Оценивали предельную скорость шквала, воздействующего на максимально накренённый наветренный борт судна в положении лагом к волне, с учётом угла амплитуды качки. Предельный угол динамического крена принят 40° применительно к условиям, близким к потере остойчивости по определению работы /1/. Выбранные суда считали условными модельными объектами в обстоятельствах перегона вне установленных районов плавания, водонепроницаемость которых обеспечена #410
Результаты, в т.ч. полученные ранее для некоторых рыболовных судов, систематизированы в форме диаграммы, на которой показана величина предельной скорости ветра в порывах Vпр, м/сек и предельная балльность ветра по Таблице балльности. Там же обозначены нормированные значения ветра в порывах (Vнорм, м/сек) по данным разных КО #374
Некоторые выводы:
1. Показатели предельной ветровой нагрузки имеют ярко выраженную зависимость от проекта и практически не зависят от размеров судна.
2. Усреднённые значения предельной балльности и предельной скорости ветра в порывах:
Рыболовные суда ..........................................ветер 7-11 баллов, в порывах 30-50 м/сек
Скоростные катера ........................................ветер 8-11 баллов, в порывах 35-45 м/сек
Буксирные катера..........................................ветер 7-11 баллов, в порывах 30-45 м/сек
Рейдовые катера............................................ветер 7-9 баллов, в порывах 30-40 м/сек
Пассажирские катера.............................. .......ветер 5-7 баллов, в порывах 20-30 м/сек
Согласно Прил. 6 расчётную балльность следует откорректировать в соответствии с материалами опыта эксплуатации близких по типу судов и принять во внимание ограничения по волнению, которые здесь не рассматривались /2/.
Как видно все пассажирские катера Черноморских курортных линий с салонами, выделяются пониженной динамической ветростойкостью по сравнению с другими типами. В своё время довелось много плавать на таких катерах, отличались особенно приятной и плавной качкой, остались самые лучшие впечатления.
3. Предельная скорость порывов шквального ветра Vпр, выдерживаемая многими рейдовыми, буксирными и скоростными катерами превышает расчётную величину ИМО (порывы 32 м/сек независимо от р-на плавания) /3/. Для сравнения, по предварит. оценке:мотояхта TY-485 Vпр=33 м/сек, Duck 41+ без парусов Vпр=43 м/сек.
Однако для всех без исключения пассажирских катеров норма ИМО оказывается запредельной, выдерживаемая скорость ветра значительно ниже 32 м/сек.
4. Не обнаружено корелляции предельной скорости с каким-то одним «главным» параметром, допустим парусность, метацентрическая высота или Zg. Скорее всего она зависит от сочетания многих, учтённых в расчётной схеме элементов ( Мср, D, B/T, Zg, Sп, Zп, θкачки, θпред и проч.).
5.Установлена нижняя граница предельной скорости (ветер в порывах 20м/сек), которую выдерживают все без исключения изученные суда, включая рыболовные #386 На диаграмме видно, что эта граница значительно превышает нормированные значения например для кат. С и D. Это иллюстрирует возможную причину, по которой суда этих кат. проверке по критерию погоды не подлежат, см. Табл. #402
6.В то же время видно, что нормированную ветровую нагрузку в морских районах (R1,ИМО) выдерживают с необходимым запасом далеко не все суда, что косвенно демонстрирует целесообразность требования проверки по критерию погоды прежде всего судов открытого моря, в т.ч. кат. B и особенно А.
Таким образом динамическая остойчивость десятков представителей малого флота впервые охарактеризована по абсолютному критерию - предельной скорости шквального ветра, что позволило на примерах этих судов наглядно сравнить и сопоставить некоторые расчётные и нормированные показатели.
1.М.А. Кутейников, В.Р. Самойлов. Критерии риска потери остойчивости судна без хода.Сборник РМРС, № 56/57 (2019)
2. Приложение 47.Рекомендации по обеспечению мореходных качеств и назначению ограничений по условиям погоды во время совершения перегонов// Прил. к Руководству за техн. набл. за судами в экспл., РМРС-2020
3.Международный кодекс остойчивости судов в неповреждённом состоянии 2008 года
Прикрепленные изображения