Ещё раз, о пользе демпфера и вреде крутильных колебаний.
В свободное от других дел время, меня позвали помочь отыскать причину возникновения поломки в двигателе. Двигатель автомобильный, в судовой установке. Рядная 6-ка, 4т дизель с наддувом, с силиконовым демпфером.
Поломка заключалась в том, что разбалтывало и срезало болты крепления маховика, несколько раз.
Первый опыт, установка в исходном виде, нагрузка двигателя винтовая, частота вращения от минимально устойчивой, до номинальной.
На графике отчетливо виден резонанс 6го порядка, чуть правее рядом 5 порядок, и околорезонансные колебания 4,5 порядка, от резонанса расположенного выше номинала. Амплитуда колебаний на резонансе, примерно на порядок превышает максимально допускаемую с точки зрения прочности коленвала.
Расчетная резонансная частота для крутильной схемы исправного двигателя, должна быть выше чем обнаружилась экспериментально. Причин снижения частоты и увеличения амплитуды, представилось две:
- заклинивание демпфера;
- ослабление связи маховика и коленвала.
Чтобы выяснить первопричину, начали с простого. Сняли сцепление, проверили затяжку болтов маховика, и провели ещё один опыт на холостом ходу.
Болты маховика подтянуть не удалось.
Резонансная частота сместилась несколько выше, что соответствует изменению момента инерции маховика без сцепления, при условии заклиненного демпфера.
Следующим шагом была замена демпфера на заведомо исправный, и испытания с нагрузкой по винтовой характеристике.
Предположения о неисправности демпфера подтвердились. С исправным демпфером, амплитуды снизились, резонансная кривая оказалась двухгорбой. Также, ещё одним признаком исправного демпфера является наличие гистерезиса. При наборе оборотов амплитуды идут по одной кривой, при спуске, по другой.
Предположительно, причиной выхода демпфера из строя стал его перегрев. Это предположение коллеги проверят, и примут меры.