Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Хочу стать новичком


Сообщений в теме: 76

#1 Rabbit-NN

Rabbit-NN

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 17 июля 2020 - 18:47

Привет.

Давно облизивался на яхты, путешествия под парусом, но отгонял от себя эти мысли, считая это уделом олигархов. Может ценник снизился, может я поменялся, но все чаще смотрю на детскую мечту с практической стороны - какими шагами достичь. Этим летом на нашем море пробно вышли семьей (со шкипером ествественно) на 3 часа. Ветер 8-10м/с, небольшая волна. Попробовал управление, смену галсов, спуск парусов...  В общем что доверили. И понял, что мое, хочу под парус. Жена и 7летний ребенок тоже в восторге. То есть моральных препятствий нет. Нужно двигаться к цели. 

Почитал про школы, курсы, сертификаты. Поправьте, если ошибся. Но для себя решил следующий сценарий. Изучение теории - самостоятельно. Некоторая практика на местных акваториях (Москва) и ближе к осени (надеюсь границы откроют) в европейские школы YIT (Черногория, Турция). Если все сложится и желание не отобьет, то задумываться о своей яхте. 

 

Подскажите, где можно за адекватные деньги поучиться попрактиковаться в окресностях Москвы? Имею ввиду не многочисленные распиаренные школы (бизнес масштабный), а хороших капитанов, способных рассказать и научить. Хоть в школах, хоть одиночек. Повторюсь - основная цель здесь - получить навыки и опыт.

Сам не мажор и не ленивый, руки из нужного места с дества отросли. Более интересны варианты не красивых школ и отполированным ресептом, а будничная жизнь рядом с яхтой, с ее обслуживанием, подготовкой, доработкой. И конечно же - практики под парусом на воде и мотором на швартовке


Сообщение отредактировал Rabbit-NN: 17 июля 2020 - 18:49

  • 0

#2 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 17 июля 2020 - 20:56

 Более интересны варианты не красивых школ и отполированным ресептом, а будничная жизнь рядом с яхтой, с ее обслуживанием, подготовкой, доработкой. 

 

 

А зачем вам тогда вообще IYT сейчас? Коли живете в Москве и пока тут и планируете осваиваться на воде  - для начала идите в любую школу для получения удостоверения ГИМС. Это недолго, недорого и без этого удостоверения на ВВП делать особо нечего.

В общем, для первого шага в ваших условиях - самое оно. 


  • 1

#3 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 17 июля 2020 - 21:02

любую школу для получения удостоверения ГИМС. Это недолго, недорого и без этого удостоверения на ВВП делать особо нечего.

В общем, для первого шага в ваших условиях - самое оно. 

Добавлю что если теорию. ту что в ГИМС учить, а не пытаться зазубрить, то пользы уже немало будет.

Только надо и ВВП и МП. Не знаю сразу или нет (ну чтобы каши не было) но МП обязательно.

 

Ну а пока:

http://www.ukryachti...?pirs=education

 

Для первоначального чтива вполне хватит :)

Частью там информация, конечно, несколько устарела, но основное - всё остается в силе.

МППС - особенно!


  • 0

#4 Rabbit-NN

Rabbit-NN

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 17 июля 2020 - 22:16

А зачем вам тогда вообще IYT сейчас? Коли живете в Москве и пока тут и планируете осваиваться на воде  - для начала идите в любую школу для получения удостоверения ГИМС. Это недолго, недорого и без этого удостоверения на ВВП делать особо нечего.

В общем, для первого шага в ваших условиях - самое оно. 

Ну погодите. Для сдачи экзамена в ГИМС нужно сначала пройти практику и принести свидетельство об этом. То есть просто знакомым Васей-капитаном не обойтись. А практика в московских школах хоть и будет несколько дешевле IYT в Европе, но что дальше? В отпуске яхту с ГИМСовым свидетельством в аренду врядли взять, разве что в Черногории. Опыта на море вообще не будет. По-моему, на недалекую перспективу, лучше переплатить чутка, но получить IYT в европах и с ним идти в ГИМС сдаваться. Сразу двух зайцев убить. А цель осваиваться здесь - получить максимально практики - сначала здесь, потом и в море уже не с нуля начинать учебу, а с некоторым багажом. 

Вопрос только - реально ли кому напроситься в подмастерья или так и придется в школу здесь идти. А изучение теории ни в коем случае не оспариваю, естественно нужно.


  • 1

#5 PARA CENTER

PARA CENTER

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 423 сообщений
  • Из:Краснодар
  • Название: Разные

Отправлено 17 июля 2020 - 22:19

Поймите, где сейчас будите ходить - первый и второй сезон.

Явно сразу своей яхты не будет - через год-два.

Значит права не нужны, пока - будите с кем-то.

А обучение - да, нужно. Для начала можно в любительскую регату сходить. Там меньше про крейсерские плавания, зато много про паруса, курсы и т.д. Я бы комбинировал.

 

Минимальное. В Москве это есть.

Поучитесь, походите - поймете что надо и как это бывает.

Тогда можно обучение - ГИМС или IYT (Москва, Новоросс, Севастополь, Турция, Черногория и т.д.).

 

Все обучения - первый шажок. Дальше только практика. 

Попадите к хорошему инструктору - почитайте программу(то же IYT есть в интернете, не найдете - кину Вам).

Послушайте реальные отзывы - чему именно их учили и чему научили (проверьте по программе - той же IYT).

 

Не перегружайте мозг - забудется то, что не будет использоваться.


  • 0

#6 Rabbit-NN

Rabbit-NN

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 17 июля 2020 - 22:19

Для первоначального чтива вполне хватит :)

Спасибо за багаж знаний. Начинаю осваивать. С каждым шагом понимаю, что война и мир в школе была лайтовым чтивом, по сравнению с нынешними объемами


  • 1

#7 Ильяф Иллер

Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда. +79116333662

  • Капитан
  • 19 508 сообщений
  • Из:Валдай
  • Судно: Парусные яхты J17
  • Название: ЁшЪ.

Отправлено 17 июля 2020 - 22:19

... Для сдачи экзамена в ГИМС нужно сначала пройти практику и принести свидетельство об этом....

Не нужно.


  • 1

#8 Гость_Baba_Yaga_*

Гость_Baba_Yaga_*
  • *******

Отправлено 17 июля 2020 - 22:22

Есть два основных теологических направления:
1) Люди которые хотят иметь свою яхту и ходить на ней в выходные и отпуска в одной и той же акватории. Эти люди ещё любят свою яхту чинить, оборудовать и пр.
2) Чартеристы, которые любят проводить отпуск на лодке под парусом в разных частях света. При этом лодка у них не своя и берут они её в чартер.

За редким исключением эти два множества не пересекаются. Большинство на этом форуме принадлежит категории номер 1. Отсюда и рекомендации по поводу ГИМСа. Лично я принадлежу к категории номер 2. Вам надо сначала определиться что вам интересней, а уже после этого совершать следующие шаги. Так, если для вас второй вариант более привлекательный, то всё же надо задуматься о IYT или RYA. При этом чтение и теория будь то ГИМС или какой другой зверь никогда не лишние.
Есть много предложений задешево присоединиться к команде какой-нибудь лодке в Средиземке на неделю-две. Именно это я бы на вашем месте сделал как первый шаг. Например на этом форуме есть Капитан Дэн, который регулярно приглашает к себе на лодку в Средиземке. Понятно что сейчас особая ситуация, я говорю о времени когда карантин снимут.
  • 0

#9 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 17 июля 2020 - 22:33

Для зарубежных коллег:

в Москве стоимость обучения для получения удостоверения ГИМС стоит не более $150 и занимает это не более месяца. Не вижу не единой причины откладывать  получение  такого документа на какой-то гипотетический срок, особенно если в планах есть обладание  и ковыряние со своей лодкой (о чем прямо заявил ТС)

 

https://sea-law.ru/tseny-i-skidki.html

https://www.gims2000.ru/8-ceny.html


  • 1

#10 Rabbit-NN

Rabbit-NN

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 17 июля 2020 - 22:34

Есть два основных теологических направления:
1) Люди которые хотят иметь свою яхту и ходить на ней в выходные и отпуска в одной и той же акватории. Эти люди ещё любят свою яхту чинить, оборудовать и пр.
2) Чартеристы, которые любят проводить отпуск на лодке под парусом в разных частях света. При этом лодка у них не своя и берут они её в чартер.

 

За редким исключением эти два множества не пересекаются. Большинство на этом форуме принадлежит категории номер 1. Отсюда и рекомендации по поводу ГИМСа. Лично я принадлежу к категории номер 2. Вам надо сначала определиться что вам интересней, а уже после этого совершать следующие шаги. Так, если для вас второй вариант более привлекательный, то всё же надо задуматься о IYT или RYA. При этом чтение и теория будь то ГИМС или какой другой зверь никогда не лишние.
Есть много предложений задешево присоединиться к команде какой-нибудь лодке в Средиземке на неделю-две. Именно это я бы на вашем месте сделал как первый шаг. Например на этом форуме есть Капитан Дэн, который регулярно приглашает к себе на лодку в Средиземке. Понятно что сейчас особая ситуация, я говорю о времени когда карантин снимут.

Именно. Не могу на 100% ручаться что готов к варианту 1. Нужно вжиться, проверить на своей шкуре. На реакцию семьи посмотреть. Поэтому пока (на ближайшие 2-3 года точно) вижу развитие в варианте 2. Отсюда и смотрю на IYT, Но представляю как это будет в реальности. Прийти и половину практики учиться делать базовые вещи. Сейчас лето, карантин, почему бы не попрактиковаться здесь, за небольшой бюджет. Чтобы на море ехать уже с какими-то навыками и максимально эффективно время обучения использовать, а не узлы учиться вязать. 

Варианты "присоединиться"  уже рассматриваю на этот год. Основная их масса, конечно, ленивый туризм и туса. Но есть что искать. 


  • 1

#11 CVY

CVY

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 191 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Semona 30, Нептун-2
  • Название: Стелла, б/н

Отправлено 17 июля 2020 - 22:35

почитайте программу(то же IYT есть в интернете, не найдете - кину Вам).

Программу или книжку/пособие? Если есть пособие IYT сбросьте мне тоже пожалуйста, пока только RYA удалось найти, тут на форуме ко-то давал ссылку. Интересно было бы почитать, сравнить. Хотя конечно не думаю что там что-то принципиально новое будет.


  • 0

#12 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 17 июля 2020 - 22:39

Поймите, где сейчас будите ходить - первый и второй сезон.

Явно сразу своей яхты не будет - через год-два.

Значит права не нужны, пока - будите с кем-то.

А обучение - да, нужно. Для начала можно в любительскую регату сходить. Там меньше про крейсерские плавания, зато много про паруса, курсы и т.д. Я бы комбинировал.

 

 

Вот лично мне в любительской регате/крейсерском походе значительно больше пригодится человек с "корочками" ГИМС, чем энтузиаст-любитель "я вообще мечтаю на макси-яхтах бороздить просторы океана, нафиг мне эти лужи". =)


  • 1

#13 Rabbit-NN

Rabbit-NN

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 17 июля 2020 - 22:40

Для зарубежных коллег:

в Москве стоимость обучения для получения удостоверения ГИМС стоит не более $150 и занимает это не более месяца. Не вижу не единой причины откладывать  получение  такого документа на какой-то гипотетический срок, особенно если в планах есть обладание  и ковыряние со своей лодкой (о чем прямо заявил ТС)

 

https://sea-law.ru/tseny-i-skidki.html

https://www.gims2000.ru/8-ceny.html

Я правильно понял, что это теория + практика, за месяц? Честно говоря сильно удивлен. За этот срок разве что веслами на каяке грести можно научиться, а не под парусом ходить. Пошел читать. В данном случае естественно не проблема в первую очередь пойти получить корочки. Но я с такой практикой все равно очень захочу искать в дальнейшем капитана для реальной практики. То есть в этом деле вернусь к нынешнему состоянию.


  • 0

#14 Rabbit-NN

Rabbit-NN

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 17 июля 2020 - 22:49

Вот лично мне в любительской регате/крейсерском походе значительно больше пригодится человек с "корочками" ГИМС, чем энтузиаст-любитель "я вообще мечтаю на макси-яхтах бороздить просторы океана, нафиг мне эти лужи". =)

Не-не, не надо грязи (с). Я такого не говорил. :)

Понятно что человек с хоть какими-то документами лучше чем чайник мечтатель. Я говорю о том, что ориентируюсь сначала на аренду яхты в европе, чем купить здесь и сгноить ее, потому что передумал. Я так не могу. Мы в ответе за тех, кого приручили (с). 

Но считал, что ГИМСовские корочки можно получить только после "коммерческой" практики (либо здесь либо за рубежом). А тут комрады говорят, что месяц на все и ты "капитан". Я ж сразу сказал, что здесь хочу практику получить, но не разбрачывая пачки денег на все школы что есть в наличии


Сообщение отредактировал Rabbit-NN: 17 июля 2020 - 22:50

  • 0

#15 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 17 июля 2020 - 22:49

Я правильно понял, что это теория + практика, за месяц? Честно говоря сильно удивлен. За этот срок разве что веслами на каяке грести можно научиться, а не под парусом ходить. Пошел читать. В данном случае естественно не проблема в первую очередь пойти получить корочки. Но я с такой практикой все равно очень захочу искать в дальнейшем капитана для реальной практики. То есть в этом деле вернусь к нынешнему состоянию.

 

Нет, никто вас за месяц не научит "ходить под парусами". Как и за 2 недели на курсах IYT (там во многих школах даже до постановки парусов не доходит дело).

 

К нынешнему состоянию вы вернетесь, но уже с удостоверением в кармане. =)

Еще раз повторюсь - на мой взгляд, для описанных вами условий - пойти поучиться на ГИМС - самый логичный первый шаг.


  • 0

#16 Гость_Baba_Yaga_*

Гость_Baba_Yaga_*
  • *******

Отправлено 17 июля 2020 - 22:56

Вот лично мне в любительской регате/крейсерском походе значительно больше пригодится человек с "корочками" ГИМС, чем энтузиаст-любитель "я вообще мечтаю на макси-яхтах бороздить просторы океана, нафиг мне эти лужи". =)


Ну вот, значит меня вы не возьмёте в любительскую регату/крейсерский поход, ибо корочек ГИМС у меня нет. :(
  • 1

#17 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 17 июля 2020 - 22:59

И еще такой момент учтите: идея "получить IYT и брать лодку в Европе покататься с семьей" часто оказывается не особенно состоятельной по причине того, что после первых выходов в море, вы понимаете, что жена и ребенок - это жена и ребенок, а не помощники для новичка-шкипера.


Ну вот, значит меня вы не возьмёте в любительскую регату/крейсерский поход, ибо корочек ГИМС у меня нет. :(

 

Ну у вас, наверное, опыт есть, в отличие от ТС? =)


  • 0

#18 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 17 июля 2020 - 23:01



Спасибо за багаж знаний. Начинаю осваивать. С каждым шагом понимаю, что война и мир в школе была лайтовым чтивом, по сравнению с нынешними объемами

Про "войну и мир" в школе повбивавбы тех кто это придумал делать.

Это вообще писалось взрослым человеком для взрослых и уже познавших жизнь людей.

Ну да ладно - это отдельный разговор, не будем уклоняться.

Хотя... ниже вернусь, оно в тему получилось.

 

Обьем немалый там да, но я обычно даю советы только те, которые испытал/проверил "на собственной шкуре"

Вот по этому списку яхтенной литературы я изучал дополнительно (но наверное как раз в основном) теорию  и то чего не рассказали, или рассказали, но бегло, в яхтшколе (не ГИМС и не IYT) преподавали как раз яхтсмены в основном.

И вот тут надо вернуться к "войне и миру", безусловно много полезного было рассказано показано (вот на практике очень мало продемонстрировано увы :( )

Но блин подобно "войне и миру" в школе, было так же очень много "воды", которая и до сих пор ненадобна, как сказал когдато Щетинин, "ну зачем мне изучать узел кошачья лапка, я его никогда в жизни не буду применять, ибо на яхте он не нужен"

Или устройство баркентины ... ну вот реально нахрен оно мне сдалось :\

Вот примерно про такую "воду" я говорю. Она была увы.  Да еще и на экзаменах спрашивалось про эту "воду"

Поэтому учить приходилось, токо оно не надо в жизни.

 

Тут в книгах Вы тоже встретите подобное, но поначалу придется прочесть всё чтобы понимать где вода, а где нет

Я так тоже делал.

 

Спрашивайте и тут - будем помогать.

 

Могу сказать одно:

То что Вы решили сначала учиться , и хотите это делать - достойно всяческого уважения!


  • -1

#19 Rabbit-NN

Rabbit-NN

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 17 июля 2020 - 23:08

И еще такой момент учтите: идея "получить IYT и брать лодку в Европе покататься с семьей" часто оказывается не особенно состоятельной по причине того, что после первых выходов в море, вы понимаете, что жена и ребенок - это жена и ребенок, а не помощники для новичка-шкипера.

Оо, вы моей жены не знаете :) А если серьезно, то в чартер яхту обычно компанией берут. Найдутся мужские руки. Хотя естественно, нужна либо хорошая практика, либо опытный шкипер. Ну что-ж теперь зубов волков бояться, совсем не учиться. В здешних водах ведь тоже это справедливо.


  • 0

#20 ungarth

ungarth

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 39 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 17 июля 2020 - 23:09

Я правильно понял, что это теория + практика, за месяц? Честно говоря сильно удивлен. За этот срок разве что веслами на каяке грести можно научиться, а не под парусом ходить. Пошел читать. В данном случае естественно не проблема в первую очередь пойти получить корочки. Но я с такой практикой все равно очень захочу искать в дальнейшем капитана для реальной практики. То есть в этом деле вернусь к нынешнему состоянию.


Это теормя только. Практика обычно в пределах 2-2.5к зазанятие. На лодку надо 2-3 занятия, если совсем без опыта. На гидроцикл достаточно одного ( по своему опыту рассказываю).
С парусом сложнее - я что-то знал и на практику пошел в первую очередь выяснять ГИМСовские требования.
Они вменяемы, но необходимого для сдачи экзамена числа занятий я не смогу сказать. Наверное, после 2-3 есть шансы на нормальное сосуществование с парумом, если только не поверить в свое бессмертие и абсолютный навык
  • 0

#21 Vladimir(UD)

Vladimir(UD)

    Кэптен оф ве лонг свимминг.

  • Мастер
  • 6 983 сообщений
  • Из:Solomons Island
  • Судно: плот, яхта, каяк
  • Название: Все душевные

Отправлено 17 июля 2020 - 23:15

Если вы хотите и готовы учиться на всем, что с парусом, то есть под Москвой замечательный остров.
Дают в прокат и дают короткий урок на надувном катамаране. А дальше сам кувыркайся.
Если возникает вопрос, даст ли вам что-либо опыт на надувном катамаране в пути к мечте - ответ, даст и много. Умение ходить на маленькой лодке под парусом однозначно транслируется в умение ходить под парусом на большой.
http://ostrov-parusa.ru/
  • 4

#22 Rabbit-NN

Rabbit-NN

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 14 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 17 июля 2020 - 23:18

Обьем немалый там да, но я обычно даю советы только те, которые испытал/проверил "на собственной шкуре"

В любом случае - много информации лучше, чем ее недостаток. С развитием интернета мир изменился. Раньше сложно было найти книгу, но если нашел - в ней было все что тебе нужно и без обмана. А сейчас - информация на каждом углу, но нужно уметь фильтровать мусор. 

 

Могу сказать одно:

То что Вы решили сначала учиться , и хотите это делать - достойно всяческого уважения!

Естественно, я же не враг себе и родным. Хочешь что-то делать - делай это хорошо. Я много чего осваивал самостоятельно. В основном через боль и ошибки. Здесь все же ищу наставника. 


  • 1

#23 PARA CENTER

PARA CENTER

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 423 сообщений
  • Из:Краснодар
  • Название: Разные

Отправлено 18 июля 2020 - 01:08

Вполне реально за 2 неделю человека, что-то понимающего в теории научить ходить на яхте. В идеальных условиях, но можно. Не любого. У всех своя скорость.

Дальше - практика.

 

Если чартер - IYT в Турции, России. 

Конечно жена и сын будут помощниками. Если им интересно. Обучите и жену на матроса. Или у вас потихоньку будет учится.

 

Вот лично мне в любительской регате/крейсерском походе значительно больше пригодится человек с "корочками" ГИМС, чем энтузиаст-любитель "я вообще мечтаю на макси-яхтах бороздить просторы океана, нафиг мне эти лужи". =)

А по-проще можете сформулировать ? Кому кто пригодится ?


  • 0

#24 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 18 июля 2020 - 01:32

Могу предложить поковыряться с лодкой в большом объёме. Учебников масса. Страниц много. Практиковаться отправляйтесь к В. Щетинину в Турцию. Хожу на тримаране в хорошую погоду.

Прикрепленные изображения

  • Инга11.jpg

  • 0

#25 MisterM

MisterM

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 210 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Парусное

Отправлено 18 июля 2020 - 08:52

И еще такой момент учтите: идея "получить IYT и брать лодку в Европе покататься с семьей" часто оказывается не особенно состоятельной по причине того, что после первых выходов в море, вы понимаете, что жена и ребенок - это жена и ребенок, а не помощники для новичка-шкипера.


Ну у вас, наверное, опыт есть, в отличие от ТС? =)

 

Полностью соглашусь, жена и ребёнок, в море, это просто жена и ребёнок. А не помощники. Я бы даже сказал - "мешатели и люди повышенного внимания" особенно дети, тем более если они Ваши. Очень часто отвлекаться на их безопасность не есть хорошо.

P. S. И ещё, вы простите. Я случайной заминусовал Ваш комментарий. Хотел поставить плюсик, а промазал, с телефона. Как отменить не знаю=(


Сообщение отредактировал ДиванныйКапитан: 18 июля 2020 - 09:18

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей