Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Избыточная остойчивость это сколько?


Сообщений в теме: 48

#26 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 23 октября 2021 - 13:57

...При резкой бортовой качке вертикальные ускорения именно от бортовой качки будут накладываться на вертикальные ускорения от вертикальной качки, создавая невыносимые условия, отсутствующие при ходе, например, вразрез волне при небольшой скорости, ...

 

Ну, это зависит от соотношения длины волны и ширины широкого катамарана. На моей памяти резкое скисание ветра при оставшейся вполне небольшой волне вызвало такую качку пляжного катамарана, что мачта (в штиль!) упала из-за обрыва ванты. Исключительно благодаря ускорениям при бортовой качке. 

Поэтому всегда при первой возможности обтягиваем ванты. Но часто какой-нибудь чудак в "капитанке" подлетает к борту, показывая деффкам, как поведёт себя наш тримаранчик на волне от его "линкора": что сломается и как зальётся у нас кокпит.

То же на стоянке, швартовы могут лопнуть и ванты. (Было)
 


  • 0

#27 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 23 октября 2021 - 18:09

...

А от таких катамаранов держитесь подальше ;)

Почему? Обычный пляжный двухместный катамаран, они все "такие". Просто управлялся не очень грамотно. Во-первых, он был перегружен: на румпеле был прокатчик с женой и двумя друзьями. Во-вторых, когда скисло, на галфвинде правого галса, они просто развернулись и пошли обратно, в галфвинд же левого галса, пока ветер совсем не скис. То есть, лагом к волне. А когда скисло и паруса стали просто болтатся, они тупо сидели и слушали, как рвётся "на волю" мачта. Достаточно было просто привестись, встав под острым (или прямым) углом к волне, и бортовая качка вполне бы умерилась, а вся "избыточная остойчивость" катамарана исчезла. Я тоже попадал в подобную ситуацию, встаёшь поострее к волне и всё идёт плавно.

Повторю: "избыточная остойчивость" для маломерки это не столько конструктивная особенность судна, сколько следствие неверного выбора курса и скорости на волне. Соответственно и меры борьбы с ней просты: меняете курс/скорость или схему заякорения, и она "исчезает".


  • 2

#28 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 23 октября 2021 - 20:05

насколько помню ТУС из другой жизни, остойчивость измеряется метацентрической высотой - расстоянием между центром тяжести и центром величины. задается архитектурно-конструктивным типом судна, в свою очередь следующим из его назначения. 

так, например, у вояк и буксиров, узких-длинных-глубоко сидящих, МЦВ высокая. плата - резкая динамическая качка.

у лесовоза же, например, широкого и мелкосидящего, еще и с караваном на палубе, МЦВ малая, качка плавная комфортная. плата - вероятность потери остойчивости при неправильной загрузке или смещении груза.

парусные лодки с тяжеленным килем - выводы делаем сами, тут еще и центр парусности включается иногда)

непонятно что автор темы понимает под избыточностью. пределы МЦВ заданы изначально. переменная нагрузка - вода, топливо, пиво, экипаж - малозначимы относительно водоизмещения.


  • 0

#29 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 23 октября 2021 - 21:36

непонятно что автор темы понимает под избыточностью. пределы МЦВ заданы изначально.

переменная нагрузка - вода, топливо, пиво, экипаж - малозначимы относительно водоизмещения.

Заданы кем? А если не заданы и нужно задать?

А если значительна?
  • 0

#30 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 23 октября 2021 - 22:12

Поэтому всегда при первой возможности обтягиваем ванты. Но часто какой-нибудь чудак в "капитанке" подлетает к борту, показывая деффкам, как поведёт себя наш тримаранчик на волне от его "линкора": что сломается и как зальётся у нас кокпит.

То же на стоянке, швартовы могут лопнуть и ванты. (Было)
 

таких ушлёпков в капитанках на горшке с выхлопом становится всё больше и больше...


  • 1

#31 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 23 октября 2021 - 23:06

Заданы кем? А если не заданы и нужно задать?

А если значительна?

коллега, посмотрите еще раз что вы цитировали. параметры судна задаются его назначением. не м.б. буксировщик, например, широким и мелкосидящим, а у любого сухогруза лимитирующий фактор - осадка в портах и на подходах со всеми вытекающими.

в ТУСе есть четкие рамки соотношений длина-ширина-высота борта-осадка для каждого типа судна, они могут варьироваться в довольно узких рамках. т.о. парусная лодка при заданной длине может быть уже или шире в оч ограниченных пределах, иначе не поедет. моторка тоже. показатель остойчивости вытекает из этих соотношений.

второй ваш вопрос - знаете же дурку про один волос на голове и один волос в супе?


Сообщение отредактировал Niven: 23 октября 2021 - 23:08

  • 0

#32 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 23 октября 2021 - 23:48

показатель остойчивости вытекает из этих соотношений.

Теоретически так.

А практически и некоторые суда переворачиваются, и отдельные суда капитаны характеризуют как валкие - то есть в рамках одного типа судов остойчивость всё-таки разная.


  • 0

#33 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 24 октября 2021 - 00:03

Коллеги, остойчивость - это комплексное понятие, и сводить ее только "как в ТУС" к метацентрической высотке - нельзя.

 

Равно как и качка судна, зависит от многих факторов, и гидростатическая составляющая (остойчивость) - только один из них. Там есть еще инерция, присоединенная инерция, гидродинамическое демпфирование.

 

Например, для маломерки стратегии обеспечения остойчивости могут быть иными, чем у крупных судов.

 

У крупных транспортных судов стратегия простая - "обеспечить спрямление", это как в ТУС, перестает действовать кренящий момент, судно спрямляется.

У маломерки, особенно открытых судов категорий C, D и у широких судов (типа катамаранов) стратегия иная - "минимизировать накренение". То есть, чтобы крен суда при приложении опасного кренящего момента (смещение людей, порыв ветра, циркуляция и т.д.) был незначительным.


  • 2

#34 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 24 октября 2021 - 00:23

...

У маломерки, особенно открытых судов категорий C, D и у широких судов (типа катамаранов) стратегия иная - "минимизировать накренение". То есть, чтобы крен суда при приложении опасного кренящего момента (смещение людей, порыв ветра, циркуляция и т.д.) был незначительным.

Есть ли смысл в таком случае говорить о конструктивно удовлетворяемых критериях остойчивости?


  • 0

#35 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 24 октября 2021 - 03:09

Коллеги, остойчивость - это комплексное понятие, и сводить ее только "как в ТУС" к метацентрической высотке - нельзя.

 

Равно как и качка судна, зависит от многих факторов, и гидростатическая составляющая (остойчивость) - только один из них. Там есть еще инерция, присоединенная инерция, гидродинамическое демпфирование.

 

Например, для маломерки стратегии обеспечения остойчивости могут быть иными, чем у крупных судов.

 

....

Разумеется, комплексное. и зависящее от многих факторов. которые еще и взаимно влияют друг на друга, не всегда пойми как). только в целом, изначально этот комплекс определяется назначением судна. тут не ТУС рулит)
у ТС, как я понял, лодка-траулер. из самого термина следует - родители призваны таскать длинную тяжелую штуку - большая осадка, малая ширина - высокая МЦВ. в качестве яхты, без трала, у такой лодки конечно более резкая качка по сравнению с прицесской или бароном. зато великолепные мореходные качества. ежели бы мне вдруг вздумалось мигрировать в моторки (с чего бы? но мы же ничего не исключаем в теории), это был бы конечно траулер.  :D


Сообщение отредактировал Niven: 24 октября 2021 - 03:10

  • 1

#36 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 24 октября 2021 - 09:55

Есть ли смысл в таком случае говорить о конструктивно удовлетворяемых критериях остойчивости?

Критерии остойчивсти для такой стратегии есть, например посмотрите HSC Code Annex 7.

Значит, можно говорить о конструктивно удовлетврояемых критериях.
 


  • 0

#37 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 24 октября 2021 - 12:50

Критерии остойчивсти для такой стратегии есть, например посмотрите HSC Code Annex 7.

Значит, можно говорить о конструктивно удовлетврояемых критериях.
 

В части нормирования динамической остойчивости и минимальных плеч остойчивости - понятно. Но невнятно условие смещения на борт экипажа (про пассажирские суда здесь не говорим). Это условие, которое регулируется "инструкцией по выживанию"?


  • 0

#38 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 24 октября 2021 - 17:48

В части нормирования динамической остойчивости и минимальных плеч остойчивости - понятно. Но невнятно условие смещения на борт экипажа (про пассажирские суда здесь не говорим). Это условие, которое регулируется "инструкцией по выживанию"?

Смещение людей к борту, соотвествующий крен и углы заливания нормируются ГОСТ-ИСО12217-1 и -3.


  • 1

#39 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 24 октября 2021 - 19:35

посмотрите HSC Code Annex 7.

 

Кто захочет, видимо речь идет об этом 

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал weeFOX: 24 октября 2021 - 19:35

  • 1

#40 RIBмастер

RIBмастер

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 1 323 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: РИБ
  • Название: Буревестник

Отправлено 25 октября 2021 - 18:01

Году эдак в 2010, сдавали вот такой катер.   Проводили по нему полный набор межведомственных испытаний.

Одним из пунктов были измерения по крену. Загоняли народ на палубу, снимали диаграммы.

 

И попутно проверили "резкость" колебаний. То есть раскачивал катер у причала, и смотрели на затухающие колебания. Самописец все это документально фиксировал.

 

Сразу было понятно, что в нашем случае надувной баллон очень быстро приведет колебания к нулю. Вопрос, насколько быстро.  После испытаний нам выдали вердикт, что остойчивость избыточна, и это плохо. Но, учитывая специфику катера, изменить это не реально. На том и разошлись.  

С тех пор и остался с вопросом, на сколько это все плохо... :)   Так и живем...

Прикрепленные изображения

  • 1.JPG
  • 2.JPG
  • 3.JPG

  • 2

#41 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 25 октября 2021 - 23:11

Году эдак в 2010, сдавали вот такой катер.   Проводили по нему полный набор межведомственных испытаний.

Одним из пунктов были измерения по крену. Загоняли народ на палубу, снимали диаграммы.

 

И попутно проверили "резкость" колебаний. То есть раскачивал катер у причала, и смотрели на затухающие колебания. Самописец все это документально фиксировал.

 

Сразу было понятно, что в нашем случае надувной баллон очень быстро приведет колебания к нулю. Вопрос, насколько быстро.  После испытаний нам выдали вердикт, что остойчивость избыточна, и это плохо. Но, учитывая специфику катера, изменить это не реально. На том и разошлись.  

С тех пор и остался с вопросом, на сколько это все плохо... :)   Так и живем...

Это вам корифеи из того самого ЦНИИ написали, не иначе. Вот так могут любой проект запороть, если заказчик прочтет написанное "по ТУС" и упрется ;)

То что понятие "избыточная остойчивость" неприменимо в маломерке, и к ряду других судов - этого ТУС и статика корабля по Роджественскому не поясняют.
 


  • 1

#42 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 28 октября 2021 - 22:38

Остойчивость измеряется метацентрической высотой - расстоянием между центром тяжести и центром величины.

 

По моему поперечная (начальная) метацентрическая высота измеряется расстоянием между метацентром и возвышением центра тяжести.

Прикрепленные изображения

  • Соотношения центров тяжести.png

  • 1

#43 ждан

ждан

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 418 сообщений
  • Из:улан-удэ

Отправлено 28 октября 2021 - 23:03

По моему поперечная (начальная) метацентрическая высота измеряется расстоянием между метацентром и возвышением центра тяжести.

а мне казалось что метацентрическая появляется при крене. как расстояние от центра тяжести до пересечения осевой линии корпуса с вертикалью проходящей через центр плавучести. на ровном киле они совпадают и соответственно метацентрическую высоту можно рассматривать как бесконечную или как несуществующую.


  • 0

#44 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 28 октября 2021 - 23:18

К сожалению, только после пятого десятка начинаешь понимать, что даже в лучших кораблестроительных заведениях даже в лучшие их годы некоторые вещи подавались формально, Как повезет с преподавателем..


  • 1

#45 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 29 октября 2021 - 01:46

а мне казалось что метацентрическая появляется при крене. как расстояние от центра тяжести до пересечения осевой линии корпуса с вертикалью проходящей через центр плавучести. на ровном киле они совпадают и соответственно метацентрическую высоту можно рассматривать как бесконечную или как несуществующую.

Вобщем то, ничего не появляется, это чистая геометрия и условности, пришедшие к нам из эпохи ручных расчетов. Метацентр - это центр кривизны траектории центра величины, чистая условность.У реального судна, метацентр перемещается по трехмерной траектории, или даже по поверхности метацентра.

 

Современные методы расчета гидростатики, особенно для не продолговатых судовых корпусов, а для морских сооружений, могут вообще не оперировать понятием метацентра, они триангулируют поверхность подводной части и вычисляют равнодействующий вектор гидростатических сил.


  • 1

#46 gmdss

gmdss

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 656 сообщений
  • Из:Германия - СПб

Отправлено 29 октября 2021 - 02:13

На ровном киле .... метацентрическую высоту можно рассматривать как бесконечную или как несуществующую.

Вполне возможно, однако принятые в настоящее время правила и принципы типичных гидростатических расчётов на ровный киль пока не поддерживают эту гипотезу.Основные элементы статики связаны между собой известными соотношениями в которых метацентрическая высота принимает то или иное, но всегда конкретное числовое значение.

Прикрепленные изображения

  • Гидростатика МО-4.png

  • 0

#47 ждан

ждан

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 418 сообщений
  • Из:улан-удэ

Отправлено 29 октября 2021 - 10:59

.Основные элементы статики связаны между собой известными соотношениями в которых метацентрическая высота принимает то или иное, но всегда конкретное числовое значение.

ну это понятно, ученые такте затейники, они и обороты измеряют в секундах в минус первой степени, потому что "так получилось"
 


  • 0

#48 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 669 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 29 октября 2021 - 12:49

ну это понятно, ученые такте затейники, они и обороты измеряют в секундах в минус первой степени, потому что "так получилось"
 

Это не обороты, а частота.

А еще есть рад/сек - угловая скорость.  :P


  • 0

#49 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 29 октября 2021 - 15:17

а мне казалось что метацентрическая появляется при крене. как расстояние от центра тяжести до пересечения осевой линии корпуса с вертикалью проходящей через центр плавучести. на ровном киле они совпадают и соответственно метацентрическую высоту можно рассматривать как бесконечную или как несуществующую.

Из того факта, что на ровном киле "вертикаль, проходящая через центр плавучести" принадлежит (совпадает) с ДП, следует, что точка их пересечения не одна, а их бесконечно много, то есть столько же, сколько точек вы насчитаете на "вертикали". Соответственно, приведённое вами определение метацентрической высоты для данного случая не годится.

Более строгое определение МВ как возвышение метацентра над ЦТ - годится, но требует ещё одного определения - для "метацентра".


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей