Моторная яхта 12м на Maxsurf Modeler
Как сделать модель моторной яхты с острой скулой и брызгоотбойником?
Воспользуемся от готовых примерных моделей при выбора Design Quickstart – Hard Chined Hull.
Показан пример с L x B x H = 25 x 7 x 4,76 м, но без поверхности палубы и без плоскости транца.
Прямо в окно примера делаем масштабирование для яхты с новыми размерениями 12 x 4,2 x 2,5 м.
Теперь к существующей наружной обшивки /вместе с оболочку форштевня/ надо добавить палуба и транец.
Выбираем всех контрольных точек по верхнему контуру борта и форштевня и группируем их.
Потом через Controls- Control Properties увеличиваем высоту всех выбранных точек на 200мм.
Через Surfaces-Add Surfaces-Waterline добавляем новую горизонтальную плоскую поверхность на уровни 2,5м от ОП.
Через Surfaces- Size Surfaces определяем габарит новой плоскости: по ширине 5м и по длине 12,2м от нулевой точки координатной системы /где будет транец/.
Новую горизонтальную плоскость надо преобразовать в горизонтальную поверхность с погибью бимсов 100мм следующим образом:
На проекции Корпус делаем невидимыми всех остальных поверхностей кроме новой горизонтальной плоскости. Выбираем прямоугольником всех контрольных точек и контрольных линий новой горизонтальной плоскости и группируем их. Вернем видимость остальных поверхностей.
На проекции Корпус на контрольной линии горизонтальной плоскости добавляем две междинные новые контрольные точки посредством функцию Add Control Point.
Потом после Ungroup, выбираем только концевые бортовые точки горизонтальной плоскости и меняем их высоту на 2,4м от ОП.
Выбираем точки в ДП и соседную бортовую и проверяем высоту-надо быть 2,5м.
Потом выбираем вторую точку от ДП /кормовая и носовая точка вместе/ и плавно передвигаем легко вверх чтобы получить необходимую бимсовую кривизну.
На проекции Бок выбираем всех контрольных точек, находящихся на одной вертикали /включая точки новой горизонтальной поверхности/ с координатой по Х = 0, группируем их и через Controls- Control Properties передвигаем на Х = - 0,2м, т.е. немножко увеличиваем длину корпуса.
На проекции бок добавляем новая вертикальная поверхность через Surfaces-Add Surfaces-Section Plane с X = 0 и габаритами: по ширине 5м по высоте 2,7- 3 м.
Нажимом левой кнопки мыши два раза выбираем горизонтальную поверхность, в окно Surface Properties ставим наименование Deck, определяем цвет и отмечаем какими поверхностями будем ее срезать по контуру: TOPSIDES, BOW CONE и Transom.
Выбираем плоскую вертикальную поверхность, меняем наименование на Transom, определяем цвет и отметим какими поверхностями будем ее срезать по контуру: Deck, TOPSIDES, CHINE и BOTTOM.
Прежде чем начать обрезку, надо изменить на Display-Trimming-Trim off на Trim invisible.
Операцию Trimming начнем с палубой. Сначала при помощи палубы срезаем верхние части всех присоединяющихся поверхностей по контуру-транец, борт и форштевень. Используем функцию Surfaces- Start Trimming- выбор примерно TOPSIDES, потом кликнем курсором на показанную лишнюю часть и опять Surfaces- Trim TOPSIDES.
После окончания обрезки поверхностей по контуру палубы, делаем срез самой палубой от всех контурных поверхностей.
Повторяем метод обрезки для транца.Здесь можно на оборот: сначала обрезываем транец по контуру, а потом делаем тоже самое поотдельно для каждую соприкасающуюся поверхность посредством контура транца.
После изготовления модели заполняем данные по Data-Frame of Reference фиксируя кормовой и носовой перпендикуляр и осадку 0,7м.
Потом через Data-Design Grid определяем теоретические шпангоуты, батоксы и ватерлинии.
На проекции Корпус с шпангоутами, при видимых контрольных точек, выбираем по желанию бортовые точки, группируем их и через функцию Mask можем менять обводы двигая контрольные точки вместе с шпангоутами до тех порь пока нам понравиться и потом уже в новом /выбранном нами/ положении нажимаем Unmask, чтобы фиксировать новое положение шпангоутов.
Таким образом сделаны следующие изменения от прототипа в Maxsurf Modeler:
-наклон бортах увеличил, в начале они были почти вертикальными;
-днищевая часть обводов была более полная. Я уменьшил подводный объем.
-наконец сделал еще одно изменение:
На проекции Бок передвигая вверх контрольные точки в нижнем концу транца в ДП уменьшил угол килеватости днища у транца.
Следующие контрольные точки днища по длине /от транца/ немножко передвигал для плавности батокса в ДП.
В итоге по моему мнению получился хороший корпус 12 м моторной яхты водоизмещением 9,18т на море при ровный киль без дифферента на тихой воде с осадкой 0,7м.
Начальная метацентрическая высота при крен 0 град. равна 0,773м при Zg = 1,145м от ОП.
Начальная остойчивость яхты видна на прикрепленном файле.
----------------------------------------
Имейте ввиду, что весь этот процес-от постройки модели до расчета начальной остойчивости на программу Orca 3D можно выполнить за пол часа!
NA Razmik Baharyan
Rousse-Bulgaria
Прикрепленные изображения