Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Управляемый шверт


Сообщений в теме: 306

#151 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 09 апреля 2021 - 12:15


Посчитайте

проверьте

найдите 

Ладно. Где можно увидеть таблицу добавочного сопротивления ну хоть какого - то в/и корпуса в зав. от величины угла дрейфа ? 

Интернет - поиск, к удивлению моему, ничего не дал. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 09 апреля 2021 - 12:18

  • 0

#152 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 695 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 09 апреля 2021 - 14:57

В интырнете всё есть. Правда, там без "управляемого шверта".


  • 0

#153 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 09 апреля 2021 - 21:27

В интырнете всё есть.

Спасибо за ссылку, но я там нихрена не понял. 

Вот тут кое - что нашлось по моему вопросу:  http://www.barque.ru...er_racing_yacht

Ключевая цитата:

"Следует отметить, что крен до 20° практически не влияет на сопротивление голого корпуса, увеличивая его всего на 3—5%. Увеличение угла дрейфа до дает прирост сопротивления порядка 5—10%.

Все приводимые результаты получены при буксировке моделей «голых» корпусов — без постановки плавниковых фальшкилей и рулей, поскольку разнообразие их форм и положений, не укладывающееся ни в какую серию, отразить было трудно. В то же время буксировочное сопротивление и силу сопротивления дрейфу на киле и рулях можно с достаточной степенью точности определить расчетным путем по уже действующим методикам."

Складывается впечатление, что особо прямого резона управлять углом атаки шверта на любительском парусном судне нет.  Также предполагаю, что для высокопроизводительных асимметричных швертов управление ещё менее актуально. Если я не прав, поправьте. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 09 апреля 2021 - 21:33

  • 0

#154 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 10 апреля 2021 - 21:37

У нормального парусника, как известно, нет ни переда, ни зада. В случае любой разновидности кривотримья с реверсной лавировкой рекомендация по жёсткому закреплению задней части шверта становится не актуальной за неимением этой самой задней части шверта. И остаётся лишь зафиксировать шверт выступами. Но если колодезные выступы или единственный  выступ с плоской стороны шверта - месяца расположить чётко посередине, он будет плохо понимать, куда ему отклоняться и может начать нервничать и биться в колодце. 

  Как совместить реверс и самоустановку месяца в потоке, пока не очень понимаю, потому что трудно выполнить условие по расположению оси вращения позади центра сопротивления шверта. При полной передне - задней симметрии месяца скорее всего точка приложения подъёмной силы будет не чётко посередине, а всё же несколько спереди по ходу движения судна. Но плечо получится оч. небольшим. При положительном угле атаки перекладка почти наверняка получится даже при этом небольшом плече. Какое - никакое, а оно есть.  А вот при отрицательном  угле поток не даст шверту переколебнуться. При движении боком по ветру шверт может начать биться в колодце, ибо силы, действующие на его половины, будут находиться в равновесии. 

Прикрепленные изображения

  • кри.png

Сообщение отредактировал Бамбула.: 10 апреля 2021 - 21:53

  • 0

#155 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 666 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 апреля 2021 - 22:31

У нормального парусника, как известно, нет ни переда, ни зада. Но если колодезные выступы или единственный  выступ с плоской стороны шверта - месяца расположить чётко посередине, он будет плохо понимать, куда ему отклоняться и может начать нервничать и биться в колодце. 

  При полной передне - задней симметрии месяца скорее всего точка приложения подъёмной силы будет не чётко посередине, а всё же несколько спереди по ходу движения судна. Но плечо получится оч. небольшим. При положительном угле атаки перекладка почти наверняка получится даже при этом небольшом плече. А вот при отрицательном  угле поток не даст шверту переколебнуться. 

Нормальные парусники имеют нос и корму. В режиме тяни-толкай движутся парусники ненормальные, число которой пренебрежимо мало по сравнению с обычными. 

Поэтому поднятые проблемы мало кого волнуют, кроме ограниченной кучки фанатов.

Что касается сил и моментов, то надо помнить, что кроме силы поперечной, которая приложена у сектора практически в центре, существует еще сила сопротивления, направленная вдоль. Эта сила приложена примерно на половине толщины профиля. Поэтому она всегда будет создавать нужный момент, прижимающий заднюю кромку к стенке колодца. Величина этого момента может быть сравнима или больше момента от силы поперечной. 

Хотя наличие этого момента не исключает возможности возникновения вибрации. Это все тоже надо считать.


  • 2

#156 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 10 апреля 2021 - 23:05

Нормальные парусники имеют нос и корму.

Что однако совершенно не мешает, сдвинув вбок балки обычного нормального аутриггерного трима, сделать его ещё более нормальным на просторной акватории, дополнительно  загрузив человеческим мясом наветренный конец балок. 

 

 Эта сила приложена примерно на половине толщины профиля. Поэтому она всегда будет создавать нужный момент, прижимающий заднюю кромку к стенке колодца. Величина этого момента может быть сравнима или больше момента от силы поперечной. 

Т. е. в  колодце трапециевидного сечения  перекладка произойдёт  благодаря силе сопротивления из - за соскальзывания задней кромки в острый угол по наклонной поверхности ?


Сообщение отредактировал Бамбула.: 10 апреля 2021 - 23:07

  • 0

#157 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 666 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 апреля 2021 - 23:26

1. Что однако совершенно не мешает, сдвинув вбок балки обычного нормального аутриггерного трима, сделать его ещё более нормальным на просторной акватории, дополнительно  загрузив человеческим мясом наветренный конец балок. 

 

2. Т. е. в  колодце трапециевидного сечения  перекладка произойдёт  благодаря силе сопротивления из - за соскальзывания задней кромки в острый угол по наклонной поверхности ?

1. Ничто не мешает. Но практически никто в здравом уме этого не делает. За бесконечно малым исключением. Но это их выбор.

2. Будет момент, который этому способствует. Хватит его для преодоления сил трения или нет - надо считать или проверять экспериментально. Но шанс есть.


  • 1

#158 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 10 апреля 2021 - 23:57

 Ничто не мешает. Но практически никто в здравом уме этого не делает. За бесконечно малым исключением. Но это их выбор.

 

Сдвигают именно будучи в здравом уме. Либо на маленьких тримах на каждом галсе, либо на больших тримах, симметричных отн. миделя, один раз в день. https://youtu.be/A9MF2Mlp3Jw Идея очень старая и очень рабочая.

 

 Будет момент, который этому способствует. Хватит его для преодоления сил трения или нет - надо считать или проверять экспериментально. Но шанс есть.

Если бы знать, что  оптимальный угол атаки асимметричного шверта заведомо меньше, чем симметричного, выход из ситуации был бы оч. простым - вообще не заморачиваться самоустановкой угла, потому что при угле дрейфа до 3 градусов добавочное сопротивление корпуса отн. невелико. В некот. случаях при дрейфе 6 градусов оно составляет всего 5 %. Это значит, что при 3 градусах оно вообще несущественно. Вопрос лишь в том, хватит ли 3 градусов асимметричному шверту. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 11 апреля 2021 - 00:27

  • 0

#159 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 666 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 11 апреля 2021 - 00:25

У нормального парусника, как известно, нет ни переда, ни зада.

 

Сдвигают именно будучи в здравом уме.

Вы опять путаете теплое с мягким. У парусника по Вашей ссылке есть и нос и корма (перед и зад).
 

Если бы знать, что  оптимальный угол атаки асимметричного шверта заведомо меньше, чем симметричного, выход из ситуации был бы оч. простым - вообще не заморачиваться самоустановкой угла, потому что при угле дрейфа до 3 градусов добавочное сопротивление корпуса отн. невелико. В некот. случаях при дрейфе 6 градусов оно составляет всего 5 %. Это значит, что при 3 градусах оно вообще несущественно. вопрос лишь в том, хватит ли 3 градусов асимметричному шверту.

Посмотрите любой атлас авиационных профилей. Там можно найти достаточно информации для сравнения симметричных и несимметричных профилей одной толщины. 

Проблема в том, что эти величины (сопротивления) надо сравнивать с сопротивлением корпуса. А они будут близки. Поэтому придется искать данные по сопротивлению тяни-толкаев. А вот это уже проблема. Поскольку они мало кому интересны и надежные и достоверные испытания если и были (хотя вряд ли), то найти их в дебрях инета архисложная задача. 

 

Вот как может выглядеть обтекание сегмента и распределение давления на нем.

c4.jpg   c3.jpg   c2.jpg


  • 1

#160 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 11 апреля 2021 - 00:38

Вы опять путаете теплое с мягким. У парусника по Вашей ссылке есть и нос и корма (перед и зад).

На маленьких спортивных тримчиках балки удаётся двигать на каждом галсе. На больших это сделать на порядок сложнее. Но дело не только в сложности самого процесса сдвига, а ещё и в том, что на большом триме хорошо иметь постоянную откренивающую массу на ветру, потому что человеческого мяса на наветренных балках может не хватить уже при ветре средней силы, что означает необходимость погружения в воду подветренного аутриггера.  Поэтому те, кто в здравом уме,  утром сдвигают балки вбок, при необходимости балластируют и до вечера уже не трогают. А кто не в здравом, те топят подветренный аутриггер.  На фоне утопления подветренного аутриггера и протаранивания им волн все эти градус туда - сюда по дрейфу и углу атаки шверта уже просто теряются, как малозначимые факторы.

 

 придется искать данные по сопротивлению тяни-толкаев. А вот это уже проблема. 

В моём конкретном случае это просто большое канадское каноэ.


Сообщение отредактировал Бамбула.: 11 апреля 2021 - 00:41

  • 0

#161 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 11 апреля 2021 - 20:57

График взят здесь: http://www.barque.ru..._and_catamarans

Между нулевой и четырёхградусной линией отличие чепуховое в широком диапазоне скоростей. 

Прикрепленные изображения

  • фи.png

Сообщение отредактировал Бамбула.: 11 апреля 2021 - 21:00

  • 0

#162 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 666 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 11 апреля 2021 - 21:24

Между нулевой и четырёхградусной линией отличие чепуховое в широком диапазоне скоростей. 

10%.  Примерно так же относится и сопротивление шверта к сопротивлению корпуса.

Много это или мало - каждый решает сам.  По расстоянию это кабельтов отставания на каждую пройденную милю.


  • 0

#163 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 11 апреля 2021 - 23:02

10%.  

1. Сделал сноски для скорости 4,5 м/с. Там меньше 10 %. 

2. Увеличение сопротивления корпуса на опр. кол - во процентов не вызывает падение скорости на такое же кол - во  процентов. Там как - то всё нелинейно связано.  Читал про такое. 

3. С ростом скорости подъёмная сила шверта растёт по квадратической зависимости, поэтому  для случая неуправляемого по углу атаки шверта потребный угол дрейфа корпуса будет, как я понимаю, снижаться. 

Прикрепленные изображения

  • рас.png

Сообщение отредактировал Бамбула.: 11 апреля 2021 - 23:12

  • 0

#164 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 067 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 12 апреля 2021 - 17:54

На маленьких спортивных тримчиках балки удаётся двигать на каждом галсе. 

Кому?


  • 0

#165 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 067 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 12 апреля 2021 - 18:15

http://www.basiliscu...roaSections.htm

 

Профили тяни-толкаи для швертов проа.

 

http://www.basiliscu...eSection10n.JPG

 

http://www.basiliscu...12alpha010n.jpg


Сообщение отредактировал Nnnnnnn: 12 апреля 2021 - 18:19

  • 1

#166 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 666 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 12 апреля 2021 - 19:07

Профили тяни-толкаи для швертов проа.

У меня всегда возникают сомнения, когда говорят об использовании ламинарных профилей на яхтах.

Эти профили действительно имеют достоинства и показывают приведенные характеристики в аэродинамических трубах. Возможно, на планерах.

И дело не в числе Re. Яхта движется настолько неравномерно и в настолько внешне возмущенном потоке, что надеяться на ламинарное обтекание, на мой взгляд, излишне оптимистично ИМХО.

А в турбулентном режиме эти профили уступают обычным авиационным.

Но за информацию - спасибо.


  • 2

#167 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 12 апреля 2021 - 23:14

Кому?

Всем.


  • 0

#168 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 12 апреля 2021 - 23:43

Профили тяни-толкаи для швертов проа.

Очень интересно, буду прорабатывать ! Спасибо ! 


  • 0

#169 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 067 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 апреля 2021 - 17:01

Всем.

Кто эти все? На каких тримаранах  балки двигаются?


  • 0

#170 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 067 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 апреля 2021 - 17:08

У меня всегда возникают сомнения, когда говорят об использовании ламинарных профилей на яхтах.

Эти профили действительно имеют достоинства и показывают приведенные характеристики в аэродинамических трубах. Возможно, на планерах.

И дело не в числе Re. Яхта движется настолько неравномерно и в настолько внешне возмущенном потоке, что надеяться на ламинарное обтекание, на мой взгляд, излишне оптимистично ИМХО.

А в турбулентном режиме эти профили уступают обычным авиационным.

Но за информацию - спасибо.

Тут выбор вида профилей, ИМХО, определяется в первую очередь технологическими резонами. Чтобы не крутить шверты нормального  профиля при смене галса на проа. 

Ну и, насколько я понял, третья серия с учетом турбулентного обтекания показывает характеристики не принципиально худшие чем у самолетных профилей. Зато не надо делать поворотные шверты.


  • 0

#171 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 13 апреля 2021 - 22:14

 На каких тримаранах  балки двигаются?

На тех, где их сделали подвижными. https://youtu.be/A9MF2Mlp3Jw

Но я ещё раз повторяю, что лишаться бонуса в виде выноса постоянной массы на ветер в некот. случаях абс. неразумно. И бегать с креслом и кучей тросов по балкам -  тоже странный вариант. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 13 апреля 2021 - 22:15

  • 0

#172 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 14 апреля 2021 - 08:04

На снимке показан шверт от проа Хармена Хиелкема. Чаще всего для проа делают именно такие - плоские с подветренной стороны и выпуклые с наветренной, причём выпуклость - это просто радиусная дуга. Насколько я понимаю, эта форма близка к форме швертов из серии 2 по ссылке Наиля. Что не так с этими швертами и почему именно они проигрывают швертами из серии 3 ?

Прикрепленные изображения

  • тукж.jpg

  • 0

#173 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 067 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 15 апреля 2021 - 17:04

На тех, где их сделали подвижными. https://youtu.be/A9MF2Mlp3Jw

Но я ещё раз повторяю, что лишаться бонуса в виде выноса постоянной массы на ветер в некот. случаях абс. неразумно. И бегать с креслом и кучей тросов по балкам -  тоже странный вариант. 

Это я видел. Это не тримаран, а International canoe для старперов.


  • 0

#174 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 15 апреля 2021 - 22:35

Это я видел. Это не тримаран, а International canoe для старперов.

С каких пор после оснащения каноэ и чего бы то ни было вообще аутриггерами оно  не идентифицируется  как  аутриггерный трим ? Так можно договориться до того, что после конверсии этого каноэ в гидроплан оно всё равно останется каноэ. И причём здесь вообще возраст капитана ? 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 15 апреля 2021 - 22:42

  • 0

#175 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 31 июля 2021 - 19:03

Вариант с цельноповоротной нижней частью кинжальных шверт - рулей. 

Выше был спор про добавку сопротивления от дрейфа корпуса с неуправляемым  по углу атаки швертом. Интересно было бы соизмерить эту добавку   с добавкой, возникоющей из - за того, что задний управляемый шверт с подвижной нижней частью придётся всегда опускать полностью, даже если сейчас это не надо. 

Прикрепленные изображения

  • апце.jpg

Сообщение отредактировал Бамбула.: 31 июля 2021 - 20:03

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей