Спешу отразить наезд коллеги
ЭрЭс на силуминовый блок. Тут речь, на самом деле, не о 10 кг веса (хотя это важно, но не критично). Читал, что из некоего алюминия (надо полагать, таки силумин от обломков самолётов) умельцы отливали поршни двигателей в деревне сразу после войны! В "КиЯ" пару статей проскакивали и в "15 проектах" одна дублировалась - причём речь шла не только о всяких утках и кронштейнах, но и о такой ответственной вещи, как гребной винт или переделка рубашки УД-25 под водяное охлаждение...
Так что, закладывая толщину стенок и т. п. я ориентируюсь всё-таки на силуминовое литьё (чугун при такой толщине - с бааальшим запасом, но почему бы и нет? Может, потом "облегчённую" чугунную версию сообразим), как единственно доступное вдали от серьёзного производства. Повторюсь, блок - единственная деталь машины, где без литья (по моей задумке) не обойтись.
Так, теперь наконец о шпильках
. Вроде действительно мизерно тепловое расширение, но почему-то о нём упоминают во всех книгах. Даже для малых машин. О горизонтальных отдельно пишут, что цилиндр крупных машин лежит на скользящих опорах, а мелких - свешивается за пределы рамы. Цилиндр вертикальных машин расширяется вверх. Специально малые машины привожу из книги:
Конечно, речь в книгах идёт о том, чтобы избавить от этих нагрузок раму. Но сравните дебелую раму (с дурным запасом прочности) тех машин и наши нежные шпильки. При 14 атм. и диаметре цилиндра 92 мм (уже говорил, что так
нельзя, но для рассчётов именно из этих параметров исходил) шпильки М12 из стали
Ст40 испытывают почти критические нагрузки без всякого теплового расширения (кстати, именно поэтому нельзя). А длинные шпильки вообще доверия не вызывают (Паровозный цилиндр, говорите? А длинные шпильки не ассоциируются с дачным ручным насосом на скважине ?
). Да и то, что рассказал коллега
S_smirnov о подогреваемых сравнительно коротких шпильках, всё-таки наводит на размышления. Как-то настораживает это всё, ну их. Да и пару соток этих на прокладках мелочь, конечно, но лучше без неё. И дело не в сотках усадки, а в СИЛАХ, которые при этом возникают. Подобная уловка: какое будет давление, если кубоМЕТР воды сжать на один куб. МИЛЛИметр? На 1/1000..... с кучей нулей?
Сравнение с мотоциклетными и т.д. цилиндрами и рассуждения о заматывании длиинных шпилек в теплоизоляцию вместе с "горшком" мне кажутся не вполне корректыми, и непонятно на какой лагерь спорщиков
работают.
Во первых, во всех этих случаях, шпильку отделяет от тела цилиндра некоторый слой стоячего воздуха, иногда горячего. Воздух - теплоизолятор, и передача тепла от тела цилиндра шпильке таким способом сомнительна. На "Запорожце", вон, шпильки вообще попадают под принудительный (ещё и неравномерный с разных сторон!) обдув вместе с рёбрами охлаждения - и ничего такого не происходит. Так на чью мельницу воду льём, товарищи?
Много непонятного - "дело ясное, что дело тёмное". В мотоциклетных ДВС из-за
незначительного нагрева, по сравнению с нашим......
Да-да - подумайте хорошенько! У нас 150 или 190
оС - рабочий режим, а какой мелкий пушной зверёк на букву "П" вспоминается при виде "перегретого" до меньшей температуры ДВС с поведёнными головками и т. п. ?
...
Да, так из-за незначительного нагрева цилиндра, по сравнению с нашим, длинные шпильки в ДВС, наоборот, уплотняют соответвующие прокладки - может так и задумано, так и рассчитано.
Не последнюю роль в "отворачивании" меня от длинных шпилек сыграли компоновочные соображения. Шпилек нужно шесть штук. Где их рассовывать? Сделать толстые стенки, просверлить насквозь а-ля мотоцикл? Чё-то не прёт. Снаружи рассовать? Ширина фланцев непомерно вырастет, и есть две шпильки по бокам от S-образного паропровода, как быть с ними?
Те же соображения насчёт широких фланцев и болтового соединения. Только хуже. Стенку цилиндра утоньшать нельзя, придётся делать широкий фланец. Насколько широкий? А прикиньте: болт М12, нужно нормально разместить рядом с цилиндром его гайку под ключ минимум на 19.
При этом гораздо шире "разъеДутся" эти самые шпильки или болты, расстояние между ними увеличится (что не полезно для плотности). Возможно, придётся ставить большее их количество. Крышка станет менее жёсткой - придётся добавлять толщины. Оно кому-то надо?
Ещё представьте и сравните ситуацию с теми и другими шпильками: шпильки в любом случае соединяют "бутерброд" верхняя крышка-цилиндр-нижняя крышка-фланец станины. Одна лопается под верхней крышкой....
Может лучше всё-таки вкрутить шпильки, только.... не резать в алюминии мелкую резьбу, использовать шпильки из стали Ст40 (а то и 40Х, как в ДВС), вкручивать их прямыми руками? Подумать головой, и не капать в соединение фиксатор резьбы? Убедиться, что в отверстиях и на шпильках нет жидкости, грязи и песка (используйте Инструмент №22665 - Щётка металлическая
), слегка мазнуть их графиткой? Затягивать гайки в определённой последовательности в несколько приёмов? С Динамометрическим ключом? Сверху колпачковые гайки применить, а если простые - не давить ключом, не убедившись в чистоте выступающей части резьбы?
Тогда, глядишь, и вдали от базы ничего не случится. А если случится - элементарно ремонтируется. А
у себя на базе работать с ПМ "по Киплингу" как-то не комильфо....
Следующим постом - о недостатках моего творения по части шпилек, и шо с этим делать
.
Сообщение отредактировал kkkisa: 10 марта 2010 - 23:00