Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 401

#1 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 15 апреля 2018 - 12:11

Всем привет!

Недавно нарыл https://marinehowto....eries-on-boats/

Третий день подробно изучаю. На мой выпуклый это самый лучший текст по теме лития на лодке.

Тем более, что литий со временем становится все более доступным.

Есть мысль сделать типо дайджест из этой публикации.

Проблема с отечественными терминами и понятиями. Вот например   HVC = High Voltage Warning or Cut: This warns of or stops an HVE or High Voltage Event.

Смысл абсолютно ясен. Но как изложить этот High Voltage на великом-могучем? Высокое напряжение - не отражает сути. Чрезмерное или избыточное - коряво.


  • 1

#2 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 394 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 15 апреля 2018 - 12:49

«Повышенное» напряжение? И соответственно защита от повышенного напряжения.

Сообщение отредактировал Navigator: 15 апреля 2018 - 12:51

  • 0

#3 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 15 апреля 2018 - 12:52

возможно превышенное точнее?


Сообщение отредактировал Niven: 15 апреля 2018 - 12:54

  • 0

#4 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 601 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 15 апреля 2018 - 12:55

Ключевые слова Warning or Cut. Я бы перевел это как Извещение или Отключение по высокому напряжению


  • 0

#5 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 394 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 15 апреля 2018 - 13:22

Превышенное напряжение - не звучит, мы так не говорим.

Защита по высокому напряжению в русском языке имеет немного другое значение и используется для ситуаций, когда например на цепь 12 В случайно подается 220В.
  • 0

#6 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 15 апреля 2018 - 13:38

Высокое напряжение вообще ни о чем если без контекста. Повышенное - уже ближе, но нет ясности, может его повысили специально или так задумано...

Превышенное - точно отражает превышение нормы или предела... Но коряво(

Мой вариант - Сигнализация и защита от превышения напряжения зарядки. Хотя повышение тут тоже может подойти т.к. есть контекст.


  • 0

#7 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 15 апреля 2018 - 13:58

Двинемся дальше.

Огромный кус статьи посвящен балансировке ячеек батареи. Автор настаивает на том, что это надо делать вручную. Каждую банку заряжаем отдельно до 3,8 вольт, потом соединяем их в параллель и оставляем так недели на три. Т.е. БМС у нас для предотвращения разряда и перезарядки, но балансировку ей лучше не доверять. 

I DO NOT BELIEVE AUTOMATED CELL BALANCING IS NECESSARY FOR A WELL EXECUTED FRACTIONAL “C” SYSTEM !!!!

Что такое FRACTIONAL “C” SYSTEM?


  • 0

#8 22277

22277

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 173 сообщений
  • Из:Kaohsiung
  • Судно: Tayana 48DS
  • Название: ***

Отправлено 15 апреля 2018 - 16:42

Что такое FRACTIONAL “C” SYSTEM?


Имеется в виду что при использовании этих аккумуляторов в качестве house bank от них не ожидается выдача тока, сопоставимая даже с 0.5С, то есть режим "всего лишь доля малая от С".
  • 0

#9 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 15 апреля 2018 - 18:54

Как раз эти батареи допускают продолжительный разряд до 3С, в этом дополнительная фишка лития. 


  • 0

#10 22277

22277

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 173 сообщений
  • Из:Kaohsiung
  • Судно: Tayana 48DS
  • Название: ***

Отправлено 16 апреля 2018 - 02:26

Как раз эти батареи допускают продолжительный разряд до 3С, в этом дополнительная фишка лития.

Коллега, пожалуйста, еще раз вдумчиво перечитайте ответ на Ваш вопрос.
Режимом Fracrional C автор называет режим использования этих аккумуляторов в качестве house bank, когда потребление от них в обычном режиме редко доходит даже до 0.3С, а "среднее" потребление составляет 15-20 А "for many cruising boats".

Сообщение отредактировал 22277: 16 апреля 2018 - 03:01

  • 0

#11 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 394 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 16 апреля 2018 - 03:09

Какая же длииииная статья-то, у меня аж мозг закипел, так и не дочитав до конца, при том что я знаю язык и предмет обсуждения. Текст должен быть раз в десять короче...


  • 0

#12 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 760 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 16 апреля 2018 - 07:59

Коллега, пожалуйста, еще раз вдумчиво перечитайте ответ на Ваш вопрос.
Режимом Fracrional C автор называет режим использования этих аккумуляторов в качестве house bank, когда потребление от них в обычном режиме редко доходит даже до 0.3С, а "среднее" потребление составляет 15-20 А "for many cruising boats".

Верно. Автор делает все выводы именно для режима длительного разряда небольшими токами.

Графоманство конечно же присутствует, основные выводы уместились бы на страничку. :)

 

В частности, один из выводов  -  чтобы заменить LifePO4 емкостью 400 Ач, вам потребуется  900 Ач свинцовая батарея. При этом весить она будет больше на 182 кг .

 

LifePO4 деградируют от казалось бы небольшого напряжения заряда 14.1V, в случае если оно поддерживается часами, как это бывает в режиме поддержания напряжения (плавающий режим) в автоматических зарядниках для кислотных аккумуляторов. Например, при настройке зарядника на безобидный режим "гель", LifePO4 прослужит (потеря емкости в два раза) менее 200 циклов вместо 2000. Рекомендуется ограничивать верхнее напряжение на уровне 13.65 V. Использовать для зарядки лучше всего источник питания лабораторного типа с раздельными настройками ограничения как по напряжению так и по току (лучше, если будут дополнительные провода для измерения напряжения прямо на клеммах батареи).

 

LifePO4 можно заряжать только при положительной температуре (разряжать можно  и при отрицательной).

 

LifePO4 лучше всего сохраняются при уровне заряда около 50%. Если их хранить полностью заряженными, то они деградируют по одному проценту в месяц. Поэтому такие батареи оптимальны при циклическом режиме работы (полный заряд, затем сразу же разряд, исчисляемый несколькими сутками, и так далее).

 

Нормально сбалансированные батареи (при 3.6V на банке) нуждаются в проверке состояния не чаще  одного раза за два года.

 

 

 

==========

Название темы не отражает содержимого, т.к. здесь статья про конкретный тип батарей, а именно  -  LiFePO4.


Сообщение отредактировал Aleksk: 16 апреля 2018 - 10:33

  • 2

#13 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 16 апреля 2018 - 12:07

Коллега, пожалуйста, еще раз вдумчиво перечитайте ответ на Ваш вопрос.
...

 Кажется начинаю въезжать. Разница между "допускается" и "обычный режим" конечно есть.

 

Верно. Автор делает все выводы именно для режима длительного разряда небольшими токами.

Графоманство конечно же присутствует, основные выводы уместились бы на страничку. :)

 

В частности, один из выводов  -  чтобы заменить LifePO4 емкостью 400 Ач, вам потребуется  900 Ач свинцовая батарея. При этом весить она будет больше на 182 кг .

 

...

 

 

==========

Название темы не отражает содержимого, т.к. здесь статья про конкретный тип батарей, а именно  -  LiFePO4.

Скорей наоборот, заменить свинец литием)

Новые батареи реально производительнее. Но они тащут за собой на лодку очень много новых проблем.

Для меня ценность этой статьи в том, что она описывает практически все аспекты, даже те, о которых я был не в курсе. и чем больше я в нее вникаю, тем меньше она мне кажется растянутой.

Например, у меня при зарядке напряжение банок отличается. На сотые вольта, но разница есть всегда. И в конце зарядки самая шустрая начинает резко греться. Точней, греется не сама банка, а датчик БМС, который на ней. Производитель на этот счет разводит руками. А вот автор просто и доходчиво объясняет ситуацию примером с ведрами. И уделяет большое внимание начальной балансировке ячеек. Опять таки, производитель об этом - ни гу-гу....

Если господа модераторы поменяют название темы, я буду только за.


  • 0

#14 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 394 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 17 апреля 2018 - 04:18

Коллега german1977 уже приводил ссылку на эту статью в свой теме:

http://forum.katera....lyak/?p=2117878

 

Статья несомненно полезная (чересчур длинная правда ;) ), много практической информации, но она все же "любительская", написанная для некоего частного случая. Эксперименты с точки зрения выводов вообще не выдерживают никакой критики. Но об этом позже, а пока продублирую здесь мои комментарии.

 

Утверждения по поводу альтернаторов считаю спорными.

Описанные режимы работы альтернатора (максимальный ток в течении продолжительного времени) в настоящее время присутствуют практически на любой лодке с развитыми сервисными батареями, не зависимо от используемой технологии. Емкость АМГ сервисных батарей в 800 А/ч, например, уже потребует 2-3 часа зарядки (упомянутые в статье) от альтернатора на макс токе до момента когда начнётся ограничение по напряжению с понижением зарядного тока. При этом что-то не наблюдается повального сгорания альтернаторов.

 

Понятно, что при нагревании ток, отдаваемый альтернатором, может существенно понизиться от номинального, сводя на нет одно из преимуществ лития - высокий ток заряда (0.5С) / малое время.


  • 0

#15 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 17 апреля 2018 - 09:42

Спасибо за ссылку. 

Там много о чем, но, как я понял, коллега german1977 БМС решил не устанавливать. Я придерживаюсь противоположного мнения, но от советов пока воздержусь. Помимо защиты батареи, БМС выдает еще и мониторинг каждой ячейки. Это важно. Как сказал мне один очень сведущий человек, если вы переходите на ЛФП, вам надо перестать мыслить категориями 12 Вольт и начать мыслить категориями параметров ЛФП ячейки.

Конечно плата датчика БМС на каждой банке - проблема. Но можно слабать защиту и, кроме того, есть БМС без этих датчиков, просто два лишних провода от каждой банки, Orion например.

Я до альтернаторов в приводимой статье еще не дошел. А это отдельная проблема - штатные лодочные ЗУ не приспособлены для работы с ЛФП. Можно как-то подстроить конечно, но интуиция подсказывает что что-то не так. Пока спасаюсь ограничением напряжения зарядки. И когда уезжаю, отключаю не только батарею, но и каждую банку.


  • 1

#16 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 17 апреля 2018 - 12:19

Вот оч интересный кусок:

Bottom line… Keep your charge voltages below where pack balancing occurs and you will do just fine. My cells are now beyond 700 cycles most cycles to 80% DOD. They have only been balanced once, 700+ cycles ago…

Мой вариант:

Итог... Держите напряжение заряда ниже того напряжения, когда начнется автоматическая балансировка батареи, и все будет в порядке.

Мои ячейки теперь, после 700 циклов при разряде до 80% емкости, были сбалансированы вручную только один раз, 700+ циклов назад ...

 

Правильно ли я все излагаю? Если не ошибаюсь, мысль автора в том, что он на своей лодке не позволяет БМС выполнять автоматическую балансировку, которую БМС начинает в конце цикла зарядки когда одна из ячеек уже заполнена.


  • 0

#17 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 394 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 17 апреля 2018 - 12:45

... 700 циклов при разряде до 20% емкости...
  • 0

#18 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 17 апреля 2018 - 12:59

Желательно ближе к оригиналу:

Итог... Держите напряжение заряда ниже того напряжения, когда начнется автоматическая балансировка батареи, и все будет в порядке.

Мои ячейки теперь, после 700 циклов при разряде на 80% емкости, были сбалансированы вручную только один раз, 700+ циклов назад ...

Так правильно?


  • 0

#19 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 394 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 17 апреля 2018 - 13:34

Автор бОльшую часть статьи пытается доказать, что заряд до максимальных 14.6 В (3.65) не является целесообразным, и даже опасным. Более того, «классические кислотные» 14.4 В (3.6 В на ячейку) он считает чрезмерно завышенными. Его рекоммендация - 14.0 - 13.8 В (3.5 - 3.45), что позволяет заряжать как минимум до 95% и избежать кучи проблем, включая BMS балансировку ячеек. Замечу, что изначально он хорошо отбалансировал свои батареи.

Тест, описанный в другой статье, подверждает, что заряд между 3.4 и 4.2 В совсем не значительно влияет на % заряда:
https://www.powerstr...rge-voltage.htm

Замечу, что Мастервольт для своих 12 В литиевых батарей со встроенной BMS рекомендует 14.25 В (3.56 В) зарядного и 13.5 В плавающего.

Сообщение отредактировал Navigator: 17 апреля 2018 - 21:39

  • 1

#20 22277

22277

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 173 сообщений
  • Из:Kaohsiung
  • Судно: Tayana 48DS
  • Название: ***

Отправлено 17 апреля 2018 - 16:11

Мои ячейки теперь, после 700 циклов при разряде на 80% емкости, были сбалансированы вручную только один раз, 700+ циклов назад.
Так правильно?[/background][/size][/font][/color]


... после 700 циклов, большинство из которых ...

Как говорится, точности ради.
  • 1

#21 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 17 апреля 2018 - 17:49

Подскажите плиз... Разговоры о ручной балансировке автор начинает со сравнения первоначального состояния прибывших от поставщика ячеек. Разница м-ду лучшей и худшей была 0,16 Ач (в другом месте пишет 0,32, но не суть). Как он эти сотые вымерял? Или он их пересчитал через вольтаж?

 

ЗЫ Или мерял тестером на перемычке?

12-LiFePO4-On-Boats.jpg


Сообщение отредактировал Niven: 17 апреля 2018 - 18:29

  • 0

#22 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 17 апреля 2018 - 18:36

... после 700 циклов, большинство из которых ...

Как говорится, точности ради.

Мои ячейки теперь, после 700 циклов при потреблении преимущественно не более 80% емкости, были сбалансированы вручную только один раз, 700+ циклов назад ...))


  • 0

#23 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 022 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 17 апреля 2018 - 21:07

Потерпите до 23.04. Буду на лодке. Начну все монтировать, тестить, поделюсь практическим пользованием...провода готовы, как настраивать и мппт и виктрон понятно, смущает только альтернатор, на месте разберусь, в худшем случае буду заряжать литий от альтернатора в ручном режиме...
  • 0

#24 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 943 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 17 апреля 2018 - 21:55

... Буду на лодке. Начну все монтировать, тестить...

Представляю сколько вас ждет "открытий чудных")))
Как раз по зарядке от альтернатора в обсуждаемой статье много чего есть:A good voltage regulator is critical for an LFP bank. It is my belief that no better regulator currently exists for LFP than the Balmar MC-614.
Что у вас стоит? У меня Balmar MC-612, что внушает оптимизм.
Виктрон - большая удача. У меня Мастерволк - зарядник и комби. Переписка с головной конторой МВ ничего не дала.
Я до раздела ЗУ пока не дошел, завис на теме ручной балансировки. На фотке как выглядели мои ячейки в прошлом сезоне.

Прикрепленные изображения

  • 20170630_224542.jpg

Сообщение отредактировал Niven: 17 апреля 2018 - 22:01

  • 0

#25 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 394 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 18 апреля 2018 - 03:16

...как настраивать и мппт и виктрон понятно, смущает только альтернатор, на месте разберусь, в худшем случае буду заряжать литий от альтернатора в ручном режиме...

Вы на каких настройках по напряжению остановились? Какие-то еще параметры будете менять в Виктроне?

Из той информации, которую мне удалось найти, ОЕМ альтернатор на Вольво со встроенным регулятором выдает 14.2 В (или даже 14.0 В), а не 14.4 В о которых вы писали в своей теме. Разница не большая, но всё-же...

Сообщение отредактировал Navigator: 18 апреля 2018 - 04:05

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей