки обустроили рабочее место в сарае.
Еще заметили нестыковку чертежей Стрелецкого(автора проекта) и размеров фанерных заготовок от CNCKits, ниже привожу фотографии нестыковок:
Видно, что длина шпангоута по низу согласно чертежам 536*2, а в реальности 1098. Кто виноват и что делать?)) Я решил, что работать будем с фанерными размерами, т.к. вроде бы размеры друг к другу подходят.
После пришивки транца и наблюдения, как легко лопается 1мм проволока было решено купить проволоку потолще.
Закончили опять поздно, но процесс радует.
Строю Чиж-2 по методу СиС
#1
Отправлено 26 июня 2016 - 21:52
#2
Отправлено 26 июня 2016 - 21:58
День 3.
Сегодня съездили за новой проволокой, не знаю уж из чего она, но она потолще и значительно прочнее. Работать ей правда тоже проблематично. Решили, что сегодня будем пришивать правый борт.
Возникла заминка с тем, что я всегда считал, что борт должен ставится на днище, ведь так удобнее собирать, но размеры фанеры говорят о том, что борт ставится рядом с днищем, а так значительно сложнее выдерживать его положение по высоте. Долго гемороились с этим делом, пока не пришел папа и не сказал бросить заниматься этой ерундой [ ] Заодно он притащил трехжильный 1.5мм медный провод, которые оказался почти что золотой серединой между нашими двумя вариантами провода для сшивки.
Ударными темпами в 6 рук пришили правый борт, облик начинает формироваться, работа в радость.
Также возник вопрос, как должны стоять шпангоуты - вертикально или перпендикулярно днищу? Буду изучать документацию, т.к. пока еще есть варианты для переделки))
День 4.
Продолжаем постройку швертбота. На сей раз решили пришить левый борт.
Уже имея опыт пришивания борта, активно начали пришивать на тонкую проволоку, просто чтобы не держать борт в руках. После этого начали выбирать зазоры в наиболее напряженных местах с помощью толстой проволоки. Также пришлось поменять ориентацию по вертикали для первого шпангоута, и выяснили что для 3-го также придется это сделать.
Как видите, в этот раз удалось пособирать лодку на улице, благо погода была вполне сносной. Также решили пришить форшпигель, но чуть-чуть, чтобы фанера начала изгибаться в нужных направлениях.
Вообще, после ночи с небольшой затяжкой фанера запоминает свою форму и значительно легче догибается до финишных размеров. Благодаря этому удалось почти в ноль убрать зазоры у всех шпангоутов и транца.
С каждым днем лодка все ближе к тому, как она выглядит на картинках в интернете [:)] Это радует. Но впереди рабочая неделя, так что темп работ снизится.
День 5.
Сегодня протягивали все соединения, а также сделали еще один шажок к полному стягиванию носовых частей днища и борта к форшпигелю.
Теперь транец притянут без щелей, шпангоуты стоят вертикально и также почти без зазоров.
Постепенно выходим к этапу оклейки швов эпоксидкой и стеклолентой. Пока в раздумьях, какой использовать наполнитель для эпоксидки… стружку найти не так просто, как хотелось бы.
#3
Отправлено 26 июня 2016 - 22:03
Почему то теперь форум не дает мне отправлять сообщения с картинками, ссылаясь на "merge_too_many_img". Сократил до двух картинок в посте, но, видимо, из-за склеивания постов в один все равно уперся в лимит. Буду ждать, пока кто-нить что-нить напишет В блокнотике сохранен код сообщения для 6-12 дней.
#4
Отправлено 26 июня 2016 - 22:12
День 6.
После небольшого перерыва решили начать проклейку изнутри. Начитались в интернете, что хорошо бы это сделать в один присест. Не знаю, кто всё это пишет, но это полный бред. Надо работать как робот, чтобы успеть оклеить Чижа внутри за час/слой. В итоге мы уложили два слоя везде и начали укладывать третий, когда у нас закончилась очередная банка эпоксидки. Решили продолжить на следующий день.
Пытались делать аккуратно, с проклеиванием малярной лентой. Ну, аккуратно получилось не везде []
Для промазывания стыков использовали эпоксидку КДА с отвердителем ЭТАЛ45М, замешанную с аэросилом в отношении(по объему) 2:1. Аэросил добавляли в смолу и дали настояться сутки, потом туда заливали отвердитель и тщательнейшим образом размешивали. Получилась смесь достаточно комфортная в работе по консистенции - не стекала со стенок, но и не отказывалась размазываться при необходимости.
Также добавлю, что мы решили проклеить стеклолентой и стыки шпангоутов с днищем и бортами, хотя в инструкции нигде явно не сказано, надо это делать или нет. Так будет прочнее [:)] Ну и если мы в дальнейшем решим сделать сплошные герметичные банки, то это будет плюс.
Кстати, у нас стеклолента была самодельная - нарезанная из стеклоткани, потому что нигде в округе найти стеклоленту невозможно. Москва, блин.
Вечером будем проклеивать и промазывать третьим слоем в тех местах, где неуспели. Надеюсь, что за сутки эпоксидка достаточно отвердеет, чтобы можно было оценить жесткость корпуса.
День 7.
Здесь собственно о постройке не будет, но будет о результатах предыдущего шага. Напомню, что мы замазали и проклеили в 2 слоя все стыки, и в некоторых местах в 3 слоя.
Теперь можно взглянуть, как оно выглядит, когда почти везде засохло.
Много пузырей…
А здесь поудачнее получилось.
Слева видна полоска стеклоткани, на промазывание которой не хватило эпоксидки.
Вообще, хочется заметить пару вещей:
1. Сделать всё без пузырей невозможно архитектурно. Стыки то “дырявые” и при малейшем толчке в корпус яхты где-то да возникнет дырочка, через которую насосет воздух.
2. Проклеить все в один присест нереально. Было потрачено 3 банки(по 1кг) эпоксидки, одна из которых с аэросилом, и мы вдвоем едва укладывались в час на банку - эпоксидка начинала застывать к концу банки.
Ну а в целом лодка стала значительно более “сбитой”, можно шевелить за один угол и скручивания корпуса уже не происходит. Будем делать дальше [:)]
День 8.
Доклеили третий слой стеклоленты, причем использовали на этот раз не КДА, а 1445 - пропитывает гораздо лучше, ей же будем пользоваться при проклейки снаружи.
День 9.
Лодку перевернули и проинспектировали все стыки. В некоторых местах эпоксидка протекла наружу, но не критично. Приступили к обкусыванию проволоки и ее зашкуриванию. Процесс зашкуривания после тяжелого рабочего дня оказался весьма успокаивающим. Также замешали эпоксидку в аэросилом на будущее.
#5
Отправлено 26 июня 2016 - 22:21
День 10.
Еще вечер потратили на ошкуривание поверхности. Попробовали поработать шлифмашинкой - с одной стороны штука хорошая, но требует большой аккуратности в работе.
День 11.
Начали промазывать все швы и неровности эпоксидкой, смешанной с аэросилом.
День 12.
Продолжаем промазывать швы. В прошлый раз нерассчитали и часть эпоксидки впиталась в торцы фанеры и получились вогнутые поверхности.
#6
Отправлено 26 июня 2016 - 23:26
Всем привет!
Спасибо за публикацию. Учитывая что нынче народ неохотно делится своими работами, то Ваша тема лишний раз доказывает что нужно только захотеть .....
..... И тут в один прекрасный момент девушка мне дарит набор для сборки Чижа ..... После этого был долгий сложный год, в процессе которого я женился.
Мои поздравления - живите долго и счастливо !!!
(мы используем КДА + ЭТАЛ45) и укладываем на нее полосу стеклоткани Т13. Кстати, стеклоткань Т13 - конструкционная, и согласно ГОСТу в ней может и не быть парафина, как и было в нашем случае, поэтому отжигать мы ткань не стали, а сразу укладывали на эпоксидку. Затем ткань очень аккуратно и тщательно притирается шпателем, пузырьки воздуха выгоняются(впрочем из стыка воздух все время подсасывает, так что на идеальный результат мы не надеялись).
Собственно сборка методом СИС производится немного по другому - поэтому "проблемы" обозначенные здесь и постами ниже вполне можно было избежать.
Переход на "ЭТАЛ 1445" одобряю, но настоятельно рекомендую использовать электронные весы - иначе можно нарваться на " профилактический осмотр" от жены .
С наилучшими пожеланиями. Пётр.
#8
Отправлено 27 июня 2016 - 10:25
Спасибо за публикацию. Учитывая что нынче народ неохотно делится своими работами, то Ваша тема лишний раз доказывает что нужно только захотеть .....
Мне привычно - есть блог на драйве))
Мои поздравления - живите долго и счастливо smiles-muzyka-474.gif!!!
Спасибо!
Собственно сборка методом СИС производится немного по другому - поэтому "проблемы" обозначенные здесь и постами ниже вполне можно было избежать.
Переход на "ЭТАЛ 1445" одобряю, но настоятельно рекомендую использовать электронные весы - иначе можно нарваться на " профилактический осмотр" от жены girl_hospital.gif.
Знал бы прикуп - жил бы в Сочи)) Я на данный момент уже сам много чего понимаю, что надо было бы делать иначе, но слишком долгая подготовка у меня убивает всякий интерес к делу(что хоть и не правильно, но как есть), а потому главное было начать.
ЭТАЛ 1445 я покупаю сразу комплектом в двух баночках, уже взвешенно на 1 кг смеси. Это чуть дороже, чем с завода, зато в 10 минутах пешком от работы.
Желаем успеха в постройке Вам и всем самостройщикам
Чтобы умная мысля чаще приходила вовремя, а не "опосля"
Поговорку не обмануть, но я буду стараться))
#10
Отправлено 29 июня 2016 - 09:53
Ленту после пропитки надо закрывать пищевой плёнкой и раскатывать прикаточным валиком( резиновый для обоев).
Тонкая пленка не даст подняться ткани т.к. не пущает воздух.
В проекте Стрелецкого явно рекомендуется проклеивать края зон оклейки малярным скотчем для устранения косяков и соплей от смолы, ну и про фен Вам уже писали, с ним оченно лучше получается
#13
Отправлено 29 июня 2016 - 13:49
Это всё без фена делалось? Я по началу тоже делал без фена, тоже были толстенные слои эпоксидки и пузыри. С феном гораздо приятнее работалось и качественнее получалось, даже от пузырей избавляться не приходилось.
Спасибо за совет, возьму на работе строительный фен на пару дней
Ленту после пропитки надо закрывать пищевой плёнкой и раскатывать прикаточным валиком( резиновый для обоев).
Тонкая пленка не даст подняться ткани т.к. не пущает воздух.
В проекте Стрелецкого явно рекомендуется проклеивать края зон оклейки малярным скотчем для устранения косяков и соплей от смолы, ну и про фен Вам уже писали, с ним оченно лучше получается
Спасибо, возьму на вооружение! Самому в голову не пришло, хотя пленка под рукой была... Со скотчем проблема есть: я не нашел ленту в продаже, а у нарезанной ткани очень сильно пушаться края - обрезать их что до, что после укладки очень утомляет. А чуть что забудешь - придется потом сошкуривать ленту.
Спасибо. Замечательный отчет. Только долго открывается.
Не смог разобраться как загружать фото на сайт, а фотохостинги на мой взгляд один другого хуже(
#14
Отправлено 29 июня 2016 - 15:06
Спасибо за совет, возьму на работе строительный фен на пару дней
Если вы из Москвы, то зачем брать в аренду? Он ещё много раз пригодится 100%. Купите более-менее простой за 1-2к. Я так и делал, купил Sparky в своё время за 1.5к что ли. Ну и тему мою можете почитать. Она сейчас на 2й странице про Ella Skiff, у меня там 13 страниц мастер-класса. Может, что полезного найдёте. Я уже 2й год там 2й слой привальников гну, да всё не согну никак бггг. Я тогда тоже начинал в состоянии "[color=rgb(40,40,40);font-family:verdana, arial, tahoma, sans-serif;font-size:12px;background-color:rgb(238,242,247);]Плотницких навыков на момент старта этого сумасшествия по большому счету не было, морские термины незнакомы, а представление о технологии строительства весьма смутное.".[/color]
Что касается фоток, то я, например, не загружаю здоровые оригиналы с телефона. Я скидываю их на комп, там изменяю размер (изменяю утилиткой небольшой) и загружаю уже обрезанный файл. Обрезаю до размера medium:
Размер файла становится пару-тройку сотен кб, а размер фотки ИМХО достаточен. Не слишком маленький, не слишком большой.
#15
Отправлено 29 июня 2016 - 15:10
Не смог разобраться как загружать фото на сайт, а фотохостинги на мой взгляд один другого хуже(
Ну а здесь расширенная форма нужна. Вместо чёрной кнопки "Ответить" надо нажать "Расширенная форма" и там прикладывать файлы:
Сначала файл добавляется в разделе "Прикрепить файлы", а затем в тексте сообщения в нужное место ставится курсор и жмётся ссылка "Добавить в сообщение". Получается как на приложенном скрине. И затем в расширенной форме чёрная кнопка "Отправить".
Сообщение отредактировал IRQ: 29 июня 2016 - 15:11
#16
Отправлено 30 июня 2016 - 09:10
Ну а здесь расширенная форма нужна. Вместо чёрной кнопки "Ответить" надо нажать "Расширенная форма" и там прикладывать файлы:
Сначала файл добавляется в разделе "Прикрепить файлы", а затем в тексте сообщения в нужное место ставится курсор и жмётся ссылка "Добавить в сообщение". Получается как на приложенном скрине. И затем в расширенной форме чёрная кнопка "Отправить".
Дело в том, что у меня этой кнопки нету. Я так-то привык искать какой-то подобный инструментарий, но тут его просто нету. Подозреваю, может быть связно с тем, что я новичок на форуме.
По поводу фена: это не в аренду, а просто так могу взять с работы Тут есть хороший бошевский фен, за выходные никто не хватится.
Вашу тему поищу и почитаю, спасибо.
#17
Отправлено 30 июня 2016 - 11:52
Малярный скотч нужен чтобы эпоксидка не не растекалась плюхами, Стеклоленту на полосы режь из раскатанного рулона по ДИАГОНАЛИ получается примитивный аналог биаксиальной ткани. Очень хорошо с нарезкой справляется обычный канцелярский нож.
#18
Отправлено 05 июля 2016 - 10:32
День 13
Продолжили выводить поверхности на днище и шлифовать после работы с эпоксидкой. Сначала пытался работать вручную и ЛШМ, но результат не радовал. Было принято решение купить эксцентриковую ШМ. С ней работа пошла гораздо веселее.
День 14
Перекантовали лодку и решили попробовать ошкурить внутри. Столкнулись с проблемой, что некоторые потёки эпоксидки внутри не отвердились, а представляют собой некую вязкую консистенцию. Шкурка моментально этим забивается, пришлось срезать такие потёки ножом.
Тем не менее, поверхность стала значительно ровнее.
День 15
Решили попробовать установить бортовые стрингера и внутренние привальные брусья. На стрингера пошла дубовая рейка 20х26, на привальник 20х40 из сосны. Оказалось, что все вполне успешно гнётся чуть ли не руками. Пока не приклеивали, просто установили для принятия формы. Клей видимо придется заливать через верхнюю щель, а потом утягивать винтами или струбцинами.
Кстати отверстия в шпангоутах под стрингера и привальник пришлось расширить, т.к. проектные размеры реек невозможно найти в магазине, а прострогать излишек нечем и негде. Для расширения очень хорошо пригодились обычная ножовка и дремель со сверлом, и для выравнивания грубый напильник.
#19
Отправлено 05 июля 2016 - 14:53
Вот эту рейку, что у Вас на последних фотках держат струбцины, Вы её на саморезы посадите. Струбцины используются только для правильного расположения рейки и удобного вкручивания саморезов. Посадите на саморезы насухую, откручиваете, намазываете клеем рейку и борт, и саморезами же опять притягиваете к борту. После закручивания подчистить выдавившийся клей. На след день также с наружной стороны.
Сообщение отредактировал zoomashinist: 05 июля 2016 - 14:54
#20
Отправлено 05 июля 2016 - 16:58
Вот эту рейку, что у Вас на последних фотках держат струбцины, Вы её на саморезы посадите. Струбцины используются только для правильного расположения рейки и удобного вкручивания саморезов. Посадите на саморезы насухую, откручиваете, намазываете клеем рейку и борт, и саморезами же опять притягиваете к борту. После закручивания подчистить выдавившийся клей. На след день также с наружной стороны.
Я так понял, что длинными саморезами, чтобы при откручивании был зазор рейка-борт, откуда и наносить клей, верно?
#21
Отправлено 05 июля 2016 - 19:45
Откручиваете совсем, спокойно мажете, потом прикручиваете с помощником. Помощник слегка оттягивает свободный конец, а Вы крутите шурупы на своём конце, сначала наживляя и не до конца, потом подтянете, когда вся рейка будет на шурупах. Клей лучше загустить. Я загущиваю пшеничной мукой.
#22
Отправлено 06 июля 2016 - 11:27
Вот эту рейку, что у Вас на последних фотках держат струбцины, Вы её на саморезы посадите. Струбцины используются только для правильного расположения рейки и удобного вкручивания саморезов. Посадите на саморезы насухую, откручиваете, намазываете клеем рейку и борт, и саморезами же опять притягиваете к борту. После закручивания подчистить выдавившийся клей. На след день также с наружной стороны.
С наружной стороны привальный брус после установки вант-путенсов!!! Или будете потом впихивать невпихуемое, а их после установки палубы.
Сообщение отредактировал dima842: 06 июля 2016 - 11:38
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей