Вот ещё забыл сказать - в ресторане, кроме боснийского горшочка Тимур заказал устрицы. И давай нам рассказывать, как во Франции есть устричные фермы и там устраиваются вечера дегустации продукции, как их правильно есть и всё такое. Ну, мы в этом всё равно ничего не варим, поэтому трескали свой салат из осьминогов и помалкивали.
День первый. Воскресенье, 12 июля 2015
Я планировал выйти в шесть утра, чтобы был запас времени дойти до Хвара. И вот, эти шесть утра вот-вот наступят. Я лежу и думаю: с одной стороны, пора выходить, с другой как-то в лом, да и холодильник не работает. Тут начинает дуть ветер. Его слышно через открытый люк носовой каюты. А по прогнозу никакого ветра быть не должно. Если уж здесь, в марине дует, то в море ещё сильнее. Лежу и дрыхну. Ветер подул полчаса и затих. Около семи мы встали. Пока ковырялись, приводили себя в порядок, наступило восемь. Появился вчерашний мужик с восьми, как и обещал. Стал проводить передачу рядом стоящих яхт, мы его припахали по вопросу холодильника, мол, не холодит ни фига.
Он открыл шкафчик над холодильником, крутанул там регулятор и в холодильнике сразу стало заметно холоднее. Мы ещё немного поторчали там, чтобы проверить, что холодильник починился, после чего собрались и вышли. Никаких сложностей с отходом от пальцев не возникло. Время около девяти. Пока плыли по узкому каналу к морю, я сказал снимать кранцы, что-то ещё и ещё, и так увлёкся, что не заметил, как яхта плывёт в берег. Хватился, когда до скал оставалось пару метров. Ну, с кормы мне так показалось, реально конечно было больше пары метров, но всё равно очень близко. Я резко крутанул штурвал влево до упора, слава Богу, всё обошлось. "Надо же, такому ротозею яхту выдали, а со стороны ведь не скажешь" - флегматично подумал я. Что-то уж совсем я никакущий перед отпуском, надо быть внимательней. А то наш чартер чуть не закончился, едва успев начаться.
Вышли из бухты в море, сняли кранцы, смотали швартовы, стали ставить паруса. При заказе лодки грот был заявлен full-battened. То же самое нам сказал и приёмщик. Ога! Как же! То ли он сам никогда не видел full-battened, что вряд ли, то ли нас пытался развести. Короче, грот нам достался не со сквозными латами. Латы длиной примерно метр были вшиты в него со стороны задней шкаторины. При подъёме-спуске грот зверски заполаскивал и усиленно цеплялся латами за лези-джеки. Приходилось его чуть опускать, чтобы лата отцепилась и потом продолжать, и так несколько раз. Постановка/уборка грота поэтому каждый раз превращалась в гемор и лишний раз не хотелось этим заниматься. Лучше бы уж он вообще был без лат, проще было бы. До этого имели дело с full-battened на 36ft и всегда всё было пучком.
В первый раз ветер был не слишком сильный, и мы не осознали ещё, во что вляпались - подняли грот довольно быстро. Потом стаксель. Ветер был 5-7, максимум 8 узлов. Лодка шла 3-4 узла. Некоторое время я на это смотрел, потом предложил, давайте, что ли, генакер попробуем поставить. Надо же когда-то начинать, а щас ветер слабый, самое то. Закрепил блочки и провёл снасти, как сказал приёмщик. Вытащили мешок с парусом наружу, я покопался в мешке, нашёл и подключил все три угла паруса, скрутили стаксель и стали потихоньку поднимать генакер. Первый раз он поднялся нормально, но внизу перепутался, а я очень боялся попасть на три штуки евро - хрен знает, какой у него там предел прочности, поэтому мы его опустили обратно, я его перестегнул и прошёлся по всем шкаторинам, чтобы убедиться, что ничего там не перекручено и всё такое. Но когда мы стали его поднимать второй раз, он вообще скрутился в жгут с самой верхушки, хотя, по идее, должен был как раз надуться.
Я подумал, что мы уже потеряли около часа, а ветра всё равно почти нет. Ну делаем мы сейчас три узла, хотя, уже скорее два. Поставим гену, шесть, что ли, пойдём? Вряд ли. Тогда на фиг это дело, включаем двигло и шуруем, нам ещё далеко ехать. Генакер я сложил в мешок и унёс в кают-компанию, от греха подальше. Шкоты зацепил за релинги, мож позже ещё раз попытаемся. Врубили двигло и пошли к цели. О цели у нас понятия разделились. Тимуру было всё равно, подруга была реалисткой и считала, что нам нужно направляться в Милну, а я - романтик, поэтому взял курс на Хвар. Точнее, на Пальмижану, т.к. приёмщик сказал, что порт Хвар нам не очень подойдёт.
Почему всё-таки сразу в Хвар? Да, он расположен дальше, чем Милна, но ненамного. Как вы помните, я решил повидать Хвар и Корчулу, а опыт прошлых чартеров подсказывал, что если уж хочешь где-то побывать, то надо оказываться там как можно раньше - после первого или второго перехода, а вообще лучше чтобы это была базовая марина - уж там-то ты по-любому окажешься, аж два раза. Потому что трудно гарантированно предсказать пункт третьего или четвёртого перехода. Слишком много случайных факторов: погода, направление ветра, усталость и желания экипажа и так далее. Соответственно, чем раньше на маршруте расположено место, тем больше шансов туда попасть. Мне очень хотелось прийти в марину пораньше, хотя бы часам к четырём. Во-первых, я неоднократно читал, что в июле в Хорватии (да и не только там) высокий сезон, столпотворение, места в маринах очень рано заканчиваются, поэтому лучше поторопиться. Во-вторых, должно остаться время на береговую программу - осмотреть сам Хвар и всё такое.
Как только включили двигло, сразу поставили на автопилот. Но странное дело - периодически автопилот слетал с режима "авто", яхта сбивалась с курса, приходилось срочно это исправлять - снова ставить на автопилот. Причём, вырубался он в совершенно произвольные моменты времени - с последнего отключения мог проработать полчаса, а мог пару минут. Хрен знает, в чём там дело, но это добавляло остроты в процесс отдыха. Ещё рукоятка газа от вибрации съезжала в сторону уменьшения оборотов, и периодически приходилось эти обороты снова увеличивать.
Тимур выпил противоукачивающие таблетки "Бетасерк", но это ему не сильно помогло. То ли он их выпил поздно, то ли мало, в общем, поначалу он держался, потом улёгся на кормовую банку, которая идёт поперёк всей кормы и лежал, вперив взор в кильватерный след. По его словам это было единственное место, где он хоть как-то может существовать. Когда автопилот отключался, Тимур вскакивал, исправлял положение и снова лежал. Подруга дрыхла в кокпите, периодически поглядывая вокруг. Она тоже приняла этот "Бетасерк", хоть и поздно, и её не укачивало. Я бодрствовал, осматривал горизонт и пялился в планшет, чтобы понять, движемся мы на Хвар или куда-то ещё.
Через пару часов меня сморило, зато активизировался Тимур. Он выпил пивка, встал за штурвал, курил сигару, изображая Че Гевару, который, как говорят, было дело, ехал куда-то на моторной лодке делать революцию. Мы вошли в пролив между островами Паклени и собственно Хваром. "В Хорватии очень много подводных камней" - звучали у меня в голове слова приёмщика. Ястребиным взором я окидывал водную гладь в надежде отыскать эти самые камни до того, как они нас отыщут, и одновременно думал о том, что вот на Майорке всё было зашибись, я не дёргался, на Корфу - тоже, и вот только в Хорватии (мать-перемать) много подводных камней! И ежей тоже, как нигде.
По этой самой причине я предпочитал держаться по центру пролива. Другие яхты, впрочем, плыли гораздо ближе к скалистым берегам Паклених островов. Ну, раз они там плывут, подумал я, значит, наверное, не так всё страшно. Посмотрел карту в планшете, бумажную карту и прошерстил лоцию. В лоции упоминалась пара островков вначале, которые мы уже благополучно миновали и прочие опасности далеко от нас. В нашей части пролива всё было нормально. Напротив входа в Пальмижану была скала с маяком и двумя чёрными шарами. На юго-восток от этой скалы отходил язык, а мы приближались к ней с северо-запада. Поэтому я сказал экипажу, что мы должны повернуть в марину до скалы, чтобы она осталась слева. Впрочем, до этого было ещё далеко. Вызываю по рации Пальмижану, чтобы узнать есть ли там места. Тишина. Ещё раз. Ноль эмоций. Тогда я просто туда позвонил со своего московского Билайна.
Непосредственно перед вылетом я с помощью смс положил на телефон 1тр, и был очень удивлён, когда после звонка в марину деньги сразу закончились. Фига се, как тут всё дорого, думаю, - надо на местную связь переходить. Позже выяснилось, что когда кладёшь 1тр, надо дополнительно ввести какой-то активационный код или типа того, а я его конечно не ввёл. В марине говорят - места есть, через сколько вас ждать? Через полчаса, говорю.
Скала потихоньку приближалась и вход в марину тоже. Было видно, как туда заходят яхты и прочие плавсредства. Мы убрали грот, повесили кранцы. Ещё до отпуска я изучил план марины и решил вставать к среднему причалу, т.к. там хорошие глубины, а у нас осадка аж 2.36. Подходим к среднему причалу, места полно, ветра нет, всё круто, нас встречает сотрудник, держит муринг. Я паркуюсь и почему-то подплыл правее. Подал вперёд, снова назад - толку никакого. Сотрудник на это смотрит, давай, говорит, левее подрули. Я опять вперёд, назад - ни хрена не сдвигается левее. В итоге Тимур ему бросил швартов и он нас сам подтянул. Подруга схватила один муринг, я второй, несёмся к носу, выяснилось, что мой муринг уже занят соседней лодкой. Повязали один муринг, сотрудник сходил, всё это проверил и спросил у Тимура про меня - мол, чо, он совсем новичок? Да не, говорит Тимур, всё ок. Ну блин - говорю Тимуру, - если по неделе в полгода раз чартерить, откуда ж опыт возьмётся? Смотри, зашвартовали же, никого не зацепили, значит всё супер. Тимур был такого же мнения. Дальше он пошёл разведал обстановку - есть туалеты с душевыми и пляж. А ещё есть водное такси до Хвара, ну это я и так знал.
Сначала решили сходить на пляж. Дорога идёт через сосновую рощу, воздух - аж голова кружится, потом направо каменные ступёнки, которые спускаются к подобию бара, а ещё ниже хорватский пляж - кусок скалы, с сидящими на нём знойными хорватками. Пляж расположен в бухте, в центре на глубине якорная стоянка и моторки с громкой музыкой. Мы окунулись и пошли обратно. Тут надо сказать, что до этого кепку на яхте я ни разу не одевал и ваще считал бесполезной. Шея обгорала и руки обгорали - стал одевать футболку с длинным рукавом или лайкру, а на шею косынку. И сейчас весь переход тоже провёл без кепки. Провёл рукой по ёжику волос - чо-то ощущение неприятное какое-то. Обгорела-таки башка, доигрался. Всю неделю потом ходил в кепке, кожа с головы облезала сантиметровыми клочьями и башка чесалась. Так что будьте осторожны во всяких там южных странах! Хотя - особо не болело ничего, и то хорошо.
Решили сходить в душ и съездить в Хвар - т.к. тут делать особо нечего. Водного такси есть два варианта: за 60 кун ходит по расписанию раз в полчаса, последнее в одиннадцать вечера. И есть за 100 кун до двух ночи. Звонишь по телефону - подъезжает катер. Цена сразу за оба конца - отвезут туда и привезут обратно. Время 18.15 - решили успеть на 18.30. Ломимся в душ, чих-пых, Тимур прибежал раньше, мы в 18.31, такси уехало, даже минуту ждать не стал. Тот, что за 100 кун говорит, хотя бы 5 человек наберётся и поеду. Ну мы уже трое, дали ему 300кун, сели, ждём. А я сижу и думаю - если мы завтра хотим выйти в 6 утра на Корчулу, то надо оплатить сегодня, т.к. офис марины работает с 7 до 22.00, а мы вернёмся явно позже десяти. Надо, говорю, сбегать оплатить сейчас - и ломанулся бегом в офис. Оплатил, дали мне документы - папку пластиковую. Я думаю, забежать занести их, что ли, на яхту, но нет, надо обратно, там люди ждут, я их задерживаю. Прибежал на катер, а там целая очередь. И выяснилось, что подруга не взяла фотик, т.к. мы торопились. И бежать вроде бы поздно за ним - орда уже сидит, щас поедем с минуты на минуту. Я расстроился - что ж у нас всегда всё через одно место? Эх, не умеем мы отдыхать - вечно всё бежим куда-то...
Ладно, думаю, хрен с ним, фотик забыли, ну что ж теперь, конец света, что ли? По крайней мере, увидим этот Хвар в реале, а фотки и в тырнете можно найти. Время, между прочим, уже почти семь, щас уже вторая лодка за 60 кун пойдёт. Наконец, мы поплыли. Сижу, как дурак, с папкой свёрнутой в рулон - пакета нет, положить некуда. Смотрю на виды вокруг, сзади катера вода бурлит. Приплыли в Хвар.
Сначала посмотрели площадь, порт, ну или городской причал, видели рекламную табличку "Rent a Hvar". Хотите, говорю, можно взять таксо и поехать посмотреть Стари Град, например? Или в прокат на сутки машину взять, завтра с утра съездить. Тимур спросил таксистов, сколько стоит проехать до Стари Града и обратно - выходило примерно 350 кун, а прокат машины за сутки 330 кун. Продолжили смотреть Хвар - углубились в улочки, вылезли на улицу с длинными широкими ступенями, которая постепенно поднималась наверх. Это конная дорога, - говорит Тимур. Мы можем сейчас свернуть направо и идти наверх более мелкими улочками или пойдём по конной дороге, будем идти дольше, но придём на то же место - на самую вершину. Раньше так строили.
По ходу осмотра Тимур начал выбирать ресторан. В этот раз мы были точно не в центре - нужно свернуть с площади, пройти через какие-то закоулки, оказаться на какой-то улочке, и там будет трёхэтажное здание, третий этаж которого - терраса. С террасы открывается вид на крепость. Тимур зарезервировал там столик и говорит - давайте ещё погуляем, а придём как раз, когда будет закат. Мы походили по конной улице, ещё раз насладились нестандартной геометрией Хвара - когда балкон дома с соседней улицы на одном уровне с улицей, по которой идёшь. Пофоткали виды на телефон и вернулись. Как оказалось, резерв столика был очень своевременный - свободных столов почти не осталось. Тимур сел так, что мог видеть и закат и крепость, а мы видели только крепость, потому что сидели спиной к закату, а крепость была сбоку.
Заказали снова рыбу на троих, салат мы взяли из осьминогов, а Тимур чо-то там с морепродуктами. К рыбе рекомендовали бутылку какого-то особого вина - то ли Пошип, то ли ещё что-то. Я доверил выбор Тимуру, - мне в общем всё равно, что пить, а ему нет. Вот пусть и выбирает. Под салат хряпнули винца, потом ещё, потом принесли рыбу, вино закончилось, взяли ещё то ли графин, то ли бутылку, Тимура вштырило, меня тоже, потом был десерт - баклава или что-то подобное и чай, потом Прошек, потом презент от ресторана - ракия Ореховица. Вот так мы и пожрали на 150 евро.
Когда мы вышли из ресторана, было уже темно. Закат давно произошёл. Погуляли ещё по ночному Хвару, посмотрели сувениры, купили магнитики, местную симку, позвонили водному такси. Приплыл катер, и мы понеслись по ночному морю обратно в Пальмижану. Теперь было почти ничего не видно. Только огни и темнота. Смотри, говорю подруге - вон один маяк, вон второй. Круто по ночному морю плыть - романтика, все дела. Подруга не разделила моего энтузиазма, хотя я больше прикалывался.
Приплыли в Пальмижану. Там всё подсвечивается, на берегу огоньки - видно гораздо больше, чем в море. Попили ещё чай на яхте, стали прикидывать завтрашний маршрут. Подруга не хотела идти в Корчулу, Тимур тоже сказал, что это далековато, и если тупо плыть весь день как сегодня, то это некруто. В этом я был вынужден с ним согласиться. А других вариантов особо не было, т.к. между Хваром и Корчулой никаких марин особо и нет. Ладно, говорю, завтра ещё посмотрим и решим.
Сообщение отредактировал Gina: 25 августа 2015 - 00:02