Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Деревянная мачта


Сообщений в теме: 32

#1 Shtusha-Kutusha

Shtusha-Kutusha

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 30 сообщений
  • Из:Севастополь

Отправлено 05 сентября 2020 - 13:32

Встречал несколько раз деревянные мачты на небольших, до 30 фт, яхтах. Владельцы не собираются менять на алюминиевые. В чем недостатки и достоинства оных?


  • 0

#2 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 05 сентября 2020 - 13:44

В их наличии.


  • 0

#3 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 006 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 05 сентября 2020 - 14:06

Деревянные тяжелее, н дешевле. Особенно если строгать и клеить самому. 

Посчитайте сами - 11,2мм умножить на количество метров длинны= диаметр 

 у топа и шпора возможно уменьшение диаметра.  0,75 Д  Вес алюминевой поищите в таблицах или аналогах.


  • 1

#4 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 994 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 05 сентября 2020 - 15:29

Деревянные тяжелее, н дешевле. Особенно если строгать и клеить самому. 

Посчитайте сами - 11,2мм умножить на количество метров длинны= диаметр 

 у топа и шпора возможно уменьшение диаметра.  0,75 Д  Вес алюминевой поищите в таблицах или аналогах.

Считаем. Деревянная сплошная мачта диаметром 100 мм и высотой 12 м, постоянная по сечению примерно 47 кг.

Алюминиевая диаметром 100 мм, с толщиной стенки 3 мм и высотой 12 м, постоянная по сечению, примерно 30 кг. Легче. Но 17 кг для 7-9 метровой лодки конечно вес, но не принципиальный.

Это я еще не учитывал ликпаз, который у деревянной в минус, а у алюминиевой - в плюс веса.  И не учел, что деревянная может быть пустотелой.

Прочность - сравнима. Отмеченная Вами возможность сделать самому и высокая ремонтопригодность - тоже немаловажные достоинства.

Ну и цена при самостоятельном изготовлении.

С точки зрения эксплуатации, если ее при изготовлении хорошо пропитать олифой и антисептиками, а снаружи покрыть лаком по технологии, то в течение ближайших трех-пяти лет потребуется только косметический ремонт царапин от неаккуратного обращения.


  • 4

#5 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 129 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 05 сентября 2020 - 18:38

За 30-ти футовые ничего не скажу, но (!) когда на Финне "деревяшки" пытались сменить на алюминиевые мачты, эта тема очень быстро "вышли из моды". Аппарат спортивный, очень строг в настройках. Чтобы сделать алюминий со всеми требованиями Правил класса, а первую очередь на прогиб, приходилось делать такую "хитрую", что в итоге по весу она получалась практически сопоставимой с "деревяшкой". А вот по цене, явно выше. Недаром все быстро перешли на "уголь", там хотя бы понятно за что платишь.

В правилах класса мачта должна быть 8кг (+ довесок в настройку). В этом году нужда заставила - пилил-строгал самостоятельно. 8 кг даже из сосны вполне реально сделать, а когда ель приличная нашлась, так вообще песня...

На больших яхтах, полагаю, тоже не полнотелую деревяшку ставят. Технологий накопилось за последние годы много, материалы так же к лучшему. Да и внешний вид - не последнее дело на яхте.


  • 3

#6 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 006 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 05 сентября 2020 - 21:43

По моему основной недостаток деревянной мачты это непостоянная ширина ликпаза. Дерево материал неоднородный. В процессе эксплуатации при намокании и сушке парус то застревает, то ликтрос выходит. Ну и щепки появляются и истирается в месте захода паруса в ликпаз. 

А вес ... пустотелая мачта легче, но имеет больший диаметр, а тут ещё ведь диаметр сам по себе немаловажен. Чем больше тем хуже.

А вот про новые материалы..... Я сделал два куска мачты, один оклеил стеклотканью, потом сломал оба на примитивном стенде. Тот что был оклеен 2-мя слоями, оказался и прочнее в два раза. 


  • 0

#7 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 994 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 06 сентября 2020 - 00:03

По моему основной недостаток деревянной мачты это непостоянная ширина ликпаза.

Дерево материал неоднородный. В процессе эксплуатации при намокании и сушке парус то застревает, то ликтрос выходит.

Ну и щепки появляются и истирается в месте захода паруса в ликпаз. 

А вес ... пустотелая мачта легче, но имеет больший диаметр, а тут ещё ведь диаметр сам по себе немаловажен. Чем больше тем хуже.

Это просто ликпаз неаккуратно сделан.  :)

С таким не сталкивался, хотя много деревянных мачт использовал. Но есть простой выход - сделать ликтрос диаметром побольше. А увеличение диаметра ликпаза приведет к облегчению мачты. 

На входе ставится металлическая оковка или "яйца".

Деревянная мачта прочнее металлической при равном диаметре. Поэтому можно делать мачту пустотелой не увеличивая диаметр при той же прочности.


  • 1

#8 ЮЛА

ЮЛА

    .......................

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
  • Из:Планета Земля

Отправлено 06 сентября 2020 - 01:25

Как по мне всё сложнее. Только однажды, видел, идеальную мачту из дерева! Со всеми вытекающими... Ведь "мачта", это не только "палка". Это целая система.. Тут очень многое приходится принимать для расчётов. Кто нибудь считал, сколько весят все причиндалы для мечты? Ужасть! И эта... Для деревяхи, это, в разы, больше. Просто по тому, что там система креплений другая. 


  • 1

#9 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 994 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 06 сентября 2020 - 01:57

Кто нибудь считал, сколько весят все причиндалы для мечты?

 Для деревяхи, это, в разы, больше. Просто по тому, что там система креплений другая. 

Забавное утверждение. Когда у нас начальник клуба спалил рангоутный сарай, в котором лежала наша металлическая мачта, мы собрали сохранившиеся оковки, отпескоструили и поставили на деревянную.

Естественно, часть пришлось переделать, но не принципиально. И суммарный вес остался приблизительно прежним.

А топовая стала гораздо легче после изменения конструкции. И шпор тоже.  :)


  • 1

#10 Николай Александрович

Николай Александрович

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 914 сообщений
  • Из:Санкт-Перербург
  • Судно: Тримаран
  • Название: Николаша

Отправлено 06 сентября 2020 - 02:40

По моему основной недостаток деревянной мачты это непостоянная ширина ликпаза. Дерево материал неоднородный. В процессе эксплуатации при намокании и сушке парус то застревает, то ликтрос выходит. Ну и щепки появляются и истирается в месте захода паруса в ликпаз. 

А вес ... пустотелая мачта легче, но имеет больший диаметр, а тут ещё ведь диаметр сам по себе немаловажен. Чем больше тем хуже.

А вот про новые материалы..... Я сделал два куска мачты, один оклеил стеклотканью, потом сломал оба на примитивном стенде. Тот что был оклеен 2-мя слоями, оказался и прочнее в два раза. 

Прибегал к монтажу ликпаза  ( из пластиковой трубы ) ,на деревянной мачте ...   Ни как не реагирует на влажность температуру (включая - 0) Возможна замена под любой диаметр ликтроса ,не подклинивает ...


  • 0

#11 Zuban

Zuban

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 06 сентября 2020 - 08:58

Для швертботов длиной 4,5-4,8м пустотелые мачты делают? В случае пустотелой как лучше делать проводку фалов и штагов - внутри или снаружи?
  • 0

#12 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 690 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 06 сентября 2020 - 09:43

Забавное утверждение. Когда у нас начальник клуба спалил рангоутный сарай, в котором лежала наша металлическая мачта, мы собрали сохранившиеся оковки, отпескоструили и поставили на деревянную.
Естественно, часть пришлось переделать, но не принципиально. И суммарный вес остался приблизительно прежним.
А топовая стала гораздо легче после изменения конструкции. И шпор тоже.  :)

Ну это не совсем так, поскольку у деревянной вся проводка снаружи, а у аллюминиевой внутри. Мы, при переходе с дерева на металл переделывали все. Но у нас и мачта 15 с лишним метров. Другая история)
  • 0

#13 антоша

антоша

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 920 сообщений
  • Из:саратов
  • Судно: поларис
  • Название: гном

Отправлено 06 сентября 2020 - 09:58

Для швертботов длиной 4,5-4,8м пустотелые мачты делают? В случае пустотелой как лучше делать проводку фалов и штагов - внутри или снаружи?

Клеил в 1990м пустотелую деревянную мачту для шб 5м, сосна, губки ликпаза -дуб. В плане достаточно обтекаемая, размеры примерно 85*70. Места для фалов внутри при таком сечении мачты попросту нет. Может и можно было заморочится, но даже и не думал об этом.


  • 0

#14 Zuban

Zuban

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 06 сентября 2020 - 10:29

Клеил в 1990м пустотелую деревянную мачту для шб 5м, сосна, губки ликпаза -дуб. В плане достаточно обтекаемая, размеры примерно 85*70. Места для фалов внутри при таком сечении мачты попросту нет. Может и можно было заморочится, но даже и не думал об этом.


Спасибо
  • 0

#15 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 006 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 06 сентября 2020 - 11:43

Для швертботов длиной 4,5-4,8м пустотелые мачты делают? В случае пустотелой как лучше делать проводку фалов и штагов - внутри или снаружи?

Мачта какой длинны?


  • 0

#16 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 06 сентября 2020 - 12:49

Деревянная мачта прочнее металлической при равном диаметре.

Ха. А при равной массе?

Но у меня, лично, прихватки туристические, где прочность лишней не бывает. И яхта мне досталась такая же -- её 12-метрвая мачта весит очень сильно больше, чем Вы там выше насчитали. Зато меня шквалы не напрягают.


  • 0

#17 Zuban

Zuban

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 06 сентября 2020 - 14:11

Мачта какой длинны?

Предполагается 5,6м
  • 0

#18 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 994 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 06 сентября 2020 - 14:47

Ну это не совсем так, поскольку у деревянной вся проводка снаружи, а у аллюминиевой внутри. Мы, при переходе с дерева на металл переделывали все. Но у нас и мачта 15 с лишним метров. Другая история)

Вместо шкива в оковке вешаете внешний блок. Для стаксель и спинакерфала.  Или, для гротафала, шкив диаметром большим размера мачты. Фаловая дощечка с одной стороны, сам фал снаружи вдоль передней кромки. Поэтому разницы практически нет.

А мачта у нас 13.5 м. Почти то же самое, только в профиль.  :)

С целью модернизации и улучшаловки можно и все переделать. Но речь шла не об этом, а о возможности совместимости.

Было сказано "там система креплений другая". Так вот это - не верно.


  • 0

#19 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 994 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 06 сентября 2020 - 14:53

Ха. А при равной массе?

Но у меня, лично, прихватки туристические, где прочность лишней не бывает. И яхта мне досталась такая же -- её 12-метрвая мачта весит очень сильно больше, чем Вы там выше насчитали. Зато меня шквалы не напрягают.

Если поставить телеграфный столб, будет прочнее и тяжелее.  :P

Расчет сделан для конкретных размеров. Возьмете другие - результаты изменятся.

Можно считать и при равной массе. Получится еще один случай. Все зависит от постановки задачи. Вариантов много.


  • 0

#20 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 006 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 06 сентября 2020 - 16:16

Предполагается 5,6м

Ну так и не парьтесь. Делайте сплошную. За образец возьмите то что в старых проектах есть и проверено на практике. Например  "креветка2  "Морской конёк" , или "Калан" К/Я № 50 стр. 95 

По моему опыту можно и из дюймовки собрать из 2-х половинок. Т.е. не 30мм х 2 = 60 мм, а 50мм всего дерева, Но тогда надо оклеить тремя -четыремя слоями стеклоткани. Будет в итоге примерно 55мм. И меньше ухода будет. Только покрасить потом не забудте. Эпоксидка на солнце "испаряется". 

А по поводу споров что легче, так это пустое. Это ещё в 60-е сделано. Невозможно сделать деревянную даже суперпуперную мачту равнопрочной с алюминевой того же веса. Всё дело в том что зачастую берут стандартный алюминивый профиль нАсколько это возможно близкий к оптимальному в данном конкретном случае. А деревянная мачта это без проблем  "индивидуальный пошив". Вот и появляется кажущаяся равность по весам. да ещё если диаметр меньше, да стоимость в разы меньше... тут уж задумаешся. :innocent:

Коллега прав когда сообщает про мачту от финна. а если её ещё и оклеить пару слоёв. То вообще будет неубиваемая, нужной гибкости и по весу равна "лЮминю". Не знаю какой у Вас швертбот не "финн"? Но для туристических целей таких размеров разница по весам минимальна, и все таки если будет возможность ставте алюминивую. Нет? ну и ладно. Разница небольшая. Бесспорно только то что алюминивую проще сделать разборную. Особенно если ни ликпаз, а карман или грот на ползунах по рельсу. Для моего "сегодняшнего проекта" это перевесило остальные соображения.  

Что касается оковок. Инерция "мЫшления" или отсутствие нужных технологий приводит к тому что оковки (как правило на старых Ал. мачтах) были и крепились как на деревянных. Так что использовать их (оковки) было как правило без особых проблем на любой мачте. Сейчас это зачастую уже проблемно. Сварка получила широкое распространение. На моей  мачте (сестершип той что на аватарке) топ полность сварной, а вот оковки под краспицы можно и на деревянную переставить. И то же без проблем.


  • 0

#21 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 129 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 06 сентября 2020 - 19:18

Не буду утверждать что можно делать дерево равное по весу и прочности алюминию. Но лет десять назад судьба свела с европейским дилером Дадла Дикси. Француз, специализируется на том, что продает КИТы по проектам Дикси и предоставляет место для их сборки. Можно тут же постолярничать, недалеко от дома погоняться, винца попить... то же не откажет.

Подсмотрел у него технологию склейки пустотных мачт для PJ-14. По проекту, вся проводка снаружи.

Приехал домой и сделал такую же, но с проводкой внутри. Были сомнения, что надежность пострадает. Ничуть! Положил на "козлики" в 3,5-4м друг от друга, забрался сверху сам и качался... Мачта в основании 65-67, топ мачты - 55мм. Сам три сезона откатал, продал - говорят до сих пор с родной мачтой ходит.

При работе с деревом очень много (если не всё) зависит от технологии, самого материала, ну и клея-лака.

Когда мачты делаю, в отходы идет 3-5 объемов от готового изделия.

Прикрепленные изображения

  • E40INYzx5jQ.jpg
  • post-10829-1299137082,4658.jpg

Сообщение отредактировал Paper Jet: 06 сентября 2020 - 19:22

  • 1

#22 Zuban

Zuban

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 06 сентября 2020 - 21:02

Ну так и не парьтесь. Делайте сплошную. За образец возьмите то что в старых проектах есть и проверено на практике. Например "креветка2 "Морской конёк" , или "Калан" К/Я № 50 стр. 95
По моему опыту можно и из дюймовки собрать из 2-х половинок. Т.е. не 30мм х 2 = 60 мм, а 50мм всего дерева, Но тогда надо оклеить тремя -четыремя слоями стеклоткани. Будет в итоге примерно 55мм. И меньше ухода будет. Только покрасить потом не забудте. Эпоксидка на солнце "испаряется".
.

Ну, если уж делать переклей, тут любое сечение можно набрать. А дюймовка, если ее прогнать через фуганок и рейсмус, станет двадцаткой, и мы поневоле получим минимум 60мм. Что хорошо.
  • 0

#23 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 006 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 06 сентября 2020 - 21:06

Вот - вот.... И я о том же. Ёлка должна расти на каменистом склоне -вот не помню северном или южном? И в дело, на мачту идёт только северная часть ствола, примерно 1/8 от объёма. Заготавливать только в декабре. Сушка.... . В раньшее время с этим заморачивались, следили. Потому и стояли мачты на первых шестёрках и не только, обычно без проблем долгие годы. 

В общем я и раньше утверждал и сейчас своего мнения не изменил. Алюминий это лучше всего. Но если есть только деревянный вариант по каким то причинам, то же проблем особых не вижу. Ни в эксплуатации ни в изготовлении. Тем более что и ликпаз и небольшую выборку внутри сделать можно простым рубанком за полчаса. Разумеется речь о мачтах до 6 метров длиной. Подлиннее если требуется то придётся потрудится конечно поболее. Основная проблема если делается разово, "на коленке" склеить ровно. 


  • 0

#24 Zuban

Zuban

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 06 сентября 2020 - 21:08


Подсмотрел у него технологию склейки пустотных мачт для PJ-14. По проекту, вся проводка снаружи.

Ламели собраны на гладкую фугу или припазованы?
  • 0

#25 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 10 006 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 06 сентября 2020 - 21:09

Ну, если уж делать переклей, тут любое сечение можно набрать. А дюймовка, если ее прогнать через фуганок и рейсмус, станет двадцаткой, и мы поневоле получим минимум 60мм. Что хорошо.

Что же хорошего? количество должно быть чётным. Тогда уж строгайте две по 10 и две по 20.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей