Перейти к содержимому

Фотография

Прошу помощи со схемой


Сообщений в теме: 33

#1 Gypsy

Gypsy

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 31 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Vagabond 31

Отправлено 06 мая 2019 - 11:59

Доброго дня.

Возможно опять, по неопытности, пложу темы. Но поиском не нашел. Ни здесь не в гугле.

Необходимо переделать электрику на лодке. Швед сразу сказал, что даже толком объяснить не сможет, что куда и откуда, не электрик он, все работало 10 лет как было и все.

Я электрик, мягко говоря, начинающий, но визуально там бардак - вторая сервисная подключена к стартовой, часть потребителей идет от нее, часть выведено просто через другую сервисную, к ней подключена через контроллер 25 Вт панель. Два общих ключа, на двигатель и потребители. При отключении обоих - свет внутри зажигается.

Торжественно обещаю учить книжке по электрике, вспомнить школьный курс физики и т.д.

Сейчас просто в Швеции, лодку спустил на воду, виза выдана на короткий срок, необходимо выйти из шенгена (дойти до Марокко), потому прошу помощи - как в идеале должна выглядеть схема, что куда через что подключать.

Имеем: Три батареи по 75 Ач, солнечная панель 25 Вт и контроллер к ней, Солнечная панель 100 Вт и контроллер к ней (планируется купить).  

              Потребители - ходовые огни 5 штук (все меняем на диоды)

                                     - свет внутри - 5 штук (также диоды)

                                     - холодильник по типу автомобильного 

                                     - зарядка планшета, ноутбука, телефонов (все от 12, без инверторов)

                                     - стационарная радиостанция

                                     - АИС транспондер

 

Как грамотно организовать подключение батарей, панелей и генератора.

Заранее спасибо, откликнувшимся за дельные советы.

Тычки носом в подобные существующие темы также приму с благодарностью

 


  • 0

#2 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 06 мая 2019 - 12:31

Длинный рассказ получится если в деталях.

В кратце - разделите стартерную и сервисные батареи. Солнечные дела подключайте к сервисным. Стартерная набьется автоматически от движка.

Старайтесь избегать пересечения банков, если это неизбежно - используйте диодные изоляторы батарей. Все остальное (кроме движка) подключается только к сервисным батареям через автоматы и по двухпроводной схеме, никаких общих масс! Это не автомобиль. Сервисные батареи соберите на 4-х позиционный переключатель (Off---1st---2nd---1+2), его выход к потребителям и инверторам СБ.

На стартерную батарею тоже надо размыкатель на 400-600А.


Сообщение отредактировал r0b0k0t: 06 мая 2019 - 12:32

  • 0

#3 Гость_Kizilkum_*

Гость_Kizilkum_*
  • *******

Отправлено 06 мая 2019 - 12:35

на каждый светильник нужен отдельный драйвер.

диоды в каждом светильнике ОБЯЗАТЕЛЬНО соединять последовательно


  • -1

#4 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 06 мая 2019 - 12:37

Какая лодка?

 

1. Холодильник "по-типу автомобильного" - это на элементах Пельтье? Термоэлектрический? Не стоит его брать, деньги на ветер. Он потребляет 36Ач/сутки. Ваша 100Вт панель будет выдавать 40Ач/сутки в солнечный день и 20 в облачный. А холодит он очень слабо. Вам его придется отключить, чтобы он не высосал ваши аккумуляторы. Берите компрессорный. Он потребляет в 2 раза меньше, а холодит на порядок лучше. Но и на порядок дороже.

2. У меня 3 аккума по 80Ач стоят в параллель с 2012 года. Швед так поставил. Оказалось, что это очень удобно и достаточно надежно. За 7 лет ни одного сбоя по электрике. За эти годы те, у кого раздельные схемы с разделителями и переключателями, уже по нескольку сбоев поимели. От них питается все, и сервис, и стартер, и заряжаются они тоже вместе от генератора двигателя, ЗУ 220/12 и солнечной панели 100Вт. Это самая простейшая схема - поэтому и не ломается. Кто-то делает раздельные схемы на сервис и стартер - это гораздо сложнее, дороже, и надежность схемы снижается, потому что добавляются элементы.

3. Если есть возможность, поставьте хотя бы 200Вт солнечных панелей. 100Вт на северах будет маловато, да и на югах впритык. У вас же будет холодильник + планшет все время подключенный в режиме навигации, как я понимаю, плюс эхолот, плюс АИС... Много потребителей. Проверяйте работу генератора двигателя.

4. Очень полезно иметь battery monitor. Или вольтметр с амперметром. Если схем несколько, то на каждую схему придется свои приборы ставить. 


Сообщение отредактировал sergvg: 06 мая 2019 - 12:42

  • 0

#5 Gypsy

Gypsy

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 31 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Vagabond 31

Отправлено 06 мая 2019 - 12:53

на каждый светильник нужен отдельный драйвер.

диоды в каждом светильнике ОБЯЗАТЕЛЬНО соединять последовательно

Я просто купил лампочки с таким же цоколем как у старых, думаю там уже все в сборе.

Спасибо за совет 


  • 0

#6 Gypsy

Gypsy

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 31 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Vagabond 31

Отправлено 06 мая 2019 - 12:59

Холодильник достался с лодкой, он нормальный компрессорный, просто не встроенный а автомобильного формата.

Про панель понял, буду смотреть по месту и деньгам.

Можно попросить схемку, от руки (батареи друг с другом так, панель через инвертор так, от инвертора потребители, генератор к батареям вот эдак) как это у Вас, например, устроено. Мне нагляднее намного проще былоб понять. Спасибо за ответ.


Длинный рассказ получится если в деталях.

 

И Вас можно попросить о схемку нарисованной?

Спасибо за помощь


  • 0

#7 Gypsy

Gypsy

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 31 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Vagabond 31

Отправлено 06 мая 2019 - 13:02

И да, забыл - лодка Vagabond 31.

Кроме рации, транспондера, холодильника и десяти диодных лампочек других потребителей нет.

Обогреватели, и прочее электрическое только в марине от 220 - розетка отдельно от всего. Также есть резервное зарядное от сети для батарей.

Планшет специальный - с батареей в 18000 Ач, со включенной навигацией держит двое суток. Ноутбуки также только в марине.

Хочу оставить именно такую концепцию без переизбытка электроники.


  • 0

#8 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 06 мая 2019 - 13:09

И Вас можно попросить о схемку нарисованной?

Спасибо за помощь

Нарисуем. Чо нам стоит то ) Через часик выложу, дите внимания требует.


  • 0

#9 Gypsy

Gypsy

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 31 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Vagabond 31

Отправлено 06 мая 2019 - 13:12

Нарисуем. Чо нам стоит то ) Через часик выложу, дите внимания требует.

Благодарю!


Также дилетантский вопрос - при подключении батарее к генератору, если например часов восемь моторить, а батарея заряжена, ей хуже не делается? Или реле какое то стоит\должно стоять чтоб отключать?


  • 0

#10 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 06 мая 2019 - 13:14

при подключении батарее к генератору, если например часов восемь моторить, а батарея заряжена, ей хуже не делается?

Нет. В генераторе ДВС уже все предусмотрено.


  • 0

#11 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 06 мая 2019 - 13:42

К панели нужен не инвертор, а контроллер. Они бывают на разные токи и двух видов. ШИМ подешевле, МРРТ - подороже. Панель 100Вт выдает 5.5А. Значит контроллер нужен на 10А минимум. ШИМ будет стоить 10-15 евро, МРРТ будет стоить 100 евро, панель 100Вт тоже 100 евро. (лучше брать монокристалл под стеклом). Отдача от МРРТ больше. На сколько - не подскажу. Думаю, что не больше 10%. Если ставить 2 панели по 100Вт, то контроллер лучше сразу брать на 20А. Если хотите аккумуляторы разделять - можете на каждый завести свою панель через свой контроллер. Если у вас стартерный аккумулятор останется без внешней зарядки, большая вероятность, что он сядет и вы не сможете завести двигатель в нужный момент. Отгнивает в море проводок зарядный от генератора, а вы и не в курсе, что зарядка не идет, потому что на него не поставили отдельный вольтметр и амперметр.

Без толкового электрика вам сложно будет разобраться. Хотя бы все провода проверьте, что куда идет и где, что к чему подключено, чтобы знать, где копать, если перестанет работать.

 

А что за планшет с 18000 Ач? Наверное мАч? Но все равно нереально много? Или это плюс пауэрбанк?


  • 0

#12 Gypsy

Gypsy

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 31 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Vagabond 31

Отправлено 06 мая 2019 - 14:22

Планшет - Torex PS12 - позиционируется как защищенный по стандарту IP67, со встроенным радиомодулем. 


и да Вы правы, соврал - 17 000 Мач


  • 0

#13 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 06 мая 2019 - 14:29

Планшет - Torex PS12 - позиционируется как защищенный по стандарту IP67, со встроенным радиомодулем. 


и да Вы правы, соврал - 17 000 Мач

Если он 7 дюймов, то рекомендую купить планшет 10 дюймов за 100-150 евро с хорошим разрешением и установить на него Навионикс. Будет гораздо удобнее пользоваться навигацией. А защищенный использовать только в плохую погоду.


  • 0

#14 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 06 мая 2019 - 16:02

И Вас можно попросить о схемку нарисованной?

Вот простенько и почти от руки. В детали я не лез, общий провод минус:

 

100989.jpg


  • 3

#15 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 06 мая 2019 - 18:17

Вот простенько и почти от руки. В детали я не лез, общий провод минус:

 

attachicon.gif100989.jpg

Покритикую схему.

1. Никаких общих проводов быть не может на пластиковой яхте. 

2. Никакого разрыва между контроллером солнечной панели и аккумуляторами быть не может. При размыкании, контроллер сгорает. Т.е. сначала отсоединяем от контроллера панели, потом аккумуляторы. С подключением - наоборот. Сначала подключаем к контроллеру аккумуляторы, а потом панели.

3. От контроллера провод должен идти на аккумуляторы, а не на нагрузку. А вся нагрузка питается от аккумуляторов. 


  • -1

#16 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 06 мая 2019 - 18:27

Покритикую схему.

1. Никаких общих проводов быть не может на пластиковой яхте. 

2. Никакого разрыва между контроллером солнечной панели и аккумуляторами быть не может. При размыкании, контроллер сгорает. Т.е. сначала отсоединяем от контроллера панели, потом аккумуляторы. С подключением - наоборот. Сначала подключаем к контроллеру аккумуляторы, а потом панели.

3. От контроллера провод должен идти на аккумуляторы, а не на нагрузку. А вся нагрузка питается от аккумуляторов. 

Мне просто интересно, исходные сообщения Вы читали? Или просто клацнули по картинке?

Если не читали, то еще раз:

 

Длинный рассказ получится если в деталях.

В кратце - разделите стартерную и сервисные батареи. Солнечные дела подключайте к сервисным. Стартерная набьется автоматически от движка.

Старайтесь избегать пересечения банков, если это неизбежно - используйте диодные изоляторы батарей.

Все остальное (кроме движка) подключается только к сервисным батареям через автоматы и по двухпроводной схеме, никаких общих масс! Это не автомобиль. Сервисные батареи соберите на 4-х позиционный переключатель (Off---1st---2nd---1+2), его выход к потребителям и инверторам СБ.

На стартерную батарею тоже надо размыкатель на 400-600А.

 

Вот простенько и почти от руки. В детали я не лез, общий провод минус:

Для Вашего удобства, перечисленные Вами моменты я подчеркнул.

 

зы: Отдельное алаверды за контроллеры СБ,  дерьмо за копейки не ставьте, и ничего гореть не будет.


Сообщение отредактировал r0b0k0t: 06 мая 2019 - 18:31

  • 1

#17 Гость_Kizilkum_*

Гость_Kizilkum_*
  • *******

Отправлено 06 мая 2019 - 18:31

Покритикую схему.

При размыкании, контроллер сгорает.

 

а где об этом можно почитать подробно?

я почему то очень в этом сомневаюсь


  • 0

#18 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 06 мая 2019 - 18:47

а где об этом можно почитать подробно?

я почему то очень в этом сомневаюсь

Так горят дешевые MPPT контроллеры, у которых АКБ служит опорным источником напряжения и попутно снаббером срезающим иглы коммутации моста преобразователя. В самом начале делали такие.


  • 0

#19 Гость_Kizilkum_*

Гость_Kizilkum_*
  • *******

Отправлено 06 мая 2019 - 18:48

кроилово, ведет к попадалову.

особенно в открытом море


  • 1

#20 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 06 мая 2019 - 19:02

а где об этом можно почитать подробно?

я почему то очень в этом сомневаюсь

Об этом предупреждают продавцы солнечных панелей и контроллеров. Проверять у меня желания не возникает. Контроллеры бывают универсальные, 12/24В. Подключение к аккумуляторам дает им понимание, какое напряжение использовать. Все со слов продавцов.


Сообщение отредактировал sergvg: 06 мая 2019 - 19:05

  • 0

#21 Gypsy

Gypsy

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 31 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Vagabond 31

Отправлено 06 мая 2019 - 19:27

Большое всем спасибо за ответы и схему. Общая картинка и направление действий начинает формироваться. По мере реализации позвольте еще обращаться за советом в этой теме


  • 0

#22 Gypsy

Gypsy

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 31 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Vagabond 31

Отправлено 06 мая 2019 - 19:40

И еще, простите , если после Ваших обьяснений, данный вопрос покажется глупым - нет никаких противоречий если батарея подключена к двигателю (его генератору) и одновременно через контроллер к панели? 

Это я спрашиваю к варианту  - изолировать стартерную батарею, только на двигатель и зарядку от него, но параллельно подключить к нему старую маленькую панель через контролер. А сервисные запитать на новые панели.


  • 0

#23 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 07 мая 2019 - 04:34

нет никаких противоречий если батарея подключена к двигателю (его генератору) и одновременно через контроллер к панели? 

Это я спрашиваю к варианту  - изолировать стартерную батарею, только на двигатель и зарядку от него, но параллельно подключить к нему старую маленькую панель через контролер. А сервисные запитать на новые панели.

Можно и так. Убедитесь, что контроллер СБ умеет работать без аккумулятора. Я бы воткнул все СБ на сервис, а при необходимости запуска двигателя с посаженной стартерной батареей просто включил обведенный выключатель на картинке. При включении этого выключателя, сервисный банк подключится к стартерной батарее.

100989.jpg


Сообщение отредактировал r0b0k0t: 07 мая 2019 - 04:36

  • 1

#24 apred

apred

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 465 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: Кр. швертбот
  • Название: АМУЛЕТ

Отправлено 14 мая 2019 - 03:14

У меня контролер СБ сгорает при работе генератора. Поставил диод 20А между стартерной батареей и сервисными. Т.е  СБ заряжает стартерную, но генератор на заряжает сервисные. Кстати у контролера управление по минусу, Плюс общий.


  • 0

#25 mr.Wind

mr.Wind

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 270 сообщений
  • Из:из России

Отправлено 14 мая 2019 - 07:40

Gypsy,
почитайте эту тему . Думаю, много прояснится.
https://forum.katera...a-dlia-kritiki/
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей