Клешня утлюка похожа на клешню классического проа, как парус, то есть отдельный элемент парусного вооружения. Но само парусное вооружение у утлюка, с Т-подвесом, значительно отличается от "классики", как по принципу действия, направлению создаваемых сил, такелажу и управлению им. Я бы сказал, что различие между этими типами вооружения не менее значительные, чем между тихоокеанской "клешнёй" и, скажем, привычным для нас бермудским кэтом. Я предпочитаю называть это, принципиально отличное от других, традиционных типов, вооружением с Т-подвесом, а форма самого паруса при этом не столь важна, нужно лишь чтобы она была симметрична, например, как на первой и третьей картинках в сообщении #4, или такой:
Отличительная особенность этого типа парусного вооружения - возможность ориентировать парус под произвольным углом к ветру, то есть три степени свободы вращения относительно точки крепления паруса к мачте. Это даёт ряд преимуществ.
Во-первых, возможность получить на любом курсе максимальную (для данного курса) тягу паруса данной формы и площади, независимо от крена. Во-вторых, возможность уменьшать, плавно или быстро, силу на парусе при усилении ветра, то есть на любом курсе мы можем обезветрить такой парус, растравив его, чего нельзя сделать, например, на полных курсах на бермудском гроте при мачте с вантами. В третьих, появляется возможность вообще избавиться от кренящего момента.
Поскольку сама точка крепления паруса к лодке у этого типа парусного вооружения фиксирована, сам Т-подвес не обеспечивает "безмоментность" парусного вооружения ни по крену, ни по рысканию. Чтобы освободиться от кренящего момента, требуется сместить эту точку крепления по горизонтали от ЦБС поперёк лодки и наклонить "плоскость паруса" наветер, примерно так, как это сделано у Сэйлрокета.
В разговорах о "безмоментном" парусе, под моментом, от которого хотят избавиться, подразумевается кренящий момент. Для яхт он представляем наибольшую проблему. Для лёгких многокорпусников не меньшую проблему может представлять момент дифферентующий, тот самый, от которого многокорпусники переворачиваются через нос. В принципе, бороться с ним можно так же, как и с кренящим, только сдвигать парус нужно вдоль лодки, а не поперёк.
Наконец, ест ведь ещё один доставляющий проблемы момент - момент на рыскание, или приводящий/уваливающий, который мы считаем следствием нарушенной центровки. Конструктивно центровку стараются обеспечить, располагая ЦП над ЦБС, так что проекции этих точек на горизонтальную плоскость находятся на небольшом расстоянии друг от друга. При движении неизменным курсом момент на рыскание пропорционален горизонтальной проекции аэродинамической силы (и, при постоянной скорости, равной ей по величине и противоположной по направлению горизонтальной проекции гидродинамической силы) и плечу - расстоянию между этими проекциями. Но если мы хотим сделать парусное вооружение "безмоментным", то вынуждены смещать ЦП от ЦБС на значительное расстояние, а это автоматически приводит к росту момента на рыскание, так как плечо этого момента увеличивается для большинства ситуаций.
Очевидно, что для достижение "безмоментности" относительно всех трёх моментов, одного лишь Т-подвеса, смещённого по горизонтали относительно ЦБС, недостаточно, необходимо ещё иметь возможность смещать точку подвеса так, чтобы горизонтальная проекция действующей на парус силы, при произвольном курсе лодки и угле установки паруса к (вымпельному) ветру проходила бы вблизи горизонтальной проекции ЦБС. Простейший способ добиться этого - сделать мачту врающейся вокруг ЦБС. Вращающаяся вокруг вертикальной оси наклонная или Г-образная мачта, степс которой размещён над ЦБС, а топ является точкой Т-подвеса, способна обеспечить если не полную "безмоментность", то хорошее приближение к ней для всех трёх нежелательных моментов. В принципе, такое вооружение позволит вообще обойтись без руля.