Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Крейсерская скорость и расчет сопротивления движению корпуса


Сообщений в теме: 33

#1 v_sedih

v_sedih

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Bavaria 39

Отправлено 28 сентября 2020 - 21:18

Здравствуйте!

   

    Хочу построить водоизмещающую лодку для комфортного проживания с детьми, для хождения по рекам и небольшим водоемам: Москва - Нижний - Казань - Чебоксары - Тверь, это максимум наверное куда я дойду.

   

    Для себя определился, что комфортно была бы лодка 9.5 х 3.9 метров это внутреннее пространство  соответственно внешнее 12 х 4.3 где то... По сути я хочу проект типа "фонтанка", только поменьше.

С этим пошел в Яхтенное бюро за проектом, но там сказали, что это невозможно, потому что очень широкая  и дали предварительный набросок своего варианта (вложение). Меня это в корне не устраивает и хочется разобраться...

   

   Подскажите пожалуйста есть ли какая то величина в чем меряется качество корпуса лодок, чтоб можно было понять оптимальную скорость для каждого варианта и сравнить насколько широкий корпус проигрывает узкому при одинаковых силовых установках?  Если кто то может помочь с расчетами за мзду, пишите пожалуйста в личку.

В идеале хочется увидеть график с шкалой скорости и мощности установки, чтоб таким образом сразу выбрать оптимальную силовой установки... 

 

Всем спасибо!

Прикрепленные файлы


  • 0

#2 победа

победа

    Мастеровой

  • Мастер
  • 2 835 сообщений
  • Из:Астрахань
  • Судно: уффа фокса
  • Название: МОРЯНА

Отправлено 28 сентября 2020 - 21:36

Здравствуйте.

 

 С этим пошел в Яхтенное бюро за проектом, но там сказали, что это невозможно, потому что очень широкая  и дали предварительный набросок своего варианта (вложение). Меня это в корне не устраивает и хочется разобраться...

 

Если позволите, то у меня один вопрос - то бюро куда Вы пришли, где территориально находится?


  • 1

#3 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 28 сентября 2020 - 22:02

Здравствуйте.

 

 

Если позволите, то у меня один вопрос - то бюро куда Вы пришли, где территориально находится?

http://kizhim.ru/pages/contacts/


  • 0

#4 победа

победа

    Мастеровой

  • Мастер
  • 2 835 сообщений
  • Из:Астрахань
  • Судно: уффа фокса
  • Название: МОРЯНА

Отправлено 28 сентября 2020 - 22:15

 

 Задавая свой вопрос автору темы я уже знал откуда этот эскиз - удивило что человек указавший Москву в качестве города проживания, придя в бюро был ознакомлен именно с этим проектом.


  • 1

#5 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 28 сентября 2020 - 22:40

Здравствуйте!

   

    Хочу построить водоизмещающую лодку для комфортного проживания с детьми, для хождения по рекам и небольшим водоемам: Москва - Нижний - Казань - Чебоксары - Тверь, это максимум наверное куда я дойду.

 

В идеале хочется увидеть график с шкалой скорости и мощности установки, чтоб таким образом сразу выбрать оптимальную силовой установки... 

 

Всем спасибо!

Почему вы полагаете, что именно потребная мощность определит ваш проект? Мощность для водоизмещателя можно варьировать в больших пределах, но скорость будет меняться незначительно. Вам важнее определиться с водоизмещением, которое зависит от того, что хотите постоянно иметь на борту. И малое отношение L/B - совсем не редкость. Посмотрите например на лодки от Benford Design.

Лучше найдите не расчетчика скорости, а конструктора-практика, способного нарисовать общее расположение, которое вас устроит. Двигатель приложится.


  • 0

#6 v_sedih

v_sedih

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Bavaria 39

Отправлено 30 сентября 2020 - 01:55

Большое спасибо за ответы!  

 

Бюро указано верно (kizhim.ru), я обращался много куда и уже много повидал готовых проектов, понравилось два варианта:

1) это https://metalboats.ru/#houseboat  - почти оптимально для моих задач (если сделать стационарный двигатель), но я очень сомневаюсь по поводу безопасности при волнении в водохранилищах (например в горьковском или чебоксарском) не утонет ли...

2) Катамаран очень не плохой вариант делают в Питере из стеклопластика 12м, но выходит дороже прилично, также не уверен в корпусе по причине нежности материала (слышал в реках можно поймать бревно или метал торчащий из воды)

 

Одна из главных причин почему не хочу катамаран это дорогая стоянка, подозреваю что в маринах будут брать с коэффициентом 1.5, а то и вообще как за две лодки, если заданную мной ширину (4 метра внутри) невозможно сделать при длиннее 12м проще увеличить длину, стоянки будут дешевле в разы. 

 

Почитав Ваш замечательный форум, появился вариант №3, это проект типа "ФОНТАНКА", видел даже в продаже, но они все в регистре и как правило там мазовский двигатель, который не устраивает и водомёт штука как я понимаю не рациональная, хотя и безопасная...

При движении фонтанка явно создает большую гору воды впереди, поэтому ее гидродинамику хочется проверить тоже.

 

Почему вы полагаете, что именно потребная мощность определит ваш проект? Мощность для водоизмещателя можно варьировать в больших пределах, но скорость будет меняться незначительно. Вам важнее определиться с водоизмещением, которое зависит от того, что хотите постоянно иметь на борту. И малое отношение L/B - совсем не редкость. Посмотрите например на лодки от Benford Design.

Лучше найдите не расчетчика скорости, а конструктора-практика, способного нарисовать общее расположение, которое вас устроит. Двигатель приложится.

 Если бы меня устраивала малое отношение L/B, я бы взял что то готовое, на рынке много хороших лодок.

В том то и дело, что как я понимаю, скорость зависит не от двигателя. Для меня очень важно понимать при выборе проекта какая предположительно оптимальная скорость у корпуса будет. 

 

Очень нравится проект "фананка" и кажется, что в Советах плохо сделать просто не могли, но смотря на абсолютно прямую корму начинаю сомневаться. В книжках говорят это мувитон, что такая корма тащит за собой много воды...


Сообщение отредактировал v_sedih: 30 сентября 2020 - 02:04

  • 0

#7 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 30 сентября 2020 - 10:14

 

В том то и дело, что как я понимаю, скорость зависит не от двигателя. Для меня очень важно понимать при выборе проекта какая предположительно оптимальная скорость у корпуса будет. 

 

Скорость зависит от двигателя, в определенных пределах. В вашем случае больше 12 км/ч не разогнаться, и потребная для этого мощность напрямую будет зависеть от водоизмещения. Вот его и предстоит вычислить максимально достоверно.

На стоянке с вас возьмут за габарит, а катамаран там будет или монокорпус - никому не интересно.


  • 0

#8 v_sedih

v_sedih

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Bavaria 39

Отправлено 30 сентября 2020 - 10:58

 

На стоянке с вас возьмут за габарит, а катамаран там будет или монокорпус - никому не интересно.

Что такое габарит? Знаю что во всем мире оценивают стояку исходя из длинны судна + коэффициент  1.5 за катамаран. у нас в Москве за кат в два раза больше просят в хороших местах... еще пирс такой нужно найти чтоб влезть. 


  • 0

#9 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 30 сентября 2020 - 11:06

Что такое габарит? Знаю что во всем мире оценивают стояку исходя из длинны судна + коэффициент  1.5 за катамаран. у нас в Москве за кат в два раза больше просят в хороших местах... еще пирс такой нужно найти чтоб влезть. 

Везде по-разному. В любом случае ширина - ваш запрос. Боцман посмотрит и выкатит счёт.

Выбор одно- или двухкорпусной схемы также зависит преимущественно от водоизмещения. Маленький стальной катамаран получается слишком тяжелым, а иметь избыточную осадку вам тоже ни к чему.


  • 0

#10 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 30 сентября 2020 - 11:24

У узкого и тем более тяжелого катамарана будет сильнейшая интерференция в тоннеле, что приведет к росту сопротивления. В этому случае, однокорпусник лучше.

 

Смотрим на кривые сопротивления катамарана 12м, ширина 3,6м, при варьировании водоизмещения.

Обращаем внимание на гроб сопротивления по методу Molland - видите, что происходит при узком тоннеле. Если у вас крейсерская скорость лежит вблизи этого горба, то забудьте про катамаран.

Прикрепленные изображения

  • R_12m_cat.jpg

  • 0

#11 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 30 сентября 2020 - 11:43

Вот судно в габаритах 15,5х4,3м (длина с платформой), осадка в полном грузу 0,9м. Эксплуатируется на Амуре, но с возможностью выхода в море. Материал корпуса - АМг.

D13.jpg

 

Прикрепленные изображения

  • D13_GA.jpg

  • 1

#12 v_sedih

v_sedih

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Bavaria 39

Отправлено 30 сентября 2020 - 12:48

У узкого и тем более тяжелого катамарана будет сильнейшая интерференция в тоннеле, что приведет к росту сопротивления. В этому случае, однокорпусник лучше.

 

Смотрим на кривые сопротивления катамарана 12м, ширина 3,6м, при варьировании водоизмещения.

Обращаем внимание на гроб сопротивления по методу Molland - видите, что происходит при узком тоннеле. Если у вас крейсерская скорость лежит вблизи этого горба, то забудьте про катамаран.

 

Большое спасибо за диаграмму, постараюсь изучить пока не все понимаю.

 

Катамаран 12х7 метров сендвич-стеклопластик

как пример, масмаркет 12 метровый кат два двигателя по 40 л/с развивает скорость 13 км/ч водоизмещением 12-13 тон

https://interparus.c...ali-43-review/   на крейсерских 1800-2000 расход 2л/час каждый, то есть 0.3 литра километр или 31 литр на 100 км. Это не только экономия топлива но и место под моторы минимальное, не большие танки - больше места для питьевой воды, стиральной машины и.т.д.


Сообщение отредактировал v_sedih: 30 сентября 2020 - 13:38

  • 0

#13 v_sedih

v_sedih

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Bavaria 39

Отправлено 30 сентября 2020 - 13:28

Вот судно в габаритах 15,5х4,3м (длина с платформой), осадка в полном грузу 0,9м. Эксплуатируется на Амуре, но с возможностью выхода в море. Материал корпуса - АМг.

D13.jpg

Может конечно размеры и большие, но обитаемость обычно в таких лодках не очень, в каютах мало света и обзор никакой, для семьи с 3 маленькими детьми неудобно и такие мощные двигатели, которые занимают половину лодки, не позволительная роскошь для меня, как с точки зрения свободного места так и прожорливости... 

 

Если говорить о лодках с глубоким V, больше нравятся скандинавские варианты (мореходность там в разы лучше из за центровки) и каюта кормовая просторная и светлая с хорошим видом. 

https://metalboats.r...elody-bay-1000/ отличный вариант (только маленький)

собираюсь вот этот  сгонять посмотреть https://www.avito.ru...1300_1983028893

НО для реки, подходу к берегу, обитаемости мне кажется лучше либо типа фонтанки, либо катамаран


Сообщение отредактировал v_sedih: 30 сентября 2020 - 13:39

  • 0

#14 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 30 сентября 2020 - 13:56

Может конечно размеры и большие, но обитаемость обычно в таких лодках не очень,

...

НО для реки, подходу к берегу, обитаемости мне кажется лучше либо типа фонтанки, либо катамаран

Катамаран будет в полтора раза дороже, чем однокорпусник той же длины.

А касательно мощности - надо смортеть на реальный цифры, а не на макретинговые заманухи.


  • 0

#15 v_sedih

v_sedih

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Bavaria 39

Отправлено 30 сентября 2020 - 15:44

 

А касательно мощности - надо смортеть на реальный цифры, а не на макретинговые заманухи.

В данном случае это 6 летний личный опыт на море, при том что в чартере уже подубитые движки. бавария 39 (12х4 м, водоизмещение 8 тонн)  у меня на 6-6.5 узлах кушала 2 -2.5 литра в час. полный ход больше 10 узлов но там расход под 9 литров. двигатель volvo penta 38 л/с  https://blackseacharter.com/lelik


  • 0

#16 Мюнхаузен

Мюнхаузен

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 502 сообщений
  • Из:Туртас
  • Судно: 11м самодельное
  • Название: Туртас

Отправлено 30 сентября 2020 - 20:47

Для хождения по рекам и не большим водоёмам - на катамаране с осадкой 1,2м это трудно. К берегу на тузике, место для него, подъёмник, бензин.. Два ПМ бензиновых на поплавках бензин будут просто пить. Решение - стационар дизель в одном поплавке и гидропривод на две ПОК, тож не пустяк. Правильно предложили вам хаусбот с малой осадкой.
  • 0

#17 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 07 октября 2020 - 18:39

Если нужно много места, то посмотрите хаусботы на поплавках. Это максимум места, минимум расхода топлива,и минимум осадки. Белорусы делают недорого. 

Водоизмещающий мореходный корпус ваших размерений будет иметь осадку больше метра, что для рек уже много, и большое сопротивление из-за большой ширины. А хаусбот-катамаран - 40 см осадка, ширина - любая. И пройти везде можно, и подойти к любому берегу, и повесить 2 подвесника - резервирование, или 2 дизелька по 16 сил установить в каждом поплавке. Если не гнаться за большими скоростями, мощность моторов и расход топлива такого хаусбота может быть существенно меньше, чем у однокорпусника таких же размеров на такой же скорости. И дело не только в экономии денег, а еще и в гораздо бОльшем пробеге на одном количестве топлива. 

 

Плоскодонки, как фонтанка, подходят только для тихой воды, малых рек, каналов. Мореходности у них очень мало. Водохранилища придется перебегать быстро, следя за погодой. Или несколько дней ждать. 

 

Например, Речной кот, 12х4,7м. как вы и хотите. Поищите владельцев, опыт эксплуатации. Один такой под конец прошлого сезона отправился из Москвы в Казань своим ходом. Значит где-то в Казани ходит. Отдали за него 3.5 млн руб. 

http://www.ruptur.co...ran/katamaran2/

 

Единственное, проверяйте, чтобы его грузоподъемность/дедвейт была достаточной для всех ваших хотелок. В базе там обычно небольшие баки воды и топлива. И всю нагрузку придется аккуратно распределять, чтобы не получить ненужный дифферент. Может стоит взять бОльшую модель, чтобы разместить на нем все, что вы захотите.

 

За стоянку будут брать с вас по размерам, а не по количеству поплавков.

 

Вот, что предлагают шведы, например.

https://www.blocket....husbat/89446199

 

https://www.blocket....7_1965/92040695

 

https://www.blocket....albat_/91338535

 

Вот у нас водоизмещайка семейная, но чуть меньше.

https://bestmarine.r...yaxta-pedro-33/


  • 0

#18 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 07 октября 2020 - 18:49

У узкого и тем более тяжелого катамарана будет сильнейшая интерференция в тоннеле, что приведет к росту сопротивления. В этому случае, однокорпусник лучше.

 

Смотрим на кривые сопротивления катамарана 12м, ширина 3,6м, при варьировании водоизмещения.

Обращаем внимание на гроб сопротивления по методу Molland - видите, что происходит при узком тоннеле. Если у вас крейсерская скорость лежит вблизи этого горба, то забудьте про катамаран.

Почему однокорпусник лучше - не очень понятно. 

Можете опубликовать такие кривые для однокорпусника, чтобы сравнить? Боюсь, что они будут совсем некрасивыми, с ростом скорости, ближе к экспоненте.

Горб сопротивления на графиках - от 8 до 12 км/ч. Крейсерская скорость 12м катамарана будет в районе 14-25 км/ч, в зависимости от мощности двигателей - абсолютно линейное увеличение сопротивления от скорости, в отличие от водоизмещающего монохула. 


  • 0

#19 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 672 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 07 октября 2020 - 18:59

Горб сопротивления на графиках - от 8 до 12 км/ч. Крейсерская скорость 12м катамарана будет в районе 14-25 км/ч

Там не км/час, а узлы. Смотрите внимательней.

И максимум как раз в приведенном Вами диапазоне скоростей.

Не стоит бодаться с профессионалом, который много лет занимается проектированием катамаранов и однокорпусников.


  • 1

#20 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 07 октября 2020 - 19:05

Почему однокорпусник лучше - не очень понятно. 

 

Почему вы полагаете, что хаусботу важна скорость? Десятитонный однопонтонный хаусбот длиной 11 м под двумя подвесниками по 25 лс весело идет 6,2 уз.  За пивом на нем гонять, что ли?

Плоскодонность вообще не связана с мореходностью, если опять же - зачем хаусботу мореходность? В нем жить полагается, а не кататься.

А достаточное водоизмещение при малой осадке ему нужно. И катамаран тут не конкурент.


  • 0

#21 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 08 октября 2020 - 14:00

Почему вы полагаете, что хаусботу важна скорость? Десятитонный однопонтонный хаусбот длиной 11 м под двумя подвесниками по 25 лс весело идет 6,2 уз.  За пивом на нем гонять, что ли?

Плоскодонность вообще не связана с мореходностью, если опять же - зачем хаусботу мореходность? В нем жить полагается, а не кататься.

А достаточное водоизмещение при малой осадке ему нужно. И катамаран тут не конкурент.

Важна не скорость, а мощности моторов и расход топлива для достижения определенной скорости. Для катамарана примерно в 2 раза меньше, чем для монохула из-за практически отсутствия траты энергии на волнообразование.

Мореходных плоскодонок 12 метров длиной еще не встречал.

Мореходность нужна по ТЗ - Заказчик собирается путешествовать, в том числе и пересекать крупные водохранилища, где бывает и ветер, и приличная волна. 

 

Приведите, плз, ссылку на однопонтонный хаусбот 11м, чтобы понимать, о чем речь. Может Заказчику он понравится. 


  • 0

#22 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 08 октября 2020 - 14:14

Для катамарана примерно в 2 раза меньше, чем для монохула из-за практически отсутствия траты энергии на волнообразование.

Это миф...
 


  • 2

#23 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 08 октября 2020 - 14:40

..

 

Приведите, плз, ссылку на однопонтонный хаусбот 11м, чтобы понимать, о чем речь. Может Заказчику он понравится. 

https://metalboats.ru/houseboat-1100/

 

И все-таки путешествовать на хаусботе - недобрая затея. Чем--то придется жертвовать.


  • 0

#24 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 08 октября 2020 - 15:28

Это миф...
 

Это факт, подтверждаемый ежедневной практикой. Но вы можете считать иначе. И клиентов в этом убеждать.


  • 0

#25 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 08 октября 2020 - 15:38

Это факт, подтверждаемый ежедневной практикой. Но вы можете считать иначе. И клиентов в этом убеждать.

Огласите практику пожалуйста. С цифрами.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей