Перейти к содержимому

Фотография

LIFEPO4 (ЛИТИЙ) ВОПРОС BMS


Сообщений в теме: 116

#101 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 03 февраля 2020 - 10:41

Размеры "релюхи" представляете? Прекратите засорять ветку, в конце концов!

Обычная авто на 30А копейки стоит. На сотни ампер - от стартера.

Спец вариант, именно для подключения доп аккумуляторов (есть помощнее, для лебедок)

https://www.bazashop...ct_2098732.html
Или вариант - пускатель на дин рейку. Тем более они на несколько полюсов, поидее можно взять меньше номиналом и параллельно через полюса пустить.
 

 

Сообщение 56. 

Именно там я штатный режим работы стартерного аккума авто и предлагал. Всегда на зарядке от генератора.


  • 0

#102 eremenko1942

eremenko1942

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 454 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: катер Албин 25

Отправлено 05 ноября 2022 - 16:49

Уважаемые специалисты  по  аккумуляторам LiFtPro . Хочу заменить аккумуляторы  на новые и не знаю что лучше. Хвалят именно Литийжелезофосфатные. Якобы они не боятся глубого разряда и могут заряжаться большим током. Эти плюсы затмеваются высокой стоимостью и расходом на другое дорогое зарядное устройство. Также, видимо, надо знать что такое баланс и с чем его едят. При появлении гелиевых аккумуляторов тоже была ссылка  на возможность глубокого разряда, но позднее об этом, кажется, перестали вспоминать. Помогите разобраться и принять правильное решение. Спасибо.


  • 0

#103 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 166 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 05 ноября 2022 - 18:38

Обзор по началу этой темы где и про заряд-разряд, и про балансы все основы есть: http://parusanarod.r.../2018/li/li.htm

 

В двух словах. Заряжать можно чем угодно, но вручную, проверяя напряжение и не дожидаясь пока сработает "предохранительный клапан" (BMS), что кстати если заряжать генератором может его пожечь.

Гелевые свинцовые и АГМ несколько глубже можно рязряжать, да и простые можно, но немедленно после разряда зарядить. Лиферы - да, еще глубже, примерно 90% емкости брать, но не совсем до капли - при этом выход из строя. Опять же сработает "предохранительный клапан" но доводить до этого не стоит. Зато с маленьким остаточным зарядом им ничего не делается в отличие от свинцовых. 


  • 1

#104 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 164 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 07 ноября 2022 - 10:45

Уважаемые специалисты  по  аккумуляторам LiFtPro . Хочу заменить аккумуляторы  на новые и не знаю что лучше. Хвалят именно Литийжелезофосфатные. Якобы они не боятся глубого разряда и могут заряжаться большим током. Эти плюсы затмеваются высокой стоимостью и расходом на другое дорогое зарядное устройство. Также, видимо, надо знать что такое баланс и с чем его едят. При появлении гелиевых аккумуляторов тоже была ссылка  на возможность глубокого разряда, но позднее об этом, кажется, перестали вспоминать. Помогите разобраться и принять правильное решение. Спасибо.

Я себе заказал с алиэкспресс 4 ячейки LiFePo4 280Ач за 36 тыс руб. (сейчас уже продают за 30 000 руб.), купил за 6000 руб. контроллер солнечных панелей МППТ на 20А, выставил на нем максимальное напряжение 13,6В. Система готова. Можно подключать к аккумулятору всех потребителей и эксплуатировать без подключения к двигателю. Напряжение и заряд нужно контролировать самостоятельно, если БМС не ставить. Для этого в электросистему нужно установить battery monitor с шунтом. Он показывает напряжение, текущие токи и остаток емкости аккумулятора. Это очень удобно. Даже простейшие, за 1500 руб. с алиэкспресса справляются с этой задачей. Некоторые криво показывают заряд-разряд - при заряде отнимают значение, а не прибавляют, например. Но если на это не обращать внимание, то нет проблем. Дорогие приборы за сотни долларов все показывают правильно, но это сотни долларов. 

 

Если не ставить БМС, то напряжение нужно периодически контролировать на каждой ячейке. Оно должно быть одинаковое до сотых вольта. Если не допускать снижения напряжения ниже 12.5В и зарядку выше 13,6В, то все ячейки будут иметь одинаковое напряжение.

 

Чтобы понять, какой емкости аккумулятор нужно брать, нужно знать суточное потребление электричества и желаемый период работы энергосистемы без подзярядки. Т.е. если планируются многодневные стоянки на якоре, чтобы не гонять генератор или двигатель. Например, компрессорный холодильник 18-30литров потребляет 40Ач в сутки, при +25. Если температура +35, то 50Ач в сутки. Зарядники, лампочки, приборы - еще 10Ач в сутки. Итого - 50Ач в сутки, если не очень жарко. Лучше вести собственную статистику потребления. Если пасмурно - зарядки от солнечных панелей не будет. Т.е. если планируется стоянка максимум двое суток - достаточно будет 120Ач LiFePo4. Если есть планы стоять неделю - нужно 350Ач. Или придется принудительно заряжать, когда заряд подойдет к концу. 100Вт солнечная панель (монокристалл, стекло) дает 40Ач летом, если не затеняется. Поэтому, достаточно даже 200Вт панелей летом в солнечных регионах, чтобы полностью покрывать все потребности в электричестве небольшой лодки. Если планируется получать энергию в мае/сентябре - нужно уже 300Вт панелей. Далее все зависит от региона. В Москве, например, в этот сентябрь и октябрь солнца не было вообще - 200Вт панели выработали за 2 месяца 50Ач, т.е. ничего. 

 

Если хочется заряжать литийжелезофосфат от генератора двигателя, то нужно или устанавливать регулятор напряжения на генератор за 700 руб (от ВАЗ), или конвертер DC-DC. Регулятор стоит дешевле, но нужно курочить генератор, выпаивать родной регулятор, впаивать новый, мне пришлось даже полностью разобрать свой генератор. Конвертер стоит дороже, но не требует сборки/разборки, только подключение. 

 

Если не заморачиваться с изучением новых технологий, можно поставить новые одинаковые самые дешевые стартерные аккумуляторы, например, 3 штуки по 80Ач. Подключить их в параллель и никакие дополнительные устройства и заморочки не нужны. Но с них больше 60-80Ач снять не получится - напряжение уже будет ниже 12В. И сразу нужно будет заряжать.


  • 1

#105 eremenko1942

eremenko1942

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 454 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: катер Албин 25

Отправлено 07 ноября 2022 - 12:03

Доброе утро. Все что вы говорили, я понимаю, справедливо для  литий железофосфатных аккумуляторов. \\\\\\\\\\\а как быть с кислотными в походе со стоянками? При использовании генератора? Допустим 3 аккумулятора по 100 ач разделяем на 2 сервисных и один для двигателя. Или не делить , но контролировать разряд? Насколько удобно и спасет ли устройство контроля емкости аккумуляторов? И еще. Заряжать лучше одновременно ,допустим, сразу 3 аккумулятора или лучше по одному?  Собираюсь в длинный поход и не хотелось бы проблем.


Сообщение отредактировал eremenko1942: 07 ноября 2022 - 12:39

  • 0

#106 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 551 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 07 ноября 2022 - 12:38

Обзор по началу этой темы где и про заряд-разряд, и про балансы все основы есть...

Полезная статья, спасибо.

Однако встречал статью, по моему "Винстон" и есть, где обосновывалась недопустимость использования в одной системе разных батарей, LiFePo4 и свинцовой. Найти сейчас с ходу не могу, запрятал куда то....

Без развязки, как показано на первой схеме, обозначенной как "литий + свинец" очень сомнительно.

 

...LiFtPro . Хочу заменить аккумуляторы  на новые и не знаю что лучше.  Помогите разобраться и принять правильное решение. 

 

По лиферу. Основные недостатки не позволяющие вот так просто взять и поменять  свинец на лифер:

1. Не терпит "буферный" режим. Нормальная работа для него - циклический режим (заряд / отключение от ЗУ / разряд). Т.е идеально для электротранспорта, но не идеально для бортовой сети.

2. С выхода РР идут выбросы напряжения - "пики". Короткие по длительности, но амплитудой до 20В (возможно и выше). Свинец "глотает" . Банки Лифера тоже переживут. А вот БМС, может не пережить. 

3. Про ограничение тока заряда от генератора и возможности выхода последнего из строя по причине перегрузки уже говорилось. Т.е просто так взять и подключить не выйдет

4. Если не лезть в дебри и не заморачиваться самому, то очень сложно купить "качественное". Да хотя бы просто "нормальное" из готового. Скорее всего это будет под заказ у зарекомендовавшего себя сборщика. 

Итого, если собирать систему правильно, по уму, цена будет в десть, а может и больше раз выше свинцовой батареи. По крайней мере мне комплектующие (не готовая батарея) обошлись вчетверо дороже. И это только банки и БМС. Все с Али. Про "фирменные" можно вообще не вспоминать. Если сюда прибавить ЗУ, балансиры (особенно хорошие активные), приборы контроля и т.п. будет еще  больше.

Из плюсов:

1. Существенно больший ресурс (2000 циклов при полном разряде и до 8000 при частичном, до 20% потери начальной емкости, против 300, в лучшем случае, до полного выхода АКБ из строя). Минимум 15 лет против 3..5.

2. Существенно большая доступная емкость (80% номинала, против 30%).

3. Существенно больший длительно отдаваемый ток (от 0,5...3С у призматических банок, и до 5С  у цилиндрических). Т.е батарея 55 а/ч может длительно отдавать 165..275 А. Свинцовая 55 а/ч при разряде стартерным током отдаст всего 9 а/ч. Номинал же отдаст только при токе 2,75А (1/20С).

4. Практически не зависящее от степени разряда (в рабочем диапазоне) выходное напряжение.

5. Меньшие габариты, и примерно вдвое меньшая масса.

Полная безопасность (пожарная, отсутствие кислоты, паров). Возможность выполнить батарею в полностью герметичном исполнении.

"Заморачиваться" стоит, только если это действительно нужно.

Например нужна очень легкая батарея. Компактная. Полностью герметичная. Способная при этом обеспечить пуск ПЛМ стартером.

Исходя из этого, 30...33 а/ч LiFePo4, весом 5 кг предпочтительнее 12 кг, 40 а/ч свинцовой.

У вас большой ВИ катер, вполне позволяющий разместить все что нужно без жестких ограничений.


  • 0

#107 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 164 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 07 ноября 2022 - 13:51

Доброе утро. Все что вы говорили, я понимаю, справедливо для  литий железофосфатных аккумуляторов. \\\\\\\\\\\а как быть с кислотными в походе со стоянками? При использовании генератора? Допустим 3 аккумулятора по 100 ач разделяем на 2 сервисных и один для двигателя. Или не делить , но контролировать разряд? Насколько удобно и спасет ли устройство контроля емкости аккумуляторов? И еще. Заряжать лучше одновременно ,допустим, сразу 3 аккумулятора или лучше по одному?  Собираюсь в длинный поход и не хотелось бы проблем.

Если вы готовы контролировать и у вас есть монитор состояния батарей, то я бы не делил. Так получается больше доступной энергии. Если нет гарантии, что получится проследить, то нужно отделять стартерный. 

Например, на моей лодке я все потребляю и я все контролирую. Нет ситуаций, когда я оставляю расход на самотек. Поэтому я успешно пользуюсь единым банком. А если, например, Вы оставите лодку на попечении неопытных матросов-разгильдяев, которые трое суток будут не глядя жечь электричество (чем?) и высадят аккумуляторы в нуль так, что даже движок не запустится, тогда стоит отдельно стартерный иметь. С другой стороны, если есть солнечные панели, достаточно дождаться солнца - двигатель запустится.

 

С кислотными - проще всего. Но чтобы их соединить параллельно, они желательно должны быть одинаковые - куплены одновременно. Тогда они будут одинаково отдавать энергию и одинаково заряжаться. И отдают энергию, и заряжаются они все одновременно, все вместе. 


  • 0

#108 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 551 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 07 ноября 2022 - 14:13

Допустим 3 аккумулятора по 100 ач разделяем на 2 сервисных и один для двигателя. Или не делить...

Делить.

Если возможно, стартерный можно меньше. Лишь бы пускал двигатель.

200 а/ч сервисные, это 60 а/ч доступной емкости. Не мало вообще то.

 

...контролировать разряд? Насколько удобно и спасет ли устройство контроля емкости аккумуляторов? 

Контролировать в любом случае. "Особого" устройства не требуется. Достаточно цифрового вольтметра, любого, хоть с Али. И распечатанной таблички напряжения батареи от степени разряда. Судить позволит. Ну если хочется "устройство контроля", можно и устройство. Подключать прибор именно на клеммы батареи, так точнее, особенно если проводка от АКБ до приборной панели длинная и не очень толстым проводом.

 

... Заряжать лучше одновременно ,допустим, сразу 3 аккумулятора или лучше по одному?  ...

 

 По очереди. Сначала стартерный, потом сервисные. Лучше с использованием специального реле, тогда процесс будет автоматическим. Генератор сначала полностью зарядит стартерный, потом реле переключит на сервисные. Отечественное около 5..9 тыс. руб. (устройство развязки АКБ, типа УРА-200 и другие подобные). Или импортное (BLUE SEA, например), но они свыше 20 тыс. стоили до .....   того .....  


  • 0

#109 eremenko1942

eremenko1942

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 454 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: катер Албин 25

Отправлено 10 ноября 2022 - 22:17

Мне с катером достались 2 аккумулятора по 75 иач с неизвестными сроками эксплуатации. Хотел купить зарядное устройство  SKAT - UTTV Бастион позволяющее контролировать емкость, заряжать и разряд/заряд . Насколько действительно ли оно позволит восстановить аккумуляторы  или это фантазия? 


Сообщение отредактировал eremenko1942: 10 ноября 2022 - 22:18

  • 0

#110 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 551 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 11 ноября 2022 - 14:12

Умершие батареи не восстановить. Фантазия.

При отсутствии острого дефицита батарей, обоснованность проведения "десульфатаций", "контрольно тренировочных циклов", и прочих "танцев с бубном", вызывает сомнение. Проще нормально относится, обслуживать, и менять каждые 3..5 лет по необходимости. Не слишком накладно, если пользоваться обычными, сдавая старые на обмен. 


  • 1

#111 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 166 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 12 ноября 2022 - 15:49

Однако встречал статью, по моему "Винстон" и есть, где обосновывалась недопустимость использования в одной системе разных батарей, LiFePo4 и свинцовой. Найти сейчас с ходу не могу, запрятал куда то....

Без развязки, как показано на первой схеме, обозначенной как "литий + свинец" очень сомнительно.

Подводных камней там не видно, кроме тока утечки, о чем сказано. Свинец ведь имеется в виду не силовой акк, а что-то вроде герметичного для UPS, на 7-12 Ач. Вот что сомнительно - как опознать момент отключения лития, без чего затея смысла не имеет? Надо куда-то включить светодиод, а лучше гуделку. При заряде после отключения лития разница напряжений пожалуй вольта 1,5-2 для гуделки быстро появится, а вот при разряде и не заметишь что пора уже все выключать, пока оба аккумулятора не сядут. 

Коллега eremenko1942, опыт "восстановления".

EXIDE Dual (Marine+Multifit), 80 Ач  куплен в 2016 г, лодочная эксплуатация - от лета до лета и весь ковид без присмотра, летом тоже - зарядка кое-как, без генератора, солнцем, изредка в марине. В 19 г. уже было ощущение что он подыхает. В 22-м погонял, на лодку поставил лифер, этот тоже стоял, пару раз на него переключался - в помощь. Снял, привез домой. Разряд до 10,5В - 12 Ач.  Покипятил его несколько часов 2А, до 15,5В, долил водички. Есть эффект! Стало 25 Ач. На случай отключения света на даче теперь служит, хоть телефоны зарядить. 

Так что проверьте свои, а потом думайте.

Кстати знания пригодились бы - том Калдера про электричество в "Моей планете". Все разжевано по полочкам, и про восстановление, и про разные схемы подключения, от и до. Но только про свинец. А если земноводное не дает выделить казну как на половину новой батерейки, так в сети навалом инфы  - только копни.


Сообщение отредактировал Григорий Ш.: 12 ноября 2022 - 15:49

  • 0

#112 tiger-shark

tiger-shark

    менталист

  • Капитан
  • 1 948 сообщений
  • Из:sea
  • Судно: Albin Vega

Отправлено 12 ноября 2022 - 18:03

В году в 2018 приехал я в очередной раз в Швецию на лодку. Проверил аккумуляторы, они  у меня типа marine на 75 ампер. Один из аккумуляторов я каждый год покупал в ближайшем магазинчике. Замерил прибором, тот который прошлогодний более менее живой, поставил на зарядку. Второй дохлый, 6 вольт показал или около того. Ну думаю, что ж такое, каждый год по новому аккумулятору. Нашел прошлогодний чек, взял тот старый аккумулятор, поехал в магазин. Объясняю шведам так мол и так, аккумулятор сдох, вот чек. Они говорят, оставляйте на ночь, завтра приедете. Затащил им аккумулятор в подсобное помещение. Там при мне его подключили к большому прибору, примерно  сантиметров 40х30х30. Пояснили на пальцах, что это очень умный прибор, сначала он правильно его разрядит, а потом будет заряжать маленьким током. Прииехал на следующий день, забрал, Мой прибор (китайский тестер-показометр) показал 75% годности. В том сезоне этот аккумулятор свою миссию выполнил. 

Мое зарядное устройство-Genius G3500, так бы не смогло, хотя тоже типа умное, но до шведского девайса ему далеко


  • 0

#113 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 164 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 12 ноября 2022 - 21:58

У нас на форуме есть успешный опыт эксплуатации лифера и свинца в параллели. Никаких проблем. 


  • 0

#114 John Zaitsev

John Zaitsev

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 976 сообщений
  • Из:Город на Волге
  • Судно: Амур

Отправлено 13 ноября 2022 - 03:35

 Проверил аккумуляторы, они  у меня типа marine на 75 ампер... Второй дохлый, 6 вольт показал или около того... Пояснили на пальцах, что это очень умный прибор, сначала он правильно его разрядит, а потом будет заряжать маленьким током. Прииехал на следующий день, забрал,
 

 

Маленьким током за сутки акк не зарядить... Особенно опустошенный чуть более чем полностью...


  • 1

#115 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 164 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 14 ноября 2022 - 07:28

Маленьким током за сутки акк не зарядить... Особенно опустошенный чуть более чем полностью...

В 90-х я отвозил автомобильный аккумулятор в сервис. Они за 3 дня его привели в чувство. За день конечно нереально. Но я уже не помню, сколько он после этого проработал. Сейчас проще купить новый аккумулятор.

Еще один плюс литиевых аккумуляторов, по отношению к свинцовым. Их можно оставлять надолго без подзарядки и ущерба для аккума.


Сообщение отредактировал sergvg: 14 ноября 2022 - 07:29

  • 0

#116 greey

greey

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 315 сообщений
  • Из:Чебоксары
  • Судно: Водоизм-й глиссер :)
  • Название: Краб

Отправлено 15 ноября 2022 - 19:34

Некоторые криво показывают заряд-разряд - при заряде отнимают значение, а не прибавляют, например. 

Шунт перевернуть


  • 0

#117 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 164 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 15 ноября 2022 - 19:48

Шунт перевернуть

Там рассогласование расчета емкости с направлением зарядного тока. Переворот шунта не помогает. Становится наоборот, но так же неправильно.

Т.е. есть 2 варианта показа:

1. Ток отрицательный (разряд), а по факту идет заряд - цифры емкости увеличиваются.

2. Ток положительный (заряд), а по факту идет разряд - цифры емкости уменьшаются. 

 

Так как нам все равно, с каким знаком показывается ток, но важно значение емкости, можно поставить его так, чтобы правильно емкость считал и показывал, а на знак тока забить (иметь в виду, что он ошибочный).

 

Возможно, в следующих версиях мониторов этот баг будет устранен. Китайцы быстро учатся.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей