Тема относится к любому судну, хоть парусному хоть моторному любых размеров. Но пример - парусный, подходящий радел (по теории корабля?) не нашел.
Вопрос к коллегам, сведущим в проектировании судов и теории.
Замечал, что моя лодочка сильно любит покачаться. На ходу паруса стабилизируют, а вот допустим тихая якорная стоянка, зеркало - и где-то прошел катер. Как волна дошла, форменное безобразие, чуть ли не со стола что-то может улететь. Или в марине, заходит небольшая волна - моя мачта качается явно сильнее чем у соседей. Думал просто из-за меньшей величины лодки.
К дальнейшему - Sunwind 20 имеет киль 600 кг при расчетном водоизмещении 1500 (у меня полагаю около 1300).
И тут читаю Конрада, "Зеркало морей". Будучи помощником, он руководил погрузкой и постарался разместить тяжелые грузы пониже. Кто бы так не сделал!
И вот...
...
Капитан предсказал верно. На пути из Амстердама в Семаранг с
разнофрахтовым грузом, из которого - увы! - лишь одна треть по весу была
уложена "под бимсами", у нас было чем поразвлечься, но нерадостные то были
развлечения.
...На этот раз вся беда была в том, что из-за моей системы загрузки судно оказалось слишком остойчивым.
Никогда, ни до, ни после этого рейса, ни на одном судне, на котором я
плавал, я не испытывал такой резкой и сильной бортовой качки. Стоило ей
начаться, и нам казалось, что она никогда не прекратится. Это ощущение
безнадежности, обычное во время плавания на судне, где центр тяжести из-за
нагрузки переместился слишком низко, утомляло нас всех до такой степени, что
мы едва держались на ногах. ... Бывали дни, когда даже на стойках с углублениями посуда не могла устоять и во всяком положении тело испытывало постоянное напряжение мускулов. Судно качалось, качалось ужасными, сбивающими с ног толчками.
...
Капитан, мрачный, сидел в своем кресле во главе обеденною стола,
наблюдая, как ваза с супом летела в один угол каюты, а буфетчик на
четвереньках ползал в другом углу,-- и говорил, глядя на меня:
-- Вот вам и ваша "треть над бимсами"! Одно меня удивляет -- как это
рангоуты еще держатся?
Речь об одном и том же судне, в ся разница в укладке груза!
Вот и вопрос - почему высокая остойчивость усиливает бортовую качку?
Шарить по сети сейчас несподручно, так может знающий коллега скажет: - известное дело, почитай в таком-то учебнике, есть такой-то критерий.
Сообщение отредактировал Григорий Ш.: 09 августа 2018 - 09:31