Даже с рулями позади, при отказе одного мотора в марине начинается цирк
Ибо радиус поворота в сторону работающего двигателя будет неприлично большой, особенно с места (если скорость есть, то нормально, можно повернуть, осадив его задним ходом в нужный момент).
Если свободное место позволяет, можно исхитриться дать задний ход и развернуть кат на 270° в другую сторону.
Проблемы иногда возникают даже не с моторами, а с включением передачи. Хотя и на моно такое бывает, там гарантированно сдует. На кате с одним движком можно еще побороться.
Все решает практика и чувство лодки.
Я специально в марине устраиваю "вальс" перед тем, как встать на место - хорошая практика.
А если все лето на лодке, новый порт через день, вообще все автоматом делаешь.
По личному опыту моно рулится лучше как на заднем так и на переднем ходу , причина не только в расположении винта , но и в том , что длина пера руля у моно сильно больше , сдувает( дрейфует) моно так же меньше так как имеется длинный киль, это проявляется втч и при швартовке кормой ( нужно не бояться дать достаточную скорость ) при швартовке кормой катамарана при ветре в борт тоже лучше иметь скорость повыше , тогда рули будут работать эффективнее и дрейф тоже будет меньше ( если объект движется с более высокой скоростью необходимо большее усилие что бы изменить его траекторию). Разворот на месте на кате выглядит конечно проще за счёт реверса , но и на моно это при определенном опыте не сложно. На катамаране короткие кили для того чтобы он мог скользить боком с волны , если бы были длинные , то он бы быстрее переворачивался - решение выдвижные кили , которые например на Катане применяются , если надо они дрейф снижают , скорость растёт также , когда требуется их поднимают. Относительно низкая скорость , это основная ошибка при навальном ветре .
Про заклинивание передач , эта история была популярна на янмарах с колонкой SD 50 , так как там сцепление ( cone clutch) на трении и со временем начинает проскальзывать и это не зависит от моно или ката , в настоящий момент такие колонки не ставят уже .
Если по теме про мореходность , то она плюс минус одинакова , что у ката , что у моно у каждой лодки свои плюсы и минусы . Катамаран ( круизный ) при достаточном ветре имеет скорость обычно в половину ветра , если ветер 20 скорость 10 , но в лавировку он особо не ходит и слабые ветра ( до 8 узлов ) тоже особо не для него , по этому если идти миль 500 с переменными ветрами , то скорость моно и ката будет одинаковой , на фордаке конечно средний кат круизник обгонит средний круизник моно , ну а на бейдевинде все наоборот.
По комфорту даже нельзя сравнивать сопоставимые размеры- катамаран лучше сильно.
Ещё раз опыт личный , основан на личном многолетнем владении этими лодками