строю фанерную лодку типа романтика с тоннелем испытания самого вала https://www.youtube....eature=youtu.be вал будет короче, это предварительное испытания самодельных подшипников, вал-шпилько на 16, винт ветерок 8 скоростной, двиг. ех 21 7,5 л,с
Коллега, из этого сообщения и после просмотра ролика оттуда же возник целый комплекс вопросов.
1. Как поведёт себя длинный вал из "бесконечной" шпильки на частоте вращения максимальной мощности ne=3300...3500 об/мин? А на частоте вращения максимального холостого хода, когда, скажем, гребной винт может - случайно - оголиться на максимальном открытии дроссельной заслонки? При таком, как в видеоролике , расстоянии между промежуточными опорами гребного вала небольшое искривление оси вала может привести к резкому нарастанию дисбаланса. Далее, учитывая материал шпильки, можно ожидать прогрессивное увеличение стрелы погиби свободного (между опорами) участка вала. Вплоть до аварийной деформации в форме синусоиды, с запредельной по амплитуде вибрацией и разрушениями. Не пугаю, но бывали случаи.
2. Протяжённые валы, как говорится, длиной в десятки калибров вещь сложная в инженерном отношении. "Бесконечные" шпильки производства сами знаете, кого, выполняются без упрочняющей термообработки: гнутся руками об коленку с остаточной деформацией, практически неустранимой. Гребные валы изготавливаются совсем по другим технологиям, из других материалов. Особенно для высоких оборотов. Здесь ещё следует учесть возможность контакта гребного винта с дном, камнями и прочими предметами, что неизбежно приведёт к изгибу вала за кормовым подшипником дейдвуда. С нехорошими последствиями, вплоть до вырыва дейдвуда из днища.
В общем, ваша компоновка может принести по п. 1 и п. 2 такой замес проблем с вибрациями, резонансом, прочностью и жёсткостью, что... Длинный вал из шпильки М16 - очень не советую. Максимум - мешалку для цементного раствора или краски с приводом от электродрели, да .
3. Из ролика и приведённой в сообщении № 4 схемы не понятно, каким конструктивным элементом будет восприниматься упор гребного винта в несколько десятков килограммов. Уточните по упорному подшипнику?
4. Правильно ли понимаю, что виброперемещения ДВС на мягких опорах оси коленвала с шарниром Гука компенсируются гибкостью неразрезного гребного вала? Т.е., при неподвижном относительно корпуса лодки дейдвуде.
Без понижающего редуктора и с этим винтом получится миксер, упор и кпд будут очень низкие, тем более, что лодка не скоростная.
5. Поддержу коллегу kater61 - понижение оборотов необходимо, примерно в 1,25...1,4 раза. Иначе не сможете реализовать полную мощность "субарика" в Ne=7,0 л.с. при ne=3500 об/мин (по ТТХ) с винтом от Ветерка-8; можно надеяться на реализацию ~4,5...5,5 лошадок. Варианты - либо не надеяться на рабочие обороты мотора выше 2500 об/мин с соответствующей реализацией Ne и недобором скорости лодки, либо понижающий редуктор + грузовой винт, параметры которого неплохо бы подобрать уже на воде, но на основе предварительного расчёта по известным методикам.
Кстати, если всё правильно сделать, то лодка пойдёт не хуже, чем под ПМ Ветерок-8.
Интересно также взглянуть на сборочный чертёж дейдвуда с подшипниками и валом в сборе.
Не жду быстрых ответов, коллега. Надеюсь, что весь комплекс проблем и решений Вами продуман. С расчётами чисто для себя.
С уважением - Е.Д.