Отправлено 26 марта 2011 - 01:00
О конструкции и износе
Суть любого СВП - в ликвидации трения путем поднятия судна в воздух и это логично. Но потом мы спускаем с борта судна здоровенную юбку, скеги и пр. конструктивы, присущие разным типам СВП и начинаем волочить их по земле, чтобы эту подушку сохранить. С подушкой мидель судна увеличивается порой раза в два, что мне, как самолетчику, претит. Вроде и не ахти какие скорости у нас, но ведь сопротивление растет пропорционально КВАДРАТУ скорости, а тут такая мордуленция пашет, да еще с релингами, лесенками и прочим аэродинамическим караулом. Вообще я с интересом посматриваю на разные стили конструирования и подходы к аэродинамике СВП: "пароходный", где все квадратное и в потоке и "самолетный", с позывами на обтекаемость. Увидев уважаемый мной Хивус, мой внук в восторге заорал:"Дед, глянь, сарай вместе с забором летит!"
Все это требует мощность на надувательство юбки и баллонов, редукторов и приводов на эту мощность, применения особо прочных материалов и недешевых технологий, малошумных тяжеленных винтов, аэродинамических колец с их весом и сопротивлением и НЕ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ КОНТАКТА с поверхностью, благодаря чему СВП склонны к водному базированию и гигантизму в размерах и ведут себя, как юные леди на прогулке в лесу, более всего боящиеся порвать свою юбку. Опять же постоянная пелена снега, брызг, обледенение, возможность примерзнуть юбкой к насту, заставляет дополнительно искать пути решения этих проблем. Ничего нового я, как видите, не открыл.
"Патруль" тоже подвержен износу. Даже у автомобилей есть износ шин, есть зимние и летние, скоростные и грузоподъёмные. Проблема всех аппаратов - "пограничников"(т.е. работающих на границах разных сред-воды, льда, снега рыхлого и плотного, грязи) в том, что обувка у них одна на все случаи жизни и эти аппараты - сплошной ходячий компромисс. Поэтому я полагаю, что на таких аппаратах конструкция должна быть предельно лаконичной, ничего лишнего, аэродинамичной по мере возможности и простой, как топор. Поэтому я трезво рассудил, что при площади днища Патруля, например, 5 кв.м, и весе 1000кг, удельное давление на снег получается 200кг/кв.м или 20г/кв. см, т.е. по ощущениям, как хорошая конфета, положенная на палец руки. Мы укладывали парня в снег и ездили по нему без продлем, даже пуговиц не ободрали. При таком давлении вполне можно двигаться и без подушки, что и доказывают американские аэроботы. Соответственно, вместо юбки появился 8мм полиэтилен, под которым неплохо чувствуют себя 10простеньких баллонов с автоматом подкачки. И никаких ремней, угловых редукторов, колец, клапанов подруливания и решеток с тучей рулей. Когда механизма нет, он не может сломаться!