Вопросом выбора лодки я озадачился еще несколько лет назад. Рассматривались самые разные варианты – самостоятельное строительство (благо, некоторый опыт имеется - привет Дадли Диксу и Брюсу Робертсу!), покупка б/у, заказ новой и т.п. В конечном итоге была выбрана золотая середина – б/у лодка в хорошем состоянии для скорейшего выхода в море. Ну а строительством по проекту можно неторопливо заниматься в свободное от морских походов время.
- Сильно дешево хорошо не бывает
- После чартера лодки чаще всего убитые
- Спать в носу на треугольнике неудобно
- Спать в «гробу» под кокпитом еще хуже
- Мейнстрим это хорошо, но в лодке должен быть свой стиль
- «Голая» лодка – это хорошо, но комфорт состоит из мелочей
- И т.д., и т.п.
Душа лежала к какому-нибудь пайлот-хаусу вроде Wauquiez 43 pilot saloon, и мы с Оксаной даже съездили посмотреть две такие лодки – одна стояла в Афинах, вторая в Валенсии. Впечатление осталось положительное, но не было той «искры», которая говорит что вот с этой лодкой у вас все будет хорошо. Но однажды в марте 2014 года, будучи в Израиле, я получил емейл от брокера на Майорке с предложением посмотреть Beneteau Oceanis 42CC, «темную лошадку» знаменитой французской верфи. В наличии было сразу две таких яхты – 2003 и 2006 года. Краткое изучение фотографий и немногочисленных отзывов в сети привело к решению: «надо ехать», и уже через несколько дней я тряс руку Дирку из Whites Yachts на причале «Club de vela» в Порт-д-Андратше.
Прежде чем перейти к Бенетушкам, я по старой любви к пайлот-хаусам попросил Дирка показать мне Jeanneau Sun Odyssey 42DS, который стоял на продажу по сравнимой цене. Впечатление – хорошая лодка для прогулки веселой компанией вдоль берега в хорошую погоду. Но далеко в море я бы на ней не пошел. Внутри много места, но не за что ухватиться, в кокпите два штурвала, но ни одной нормальной банки в полный рост, и т.п. Ну и общее ощущение некоторой «пластмассовости». Хотя Оксана, конечно, была в восторге от здоровенной кормовой каюты и огромного для такого размера яхты камбуза.
Свидание, однако, у нас было назначено не с Sun Odyssey, а с Beneteau. Заставлять даму ждать не годится, и мы прошли к другому причалу. Первый из двух Океанисов сразу понравился, но смутила общая степень «ушатанности» за десять лет эксплуатации – трещины на остеклении люков, потертость интерьера, поношенный вид двигателя и т.п. Кроме того, это был вариант с рулевым колесом на комингсе кают-компании, «по-моторному», мне же хотелось чисто яхтенный вариант посередине кокпита, хотя он и отъедает полезное пространство в кокпите. Вместе с тем общая планировка и вооружение яхты явно намекали на то, что цель поисков близка. И вот, наконец, мы поднялись на вторую Beneteau Oceanis 42CC, которой и суждено было стать членом семьи.
Думаю, на этом этапе есть смысл привести немного фото и краткие технические характеристики, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Итак, Beneteau Oceanis 42CC, год выпуска 2006
LOA 13,25 м
Beam 3,91 м
Осадка 1,85 м
Водоизмещение 9000 кг
Площадь парусности 81,6 м2
Запас топлива 240 л, запас воды 480 л
Дизайн Groupe Finot, производство Beneteau
В широкую серию не пошла (по разным источникам, всего выпущено от 60 до 200 корпусов)
Достоинства этой лодки, которые заставили меня выбрать ее из сотен других вариантов:
- Общее впечатление «яхты для океана за небольшие деньги». Крепко сбитая компоновка, сбалансированное вооружение, хорошая мореходность, комфортное волновое движение, прочный корпус (неделю назад менял фитинги забора охлаждающей воды, толщина пластика на днище – почти 40 мм), высокий фальшборт вдоль всего корпуса – нога не соскользнет за борт, и т.п.
- Идеальная (как для 42 футов) планировка – большая кормовая каюта с островной койкой, компактная кают-компания, комфортное штурманское место, просторный гальюн с отдельной душевой кабиной, удобный камбуз в проходе, комфортная гостевая каюта с отдельным гальюном в носу.
- Хорошие ходовые качества (как заявленные производителем, так и реальные – в переходе прошлым летом достаточно тяжелая яхта легко шла в галфвинд 7,5-8 узлов при 20-25 узлах вымпельного ветра).
- Та самая «искра», которая проскочила при первом осмотре. На эту яхту заходишь, и сразу хочется отдать швартовы, да махнуть подальше. Первое впечатление не подвело – мы прожили на ней уже почти год, прошли от Майорки до Кипра и ни разу не пожалели о выборе.
- Чрезвычайно богатая комплектация, оставленная предыдущим владельцем. Механик в марине прикалывался, что мы купили «небольшую пещеру Алладдина». Подробнее о том, что есть на яхте, чуть ниже, а первое впечатление было – какой рундук или шкафчик ни открой, из него начинают сыпаться чрезвычайно полезные в морском обиходе вещи.
- Уникальность, не характерная для «мейнстримовых» Beneteau. Лодка – настоящий eye-stopper, особенно в ее теперешнем состоянии укомплектованности. Все проходящие мимо глазеют и удивленно спрашивают: «Это Beneteau? Не может быть!»
Первичный осмотр занял около часа, после чего мы попросили брокера подняться на причал и, оставшись вдвоем в каюте, согласно кивнули друг другу и припрятали на камбузе два евро – чтобы вернуться. Брокера же попросили о еще одном визите, вечером – чтобы оценить интерьер при искусственном освещении. Вечером я заходил на лодку уже как домой, и обдумывал, как построить разговор с брокером, чтобы выиграть необходимое для сбора основной суммы время.
Переговоры прошли успешно, и через пару дней я уже рассылал запросы по сюрвейерам Майорки с просьбой сделать предложение о сюрвее. Среди полученных ответов выделился своей ценой некий Мартын Дженкинс из Marlin Yacht Surveys – вместо стандартных 1200 евро, которые просили все остальные, он предложил сюрвей за 650 евро. И хотя вдвое меньшая цена меня несколько смущала, предоставленный им образец сюрвея меня вполне устроил, и мы ударили по рукам. К чести Мартына следует отметить, что работу он сделал не хуже остальных – провел на яхте два дня, с выходом в море, и подготовил отчет на 40 страницах. Правда, ситуация несколько усугублялась тем, что все рундуки в яхте были забиты оборудованием и снабжением, которое он не стал вытаскивать для осмотра, но негативных последствий это не вызвало. По результатам сюрвея (в них не было ничего такого, что поменяло бы мое решение о покупке) мы еще немного сбили цену (небольшой ремонт рулевого, замена трюмных помп, царапины на гелькоуте от якоря и прочие мелочи) и подписали Acceptance Form с брокером и владельцем. Яхта осталась на Майорке, обязанность оплаты места в марине перешла к нам, а мы улетели зарабатывать недостающую сумму.
Вернулись мы на Майорку уже в июне, чтобы наконец-то стать полноправными владельцами. Поскольку расчет производился в несколько этапов, возникли некоторые сложности – предыдущий хозяин был категорически против любых работ на яхте до тех пор, пока не перечислена вся сумма, и я его прекрасно понимаю, так как условия страховки никто не отменял. Но в конце концов регистрационные документы были получены и я с чистой совестью начал вытаскивать все содержимое из глубоких рундуков на предмет инспекции, изучения и каталогизации.
В конечном итоге выяснилось, что вместе с яхтой мы стали обладателями следующего дополнительного оборудования:
- Носовое подруливающее устройство
- Два носовых якоря (цепь 90 м), один кормовой с цепью и лентой
- Генератор Whisper 3.5 кВт
- Патентованый спинакер Parasailor
- Модный винт VariProp с поворачивающимися лопастями
- Дополнительные аккумуляторные батареи общей емкостью 650 А/ч
- Ветрогенератор
- Четыре солнечные батареи
- Опреснитель воды
- Телевизионная антенна Raymarine
- Радиостанция SSB Icom
- Бортовой компьютер
- Кондиционер/отопитель в кормовой каюте
- Патентованый керосиновый фонарь Petromax из 200 деталей ручной сборки
- Дополнительная морозильная камера и охлаждаемый отсек в рундуке кают-компании
- Два баллона для дайвинга
- Стиральная машина в кормовом рундуке
- Крюк для вытаскивания рыбы
Предыдущий хозяин (и единственный владелец до нас) – немец и пилот Боинга. Отличное сочетание для продавца яхты. Все системы дублированы, яхта ухожена с немецким тщанием. Яхту готовил для кругосветки, а продавал по причине того, что на Майорке встретил любовь всей своей жизни, которая сказала - «или я, или море». Что ж, повезло и ему, и нам.
Несмотря на хорошее состояние яхты, работы перед выходом в море было достаточно много – все-таки полтора года яхта стояла без движения. Обслуживание двигателя, обслуживание генератора, устранение люфта в рулевом управлении (через год вылез снова, похоже больное место у Beneteau), замена части фитингов, замена бегучего такелажа, ремонт штага и одной из носовых закруток, обслуживание лебедок и прочая, и прочая – но об этом более красочно вы можете прочитать в статье Оксаны. Глаза боятся, а руки делают, и вот наконец наступил тот день, когда мы были готовы провести церемонию крещения.
Я не слишком суеверен, но морские традиции чту. Предыдущий хозяин дал имя яхте по именам своих трех детей. Получилось красиво, но для русского (украинского) уха непривычно, и к нам никакого отношения это имя не имело. Поэтому было принято решение яхту переименовать. А для того, чтобы правильно провести эту операцию по всем реестрам Посейдона и Эола, потребовалось организовать достаточно сложную церемонию. Первое условие – пригласить на нее как можно больше неравнодушного народа.
Благо, яхта стояла бортом к причалу у главной дороги марины, и в качестве стенда можно было использовать кормовой релинг. На нем мы вывесили объявление: «Нам нужна ваша помощь! Мы хотим переименовать яхту, и приглашаем вас на эту церемонию. Такого-то числа в таком-то часу мы хотим напоить и угостить как можно больше гостей. Приходите и поддержите морские традиции!» Все население марины две недели дефилировало мимо объявления, останавливалось, изучало, тыкало пальцем, рассматривало яхту и говорило: «Йа, йа, как интересно, обязательно нужно зайти!» Я объезжал окрестные супермаркеты, закупая вино и закуски на всех, кто озвучивал подобное намерение.
Вторым условием церемонии было наличие самого дорогого шампанского, «которое вы только сможете найти». Самое дорогое шампанское в супермаркете стоило 40 евро, поиски более дорогого результата не дали, поэтому было принято решение купить несколько бутылок. Как позже выяснилось, решение было правильным.
В день церемонии, когда я расставил на причале у яхты с боем выбитые в ресторане марины столы, а на столах расставил бутылки, и Оксана разложила на столах сделанные ей канапе, сыры, оливки, фрукты и орешки – мы начали ждать гостей. Через полчаса после назначенного времени начала церемонии этих гостей к нам пришла целая дюжина, поэтому остальных мы решили не ждать. Объяснение столь низкой посещаемости нам позже дал брокер (кстати, он и сюрвейер сочли своим долгом посетить нас, и даже принесли подарки – за что я им чрезвычайно признателен), и объяснение было очень простое – «у нас так не принято, никто не устраивает церемонии, бутылку шампанского разбили – и в море, никто не поверил, что ваше объявление всерьез». Ну, у вас не устраивают, а у нас устраивают – и даже если бы я был на лодке один, я бы все равно перекрестил ее по всем правилам.
В чем заключается сама церемония?
Как вы знаете, данное судну при крещении имя записывается у Посейдона в Книге Морей, и под этим именем это судно будет известно всем морским богам на протяжении всей его истории. Если просто поменять имя – жди неприятностей, так как путаницы в бухгалтерии ни один солидный хозяин не терпит, а уж Посейдону солидности не занимать. Поэтому прежде чем давать новое имя, нужно по всей форме подать прошение о стирании старого. Делается это при стечении свидетелей, на носу яхты, с отбиванием склянок и разливанием вина и шампанского за борт и на палубу, с персональным обращением к Посейдону и всем четырем ветрам лично. При этом за борт выбрасывается металлическая табличка, на которой водорастворимой краской написано старое название судна – и если прошение подано по всей форме, то после того, как вода смоет старое имя с таблички, соответствующая запись будет из Книги Морей удалена. После этого можно поблагодарить морских правителей за благосклонность и перейти к обычной церемонии крещения.
Поскольку на яхте я исповедую принцип «safety first» - к разбиванию бутылки я подошел соответствующим образом, обернув ее в два слоя пластиковой сеткой во избежание разлетания осколков. Эта чрезмерная предосторожность сыграла с нами шутку – бутылку о якорный роульс разбивала Оксана, качком ее не назовешь, а подпилить горлышко я не сообразил. Поэтому ни после первого, ни после второго удара бутылка не разбилась, а когда я пришел на помощь – выскользнула из Оксаниной лапки и отправилась на дно марины. «Похоже, брют за 40 евро пришелся Посейдону по вкусу», подумал я, и пулей вынес на палубу вторую аналогичную бутылку, которая и разлетелась с первого удара, облив палубу шампанским и разрезав осколком мне ладонь.
Так что если кто из вас будет нырять у причала 401 в Club De Vela на Майорке – имейте в виду, лежащая на дне бутылка принадлежит Морскому Правителю, и лучше бы вам ее не трогать! Ну а кто из бывших в марине к нам не пришел – сами виноваты, церемония получилась очень душевная, и расходились все уже после заката. Запасы же вина, шампанского и оливок в банках мы провезли с собой через всю Средиземку – и создали по дороге неплохую средиземноморскую традицию распивать бутылку шампанского с новыми гостями на яхте вечером перед первым выходом в дальний переход.
За лето прошли от Майорки до Кипра, были и штили, и достаточно плохая погода, но лодка полностью оправдала первое впечатление – ни одной серьезной поломки или проблемы, чрезвычайно комфортная как на ходу, так и на стоянке, с кучей приятных для работы и жизни мелочей. Спасибо предыдущему хозяину и всем, кто участвовал в ее покупке!
Перезимовала яхта на Северном Кипре (сразу скажу – не лучшее решение, в плане сервиса здесь никак вообще), и сейчас я готовлю ее к переходу в Турцию (Кушадасы), где и займусь необходимыми доработками. К осени хотелось бы присоединиться к ARC, но не в моих правилах строить столь далеко идущие планы.
В дальнейшем планирую дополнить этот материал описанием работ, которые буду делать на яхте, ну а описание путешествий вы всегда можете найти у нас на сайте.
С удовольствием отвечу на вопросы о лодке, о переходе, и вообще о жизни на яхте. Буду рад вашим комментариям.