Лодка такого размера с гафельным вооружением достаточно просто управляется в одиночку безо всяких лебедок и прочих новомодных штук типа закруток. За счет настройки нескольких носовых парусов и "размазанной" по длине парусностью гафельного грота ее можно настроить так, что она долго идет по курсу без авторулевого. Рифы берутся в одиночку, да, и это не так сложно.
Во время шторма все упрощается, поскольку парусов несется в меру, в соответствии с силой ветра.
При постоянных ветрах - пассатах - можно идти долго с заранее настроенными парусами. А в штормовую погоду, шквалах, внезапных заходах ветра как быстро нужно двигаться по лодке чтобы успеть настроить паруса? Ведь чаше всего Слокам рифился когда шторм уже успевал начаться. Да и в лавировку ему приходилось ходить в очень свежий и шквалистый ветер. Проход Слокама по Магелланову проливу чего только стоит! Не очень понимаю, как ему это удавалось ...
Вот, например, что пишет Слокам о своих штормовых переходах:
"Едва ”Спрей” вышел из района островов Самоа, как сильный пассат заставил меня убавить паруса. В первый день плавания мы продвинулись на сто восемьдесят четыре мили, из которых сорок миль я отношу за счет попутного течения. Из-за волнения на море я прошел севернее острова Хорн, а также севернее островов Фиджи, которые по первоначальному замыслу намеревался обойти с юга, а потом пошел вдоль западного побережья архипелага. Отсюда я взял курс прямо на Новый Южный Уэльс, пройдя южнее Новой Каледонии, и, проплавав среди штормов и ураганов сорок два дня, прибыл в Ньюкасл.
Жестокий ураган, встреченный мною вблизи Новой Каледонии, потопил шедший несколько южнее американский клипер ”Патришн”. Этот же ураган, который я вовсе не считал исключительно сильным, унес в сторону французский почтовый пароход, шедший из Новой Каледонии в Сидней. Когда пароход все же добрался до Сиднея, его пассажиры сообщили, что попали в сильнейшую бурю, и говорили моим друзьям: «О боже! Мы не представляем себе, что сталось со ”Спреем”, который мы видели в самой гуще шторма...» Но ”Спрей” в полном порядке плыл, как уточка, под гротом, взятым на гитовы. Даже палуба на ”Спрее” была сухой, в то время как пассажиры на пароходе, как мне потом рассказывали, стояли по колено в воде в залитом салоне.
По прибытии в Сидней пассажиры подарили капитану парохода кошелек с золотыми монетами за его искусство кораблевождения и благополучную доставку людей в порт. А капитан ”Спрея” не получил ничего, хотя в разгаре шторма шел вдоль берега в районе Сил-Рокс, где совсем недавно погиб вместе с пассажирами пароход ”Кетертон”."
Плюс ко всему сказанному "Спрей" имел очень полные носовые обводы и длинный киль, что давало хорошую всхожесть на волну и стабильность на курсе, соответственно - ужасные лавировочные качества и маневренность в узостях. Многие спасательные шлюпки имеют похожую форму подводной части.
Про обводы Спрея очень верно замечено.
Навскидку:
_ttp//depositfiles,com/files/2875346
Спасибо! А я нашел похожие чертежи и картинки Спрея, только еще и с надписями. На них хорошо видны полные носовые обводы:
Сообщение отредактировал dokondr: 04 июля 2009 - 04:05