Перейти к содержимому


Фотография

Солнечные батареи на яхте - за и против


Сообщений в теме: 476

#351 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 13 555 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 03 Октябрь 2017 - 07:56

Почему на шестой, на пятый. Как там пп деградирует, может лавинообразно.


  • 0

#352 lvov

lvov

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 142 сообщений
  • Из:spb
  • Судно: Oceanis 40.
  • Название: Alexandra

Отправлено 03 Октябрь 2017 - 10:14

Почему на шестой, на пятый. Как там пп деградирует, может лавинообразно.


Все зависит от производителя гибких панелей их качества и цены, если как у меня стоят на лодке по 700 евро за 100 ватт то и через 10 лет работают как новые.... а если по цене 100 евро за 100 ватт то наверное да, от нагрева на солнце дешёвый полиэтилен начинает отслаиваться от черного кремния и появляются мутные белесые пятна ухудшающие светопоток с вытекающими....
  • 0

#353 german1977

german1977

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 868 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 03 Октябрь 2017 - 12:45

Верно.100вт панель Стекло за 100е хорошее качество, пластик за 500-700е. Выбор за вами...

Сообщение отредактировал german1977: 03 Октябрь 2017 - 12:46

  • 0

#354 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 8 453 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 03 Октябрь 2017 - 12:59

Верно.100вт панель Стекло за 100е хорошее качество, пластик за 500-700е. Выбор за вами...


Уже 70е за 100Вт.А большие 250-300Вт еще дешевле.
Технология отработанная, панелей таких делают много, в основном для крыш.

А гибких рынок ограничен.

Жесткую панель все равно нужно ставить на кронштейнах, которые сглаживают небольшую кривизну крыши.
  • 0

#355 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 208 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 23 Январь 2018 - 08:51

Всем привет!

Хочу поставить на поворотный кронштейн солнечную батарею.

Имеется 1 сервисный аккум, второй - стартерный.

Из постоянно работающего оборудования на ходу (под парусами) будет навигатор Garmin276c, автопилот Simrad 22, радиостанция.

Пока не планирую дальних переходов, только выходные покатанки. Поэтому, как правило, в конце дня подключаюсь к берегу.

Хотелось бы немного дополнить систему установкой солнечных батарей. Места на лодке не так много. На рубку кидать не хочу, так

как там постоянно кто-то тусуется, да и для уборки/постановки грота иногда там приходится потоптаться.

Начал смотреть в сторону https://www.svb24.co...0165-50-wp.html. Размеры вроде как для того, чтобы расположить на корме на поворотном

кронштейне подходящие. Но прочитав эте ветку наткнулся на https://www.solarxxl...kristallin.html.

И мозг сломался. Стоимость в 10 раз меньше. Что не так? Просьба не кидаться тапками...

Соответственно вопросы:

1) В чём разница, кроме как цены?

2) Что я смогу запитать панелью с SVB и панелью ENERGY XXL?

3) Останется ли что-то на зарядку аккума, при том, что будут включены вышеозначенные потребители (дла дорогой и для дешёвой панели)?

Руки из праавильного места растут, в голову тоже, не только ем... Помогите разобраться.

Заранее спасибо!


  • 0

#356 german1977

german1977

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 868 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 23 Январь 2018 - 09:07

у SVB технология покрытия микролинзы, позволяет получать больше А при косых лучах солнца. все гибкие по умолчанию дороже стекла. ОНО вам надо? 

по стеклу нельзя ходить, но по паспорту "должны" служить 20-25лет- паааасмотрим...

я себе к 400вт соларов ставил еще  солары стекло 4*100вт. 

400вт  дают 20-25а при полном солнце.

брал у https://www.solarxxl...kristallin.html. 100вт-100е

800вт при солнце закрытом тучами дают 11-17а

поворотные вешают на борт, но мне  эта идея не нравится- шальная волна ударит-хана стеклу.

лучше на арку за кормой  меньше шансов в тени грота находится...вопрос цены изготовления арки...

если у вас мало места для соларов может проще пару аккумов по 100ан поставить? цена вопроса 100ан=100вт соларов. место проще под аккумы найти...

УДАЧИ!!!


  • 0

#357 Leo_n

Leo_n

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 252 сообщений
  • Из:Deutschland
  • Судно: Expeditionsschiff
  • Название: Lorami

Отправлено 23 Январь 2018 - 09:25

У меня на кормовом рундуке установлена дополнительная панель как раз из SVB. Идеально встала на крышку. Непонятным образом она хорошо вырабатывает электричество не только когда солнце в зените, но и в другое время суток. Видимо за счет линзочек на покрытии. Остальные жесткие дешевые панели этим похвастаться не могут. Основной минус панели из SVB это цена.
  • 0

#358 Leo_n

Leo_n

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 252 сообщений
  • Из:Deutschland
  • Судно: Expeditionsschiff
  • Название: Lorami

Отправлено 23 Январь 2018 - 09:34

поворотные вешают на борт, но мне эта идея не нравится- шальная волна ударит-хана стеклу.

Там поликарбонатное стекло. Его не так-то просто разбить. У меня карабин с топа мачты на стекло упал. Выдержало. Щербина небольшая только осталась.
У народа по бокам стоит, на Карибах много. Битых не встречал еще.

Сообщение отредактировал Leo_n: 23 Январь 2018 - 09:58

  • 0

#359 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 208 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 23 Январь 2018 - 10:29

То есть по сути, количество вырабатываемого электричества при идеальных условиях у обоих панелей одинаковое?

Что можно запитать 50 ваттовой панелью?

нет, не так - хватит ли 50 ваттовой панели, чтобы питать автопилот, навигатор и рацию, не подсасывая энергию

из аккумулятора? Если нет, то какой минимум нужен?

Арка конечно хорошо, но тогда панели будут только в горизонтальном положении. Выигрыш в количестве панелей, только цена всего этого удовольствия

будет существенная.

На поворотной стойке много не установишь, но зато если надо, можно повернуть куда надо и цена конструкции значительно дешевле...


  • 0

#360 german1977

german1977

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 868 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 23 Январь 2018 - 11:00

солары 50вт это 2-2,2а/час  вам их хватит только  для "подбивки" аккума, для основной зарядки аккума это мало.


  • 0

#361 RomBar

RomBar

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 899 сообщений
  • Из:Псков
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 23 Январь 2018 - 12:37

Вы же пишете, что выходите только на покатушки выходного дня. Тогда однозначно 50 Вт хватит. Почитайте инструкции на оборудование - там должно быть написано потребление тока на различных режимах. Навскидку, 2А более чем достаточно для непрерывной работы GPS-навигатора и радиостанции (в режиме приёма). Потребление румпельного автопилота сильно зависит от условий его работы. У меня была панель всего на 30 Вт, может этого и не хватало на нормальный заряд аккума, но за всё лето (длительные походы и не только днём + постоянное проживание на борту) заряжать аккум от береговой сети не было необходимости. Но контроллировать напряжение бортовой сети и баланс приходилось постоянно, иногда ограничивая потребление тока (особенно в пасмурные дни). Однажды 3 дня подряд солнца вообще не было (панель давала не более 0,5А), аккум просел конечно, на ночных переходах экономил даже на огнях.
  • 2

#362 Leo_n

Leo_n

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 252 сообщений
  • Из:Deutschland
  • Судно: Expeditionsschiff
  • Название: Lorami

Отправлено 23 Январь 2018 - 13:15

Кстати панель из SVB можете смело на рубку ставить. В ее основании лист нержавейки около миллиметра толщиной и покрыта панель весьма устойчивым к топтанию пластиком.


  • 0

#363 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 976 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: VEYA

Отправлено 24 Январь 2018 - 09:30

1) В чём разница, кроме как цены?

2) Что я смогу запитать панелью с SVB и панелью ENERGY XXL?

3) Останется ли что-то на зарядку аккума, при том, что будут включены вышеозначенные потребители (дла дорогой и для дешёвой панели)?

Руки из праавильного места растут, в голову тоже, не только ем... Помогите разобраться.

Заранее спасибо!

1. Экономически нецелесообразно ставить панели в 5 раз дороже. Это может быть оправдано только для гонщиков, которым важен каждый лишний кг. Впервые выше услышал, что гибкие панели служат 10 лет без проблем. Обычно 5 и на выброс из-за ухудшения светопропускания верхнего пластикового покрытия и существенного снижения отдачи.

2. Выработка энергии дорогой и дешевой будет отличаться на проценты. В разы - точно не будет. Более точно посмотрите на ютьюбе. Сейчас многие блоггеры эксперименты с панелями производят на камеру с демонстрацией всех _реальных_ параметров.

3. 50 Вт в вашем случае хватит. Но в вашем случае хватит на день и аккумулятора на 100Ач. В максимуме панель 50Вт даст 2А, как выше уже сказали. Если установите на поворотный кронштейн и будете вращать ее за солнцем - выработка в день увеличится. Но это серьезная работа, при том, что яхта все время крутится. Плюс стойка денег стоит и место/вес занимает.

4. Рекомендую положить на рубку панель 100Вт за 100 евро, монокристалл, стекло. Плюс контроллер за 10 евро. Даст 5-5.5А в максимуме. Они есть разные по размерам. Можно подобрать узкую, чтобы не мешала на рубке работать. И более к береговому питанию подключаться необходимости не возникнет. 


  • 0

#364 RomBar

RomBar

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 899 сообщений
  • Из:Псков
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 24 Январь 2018 - 10:28

Лично я ЗА стойку и за 50 Вт, на ней панель мешать не будет, а работать будет эффективнее даже если закрепить горизонтально и не крутить вообще. 100 Вт трудно на стойке разместить и крутить, а вариант положить на рубку - может площади не хватить и затеняться она постоянно чем-то будет. Да и не нужно 100 Вт для кратковременных покатушек, для поддержки аккума 50 Вт вполне хватит.

Сообщение отредактировал RomBar: 24 Январь 2018 - 10:29

  • 0

#365 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 208 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 24 Январь 2018 - 12:10

я понял. буду смотреть, что с местом на рубке. Хотя скорее всего буду ставить на поворотный кронштейн. У соседей стоит. Будет по-теплее, гляну.

Вопрос по контроллеру. Посоветуйте плз. Дешевле 24-35 я почету-то не встречал.

Могу притащить из Германии бесплатно.


  • 0

#366 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 976 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: VEYA

Отправлено 24 Январь 2018 - 13:18

я понял. буду смотреть, что с местом на рубке. Хотя скорее всего буду ставить на поворотный кронштейн. У соседей стоит. Будет по-теплее, гляну.

Вопрос по контроллеру. Посоветуйте плз. Дешевле 24-35 я почету-то не встречал.

Могу притащить из Германии бесплатно.

 

Первая же ссылка яндекса внизу. Думаю, что в Латвии в каждом городе есть фирма по продаже солнечного оборудования - панели, контроллеры... Можно физически подъехать, поговорить, потрогать все руками...

ШИМ контроллеры дешевые, МPPT контроллеры дорогие. Но на одну панель 50-100Вт их ставить нет смысла, эффекта экономического не будет.

 

https://ru.aliexpres...k4aAqOTEALw_wcB

 

http://www.solnechny...-10A-12-24V.htm


Сообщение отредактировал sergvg: 24 Январь 2018 - 13:24

  • 0

#367 Григорий Ш.

Григорий Ш.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 132 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sunwind 20
  • Название: SALACIA

Отправлено 25 Январь 2018 - 07:02

У меня была панель всего на 30 Вт, может этого и не хватало на нормальный заряд аккума, но за всё лето (длительные походы и не только днём + постоянное проживание на борту) заряжать аккум от береговой сети не было необходимости. Но контроллировать напряжение бортовой сети и баланс приходилось постоянно, иногда ограничивая потребление тока (особенно в пасмурные дни).

 

 


 

Роман, у меня стоит тоже 30Вт - аналогично. Сделать на коленке легкую стойку и не лениться иногда поворачивать панель к свету - никаких проблем. Когда солнечно, хватает на румпельный автопилот Симрад и эхолот большую часть дня + ноут с АИСом ночью (главный расход) + по мелочи. Если яркое солнышко батарею набило и жарко, включаю автохолодильник 35Вт - обнаглел   :)  Но на него уже не хватает, так, пару часиков.  Когда пасмурно - упс. На подвеснике генератор 40Вт, иногда, а где электричество всегда доливаю доверху, все равно ведь шнур тянуть: электроплитка, а то и обогрев.  

Прикрепленные изображения

  • ss.jpg

  • 0

#368 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 208 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 25 Январь 2018 - 07:33

 

ШИМ контроллеры

https://ru.aliexpres...k4aAqOTEALw_wcB

 

 

Спасибо! Есть смысл взять до 30А, или достаточнео 10? Вопрос чисто технический. По деньгам разницы практически нет.


  • 0

#369 RomBar

RomBar

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 899 сообщений
  • Из:Псков
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 25 Январь 2018 - 08:24

В принципе для 50 Вт контроллера и на 5 А хватило бы (выше было обозначено, что ток с панели даже при наилучшем раскладе не превысит 3 А). Потребление нагрузки при тех условиях, которые Вы задали, - тоже (даже учитывая скачки тока при включении двигателя автопилота). На моей яхте контроллер был 5 А. Ну возьмите с запасом на 10 А, хуже точно не будет, может потом решите добавить панелей или/и потребителей. Например, инвертор для ноута, который очень много потребляет.
  • 0

#370 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 976 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: VEYA

Отправлено 25 Январь 2018 - 08:49

Спасибо! Есть смысл взять до 30А, или достаточнео 10? Вопрос чисто технический. По деньгам разницы практически нет.

10А - это с запасом, достаточно. Для 180Вт панелей примерно.


  • 0

#371 forward28

forward28

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 208 сообщений
  • Из:Рига
  • Судно: Omega 28
  • Название: Froken Yr

Отправлено 25 Январь 2018 - 09:25

Спасибо! Сделаю контрольный визит на палубу, чтобы убедиться, что на рубку ставить 100Вт некуда. 50 ваттовая встала бы на кожух входного люка, но маловато по мощности. 100 ваттовая похоже значительно больше кожуха. Поперёк - будет мешать проводке фалов по рубке. Вдоль - пол-рубки займёт. буду мастырить рамку и стойку.


  • 0

#372 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 976 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27
  • Название: VEYA

Отправлено 25 Январь 2018 - 15:05

Спасибо! Сделаю контрольный визит на палубу, чтобы убедиться, что на рубку ставить 100Вт некуда. 50 ваттовая встала бы на кожух входного люка, но маловато по мощности. 100 ваттовая похоже значительно больше кожуха. Поперёк - будет мешать проводке фалов по рубке. Вдоль - пол-рубки займёт. буду мастырить рамку и стойку.

Сначала нужно выяснить возможные размеры панелей. Они же разные. Есть прямоугольные, есть квадратные...

Поперек - отлично встает панель. Все равно же ее поднимать, на уголках крепить, с зазором. Под ней все фалы и пройдут. У меня панель лежит вдоль. Со стороны люка лежит на капе, два маленьких уголка. А с другой стороны - сантиметров 10 зазор до рубки. Соответственно 2 длинных угла. Но я вообще поставил в виде стойки квадрат, а уже к квадрату уголок.

Как видно на фото, остается достаточно места для ног или фалов.

 

20170420_142319.jpg

 

20170420_140629.jpg

 

20170420_140909.jpg


  • 1

#373 Капитана

Капитана

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 154 сообщений
  • Из:Россия
  • Судно: Delphia 40.3
  • Название: Focus

Отправлено 26 Январь 2018 - 10:05

Доброго дня коллеги!
 
Поделюсь своим опытом установки солнечных панелей. Панели устанавливал на свою яхточку Алекстар 25. Единственное место установки было на капе. Идеально подходила панель на 50Вт. Но на мои 200 Ач аккумуляторов с расходной частью не экономя 42 ач/сутки  мало.
Короче уместил две 30 ВТ панели. Тоже мало. Хотел попробовать установить вдоль борта, чтобы складывать на ходу к леерам. Посмотрел, подумал,  изменил решение. Честно говоря подсмотрел на аналогичной лодке где хозяин перекрыл погон стаксель шкота большой панелью.
Решил сделать раскладные. Уместил 4 панели по 30 Вт. Получилось 120 Вт. Смонтировал. Фото прилагаю.
Получилось не плохо. Если учесть, что на реке ветер в основном либо вниз либо вверх по течению, т.е. фордак или вмордувинд, то положение панелей на предстоящий переход достаточно предсказуемо - разложить или оставить в варианте 60 Вт.
Испытания провел неудачно. Понял потом. Лодка на стоянке с работающим холодильником не теряла зарядки аккумуляторов. Не учел, что в дни стояли солнечные, жаркие. Радовался. Однако когда отправился в одиночное восьмидневное плавание обнаружил, что не держат аккумуляторы зарядку. Дни были ветряные и пасмурные. Моя дизельная плитка "Wallas" на запускалась пока не всходило солнце и не набивала через панели аккумуляторы энергией. Только к полудню мог приготовить себе горячую пищу.
Конечно, думая что все ок, первые трое суток я не выключал холодильник. На том и подсел.
Читал форум, говорил с капитанами речных и морских яхт. Вывод сделал такой. Наличие и панелей и ветрогенератора необходимо. Из восьми дней путешествия - 5 под парусом, 3 под мотором. Ветер был крепкий и попутный. Наличие такого ветра говорит о пасмурном небе в основном, так оно и было. В путешествии по реке ночью я стоял на якоре или в берег не используя ветер для зарядки - очевидное упущение.
Буду устанавливать ветрогенератор обязательно.  Если как-то вам все равно, т.е. планируемые переходы вас не ставят в зависимость от необходимости обязательно быть энергонезависимой единицей то и ладно. В ином случае нужны и панели и ветроген непременно, как второй якорь например, или резервная ЖПС-ка. И не слушайте никого. Обязательно наступит тот момент когда вы можете крепко пожалеть об отсутствии того или иного. 
Запамятовал как фото загрузить
Сейчас разберусь.

Прикрепленные изображения

  • IMAG2236.jpg
  • IMAG2231.jpg
  • IMAG2238.jpg
  • IMAG2237.jpg

  • 1

#374 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 13 555 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 26 Январь 2018 - 10:49

....
Буду устанавливать ветрогенератор обязательно.  Если как-то вам все равно, т.е. планируемые переходы вас не ставят в зависимость от необходимости обязательно быть энергонезависимой единицей то и ладно. В ином случае нужны и панели и ветроген непременно, как второй якорь например, или резервная ЖПС-ка. И не слушайте никого. Обязательно наступит тот момент когда вы можете крепко пожалеть об отсутствии того или иного. 
....

Купите лучше инверторный бензогенератор ватт на 700, а то вдруг и ветра не будет. А ветряк на малой яхте может быть и опасен.


  • 0

#375 Капитана

Капитана

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 154 сообщений
  • Из:Россия
  • Судно: Delphia 40.3
  • Название: Focus

Отправлено 26 Январь 2018 - 11:45

Купите лучше инверторный бензогенератор ватт на 700, а то вдруг и ветра не будет. А ветряк на малой яхте может быть и опасен.

Спасибо за совет. Есть генератор. Эта штучка для зарядки АКБ не годится, только для подачи энергии краткосрочной. Запас топлива ограничен. В условиях северных расстояний и безлюдности территорий без возобновляемых источников энергии беда.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей