Уважаемые коллеги!
При комплектации новой микромотолодки (условно - Бесёнок-2, на замену сорокалетнему первому Бесёнку )возникло желание применить тахометр ТХ-193 от классики советского автопрома, т.е. от ВАЗ-2103/2106/2121. Возникло в основном по двум причинам:
- нравится 193-й эргономикой, надёжностью и бюджетностью. Ибо "лодочные" тахометры сегодня стоят как небольшой бытовой холодильник, а "шестёрочный" в состоянии нового вдруг нашёлся в старых запасах, в гараже;
- на различных форумах опытные лодочники рассказывают, что ТХ-193 успешно работает в паре с подвесными моторами различных марок, тактности и количества цилиндров.
Сначала по второму вопросу.
Практически пересмотрев в сети сотни сообщений (и видеороликов) от "Поставил 193-й на лодку, кинул три провода и всё, показывает стабильно во всём диапазоне оборотов" и до "Пробовал, паял/перепаивал схему самого тахометра, формирователи импульсов, стабилизаторы напряжения, удвоители частоты... Работает как часы!", не нашёл достоверных прецедентов типа "Вот на моей лодке стоят мотор HONDA-BF20D3 SHSU (т.е. мой, с электростартёром, генератором на 12А, выпрямителем со стабилизатором напряжения для подзарядки АКБ, CDI-прибором искрообразования, защит и контроля) и тахометр от тройки/шестёрки/нивы, который работает надёжно и подключен по такой-то схеме."
Беседовал с коллегой по кают-компании, которому безусловно доверяю и у которого был достоверный положительный результат с указанным прибором и мотором Yamaha-55 (два такта, два цилиндра, CDI-блок) по первому варианту - "Три провода, и всё работает!". Повезло?...
И пара слов по первому вопросу.
В детстве занимался радиоприёмниками и, совсем немного, радиоуправлением моделей, так что собрать несложное устройство из деталей элементной базы советского/российского производства, включая изготовление травлёной платы из фольгированного гетинакса/текстолита, мне по силам. Конечно, зная параметры принципиальной схемы ТХ-193 и имея осциллограмму с формой и амплитудой сигнала, вырабатываемого CDI-прибором (отдельный вывод!) моей Хонды для тахометра, смог бы конкретизировать вопросы к знатокам, а то и справиться с "проблемой ВАЗовского тахометра" своими силами. Экспериментировать же на моторе, висящем на МЛ Сармат, на бочке воды нет условий (зима, "минус" в гараже) и времени - хочется хотя бы к лету доделать и подготовить лодку к спуску...
Добавлю, что вскрывать свой ТХ-193 буду лишь в крайнем случае. Уж больно хорош приборчик в девственном состоянии!
В общем, джентльмены, жду ваших сообщений.
Заранее благодарен за квалифицированные ответы - Е.Д.