Продолжение ранней темы
С того времени тримаран прописан в я-к «Нева» рядом с флотилией нашего коллеги. Выходы на залив осенью дали понимание особенностей лодки и того, что следует отремонтировать и сделать под себя.
С того времени пришлось столкнуться с типичными для владельца первой немолодой лодки трудностям, получать опыт и знания. Собственно, мысль описывать процесс ремонта/адаптации лодки под себя возникла из желания совместить несколько вещей: как-то резюмировать опыт для себя родного (зафиксировать результат и мотивировать), дать информацию по лодке прежнему владельцу, возможно, принести кому-то пользу.
Лодку подняли с воды в ноябре, настали холода и особо работ до весны я не планировал. К тому времени у меня был длинный список доделок и хотелок. Так что решение было начать улучшать изнутри и по мелочи, поскольку летом планировался выход с семьёй и нужно было сделать пребывание домочадцев комфортным.
Пару слов про сам тримаран. Длина 7,25 м (почти 24 фута). Ширина около 5,2 м. Материал: дерево хвойных пород и фанера из «красного дерева». Масса 600-800 кг. Высота мачты около 9 м. Грот 20 кв. м, стаксель 8 кв.м.
Это проект Klis 3 Бернарана Родса родом из Новой Зеландии. Сама лодка построена в Голландии в 1985 году местными мастерами. Всего по созданному проекту было построено что-то около 10, порядка 3-х в Голландии. У лодки несколько особенностей.
Во-первых, корпус имеет форму глубокого V (аналогично проекту Lively 28 Хартли) с той особенностью, что основной корпус и поплавки внизу имеют своеобразную «лыжу». При малой осадке ( где-то 0,5) в районе киля толщина около 6 см, чтобы без проблем можно было оставить лодку на осушку. Учитывая переход, при волнении на лодке идти в целом комфортно (относительно ее размеров), поскольку эффекта слэминга фактически нет. Другим следствием является приличная устойчивость лодки на курсе даже без швертов (небольшой плавник шверта всегда торчит из колодца).
Во-вторых, конструкция асимметричных секторных швертов в поплавках, расположенных под углом. Каждый имеет профиль крыла и при движении создает дополнительный восстанавливающий момент, особенно при росте крена. Оригинальные шверты при невысокой массе лодки тяжеленные – по 24 кило каждый.
В-третьих, поскольку лодка эволюционировала из первого проекта Klis (22 фута), на котором Родс даже попал в книгу Гиннеса за 20-дневный переход Атлантики (это лохматый 1967 г., маршрут Канары-Барбадос), то внутри все достаточно умно организовано в плане жизни. Конечно, владельцы большинства килевых яхт аналогичной длины этих восторгов не поймут, поскольку все равно места на лодке немного. Но если сравнить с многокорпусниками схожей длинны, то прямо очень и очень неплохо. Уровень комфорта я оценил, когда побывал в Скарабее (22 фута), где на фоне номинальных 4 спальных мест было очень тесно. Прямо совсем. Так что могу сказать, что после этого неплохо иметь на 7 с копейках метров удобное место для камбуза, место для верхней одежды, много мест для хранения (конструкция корпуса позволяет добавлять места функционального хранения без сильных помех), дополнительное выдвижное спальное место (может быть хоть штурманским, хоть обеденным столом для 4-х человек), форпик для якоря. Прошлый владелец смогу поставить в носу прокачной гальюн.
Из минусов пока я бы назвал сложность управлять лодкой под одним гротом (это из письма Родса, у меня лично пока не получилось). Под гротом и стакселем требуется лучше чувствовать лодку. При этом под одним стакселем идти очень комфортно. Собственно, я под ним почти всю осень и ходил. На ПК лежат треки с приблизительным углом к ветру его скоростью. Когда-нибудь поляру попытаюсь построить.
В оригинальном исполнении на лодке должен стоять гик-уишбон, но у меня традиционный. Хотя он деревянный, как и мачта (45 кг), и довольно длинный (почти 4 м) и тяжелый. Из плюсов особенность паруса, которая не позволяет гику шандарахнуть вас по голове при смене галса.
Руль небольшой (чувствуется при смене галса под гротом и стакселем) и особенность корпуса дают о себе знать на заднем ходу - лодка плохо слушается руля, что в узостях требует крутить подвесник. Благо, что он крепится на довольно удобный (регулируемый высоте) подвесной транец между основным корпусом и поплавком.