Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Спрей, который построил Джошуа Слокам


Сообщений в теме: 150

#1 dokondr

dokondr

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 293 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран

Отправлено 03 июля 2009 - 19:45

Думаю, что многие читали и, наверное, не раз перечитывали знаменитые мемуары Джошуа Слокама «Один под парусом вокруг света», в которых он описывает свое одиночное кругосветное путешествие на шлюпе Спрей. Во время этого путешествия Слокам переделал Спрей из шлюпа в иол.

Утверждается, что это была первая в мире одиночная кругосветка. Точнее сказать первая известная широкой публике одиночная кругосветка.
На Спрее в период с апреля 1895 по июнь 1898 Слокам дважды пересек Атлантику, прошел Магелланов пролив и пересек Тихий океан, посетил Австралию, Африку и прошел 46000 миль!

Характеристики Спрея:
« http://en.wikipedia....sailing_vessel) »

Tons burthen: 12.71 (9 tons empty)
Length: 39 feet 9 inches
Beam: 14 feet 2 inches
Depth of hold: 4 feet 2 inches
Propulsion: sail only
Sail plan: sloop; yawl after 1985

Спрей, по словам Слокама, обладал замечательной мореходностью:
« http://en.wikipedia....)#Seaworthiness »

На этот счет много споров. И все-таки:

1) Как Спрей выдерживал ураганы в океане и не перевертывался, не смотря на свой слаборазвитый киль?

2) Чем объясняется замечательная способность Спрея оставаться на курсе на протяжении многих часов с закрепленным рулем? Однажды за сутки такого хода в режиме «автопилота» Спрей отклонился от курса меньше чем на милю!

3) Как один человек мог управлять Спреем, особенно во время шторма? Ведь Спрей, был не такой уж и маленький кораблик – 11м в ДП, 4м в миделе и осадкой больше метра!
Как Слокаму удавалось в одиночку брать рифы, и вообще управляться с парусами, особенно когда у Спрея появилась бизань и он был переделан в иол?

4) Где найти чертежи Спрея, включая парусное вооружение, камбуз и каюту? (хочу сделать модель).

Сообщение отредактировал dokondr: 03 июля 2009 - 19:46

  • 0

#2 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 03 июля 2009 - 20:00

Да, интересную тему Вы подняли!
  • 0

#3 miami

miami

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 626 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: St.Pierre Dory

Отправлено 03 июля 2009 - 20:41

На сколько я читал, точных чертежей этого судна нет.
Полученный комплекс качеств чистое везенье пусть и основанное на опыте...
Брался рыболовный бот, который бог знает сколько времени валялся на берегу, ремонтировался и перестраивался практически по месту (исходя из представлений строителя), результат на лице ;)
т.е. Слокам чуствовал как ему надо строить, какие уж тут чертежи...
то что публикуют это просто зарисовки :(
  • 0

#4 MikhAN

MikhAN

    Обустраиваю верфь

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 764 сообщений
  • Из:Череповец
  • Судно: Самодельное каноэ
  • Название: Форт Росс

Отправлено 03 июля 2009 - 23:12

Навскидку: _ttp//depositfiles,com/files/2875346

Сообщение отредактировал MikhAN: 03 июля 2009 - 23:14

  • 0

#5 MikhAN

MikhAN

    Обустраиваю верфь

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 764 сообщений
  • Из:Череповец
  • Судно: Самодельное каноэ
  • Название: Форт Росс

Отправлено 03 июля 2009 - 23:13

Запятую заменить точкой, добавь h

Сообщение отредактировал MikhAN: 03 июля 2009 - 23:15

  • 0

#6 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 04 июля 2009 - 02:15

Как один человек мог управлять Спреем, особенно во время шторма? Ведь Спрей, был не такой уж и маленький кораблик – 11м в ДП, 4м в миделе и осадкой больше метра!
Как Слокаму удавалось в одиночку брать рифы, и вообще управляться с парусами, особенно когда у Спрея появилась бизань и он был переделан в иол?


Лодка такого размера с гафельным вооружением достаточно просто управляется в одиночку безо всяких лебедок и прочих новомодных штук типа закруток. За счет настройки нескольких носовых парусов и "размазанной" по длине парусностью гафельного грота ее можно настроить так, что она долго идет по курсу без авторулевого. Рифы берутся в одиночку, да, и это не так сложно.
Во время шторма все упрощается, поскольку парусов несется в меру, в соответствии с силой ветра. Плюс ко всему сказанному "Спрей" имел очень полные носовые обводы и длинный киль, что давало хорошую всхожесть на волну и стабильность на курсе, соответственно - ужасные лавировочные качества и маневренность в узостях. Многие спасательные шлюпки имеют похожую форму подводной части.
  • 0

#7 IgorVPonomarev

IgorVPonomarev

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 052 сообщений
  • Из:П-Камчатский
  • Судно: Конрад 25

Отправлено 04 июля 2009 - 02:59

Там вроде как смысл в том, что центр погруженного объема и максимум строевой по шпангоутам находятся точно на миделе. Типа уравновешеный корпус, волна с курса не сбивает. И еще у него средняя скорость на переходах была 4.9 узла. То есть по 117 миль в среднем в сутки с рулежкой на выходе и входе в порт.

Сообщение отредактировал IgorVPonomarev: 04 июля 2009 - 03:00

  • 0

#8 dokondr

dokondr

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 293 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран

Отправлено 04 июля 2009 - 03:49

Лодка такого размера с гафельным вооружением достаточно просто управляется в одиночку безо всяких лебедок и прочих новомодных штук типа закруток. За счет настройки нескольких носовых парусов и "размазанной" по длине парусностью гафельного грота ее можно настроить так, что она долго идет по курсу без авторулевого. Рифы берутся в одиночку, да, и это не так сложно.
Во время шторма все упрощается, поскольку парусов несется в меру, в соответствии с силой ветра.


При постоянных ветрах - пассатах - можно идти долго с заранее настроенными парусами. А в штормовую погоду, шквалах, внезапных заходах ветра как быстро нужно двигаться по лодке чтобы успеть настроить паруса? Ведь чаше всего Слокам рифился когда шторм уже успевал начаться. Да и в лавировку ему приходилось ходить в очень свежий и шквалистый ветер. Проход Слокама по Магелланову проливу чего только стоит! Не очень понимаю, как ему это удавалось ...
Вот, например, что пишет Слокам о своих штормовых переходах:

"Едва ”Спрей” вышел из района островов Самоа, как сильный пассат заставил меня убавить паруса. В первый день плавания мы продвинулись на сто восемьдесят четыре мили, из которых сорок миль я отношу за счет попутного течения. Из-за волнения на море я прошел севернее острова Хорн, а также севернее островов Фиджи, которые по первоначальному замыслу намеревался обойти с юга, а потом пошел вдоль западного побережья архипелага. Отсюда я взял курс прямо на Новый Южный Уэльс, пройдя южнее Новой Каледонии, и, проплавав среди штормов и ураганов сорок два дня, прибыл в Ньюкасл.
Жестокий ураган, встреченный мною вблизи Новой Каледонии, потопил шедший несколько южнее американский клипер ”Патришн”. Этот же ураган, который я вовсе не считал исключительно сильным, унес в сторону французский почтовый пароход, шедший из Новой Каледонии в Сидней. Когда пароход все же добрался до Сиднея, его пассажиры сообщили, что попали в сильнейшую бурю, и говорили моим друзьям: «О боже! Мы не представляем себе, что сталось со ”Спреем”, который мы видели в самой гуще шторма...» Но ”Спрей” в полном порядке плыл, как уточка, под гротом, взятым на гитовы. Даже палуба на ”Спрее” была сухой, в то время как пассажиры на пароходе, как мне потом рассказывали, стояли по колено в воде в залитом салоне.
По прибытии в Сидней пассажиры подарили капитану парохода кошелек с золотыми монетами за его искусство кораблевождения и благополучную доставку людей в порт. А капитан ”Спрея” не получил ничего, хотя в разгаре шторма шел вдоль берега в районе Сил-Рокс, где совсем недавно погиб вместе с пассажирами пароход ”Кетертон”."

Плюс ко всему сказанному "Спрей" имел очень полные носовые обводы и длинный киль, что давало хорошую всхожесть на волну и стабильность на курсе, соответственно - ужасные лавировочные качества и маневренность в узостях. Многие спасательные шлюпки имеют похожую форму подводной части.


Про обводы Спрея очень верно замечено.

Навскидку:
_ttp//depositfiles,com/files/2875346


Спасибо! А я нашел похожие чертежи и картинки Спрея, только еще и с надписями. На них хорошо видны полные носовые обводы:

spray_1.JPG
spray_2.JPG
spray_3.JPG

Сообщение отредактировал dokondr: 04 июля 2009 - 04:05

  • 0

#9 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 04 июля 2009 - 06:07

И еще у него средняя скорость на переходах была 4.9 узла. То есть по 117 миль в среднем в сутки с рулежкой на выходе и входе в порт.


Откуда такие данные, можно просветить? Или это все в куче мили поделенные на все в куче часы?
  • 0

#10 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 04 июля 2009 - 06:19

А в штормовую погоду, шквалах, внезапных заходах ветра как быстро нужно двигаться по лодке чтобы успеть настроить паруса? Ведь чаше всего Слокам рифился когда шторм уже успевал начаться. Да и в лавировку ему приходилось ходить в очень свежий и шквалистый ветер. Проход Слокама по Магелланову проливу чего только стоит! Не очень понимаю, как ему это удавалось ...


Это потому что вы не пробовали. Передвигаешься в плохую погоду в полуприседе, не спеша, парусами можно заниматься очень не торопясь, главное, чтобы земли поблизости не было. Если земля рядом, часто можно забиться куда-нибудь, отстояться. Шторм моментально не начинается, всегда есть признаки. Тем более Слокам имел большой парусный опыт - вся жизнь на море. Какие проблемы?

Ну а по поводу - за сутки 184 мили на переходе Самоа-Фиджи, а кто их мерял? У моряков принято слегка приукрашать действительность, опять же дамочки чтобы охали от жутких картин - в салоне воды по колено, а Спрей с сухой палубой - вполне реальная и нормальная обстановка, и дело тут не феноменальных особенностях самого "Спрея", а в характеристиках волнения на море.
  • 0

#11 столяр-ок

столяр-ок

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 289 сообщений
  • Из:Таганрог
  • Судно: швертбот

Отправлено 04 июля 2009 - 09:46

Spray.jpg spray98b.jpg [quote
то что публикуют это просто зарисовки
[/quote]
Да,и вот эти чертежи очень отличаются от "М-К"-шных.Очень интересно было бы узнать,как ведут себя КОПИИ спрея?Может,кто знает,где о них пишут?Пусть даже на буржуйском.А? :rolleyes:
  • 0

#12 IgorVPonomarev

IgorVPonomarev

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 052 сообщений
  • Из:П-Камчатский
  • Судно: Конрад 25

Отправлено 04 июля 2009 - 12:41

Откуда такие данные, можно просветить? Или это все в куче мили поделенные на все в куче часы?

Через Индийский океан 2700 миль за 23 дня.
3 часа на руле.
Да, еще и ЦТ был посередке.

Прикрепленные изображения

  • S1.jpg
  • S2.jpg

  • 0

#13 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 04 июля 2009 - 13:24


Здесь указано водоизмещение 9 тонн, выше на пару постов в тексте на картинке - 16 тонн, на мой взгляд более верное.

От островов Хуан-Фернандес до Самоа - 5000 миль, 72 дня, средняя скорость на переходе 2.9 узла.
  • 0

#14 IgorVPonomarev

IgorVPonomarev

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 052 сообщений
  • Из:П-Камчатский
  • Судно: Конрад 25

Отправлено 04 июля 2009 - 14:21

Здесь указано водоизмещение 9 тонн, выше на пару постов в тексте на картинке - 16 тонн, на мой взгляд более верное.

Первый пост: 12.71 (9 tons empty)
Если взять коэф. полноты приблизительно .4, то получится около15-16 тонн по вл.
  • 0

#15 dokondr

dokondr

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 293 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран

Отправлено 04 июля 2009 - 15:52

Это потому что вы не пробовали. Передвигаешься в плохую погоду в полуприседе, не спеша, парусами можно заниматься очень не торопясь, главное, чтобы земли поблизости не было. Если земля рядом, часто можно забиться куда-нибудь, отстояться. Шторм моментально не начинается, всегда есть признаки. Тем более Слокам имел большой парусный опыт - вся жизнь на море. Какие проблемы?
...


Пробовал в одиночку в похожих условиях только на небольшом катамаране. Получается с большим трудом, особенно без фиксатора руля. Но, конечно, в сравнениии с условиями и опытом Слокама, можно считать мой собственный опыт ничтожно малой величиной :)
Вопрос мореходности и управляемости в одиночку меня интересует особо, т.к хочу перейти с катамарана на небольшую яхту, которой смогу самостоятельно управлять в любых условиях.
Буду рад любой информации по лодкам такого класса.

Сообщение отредактировал dokondr: 04 июля 2009 - 15:55

  • 0

#16 Pulcinella

Pulcinella

    комедиант

  • Капитан
  • 1 497 сообщений
  • Из:Göteborg

Отправлено 04 июля 2009 - 19:27

Брался рыболовный бот, который бог знает сколько времени валялся на берегу, ремонтировался и перестраивался практически по месту (исходя из представлений строителя), результат на лице

Судя по книге, от этого бота в Спрее не осталось ничего. Бот ему был нужен только в качестве 1:1 модели.
  • 0

#17 _alex

_alex

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 300 сообщений
  • Из:Україна

Отправлено 04 июля 2009 - 19:48

В Киевском Крейсерском Яхт-Клубе строится копия СПРЕЯ 1:1. Строитель, к сожалению, недавно умер, но кто-то продолжает его дело.
  • 0

#18 ЮЛА

ЮЛА

    .......................

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
  • Из:Планета Земля

Отправлено 04 июля 2009 - 20:23

Судя по книге, от этого бота в Спрее не осталось ничего. Бот ему был нужен только в качестве 1:1 модели.


Не осталось "родных" в смысле оригинальных деталей, но обводы и конструкция корпуса остались без изменения.
  • 0

#19 столяр-ок

столяр-ок

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 289 сообщений
  • Из:Таганрог
  • Судно: швертбот

Отправлено 04 июля 2009 - 23:03

Мне кажется,в качествах Спрея нет ничего уникального,она просто идеально подходит для того плавания,что совершил Слокам.В Спрее всё работает на устойчивость на курсе-и длинный прямой киль,и далеко вынесенные в нос и корму паруса,и даже огромный вес-сбей-ка такую махину с курса(к–примеру,30-ка Картера(отнюдь не ULDB!)весит в разы меньше).Если бы Слокам крейсировал по эстуарию какой-нибудь крупной реки-Темзы,к-примеру,или там,Ориноко,думаю,его мнение о качествах Спрея было бы не столь восторженно.Да и посмотрите на проводку штуртросов-пеньковые троса и деревянные блоки.Это вам не нержавеющий баллер в тефлоновой втулке и не патентованные блочки с роликоподшипниками!А кто знает,какие усилия прикладывал моряк при перекладке руля?Уверен-он рулил не «мизинцем»!Зато поворотливость судна явно была плохой.Посмотрите на это крошечное перо!Спрей-лодка для длинных морских переходов,ну,может быть,хороша,но не гениальна! К тому же Слокам наверняка сравнивал Спрей со своими прошлыми судами.В том числе,и с барком Акуиндек.На таком судне в процессе управления судном постоянно учавствует некое количество людей,кто-то постоянно стоит у штурвала.Да и вообще,это хоть и была эра клиперов,но,думаю,далеко не все суда были столь великолепны…Слокам сравнивал с ТЕМИ судами,а мы-то –с сегодняшними яхтами…Думаю,хорошо спроектированная крейсерская лодка(Ванкувер,например)ничуть не уступит Спрею в мореходности и других качествах… И ВСЁ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ!!!И всё-таки Спрей гениален!100% узнаваем,неповторим и уникален!Эту лодку знают все.Это легенда,как Харлей,как Битллз…Скажите,много ли судов,столь известных и узнаваемых?Ну,Санта-Мария,ну драккары викингов.А яхт-нет!Может,Америка?Но её легко спутать с Блюноуз.Что ещё?У американцев есть EGRET,у англичан-их THISTLE(у нас,наверное,ботик Петра),но многие ли знают,как они выглядят?Единицы!Это национальные легенды.А Спрей знают ВСЕ!Это яхта с мировой славой. К тому же,это судно идеально для строительства ИСТОРИЧЕСКОЙ КОПИИ силами любителя.Тот,у кого в гаражике теснятся Ламбо и Астон,может ПОСТРОИТЬ копию хоть Америки,хоть Титаника.Но таких еденицы.А тут простой человек(утрированно!)может построить себе яхту,посмотреть на которую и сняться на её фоне будут сбегаться ВСЕ и В ЛЮБОЙ ГАВАНИ МИРА!Да будь Спрей хоть дрянным ходоком,всёравно по всему миру строили бы десятками реплики и тысячами модели!Эта лодка уникальна и просто красива!Я считаю,здесь не мастерство инженера,а талант дизайнера,ну и,как всегда,немного пиарщиков-американцев.Тот,кто хочет легко ходить через океан,не строит Спрей,а купит специальную лодку, Спрей для тех,кто хочет прикоснуться к ЛЕГЕНДЕ,принести в каждую марину СОБЫТИЕ,и мореходные качества Спрея тутабсолютно не причём…
  • 1

#20 Pulcinella

Pulcinella

    комедиант

  • Капитан
  • 1 497 сообщений
  • Из:Göteborg

Отправлено 04 июля 2009 - 23:06

Не осталось "родных" в смысле оригинальных деталей, но обводы и конструкция корпуса остались без изменения.

Совершенно верно. Ведь Слокам не был инженером-конструктором и не мог самостоятельно вычертить обводы на плазе. Потому он копировал с реального бота и вносил свои коррективы во внешний обвес, которые, впрочем, не носили радикального характера.

Сообщение отредактировал Pulcinella: 04 июля 2009 - 23:13

  • 0

#21 dokondr

dokondr

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 293 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран

Отправлено 05 июля 2009 - 02:35

Bruce Roberts строит современные Спреи целыми сермями:
http://www.brucerobe...-KITS-PLANS.htm

Также интересно почитать его книгу:
"Build Your Own Sailboat"
(http://gigle.ws/buil...at_.296269.html)

Совершенно верно. Ведь Слокам не был инженером-конструктором и не мог самостоятельно вычертить обводы на плазе. Потому он копировал с реального бота и вносил свои коррективы во внешний обвес, которые, впрочем, не носили радикального характера.


О строительстве Слокам пишет:

"Неподалеку я срубил крепкий дуб, который пошел на изготовление киля, а фермер Хоуард за скромную мзду не только доставил его мне, но еще привез столько дерева, что его хватило бы для остова нового судна. Я смастерил паровую камеру и котел. Заготовки для шпангоутов — прямые стволы молодых дубов — обтесывались и пропаривались до тех пор, пока не становились мягкими, после чего выгибались по лекалам шпангоутов."

Не понятно делились ли шпангоуты на флоры, футоксы и тимберсы или каждый шпангоут делался целиком из одного ствола?

Чтобы гнуть распаренный ствол нужно довольно тостое "лекало", а точнеее форма для выбигания. Как делалалсь такая форма - сбивалась из досок?
  • 0

#22 УЗОН

УЗОН

    Камчадал

  • Капитан
  • 3 308 сообщений
  • Из:Камчатка
  • Судно: Trekker-41
  • Название: "Shaman"

Отправлено 05 июля 2009 - 02:44

Ведь Слокам не был инженером-конструктором и не мог самостоятельно вычертить обводы на плазе.


После гибели своего судна "Аквиднек", Слокам спроектировал и построил силами своей семьи 35-футовое "Либердаде", которое благополучно прошло маршрутом от Бразилии до Вашингтона. ;)
  • 0

#23 ЮЛА

ЮЛА

    .......................

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
  • Из:Планета Земля

Отправлено 05 июля 2009 - 08:27

Чтобы гнуть распаренный ствол нужно довольно тостое "лекало", а точнеее форма для выбигания. Как делалалсь такая форма - сбивалась из досок?

Вы забыли что у него был корпус, он мог гнуть прямо на месте.
  • 0

#24 dokondr

dokondr

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 293 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: катамаран

Отправлено 05 июля 2009 - 11:58

Вы забыли что у него был корпус, он мог гнуть прямо на месте.


Не похоже, чтобы он использовал старый корпус чтобы гнуть шпангоуты, все-таки он пишет про лекала:

"Заготовки для шпангоутов — прямые стволы молодых дубов — обтесывались и пропаривались до тех пор, пока не становились мягкими, после чего выгибались по лекалам шпангоутов."

Хотя это всего лишь перевод (не мой), сейчас проверю что писал сам Слокан ...
  • 0

#25 Bonch

Bonch

    Марсофлот

  • Капитан
  • 1 746 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 05 июля 2009 - 16:54

Чтобы гнуть распаренный ствол нужно довольно тостое "лекало", а точнеее форма для выбигания. Как делалалсь такая форма - сбивалась из досок?

Шпангоуты гнут на рыбинах.

Прикрепленные изображения

  • 4.jpg

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей