Отправлено 06 февраля 2010 - 14:37
Мнение.
Мысли по регистрациям.
В соответствии с Правилами классификации и освидетельствования спортивных парусных судов разработанными ВФПС совместно с МинТрансом возникают следующие не очень хорошие мысли.
Указанные, Правила распространяются на суда, оснащенные парусным вооружением, построенные или переоборудованные для занятий парусным спортом, включая спортивные парусные соревнования, дальние спортивные плавания под парусом, тренировки по парусному спорту, иные спортивные плавания под парусом, использующие в качестве основного средства движения силу ветра (далее – спортивные парусные суда), имеющие водоизмещение обмерное не менее 2000 кг, и/или наибольшую длину не менее 9 м, и/или стационарные двигатели, и/или места для установки стационарного или подвесного двигателя, и/или оборудованные места для отдыха членов экипажа (каюты, спальные места или устройства для их установки), все крейсерские спортивные яхты подлежат Государственной регистрации не зависимо от длины.
…И регистрировать будет Министерство транспорта, а надзор осуществлять Морской регистр.
По оборудованию ясно, тут вопросов нет (все конвенционное оборудование судов поднадзорных Министерству транспорта на морских бассейнах должно иметь оригинал или заверенную копию сертификата о типовом одобрении Морским регистром, технические паспорта и имеет стоимость многократно превышающую стоимость яхтенного оборудования большинства мировых производителей). Может быть в Министерстве транспорта будет отдельный орган технического надзора для парусных яхт, на который будет выделено финансирование или его придется содержать за счет яхтсменов? Сомнительно.
Соответственно таким органом будет морской регистр Морской регистр.
Правительством РФ поручена Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) в срок до 01.10.2009 г. Было поручено : разработать проекты следующих основополагающих документов:
Положение о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов
Порядок государственной регистрации спортивных парусных судов и прав на них
Порядок ведения единого реестра зарегистрированных спортивных парусных судов
Правила классификации и освидетельствования спортивных парусных судов
Передать разработанные документы на регистрацию в Министерство Юстиции РФ.
Воз и ныне там, на текущую дату Министерство Транспорта РФ, так и не подготовило новый вариант положений для подачи их в Министерстве Юстиции РФ.
И что делать?
Судовые билеты выдаваемые Спортсудорегистром при ВФПС – являющейся общественной организации – как подтверждение права собственности владельца на судно - фикция, и мы это понимаем. Такой билет НЕ дает, владельцу судна, подтверждения, его прав собственности на судно в соответствии с Налоговым кодексом, а только удостоверяет факт внесение записи о судне и его характеристиках, заявителе, в судовую книгу которую ведет ВФПС. То есть, этот «судовой билет ВФПС» ни что иное, как своеобразный «членский билет» самого судна в ВФПС, который вместе с Мерительным свидетельством выданным официальным мирителем ВФПС подтверждают перед другими членами коллективными и индивидуальными членами ВФПС и Судейской группой ВФПС при проведении соревнований, то что, судно внесенное в судовую книгу ВФПС и имеющее соответствующий «судовой билет ВФПС» является действительно СПОРТИВНЫМ имеет определенные технические характеристики и снабжение , неизменные габариты корпуса, рангоута, размеры парусов, определенный гоночный балл и коэффициенты. Может участвовать в соревнованиях проводимых под эгидой ВФПС на территории РФ
При возникновении спорной ситуации на воде попытка доказать любому представителю государственного органа надзора на воде :
ГИМС МЧС,
Судоходной инспекции на ВВП,
Пограничной службе УФСБ,
Береговой охране,
Морской инспекции,
Рыбинспекции,
Транспортной инспекции,
при транспортировке яхты по суше на трейлере за автомобилем
Государственной автоинспекции (ГАИ),
либо защищая свои права владельца судна в Федеральном Суде РФ,
предъявляя представителям органов власти «судовой билет ВФПС», обречена на полный провал.
В качестве примера приведем аналог из мира автомобилей. Вы смогли бы ездить по дорогам России, если бы номера на вашу автомашину, ее ПТС, талон технического осмотра, Вам выдала Федерация автомобильного спорта РФ, или Ассоциация авто-путешественников или «передвижных домов» и т.п., и при этом Вы еще несли расходы по оплате технического осмотра, получив «Государственные номера» и технические талоны.
Конечно на первом встречном посту ГИБДД с такими «спортивными» документами, вы получили бы штраф от инспектора ГАИ за езду на автомобиле без документов.
Подобна ситуация часто складывается на Внутренних водных или Морских путях при следовании по водоему на яхте с «судовым билетом ВФПС» - итог закономерен штраф за движение по водным путям без судовых документов. Аппеляция к инспектору ГИМС о том, что спортивные парусные суда инспекции ГИМС МЧС не поднадзорны, вызовет закономерную просьбу предъявить Судовой билет «Спортивного парусного судна» зарегистрированного Государством в установленном законодательством порядке в ином судовом реестре РФ или судовой книге.
«Судовой билет ВФПС», выданный и заверенный Всероссийской общественной организацией «Всероссийская Федерация парусного спорта», в соответствии с Налоговым кодексом РФ, подтверждением Вашего права собственности на судно не является. Так как мы уже отмечали, выше, судно является объектом недвижимого имущества и нам необходима Государственная регистрация прав собственности на него, которую может произвести только Государственный орган, законодательно уполномоченный совершать регистрационные действия в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации. Правительство РФ установило в качестве такого органа:
Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта. (Росморречфлот).
Тем не менее положения регламентирующие порядок регистрации и дипломирования в Минтрансе до сих пор не утверждены Министерством юстиции РФ. Получить вожделенный Судовой билет «Парусного спортивного судна» до окончания процедуры согласования документов между министерствами не возможно, процесс остановился на неопределенный период, заложниками снова стали яхтсмены, которых заставили балансировать на гране закона, а зачастую и прямо нарушать его.
Другому, потенциально возможному, регистратору прав на спортивные парусные суда ГИМС МЧС законодательно запретили регистрировать парусные спортивные суда. И яхтсменом для регистрации своей собственности пришлось хитрить.
Регистрировать свои крейсерские яхты установив транец с подвесным мотором, как «мотолодку» с удалением от берега 2 морских мили.
Регистрировать свои крейсерские яхты как «морское прогулочное судно» с удалением от берега 50 миль, что вполне достаточно для открытия новых просторов Белого и Баренцева морей.(Что сделано у нас)
Еще раз Напоминаем, что согласно Налогового кодекса , судно является объектом недвижимости. И подлежит ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ Судовой билет или свидетельство права собственности выдать может только государство, удостоверяя этим Судовым билетом право собственности юридических или физических лица на судно, флаг судна , обременения, классификационные характеристики, годность к плаванию. Проведение первоочередных, ежегодных, внеочередные технических освидетельствования может назначить только уполномоченный Государственный инспектор органа технического надзора Росморречфлота.
МИФИЧЕСКИЙ с точки зрения легитимности на текущий момент Спортсудорегистр ВФПС, ведущий Судовую книгу и раздающий судовые билеты с точки зрения действующего законодательства - Орган Общественной Организации . То есть - все его заключения для Государственных органов - ПУСТОЕ МЕСТО - выданный СПОРТСУДОРЕГИСТРОМ ВФПС Судовой билет и технический талон о прохождении судном техосвидетельствования и принадлежности собственнику (см. налоговый кодекс) юридически ничтожны. А всякие создаваемые ВФПС спортивные реестры, спортивные судовые книги, может вести хоть "бабуля у рынка", образно выражаясь ,они означают только , то что заявленный в документах владелец этого судна подчиняется правилам организации в которую он его судно записали в реестр или Судовую книгу, А судно СООТВЕТСТВУЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ УСТАНОВЛЕННЫМИ ДАННОЙ спортивной организации и его основное назначение – участие в соревнованиях и все, к сожалению.
На соревнованиях проводимых ВФПС - ОБЩЕСТВЕННОЙ НЕ КОММЕРЧЕСКОЙ, ОРГАНИЗАЦИИ, ВФПС в праве установить для участников проводимых ею соревнований любые целесообразные и утвержденные проверки и выдавать любые "папирусы" регламентирующие соответствие заявленного к соревнованиям судна , правилам проведения соревнований , установленных проводящей организацией и утвержденных ВФПС РФ. Получать свободный допуск к проводимым ВФПС соревнованиям. Проверки заявленного судна на соответствие правилам классов участвующих в соревнованиях судов, наличия мерительных свидетельств, судовых билетов, проверки допусков спортсменов к соревнованиям, наличия прав управления, проведения допинг контроля и т.п. ТОЛЬКО с добровольного согласия спортсменов. Спортсмены отказавшиеся проходить допинг-тест, до соревнований не допускаются.
При нарушении установленных правилами соревнований требований, ВФПС (или другая проводящая соревнования организация) имеет право не допустить судно и экипаж к проводимым соревнованиям. Наложить штрафные очки в соответствии с правилами проводимых соревнований, на акватории водоема только в районе проведения соревнований и только для судов участвующих в данных соревнованиях. При этом НЕ ПОДМЕНЯЯ СОБОЙ ИНСПЕКЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА, а контролируя ИСПОЛНЕНИЯ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ДЛЯ НАДЗОРА ЗА СПОРТИВНЫМИ ПАРУСНЫМИ СУДАМИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА. (ФА Росморречфлот) Осуществляет контроль за техническим состоянием судов, обязательного оборудования, снаряжения и механизмов, установлении права собственности на судно и наличие обременений, наличия флага страны судна. Проверяет наличие прав судоводителя на управление судном. Осуществляет доставку на медицинскую экспертизу судоводителя для проверки на состояние алкогольного опьянения. Может задерживать судно, экипаж. Накладывать денежные штрафы и составлять протоколы о нарушениях. На всех морских, внутренних судоходных и несудоходных водных путях.
Не понятно зачем ВФПС вообще пришло на ум инициировать Правительство РФ забрать функции надзора за спортивными судами у Госкомспорта и передать в Министерство транспорта РФ ФА Росморречфлот, у которого более дел с крупными судами ? Чем был плох Госкомспорт или как теперь он называется Министерство спорта туризма и молодежной политики, сломав действующую достаточно эффективно еще в СССР систему до основания.
И вот теперь, как я понимаю яхтсменов Морских бассейнов ожидает: получение рабочих дипломов судоводителя парусного судна, подтверждений к дипломам, справок о плавании, свидетельств SOLAS , курсов медицинской помощи, тренажера по пользованию коллективными спасательными средствами, борьбе с пожарами, способами личного выживания на море, свидетельств радиооператора УКВ и GMDSS , переаттестация и проверка знаний , курсы повышения квалификации раз в пять лет, курсы прохождения тренажера РЛС, курсы морского английского языка , медицинская комиссия только из мед. учреждения поднадзорного Министерству транспорта РФ, и что то там еще бумажное - вот это все будет по системе ФА Росморречфлот, капитанский самый маленький диплом при сборе всей макулатуры вылезает примерно в 100 000 руб.без учета проживания в Питере к примеру или Архангельске, питания и двух - трех месяцев времени.
В положении о дипломировании , есть небольшая ссылка, о том что в государственную квалификационную комиссию Министерством транспорта РФ ФА Росморречфлот могут (но не обязаны) привлекаться консультантами члены общественных организаций(ВФПС). И, к сожалению - все, функции ВФПС в дипломировании яхтсменов закончились, кто и как в комиссию из яхтсменов войдет не понятно. Зато понятно, что эта, четко за много лет отработанная система, создана исключительно для отъема средств у моряков судов поднадзорных тому же Министерству транспорта РФ, которые раз в 5 лет оплачивают все эти мероприятия из своего кармана.
Такого количества макулатуры нет у моряков ни в одной страны в мире, над количеством бумаг и сертификатов русских профессиональных моряков уже давно улыбаются в Европейских судоходных компаний. А цены на обязательных курсах повышения квалификации в России больше чем в Великобритании примерно в 2 раза.
В сложившейся ситуации яхтсменам остается либо юлить . хитрить и договариваться с ГИМС МЧС, что бы инспектор не «увидел» 12-ти метровую мачту на «моторной лодке» с подвесным двигателем, или стать на время морским прогулочным судном. Либо только ждать, когда одно министерство и ВФПС закончит готовить регламентирующие документы, окончательно разработает все-таки порядок регистрации спортивных парусных судов и дипломирования яхтсменов, а другое министерство утвердит разработанные правила и чехарда с Судовыми билетами прекратится. До начала навигации осталось всего четыре месяца.