Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

поморский карбас


Сообщений в теме: 46

#26 AMN

AMN

    Юнга- дачник :)

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
  • Из:Санкт- Петербург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Акула

Отправлено 14 января 2006 - 19:02

Алесей С. эксплуатирует Дрескомбы на Ладоге, а вообще-то у всех только положительные отзывы о лодке.
  • 0

#27 coxswain

coxswain

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 42 сообщений
  • Из:Австралия

Отправлено 16 января 2006 - 05:03

Дори - это так назывались норвежские лодки 7-8 метровые в 19 веке. Наши поморы переняли у норвежцев технологию постройки и стали использовать. В Соломбале строили именно "дори". Но у нас эта лодка стала называться "дора".
Для меня это слишком крупная лодка. В обычный гараж ее не поставишь, трейлер нужно специальный для перевозки, неудобна она в управлении, навыки нужны специальные. Мне бы поменьше что нибудь.

<{POST_SNAPBACK}>

Никто не заставляет строить 8-метровую лодку (хоть вы и сказали в начале 6-8 м). Стройте меньше, какая влезет в гараж. Насчет "неудобна в управлении" - ну, не знаю, никаких специальных навыков замечено не было, разве что галанить на ней удобнее, чем на обычной - ну так никто ж не заставляет галанить.

Технология постройки действительно примитивна. Из досок сколачивается днище, обрезается по разметке (в мастерских для этой цели держат шаблон). Днище ставится на козлы и либо распорками в потолок, либо грузом прогибается до нужной формы (rocker по-английски). На днище монтируются рамы шпангоутов, форштевень и транец. На банк-дори (bank dory) боковые ветви шпангоутов обычно прямые. Далее борта обшиваются досками. Подгонять нужно только нижний пояс (garboard), остальные ставятся с минимумом затрат усилий, если доски ровные, конечно - благодаря форме корпуса пояса обшивки имеют одинаковую ширину по всей длине корпуса. Ставятся банки, привальный брус и т.п. Готовая лодка переворачивается, конопатится и смолится (можно вместо осмолки оклеить стеклотканью). Для повышения устойчивости на курсе можно в корме к днищу прикрутить небольшой плавник. Для парусных дори плавник иногда делают во всю длину, но чаще ставят шверт. На транец навешивается руль. Все, лодка готова.

Естественно, можно подогнать технологию под фанеру. Никакой возни с распариванием-гнутием-кручением-ламинированием-и прочим кошмаром. Трудоемкость изготовления существенно ниже, чем Дрескомба (Палтуса), ну вид, конечно, рабочий... Собственно, карбас - тоже рабочая лодка.

По Интернету бегают несколько бесплатных чертежей небольших дори, можете поискать и посмотреть. Были чертежи в "Пионерской судоверфи", в "Справочнике по малотоннажному судостроению", может, еще где. У меня есть ощущение, что дорА - это не дорИ, но спорить не буду - фотографий дорЫ в Интернете не нашел.

Расчитать форму дори можно самому, настолько она простая. Вот ссылка на статью (на английском, правда). Для небольшой парусно-гребной дори L/B можно принять в районе 3.2...3.3.
  • 0

#28 Harry

Harry

    хранящий лодку в гараже

  • Капитан
  • 6 389 сообщений
  • Из:Архангельск
  • Судно: швертбот 3,5
  • Название: Зуёк

Отправлено 17 апреля 2008 - 11:55

Поморские карбасы возрождаются на Соловках
21.06.2005, 10:27

Строительство традиционных поморских судов-карбасов возродили с помощью Норвегии на Соловецких островах в Белом море...

По словам директора Соловецкой судоверфи Владимира Титова, идея вновь завести на Соловках пошив деревянных карбасов для добычи морских водорослей возникла два года назад. "Приспособили помещение бывших ремонтных мастерских, но работа закипела только после того как верфь получила от Норвегии через Секретариат Баренц-региона грант на 100 тыс. крон - примерно 440 тыс. руб.", - сказал Титов.
Начиная с декабря прошлого года четверо соловецких мастеров сшили к навигации первую партию из 20 карбасов, - сообщает ИТАР-ТАСС. Все они пошли на обновление промыслового флота Архангельского опытного водорослевого комбината. По словам Титова, традиционный карбас, вобравший многовековой опыт архангельских поморов, - идеальное судно для добычи водорослей и промысла рыбы у побережья. При длине семь и ширине два метра карбас устойчив на крутой беломорской волне, легко идет и на веслах, и под мотором, при этом может вместить на борт до трех тонн груза. "Строительство одного карбаса, без двигателя, стоит 50 тыс. руб.", - отметил собеседник агентства.

(ИТАР-ТАСС)

http://www.dvinainfo...28476.shtml?prn
  • 0

#29 dubss

dubss

    Яхтенный капитан

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1 438 сообщений
  • Из:Петербург
  • Судно: нет
  • Название: нет

Отправлено 19 апреля 2008 - 21:28

Никто не заставляет строить 8-метровую лодку (хоть вы и сказали в начале 6-8 м). Стройте меньше, какая влезет в гараж. Насчет "неудобна в управлении" - ну, не знаю, никаких специальных навыков замечено не было, разве что галанить на ней удобнее, чем на обычной - ну так никто ж не заставляет галанить.

Технология постройки действительно примитивна. Из досок сколачивается днище, обрезается по разметке (в мастерских для этой цели держат шаблон). Днище ставится на козлы и либо распорками в потолок, либо грузом прогибается до нужной формы (rocker по-английски). На днище монтируются рамы шпангоутов, форштевень и транец. На банк-дори (bank dory) боковые ветви шпангоутов обычно прямые. Далее борта обшиваются досками. Подгонять нужно только нижний пояс (garboard), остальные ставятся с минимумом затрат усилий, если доски ровные, конечно - благодаря форме корпуса пояса обшивки имеют одинаковую ширину по всей длине корпуса. Ставятся банки, привальный брус и т.п. Готовая лодка переворачивается, конопатится и смолится (можно вместо осмолки оклеить стеклотканью). Для повышения устойчивости на курсе можно в корме к днищу прикрутить небольшой плавник. Для парусных дори плавник иногда делают во всю длину, но чаще ставят шверт. На транец навешивается руль. Все, лодка готова.

Естественно, можно подогнать технологию под фанеру. Никакой возни с распариванием-гнутием-кручением-ламинированием-и прочим кошмаром. Трудоемкость изготовления существенно ниже, чем Дрескомба (Палтуса), ну вид, конечно, рабочий... Собственно, карбас - тоже рабочая лодка.

По Интернету бегают несколько бесплатных чертежей небольших дори, можете поискать и посмотреть. Были чертежи в "Пионерской судоверфи", в "Справочнике по малотоннажному судостроению", может, еще где. У меня есть ощущение, что дорА - это не дорИ, но спорить не буду - фотографий дорЫ в Интернете не нашел.

Расчитать форму дори можно самому, настолько она простая.  Вот ссылка на статью (на английском, правда). Для небольшой парусно-гребной дори L/B можно принять в районе 3.2...3.3.

<{POST_SNAPBACK}>



Вот дори. По днищу 12 футов, макс. - 15 футов.

Все "выкройки". Хоть под доску, хоть под фанёру.

#30 Виктор Д

Виктор Д

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 290 сообщений
  • Из:Северодвинск
  • Судно: Швербот "Дуэт"
  • Название: "Грин"

Отправлено 20 апреля 2008 - 22:24

Да, наверное Harry прав. На Белом море все крупные лодки называются карбас. Соломбальских карбасов на Терском берегу много валяется. В Кузомени ( Терский район Мурманской области) - штук шесть.
Местной постройки карбасА - меньше, предназначены для  выхода в море для проверки невода. Они , конечно, неуклюжи , но  в море надежны.
Отличаются , конечно, карбасА (или крупные лодки) друг от друга в зависимости от места ( от берега). На Терском и Кандалакшском берегу форштевень (передняя кокора) сильно загнут потому что берега скалистые и так удобнее подходить к берегу. А на Летнем берегу или на Зимнем - там носы пологие, потому как берег пологий, отмелый. Хотя по всему Белому морю эти лодки называются "кАрбас"
Иеня интересует пстройка обыкновенной лодки, по современной (или советской если хотите) технологии - дешевые материалы+ простота. Чтобы парус можно было поставить простой, чтобы подвесник приладить Johnson 9,9 или 15 л.с. , чтобы на веслах можно было грести в 4 весла.
Ничего старинного или супернового мне не нужно.
"Трое в лодке не считая собаки" Д.К. Джером - идельная лодка для меня
Буду благодарен, если пришлете чертежи. Все же какая никакая а подвижка.
Спасибо
Александр

<{POST_SNAPBACK}>


Возможно, зто то, что Вам надо.
Эти две лодки построены в 2004 г. Закладка – осенью 2003, спуск – июнь 2004.
В этом году сшит еще один корпусом, одним из этих же мастеров.
Материал корпуса – кокоры, доски, заклепки. Шпангоуты вставляются в готовый корпус на эпоксидке и заклепках.
Корпус собирается на 3-х шаблонах – носовой, кормовой, мидель.
Есть снимки на воде.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  _____.rar   232,8К   665 Количество загрузок:

  • 0

#31 Byi

Byi

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 104 сообщений
  • Из:д. Поньгома
  • Судно: Карбас (самострой)
  • Название: карбас

Отправлено 09 ноября 2008 - 15:19

У нас в деревне еще сохранились мастера. Какой длины нужен карбас? Технология постройки уж не такая и сложная, это раньше когда шили ивовыми прутьями было посложней.
  • 0

#32 demon.moto

demon.moto

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 1 сообщений
  • Из:Сергиев Посад
  • Судно: Карбас

Отправлено 15 июля 2010 - 17:14

У нас в деревне еще сохранились мастера. Какой длины нужен карбас? Технология постройки уж не такая и сложная, это раньше когда шили ивовыми прутьями было посложней.

Приветствую!
есть желание построить карбас 6м. длиной.
Можно по подробней про технологию постройки?
Дмитрий.
  • 0

#33 skedija

skedija

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 034 сообщений
  • Из:даугавпилс
  • Судно: разные
  • Название: разные

Отправлено 15 июля 2010 - 23:40

Приветствую!
есть желание построить карбас 6м. длиной.
Можно по подробней про технологию постройки?
Дмитрий.

Поддерживаю! Хоть и сам когда то на Соломбале видел все своими глазами.....
  • 0

#34 МОРЕМАН116

МОРЕМАН116

    команда ВК https://vk.com/club141266672

  • Капитан
  • 1 263 сообщений
  • Из:казань
  • Судно: ретро парусное

Отправлено 22 ноября 2019 - 22:00

Чем дело закончилось ? Сшили карбас ?


  • 0

#35 abrasha

abrasha

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 009 сообщений
  • Из:Северо - Запад
  • Судно: МЛ- 5,6 м , швертбот
  • Название: Зенит

Отправлено 29 февраля 2020 - 21:41

Чем дело закончилось ? Сшили карбас ?

 

    https://youtu.be/JUBFJ-PIsXA

 

   https://youtu.be/HVAE8nNo9Vw


Сообщение отредактировал abrasha: 29 февраля 2020 - 21:52

  • 0

#36 Бывалый Моряк

Бывалый Моряк

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 53 сообщений
  • Из:Дома

Отправлено 09 мая 2020 - 18:55

А вы как хотите шить по старой технологии без гвоздей. Или по современному.
  • 0

#37 Бывалый Моряк

Бывалый Моряк

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 53 сообщений
  • Из:Дома

Отправлено 09 мая 2020 - 19:02

https://youtu.be/bqlfjLxMi2E

Вот в этом филме есть немного инфы.
Завтра выложу главу одной книги там рассказывается как в 70 годах один человек решил построить карбас по старой технологии без гвоздей.
  • 0

#38 Бывалый Моряк

Бывалый Моряк

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 53 сообщений
  • Из:Дома

Отправлено 02 июня 2020 - 10:14

Извините что так долго, не было времени на оцифровку (оригинал весит много) это несколько глав из книги "Серый парус карбаса" книга художественная но содержит немного интересной информации. Даже тогда с трудом удалось "сшить" карбас без гвоздей, сейчас будет ещё труднее.Деревни той уже наверное нет да и мастеров тоже, но карбас возможно остался если найти то можно снять копию. Документ без фото если кому надо могу прислать по эл. почте. Что бы построить такой карбас надо сначала научится строить обычные а потом можно попробовать такой-сшитый пропаренными ветками можжевельника.

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Бывалый Моряк: 02 июня 2020 - 10:15

  • 0

#39 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 30 июня 2020 - 11:44

См. "История северорусского судостроения" Дубровин, Окороков и др. Изд. "АЛЕТЕЙЯ". стр. 294 "Карбасы"


  • 0

#40 abrasha

abrasha

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 009 сообщений
  • Из:Северо - Запад
  • Судно: МЛ- 5,6 м , швертбот
  • Название: Зенит

Отправлено 31 июля 2020 - 11:59

https://www.avito.ru...rbas_1977852827


  • 0

#41 abrasha

abrasha

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 009 сообщений
  • Из:Северо - Запад
  • Судно: МЛ- 5,6 м , швертбот
  • Название: Зенит

Отправлено 01 августа 2020 - 17:31

  Вот такой.

Не реклама.

Прикрепленные изображения

  • 8993882203.jpg

Сообщение отредактировал abrasha: 01 августа 2020 - 17:32

  • 0

#42 Алексей Малышев

Алексей Малышев

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 729 сообщений
  • Из:Щёлково
  • Судно: швертбот 14 фут.
  • Название: ЛУКАШ

Отправлено 27 июня 2021 - 00:54

«Останутся только жестяные лодки». Северяне не могут рыбачить на карбасах. За судно предков — штраф
Для городских карбас — образец быта коренных поморов. А в деревнях он нужен и сегодня, но пользоваться им нельзя


Олег Коткин захотел сшить новый карбас, чтобы продолжать традиции поморов, но ходить на нем в море законно он не может

Жителю Мезени запретили регистрировать самодельный поморский карбас https://29.ru/text/c...06/23/69971108/


Сообщение отредактировал Алексей Малышев: 27 июня 2021 - 00:55

  • 0

#43 abrasha

abrasha

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 009 сообщений
  • Из:Северо - Запад
  • Судно: МЛ- 5,6 м , швертбот
  • Название: Зенит

Отправлено 27 июня 2021 - 02:59

«Останутся только жестяные лодки». Северяне не могут рыбачить на карбасах. За судно предков — штраф

Для городских карбас — образец быта коренных поморов. А в деревнях он нужен и сегодня, но пользоваться им нельзя

 
ce4a4594cb466ea77847a0d07e999e42133461ad

Олег Коткин захотел сшить новый карбас, чтобы продолжать традиции поморов, но ходить на нем в море законно он не может

Фото: Александр Тонких

ПОДЕЛИТЬСЯ

Жителю Мезени запретили регистрировать самодельный поморский карбас

Традиции деревянного судостроения в Поморье формировались столетиями: наши предки сами строили карбасы, ходили на них в далекие плавания и ловили морскую рыбу. Со временем мастеров стало меньше — как и людей, называющих себя поморами. А настоящий карбас, сделанный по всем канонам, сегодня — это уже явление редкое и крайне ценное. Неотъемлемая часть истории Поморья. Старожилы-промысловики из архангельских деревень до сих пор верны карбасам своих отцов и дедов. А на Поморской верфи даже строят карбас с нуля народными силами, — это интересно городским жителям и даже иностранным туристам, которые смотрят на деревянную стройку как на скелет динозавра. Однако спускать на воду как новый, так и древний карбас с учетом сегодняшнего законодательства разных уровней — большой риск. Не зарегистрировано судно — получи штраф, помор.

 

«Универсальное судно поморов», а зарегистрировать его нельзя

Знакомьтесь, житель Мезени Олег Коткин — коренной помор, один из тех, кто продолжает дело предков. Многие годы он ловил камбалу — ходил в море на самом старом поморском карбасе, сохранившемся до наших дней.

Любой металлической лодке Олег Коткин предпочтет проверенный веками карбас

Фото: Иван Митюшёв

 

Северянин говорит, что за счет своей конструкции карбасы очень устойчивы, и с ними ни в какое сравнение не идут металлические моторные лодки. Пенсионер решил заказать мастеру новый карбас, но оказалось, что самодел не зарегистрировать.

Карбас — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одномачтовое или двухмачтовое, одно из основных у поморов. Впервые сшивные карбасы упоминаются в 1591 году в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря.

Сегодня традиционные поморские судна строят с нуля в центре Архангельска на Поморской верфи — у всех на слуху 20-метровая шхуна, на которой в дальнейшем даже собираются выходить в серьезные арктические экспедиции. Строят тут и карбасы. Мы пригласили сюда, в место, где возрождается история поморов, сельского жителя Олега Коткина, для которого карбас — не уходящая романтика прошлого, а часть его быта.

— Карбас — универсальное судно поморов, — говорит нам Олег, рассматривая стройку. — У него низкая посадка, а Белое море у нас очень мелкое, поэтому его удобно использовать — можно зайти в любую небольшую речку и отстояться в шторме. Карбас устойчив за счет своей определенной длины, ширины, высоты бортов, грузоподъемности. В сильнейший ветер его достаточно просто поставить на волну и держать — стоит спокойно. Раньше ведь не было железа, моторов, но было дерево — держались на парусе или веслами. Современные металлические лодки легко переворачиваются, они маленькие, на них далеко не уйдешь и много не привезешь.

Конструкции карбаса уже более 500 лет, за это время он успел доказать свою мореходность

Фото: Иван Митюшёв

 

Много лет на этой земле поморы ловили рыбу и морского зверя — ходили на промысел именно на карбасах, которые, как говорит наш собеседник, шили в каждой деревне Мезенского района. А сейчас мастер, к которому обратился пенсионер, задал ему вопрос: «А как ты собираешься его потом регистрировать»? Конечно, с точки зрения законодательства всё объясняется безопасностью, но для коренного помора карбас — самое надежное судно. Всё, что близко помору, сегодня запрещается — жалуется Олег Коткин:

 

— Запретили нам ловить камбалу, нельзя использовать карбасы, а что тогда можно? Где наш истинный поморский промысел? Что мы скажем нашим потомкам, которые увидят последний карбас, брошенный под горой и гниющий?

Пенсионер в итоге дошел до Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее — ГИМС). Там, как он говорит, ответили, что нет приборов, которые могли бы измерить это судно:

— Метр — это всегда один метр. А килограмм — всегда один килограмм. Неужели так сложно посчитать грузоподъемность и вместимость, — сколько человек туда влезет? Вывод напрашивается простой: законы, которые не работают на простых людей. А более того — вредят. Мы живем у моря, кормимся от моря. Точнее, кормились — сегодня нам уже не дают.

«Были промыслы и кораблестроение, а сегодня для простого человека — тупик»

Олег Коткин, коренной помор, житель Мезени

Море кормило северян в трудные времена, и ложкой был карбас

Надежны ли эти деревянные суда, мы спросили у директора Товарищества поморского судостроения в Архангельске и опытного моряка Евгения Шкарубы, который и построил настоящую верфь, где занимается возрождением традиционных поморских судов, в том числе и карбасов.

— Эта конструкция шлифовалась и совершенствовалась поколениями. Это традиция. В итоге получилось такое идеальное судно: дешевое, делается просто и быстро, служит 20–30 лет при сегодняшних технологиях. А еще это экологически чистое производство. Вообще в судостроении традиции очень важны. Много примеров даже в XX столетии, когда яхты строились: очень долго уходили от длинного киля и переходили на плавниковый, — заметил Евгений Шкаруба, директор Товарищества поморского судостроения.

Евгений Шкаруба превратил ангар за университетом в настоящую верфь, где возрождает традиционные поморские суда

Фото: Александр Тонких

 

«Карбас тем и хорош, что проверен многократной морской практикой тех, кто его строил, делал лучше, испытывал, ходил на нем»

Евгений Шкаруба, директор Товарищества поморского судостроения

Вот так на судоверфи не только шьют карбасы, но и создают 20-метровую поморскую шхуну

Фото: Иван Митюшёв

 

Жителям деревень у моря нужно было как-то кормить свои семьи, и выручали поморов как раз карбасы. Что интересно, в 90-е, когда были голодные времена, их тоже активно использовали в местных рыболовецких колхозах на побережье Белого моря. Как ни печально, но и сегодня порой карбас нужен северянам, чтобы прокормиться.

— У нас было карбасов сорок. Очень много людей в деревнях шили их и ходили в Белое море ловить селедку и камбалу. Кормили весь район. Были и целые мастерские по строительству карбасов. Это целый промысел был. Но со временем колхозы распались, и остались только частники, — вспоминает Олег Коткин.

Колхозы, кстати, распались не все. Например, в деревне Летняя Золотица есть рыболовецкий колхоз «Беломор». Его председатель Сергей Самойлов сотрудничает с местными судостроителями и считает, что карбасы по-прежнему остались важным средством передвижения для жизни в деревнях на побережье моря. Ведь зачастую люди оторваны от большой земли и кормятся только за счет натурального хозяйства.

Сергей Самойлов считает, что для жителей деревень рыбачество в Белом море на карбасах до сих пор является основным промыслом

Фото: Александр Тонких

 

— Люди по-прежнему добывают рыбу, водоросли — это их жизнь. На них перевозят груза и пассажиров с других судов, ведь причалов нет в деревнях: суда подходят и на рейды встают, а к рейдам добираются либо на «казаночках», либо на карбасах, — рассказал Сергей Самойлов.

«Это как автомобиль в городе, так и карбас в деревне»

Сергей Самойлов, председатель рыболовецкого колхоза «Беломор»

Карбас превращается в призрак: мастеров мало, законы все строже

Мастеров, которые могут шить карбасы, остается все меньше. Есть риск, что навык будет утерян. Представьте только — в окрестностях Мезенского района, где это было максимально развито и передавалось из поколения в поколение, сегодня всего один мастер — Виктор Кузнецов из Лешуконского района. В 2017 году он руководил строительством парусно-гребного карбаса. Проект стал основанием для создания нового культурно-исторического бренда Русского Севера — «Поморский карбас».

Поморский карбас не так давно стал брендом Русского Севера

Фото: Александр Тонких

 

К слову, именно к этому мастеру и обратился наш житель Мезени с просьбой сшить новый карбас, после чего и столкнулся с проблемой, как зарегистрировать судно.

 

Государственной регистрации подлежат маломерные суда общей снаряженной массой свыше 200 кг и установленным мотором более 8 кВт (10,88 лошадиных сил).

Как считает Олег Коткин, карбас в любом случае попадает под класс судов, которые подлежат регистрации:

— Ты же идешь на месяц, везешь с собой снасти, бочки, еще много всякого снаряжения на полтонны. Обратно возвращаешься с уловом — почти тонна будет. 10 лошадиных сил? Далеко не уедешь, как минимум нужно 15, а то и все 20 — шторм маломощный мотор не вытянет. Поэтому я и пришел в ГИМС. Сказал, что хочу зарегистрировать карбас, деревянное судно собственной постройки. Мне ответили, что сделать это они не имеют права, потому что есть закон, согласно которому регистрировать такие суда можно только после того, как будет выдан технический паспорт судостроительной организацией, имеющей лицензию.

«Раньше проблемы с регистрацией карбасов никогда не было — никто не запрещал их строить»

Олег Коткин, коренной помор, житель Мезени

До 2012 года с государственной регистрацией судов действительно было все куда проще. ГИМС проводила внешний осмотр судна, проверяла его устойчивость на плаву и выдавала судовой билет для официального использования. А еще мастера сами могли приходить в инспекцию и называть параметры своих самостроев.

В 2012 году Советом Евразийской экономической комиссии был принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов». В нем собраны все ГОСТы и технические условия, которые распространяются на маломерные суда. Согласно этому документу, строитель маломерного судна является ответственным за его безопасную эксплуатацию, а ГИМС осуществляет классификацию и техническое наблюдение за маломерными судами. Судостроитель должен предоставить в ГИМС техническую документацию по судну, чтобы его могли классифицировать.

Как пояснили 29.RU в региональном центре ГИМС, судостроитель должен подтвердить, что имеет право изготавливать карбас, что у него есть на это лицензия и судно соответствует техническому регламенту Таможенного союза.

Олег Коткин попытал счастья и обратился в одну такую судостроительную организацию в Архангельске, имеющую лицензию. Там одной его знакомой выдали технические документы на самодельную лодку, правда, за немалые деньги — 30 тысяч рублей. Олегу же помогать в этой фирме отказались — они даже не знают, что такое карбас.

Мастер из Лешуконья Виктор Кузнецов рассказал, что каждый карбас делается индивидуально для заказчика, это небольшое производство, поэтому о его сертификации даже нет смысла и говорить.

Карбасы, которые шьет Товарищество поморского судостроения, регистрировать не надо — это спортивные суда без мотора. На них проведут регату

Фото: Иван Митюшёв

ПОДЕЛИТЬСЯ

Почему же так важно иметь технические документы на судно и почему с регистрацией самостроев без них возникают такие проблемы, мы спросили в региональном центре ГИМС. Вот что там ответили:

— Действительно, самостроям отказывают в государственной регистрации маломерных судов. Это связано в первую очередь с тем, что суда строят непрофессионалы, которые не имеют специального образования и не имеют никакого отношения к судостроению. Построенные ими суда не отвечают требованиям безопасности при эксплуатации маломерного судна.

Однако карбас — это не судно, которое просто взяли из головы и построили. Хоть оно и шьется вручную, без какого-либо специального проекта, это обычно делают опытные мастера, получившие знания и навыки от отцов, дедов и прадедов. По мнению председателя рыболовецкого колхоза «Беломор» Сергея Самойлова, для этого промысла не нужно какое-то специальное образование:

— Пластиковое или алюминиевое судно в деревне не построить, для этого нужны специальные знания, оборудование. А здесь человек напилил доски на пилораме, вырубил кокоры, взял и сшил карбас.

Процесс создания поморского судна

Фото: Александр Тонких

ПОДЕЛИТЬСЯ

И тогда встает логичный вопрос: что делать простому жителю деревни, который хочет построить судно и ходить в море, как это веками делали его предки? И другой, не менее важный вопрос: как при таких условиях вообще можно сохранять и возрождать традиции поморского деревянного судостроения?

Есть ли цель сохранить культуру и традиции Поморья?

Деревянное судостроение — это не просто отголосок прошлого поморов. Это целая культура, которая сформировала идентичность региона. Да, современному производству теперь не нужны деревянные суда, а мастера остаются без заказов, в том числе из-за современных законов, которые не учитывают местный колорит. Но, как считает Евгений Шкаруба, без этой культуры не останется ничего, что дает право называть наш край Поморьем.

— Поморье — это море, лес, промыслы. И то, что сейчас становится невозможным заниматься народным судостроением, — конечно же, большая проблема. Мы ставим искусственные преграды к сохранению в первую очередь своей культуры. Ведь нам нужно не развить, а хотя бы сохранить, — рассказал Евгений.

А это карбас, сшитый мастерами мезенского рыбколхоза «Север», экспонат в павильоне Мезенского историко-краеведческого музея

Фото: Николай Окулов

ПОДЕЛИТЬСЯ

«Как исчезающий язык, зверь — этот промысел должен сохраняться»

Евгений Шкаруба, директор Товарищества поморского судостроения

Северянам, кстати, не впервой вступаться за вклад предков в поморское судостроение. Во времена правления Петра I их заставляли отказываться от своих конструкций карбасов в пользу западных.

— Примерно та же самая история происходит сейчас. Государство требует отказаться от того, что было веками проверено, и делать «как положено» по чертежам, а не как делали наши деды и прадеды. В Норвегии, например, традиции поддерживаются, сохраняются, по крупинкам восстанавливаются. Мы же эти традиции пытаемся уничтожить, — рассказал Сергей Самойлов.

А ставят ли чиновники государственного уровня цель сохранить культуру и традиции Поморья? Вопрос открытый, ведь поморы не имеют статуса коренного малочисленного народа Севера — их определяют как субэтнос русского народа.

— Законодательно у поморов нет ни традиционного образа жизни, ни традиционных территорий, потому что только для коренных малочисленных народов такие понятия законом определены. А если этого не прописано в законе, государство не может это признать. Если бы у поморов было право на этот традиционный образ жизни, на промыслы, судостроение, было бы легче, — считает Сергей Самойлов.

Поймали на карбасе? Готовь от 15 до 20 тысяч

Если карбас не зарегистрировать в ГИМС, то его использование будет считаться незаконным. Управление незарегистрированным судном наказывается штрафом от 15 до 20 тысяч рублей. Помимо этого, Белое море — это пограничная зона. Если поставить сетку на карбас без регистрационных номеров, его могут остановить пограничники, которые следят за соблюдением правил рыболовства. Они составят акты и направят их по подведомственным структурам, в том числе в ГИМС. Не исключено, что судно могут и изъять.

Сейчас многие моряки продолжают ходить в море на свой страх и риск, пока их не поймали и не оштрафовали. Немаловажную роль играют и деньги. Если сшить карбас можно тысяч за 300, то хорошую лодку для морских плаваний за такие деньги не купишь. Она обойдется примерно в миллион рублей без мотора.

Сшить карбас — более выгодный вариант по сравнению с покупкой надежной лодки, особенно для жителей деревень

Фото: Александр Тонких

ПОДЕЛИТЬСЯ

— Рядом будет ездить «Казанка», которая намного менее мореходная, но она зарегистрирована, потому что сделана массово по проекту, — подметил Евгений Шкаруба.

Это подтвердили и в региональном центре ГИМС:

— Если взять технический паспорт «Казанки», там все полностью регламентировано: указан завод-изготовитель, написано, что данное маломерное судно изготовлено в соответствии с ГОСТ, для чего оно предназначено, как обслуживается. Мы это принимаем.

Получается, что моряки либо нарушают закон, либо отказываются от мореходных судов по типу карбаса в пользу таких, как «Казанка», либо ставят мотор меньшей мощности.

— Наши попытки подхитриться, подстроиться ведут к уменьшению безопасности: если ты на большой карбас будешь лепить маленький моторчик, тебя в море потом унесет с ним. А на «Казанке» опасно ходить в шторм. Она не предназначена для этого плавания, так как врезается в волну и легко переворачивается, — считает Сергей Самойлов. — И ведь люди хотят жить законно, но государство ставит невыполнимые для них условия. Нужно помогать строить эти карбаса, а не создавать бюрократические барьеры и уничтожать традиции. Мы ведь не денег просим от государства, а условия, которые реально исполнить.

Из-за непродуманных государственных законов страдают не только мастера-частники в деревнях, но и целые рыболовецкие колхозы, как наш «Беломор». Для регистрации им приходится пригонять лодки из Летней Золотицы в Северодвинск, где находится ГИМС, хотя раньше инспектора сами выезжали на осмотр судна.

— Вдоль моря 200 километров на маленьком моторчике — это надо три дня в одну сторону идти. Конечно, это небезопасно, — рассказал Сергей Самойлов.

Есть ли решение?

Директор Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба видит возможное решение проблемы в создании нескольких проектов карбасов, чтобы это судно попало в класс традиционных и не было необходимости каждый раз обмерять его и проверять на устойчивость.

— Существует такое понятие «традиционное судно». Если карбас попадет в этот класс, то, скорее всего, его можно будет зарегистрировать по какой-то упрощенной схеме. Мы со своей стороны готовы участвовать в разработке таких проектов, потому что есть найденные чертежи старых карбасов. На той же Соломбальской верфи в архиве мы видели карбас для промыслов в Баренцевом море, есть также наши беломорские карбаса, все это можно отделать, — пояснил Евгений.

Товарищество поморского судостроения готово помочь в разработке проектов карбаса

Фото: Александр Тонких

ПОДЕЛИТЬСЯ

Однако, как считает Сергей Самойлов, разрабатывать специальный проект отдельно для карбаса — это очень дорого, и вряд ли какие-то организации возьмутся за такое. А мастер Виктор Кузнецов назвал это хлопотным делом — нужно собирать множество бумаг, делать различные чертежи и 3D-модели карбасов. Очевидно, что этими вопросами должно заняться региональное правительство, которое всячески упоминает, как важно сохранять и возрождать историю и культуру Поморья.

Схема обшивки корпуса карбаса

Фото: Иван Митюшёв

ПОДЕЛИТЬСЯ

А житель Мезени Олег Коткин, простой человек, который хочет продолжать поморские традиции, так и остался наедине со своей нерешенной проблемой:

— Поморов сейчас почти не осталось, потому что образ жизни поменялся. Но как их потомок я бы хотел продолжить это дело. Однако в настоящее время я вижу просто чиновничий произвол. На корню гибнет деревянное судостроение Русского Севера — а это целое искусство. Оно пропадет, и останутся только «жестяные» лодки.

 

 


Сообщение отредактировал abrasha: 27 июня 2021 - 03:06

  • 3

#44 WinderWanderer

WinderWanderer

    Яхтенный капитан

  • Администратор
  • 2 894 сообщений
  • Из:Кострома

Отправлено 17 июля 2021 - 13:22

Да блин. Небось блоков плавучести нет вот и не зарегистрировали.
  • 0

#45 Harry

Harry

    хранящий лодку в гараже

  • Капитан
  • 6 389 сообщений
  • Из:Архангельск
  • Судно: швертбот 3,5
  • Название: Зуёк

Отправлено 20 июля 2021 - 00:27

регата на карбасах в архангельске

<iframe src="https://vk.com/video...86bd33a251&hd=2" width="853" height="480" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

ну и хвастаюсь - я как кормщик с кубком добытом в тяжелой борьбе

ну и тут https://vk.com/pomor_schooner подробнее

Прикрепленные изображения

  • кубок.jpg

Сообщение отредактировал Harry: 20 июля 2021 - 00:56

  • 4

#46 МОРЕМАН116

МОРЕМАН116

    команда ВК https://vk.com/club141266672

  • Капитан
  • 1 263 сообщений
  • Из:казань
  • Судно: ретро парусное

Отправлено 12 декабря 2021 - 18:09

У нас в деревне еще сохранились мастера. Какой длины нужен карбас? Технология постройки уж не такая и сложная, это раньше когда шили ивовыми прутьями было посложней.

Ивовые прутья , кокоры , матицы тесанные в карбасе это конечно по музейному аутентично....

А  я профан взял по простому да  из люминьки сделал. .И так исхитрился ,до 200 кг.,чтоб в неригестрат  уложиться , понимаю это всё не то ,и корпус мой абсолютно без водотечи и замачивания  по весне , смоления не требует , АМГ 5 служить будет так что правнукам хватит в отличии от  деревянного .... в общем всё не по канонам...  . 

IMG_20180915_140902.jpg   IMG_20180915_141120.jpg


Сообщение отредактировал МОРЕМАН116: 12 декабря 2021 - 18:10

  • 5

#47 МОРЕМАН116

МОРЕМАН116

    команда ВК https://vk.com/club141266672

  • Капитан
  • 1 263 сообщений
  • Из:казань
  • Судно: ретро парусное

Отправлено 26 марта 2022 - 17:54

под парусом конечно только попутные курсы  ,край галфинд.

 Зато детишкам то радости !

IMG_20190621_100245.jpg


  • 3



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей