Давненько ты был ребёнком... Я тоже давненько, но помню как мне очень хотелось в парусную секцию, но мать отказала, типа слишком далеко ездить. Но энергии то по самые уши! Пошёл в лёгкую атлетику, на 100 метрах обгонял разрядников, которые были года на три старше, а вот 300 и более метров мне не давались и меня отправили "в шлак". Потом фехтование было... И мне всё это было интересно!
Интерес, он как аппетит, приходит во время ... процесса. Я не утверждал, что дети, занимающиеся парусным спортом по настоянию родителей, делают это совершенно без всякого интереса. Интерес может быть поначалу от новизны, потом от того, что приятель Витька туда ходит, от первых успехов, потом интерес заменяется привычкой. Но это изначально не столько их интерес, сколько интерес их родителей.
Твой опыт занятий разными видами спорта этой моей мысли никак не противоречит, ибо инициатива исходила от тебя. Я двумя руками ЗА то, чтобы дети ходили в различные секции, чем больше, тем лучше, но это должно быть изначально ИХ желание, а не папино-мамино. И когда это желание исчезает, ребёнок перестаёт заниматься тем, что ему уже не интересно, и никто не капает ему на мозг словами о необходимости серьёзно трудиться, чтобы достичь чего-то в жизни. Потому что от этого капания один шаг до выкручивания суставчиков пятилетним девочкам в спортинтернатах, конечно же не для удовлетворения тщеславия родителей, и не для того, чтобы взрослые дяди и тёти выполняли планы по медалям и "гордились отчизною нашей", а единственно ради блага этих несчастных детей.
А отбор... Ну да, он был и об этом сразу тренер предупреждал: "На этих соревнованиях нормативы такие-то. Не будет результата - придётся уступить место другому.". Жёстко, а что делать? Это спорт!
Действительно хочешь знать ответ на вопрос "что делать" и кому, или это вопрос риторический? Я занимался разными видами спорта, но передо мной, к счастью, так вопрос никогда не стоял. А если бы стоял, даже в перспективе, я бы вряд ли пошёл в такую секцию, где стоит альтернатива: показывай результат или уходи. Не скажу, что результат был для меня не важен, но гораздо важнее для меня всегда был процесс. Жизнь - это процесс, довольно занимательный и интересный. А результат у него всегда одинаковый и довольно грустный.
Извини, но вот это не выдерживает никакой критики. Мало ли в чём уверен родитель... Секундомер ни в чём не уверен, кроме точности своих показаний времени - вот секундомер и решает: кто "кристалл", а кому в шлак.
Ой ли? Этот момент, как мне кажется, довольно важен для темы. Дело в том, что когда мы говорим о беге или плавании, то там на объективность результата родителю повлиять довольно сложно. Максимум, что он может сделать - это создать ребёнку оптимальные условия для занятий спортом, ну, ещё тренеру приплачивать за дополнительные индивидуальные занятия. Иначе - в парусе, виде спорта сугубо техническом, где индивидуальные качества гонщика - это только половина успеха. Вторая половина - это лодка. Купит добрый папа фирму для любимого сына, и сынуля уже чемпион местного масштаба. А раз так, то отбирается выше. А такой же или даже более талантливый пацан, папа которого не может себе этого позволить, шансов прорваться наверх почти лишён. А там другой папа подтянется, третий. И вот уже пошло соревнование не столько талантов детей, сколько кошельков их родителей. В принципе, ничего плохого в этом вроде бы нет, если такие "соревнования" происходят в рамках частной парусной структуры. Плохо, когда такие вещи имеют место в структуре общественной, а мы ведь сейчас именно об общественной структуре говорим. Так что, не всё так беспристрастно с секундомером.
Другое дело, когда у школы есть мастерская. Не нравится парус, лодка? Приложи руки к матчасти, тем более, что делать ты ими уже многое научился. Не на первый, так на второй, третий раз получится лучше, чем было раньше. И главное, никто из твоих сверстников не будет чувствовать себя обманутым. Равные (хотя бы формально) возможности - для детей это гораздо важнее, чем для взрослых. Хотя бы на местных соревнованиях. Хотя бы на детских местных соревнованиях.
Про книги и друзей - это опять мимо. Спорт активизирует все проявления "Я" ребёнка и не важно - станет ли он мастером или нет, по любому у него возрастает круг общения и количество друзей. По любому для него открываются новые горизонты познания мира. С учёбой бывают проблемы, но это проблемы родителей! Они ведь всегда могут поставить ультиматум: "Будут тройки по математике - на "Россию" не поедешь!". И выучит он эту чёртову математику! Жёстко? А как он хотел - это часть спорта... Дополнительная тренировка характера и воли к победе - без этого в спорте делать нечего.
Ты полагаешь, что если в основе секции лежит мастерская, то круг общения, количество друзей и новые горизонты для ребёнка сокращаются? Я знаком со многими судомоделистами и могу сказать, что это "в среднем" гораздо более интересные люди, чем "чистые" спортсмены, для многих из которых горизонт познания мира сузился до створа ворот или финишной черты. Много у нас сборников-интеллектуалов? Конечно, и там, и там есть исключения, но тенденция такова, что чем выше поднимается спортсмен по пирамиде, тем меньше времени у него остаётся на всё остальное, кроме своих результатов, тем беднее его жизнь.
Ты сам малость запутался в этих "комплексах"... Логическим продолжением этой цитаты должно быть: "Чо за фигня? Я столько бабла вложил, а мой ребёнок до сих пор не стал Олимпийским Чемпионом!"
Это логическое продолжение настолько очевидно, что я не стал его приводить. Более интересно то, какие слова и действия родителя последуют за этим логическим продолжением. Поймёт ли он, что бабло потеряно зря по его собственному недоумию, или продолжит попытку "самореализоваться" во внуках.
По принуждению, ребёнок ничего делать не станет. И тут самая яркая иллюстрация, это даже не спортивные секции, а музыкальные школы... Из спортивных секций по крайней мере отчисляют тех, кто не хочет заниматься спортом серьёзно, а вот в "музыкалках" - там тащат за уши...
Про принуждение и интерес я уже сказал чуть выше. Музыкалки раньше отличались от спортивных секций тем, что были (полу)коммерческими заведениями, а секции - социальными, то есть формально - бесплатными. Сейчас эта разница размыта, упёртый папаша может сам возить ребёнка на соревнования достаточно высокого уровня, а уж тренировать самого "бесперспективного" за деньги желающие всегда найдутся. И это, по большому счёту, хорошо. Если у остальных детей остаётся возможность заниматься тем, что им нравится, невзирая на их "перспективность". Обсуждаемая проблема-то в том, что такой возможности почти нигде не осталось.
Я тоже в детстве год ходил "на музыке играть". Мама очень хотела. Поначалу даже было немного интересно, потом ходил, чтобы её не обижать. Потом она сама поняла, что мне не интересно, и разрешила не ходить больше. А вот "маэстро" Раймонд Паулс в детстве занятия музыкой сильно не любил. Но мама у него была настойчивая.
А интерес - он ещё от учителя сильно зависит. У меня в детстве любимым уроком было рисование - очень хороший был учитель, с ним всегда было интересно, хотя рисовать я так и не научился.
http://katera.ru/for...tyle_emoticons/default/mellow.gif
Весь твой пост - это демонстрация "комплекса родителя", который "Натурально, родитель-то в своём чаде изначально уверен"... Вот для лечения этого комплекса и существует секундомер. Без желания самого ребёнка в спорте ничего значительного достигнуть невозможно, как и во всех остальных вещах - учёбе, работе, бизнесе, науке и т.д.
Начхать мне на родителя и его комплексы, мне детей жалко. Что можно достичь в спорте "значительного"? Для кого это "значительно", как долго эта "значительность" продолжается и какую пользу она приносит достигальцу и другим людям, вот над чем стоит спокойно и беспристрастно поразмыслить. В работе от тебя остаются творения твоих рук и умения, в бизнесе - налаженное дело, в науке - открытые тобой и переданные другим знания. В спорте - металлические побрякушки на ленточках и немного цветной бумаги. Одно дело, когда в тяжком пути за "значительными достижениями" человек набрался знаний и умений, которые позже передаёт другим людям, тогда ему "пачед и уважуха", но это, как правило. человек, для которого избранное ИМ самим дело было главным занятием жизни и плюс к этому у него есть талант учителя. Другое дело, когда побрякушки и бумажки - это весь окончательный итог.
Разумеется, каждый волен выбирать свой путь, и на такой путь, в спорт высших достижений, каждый имеет имеет право. У меня правда есть большие сомнения, что общество, налогоплательщики должны этот путь кому-то оплачивать. Спорт высших достижений давно уже перестал быть любительским и по форме и по сути своей. Это профессия, со своей спецификой, но профессия, которой люди зарабатывают себе на жизнь. Есть в этой профессии места высокооплачиваемые, туда попасть тяжело, желающих слишком много да и таланты реальные требуются. Есть места оплачиваемые совсем низко, вроде олимпийского паруса, туда попасть полегче и даже есть иллюзия, что можно без особых талантов. Как бы там ни было, если родители желают, чтобы ребёнок занимался спортом на этом, профессиональном уровне, никто им мешать не будет. Но и помогать им безвозмездно, имхо, никто не обязан, в том числе ФПСР. Подписывается контракт с перспективным спортсменом, ему - стипендия и матчасть, оплата поездок, тренера на определённую сумму, он - оговоренные результаты. Не выполнил условия контракта - выплачиваешь неустойку, то есть возвращаешь затраченные на тебя средства. Выполнил - получаешь премию.
ВУЗ учит учиться, а спорт учит бороться, сучить лапками в крынке со сливками... Детский спорт - это первый урок реальной жизни, где выплывают далеко не все.
ВУЗ ничему не учит, он даёт возможность человеку научиться, если у этого человека есть на то желание и способности. Примерно то же и со спортом. Что характерно, не меньшую возможность научиться бороться и сучить лапками предоставляют и другие школы, например, улица - попадаются такие "классы", где преподают умения и знания, от которых многие бы предпочли отказаться, но ведь это уроки самой что ни на есть реальной жизни. Или армия, тоже "школа жизни", которую нынче все норовят пройти заочно. Есть ещё "места не столь отдалённые", но не будем о грустном. Вообще, реальная жизнь удивительно разнообразна, и попытки научится ей в одном месте мне представляются весьма сомнительными. Может лучше и не готовиться к ней, учась бороться и сучить ножками, вдруг это умение не особенно и понадобиться. А просто жить?
Сообщение отредактировал lop: 27 марта 2010 - 19:47