Перейти к содержимому

Фотография
* * * * * 1 Голосов

Строительство Гиперборейца

досщанник флетти кэч

Сообщений в теме: 451

#401 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 714 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 17 мая 2020 - 02:33

Если не перебивать гардель, она имеет вид сегмента, что отчётливо видно на прямой цилиндрической мачте, и в создании пуза участия не принимает.
Беремся за гардель, набиваем до звона (по моим прикидкам, кил 200-250 я в три лопаря своими центнерами выбиваю). Она распрямляется почти в прямую, но ткань-то тянется по хорде, между двух дырок! Получается морщина вдоль ПШ, пузо от этого не увеличивается.
Для чего парус был так спроектирован?

Как передняя шкаторина, пришнурованная по всей длине, может иметь вид сегмента? Если мачта прямая, то и пришнурованная к ней шкаторина будет прямой. У Вас какой-то оптический обман.

Что касается паруса, то он проектируется на определенную силу ветра. И при этом ветре принимает заданную форму. Когда Вы набиваете гардель и создаете фалду вдоль мачты, Вы эту форму портите. В такой ситуации Вам надо заказать более плоский парус. Или самому уменьшить серп по передней. Тогда при усилении ветра вытягиваться будет нечему.


  • 0

#402 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 17 мая 2020 - 02:59

Довелось общаться всего лишь с двумя парусными мастерами. Маститыми. Для обоих было открытием, что пузатость гафельного паруса задаётся изменением угла гафеля, т.е. набивкой/ослаблением дирик-фала. Вопросы о кривизне шкаторин они просто не воспринимали.
Свободно закрепить кривой лик, сделав его прямым, к цилиндру рангоута - невозможно.
  • 0

#403 greylonly

greylonly

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 419 сообщений
  • Из:Anapa.ru
  • Судно: Гипербореец
  • Название: Последний из Рода

Отправлено 17 мая 2020 - 09:03

Чувствую,что мне придется отдуваться за всех Парусных Мастеров..))))

Закажите лэйзи-БЭГ,и Вы удивитесь,какой легкой может стать операция уборки паруса.
 

Канешно! а Вы как думали!

Может я чего-то не знаю... борта у ЛейзиБага к чему крепятся?


  • 0

#404 skiffer

skiffer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 326 сообщений
  • Из:IRKUTSK
  • Судно: Morbic 12
  • Название: Zephyr

Отправлено 17 мая 2020 - 12:22

Серп по передней им программа рисует. Без неё нынче никак. Уже бывали мнения, что гафельные паруса с учётом их особенностей нынче некому шить. У нас в стране.

 

В Городце Нижегородской области поселился парусный мастер из Сибири, Игорь Павлов. Он не оттягощен пристрастием к "профессиональным" программа раскроя, а успешно пользуется собственными разработками.  Уже имеет за поясом и спортивные успехи своих парусов. Уверен, он скроит как надо.


  • 0

#405 mobi_

mobi_

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:UA
  • Судно: разные

Отправлено 17 мая 2020 - 14:46

Пробовал сегодня Болгеровскую проводку на переднюю шкаторину. Когда поднимается более-менее свободно, получается Зазор очень большой между Мачтой... ну не ндравится. Скакал по Вантам... регулировал каждую петлю в отдельности... получилось красиво, но! Парус рубится начал "замысловато"... хрен с ним, переживем... а он Подниматься ни в какую не хочет.

attachicon.gifP1010311.JPGattachicon.gifP1010312.JPG

На двух веревочных "сегарсах" легко.

attachicon.gifP1010313.JPG

Сергей, а где вы видели в проектах Фила Болгера (я ж так понимаю речь о нем) шнуровку.

Купил книгу динамитовскую с его проектами, так там сегарсы веревочные.

 

 

 

UPD Сорри посмотрел Чебако, да есть шнуровка но на рейковом.

Прикрепленные изображения

  • 1.JPG
  • 2.JPG

Сообщение отредактировал mobi_: 17 мая 2020 - 14:56

  • 0

#406 mobi_

mobi_

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:UA
  • Судно: разные

Отправлено 17 мая 2020 - 14:51

И еще вдогонку вопрос ламерский: а почему тот же Курбатов ничего не пишет о том, что пузо паруса при шитье формируют, в том числе и раскроем полотнищ, а не только задается раскроем по шкаторинам.

Или же это работает во "взрослых" лодках. 

Вопрос скорее ко всем с позволения ТС.


  • 0

#407 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 17 мая 2020 - 16:05

В первых, "больших" номерах КиЯ есть исчерпывающие статьи о пошиве и раскрое синтетических парусов. Мархай, опять же. Малость пораньше. Курбатов в 15проектах выступал скорее в роли популяризатора, ориентируясь на возможности обычного "кустаря-одиночки". Бязь, миткаль, фильтроткань при большом везении.
  • 0

#408 mobi_

mobi_

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:UA
  • Судно: разные

Отправлено 17 мая 2020 - 18:36

В первых, "больших" номерах КиЯ есть исчерпывающие статьи о пошиве и раскрое синтетических парусов. Мархай, опять же. Малость пораньше. Курбатов в 15проектах выступал скорее в роли популяризатора, ориентируясь на возможности обычного "кустаря-одиночки". Бязь, миткаль, фильтроткань при большом везении.

Я был бы Вам благодарен за номера КиЯ или ссылки на статьи. 

И еще. 

А если скроить по-Курбатовски? Т.е. серпы только по шкаторинам? Совсем портянку на деревяшке получим вместо паруса или...


  • 0

#409 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 714 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 17 мая 2020 - 19:48

Довелось общаться всего лишь с двумя парусными мастерами. Маститыми. Для обоих было открытием, что пузатость гафельного паруса задаётся изменением угла гафеля, т.е. набивкой/ослаблением дирик-фала. Вопросы о кривизне шкаторин они просто не воспринимали.
Свободно закрепить кривой лик, сделав его прямым, к цилиндру рангоута - невозможно.

Стесняюсь спросить: а какая разница: менять угол наклона гафеля у гафельного паруса или угол наклона гика у бермудского? В обоих случаях влияние на пузо будет аналогичным. Только приложено по-разному, поскольку силы распределены иначе и форма паруса отличается.

Если Вы возьмете кусок материи с изогнутой кромкой и закрепите ее на мачте (сегарсами, слаблинем, чем угодно) так, чтобы расстояние от кромки паруса до мачты было по всей высоте одинаковым. Какой формы будет передняя шкаторина (кромка) ? Про форму полотнища материи я сейчас не говорю.


  • 0

#410 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 714 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 17 мая 2020 - 19:56

А если скроить по-Курбатовски? Т.е. серпы только по шкаторинам? Совсем портянку на деревяшке получим вместо паруса или...

Можете получить вполне приличный для любительского использования парус.

Разница заключается в том, что когда Вы кроите парус с использованием серпов, Вы не можете контролировать изменение его формы на различных курсах и при различной силе ветра. Вернее можете, регулируя натяжение всех трех или четырех шкаторин, но в ограниченном диапазоне.

Раскрой паруса с помощью закладок значительно упрощает задачу. Форма пуза и его положение определяется закладками.

Но даже паруса с закладками часто снабжают серпами по шкаторинам, чтобы учесть гибкость рангоута. Это позволяет менять величину пуза паруса при изменении силы ветра.


  • 0

#411 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 373 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 17 мая 2020 - 19:57

Мне приходилось ходить и гоняться на М20. Пузо паруса регулировали: гарделью, дирик-фалом и сезнёвкой. Иначе провал, даже на гонках с пересадкой. Передаёшь лодку, травишь фалы. :P Противник может и не успеть. Для этого чуток швертом по меляку проехать надо. Ты же гонщик!!! :D

Паруса (парусина)  оставались на лодке и менялись в зависимости от влажности и  погоды: солнце или дождь. Иногда уже прямо на ходу. Выходишь - гардель набита, походил - шкаторина в жмурках: ликовка -  пенька, иногда смоляная.


  • 0

#412 mobi_

mobi_

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:UA
  • Судно: разные

Отправлено 17 мая 2020 - 20:58

Можете получить вполне приличный для любительского использования парус.

Разница заключается в том, что когда Вы кроите парус с использованием серпов, Вы не можете контролировать изменение его формы на различных курсах и при различной силе ветра. Вернее можете, регулируя натяжение всех трех или четырех шкаторин, но в ограниченном диапазоне.

Раскрой паруса с помощью закладок значительно упрощает задачу. Форма пуза и его положение определяется закладками.

Но даже паруса с закладками часто снабжают серпами по шкаторинам, чтобы учесть гибкость рангоута. Это позволяет менять величину пуза паруса при изменении силы ветра.

Спасибо за объяснение. Доходчиво.


  • 0

#413 mobi_

mobi_

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:UA
  • Судно: разные

Отправлено 17 мая 2020 - 21:07

Скачал Махрая. 

Читаю.

Подкованный дядька.

 

Процитирую:

 

...... Независимо из  чего сшит парус (х/б, дакрон, нейлон) во время эксплуатации его форма будет несколько изменяться: у хлопчатобумажного паруса больше, у синтетического меньше. Рулевой должен за этим следить, и, возможно, потребуется кое-что перешивать. Парус, изготовленный даже очень квалифицированным мастером, сразу хорошо стоять не будет.

     Самый лучший портной не шьет без примерки. Это целиком относится и к изготовлению парусов, которое все еще остается искусством,  несмотря на проводимые в этой области научные эксперименты......

  • 1

#414 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 17 мая 2020 - 21:22

Моби
- лень, ей-богу, ковыряться в старых журналах. Могу лишь сказать, что чем большее их количество вы перечитаете, причем не только парусные разделы - тем лучше. Из литературы Мархай (обязателен), Ховард-Вильямс (всё советские издания), Перегудов весьма желателен.
Большим достоинством паруса, выкроенного методом серпов, является возможность сделать его совершенно плоским, при условии, что он изготовлен по конкретному рангоуту, как, собственно, и должно быть. Для малых судов это ценное качество, с моей точки зрения.
БАР,
После исчерпывающего комментария В.М. мне нечего добавить. Скажу лишь - я ни в коей мере не считаю свой парус плохим или неэффективным. Он замечателен. Но мог бы быть ещё лучше, если бы изготовители прилагали усилия и имели желание к пониманию некоторых нюансов работы четырехугольных парусов. Но им это ни к чему.
  • 1

#415 mobi_

mobi_

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:UA
  • Судно: разные

Отправлено 17 мая 2020 - 21:27

Моби
- лень, ей-богу, ковыряться в старых журналах. Могу лишь сказать, что чем большее их количество вы перечитаете, причем не только парусные разделы - тем лучше. Из литературы Мархай (обязателен), Ховард-Вильямс (всё советские издания), Перегудов весьма желателен.
Большим достоинством паруса, выкроенного методом серпов, является возможность сделать его совершенно плоским, при условии, что он изготовлен по конкретному рангоуту, как, собственно, и должно быть. Для малых судов это ценное качество, с моей точки зрения. 

 

Да, ок. Спасибо за наводку.


  • 0

#416 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 714 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 17 мая 2020 - 22:26

После исчерпывающего комментария В.М. мне нечего добавить. Скажу лишь - я ни в коей мере не считаю свой парус плохим или неэффективным. Он замечателен. Но мог бы быть ещё лучше, если бы изготовители прилагали усилия и имели желание к пониманию некоторых нюансов работы четырехугольных парусов. 

Владимир Михайлович описал все правильно. Это понятно, у него большой опыт хождения. И под гафельными парусами тоже.

Но его рекомендации следует продумать с точки зрения того, зачем надо поступать так или иначе. И сравнить действия с тем, что мы делаем с треугольным парусом. Чтобы в будущем использовать его советы с открытыми глазами.

 

"Пузо паруса регулировали: гарделью, дирик-фалом и сезнёвкой"

 

Итак, добирая гардель, мы набиваем переднюю шкаторину, уплощая парус и смещая пузо к мачте. У Вас после этого вдоль мачты появляется фалда в слабый ветер.

На бермудском парусе того же добиваются набивкой фала или оттяжки Каннигхема.

Дирик-фалом мы регулируем, прежде всего, натяжение задней шкаторины. И ее уплощения. Дополнительный бонус, если позволяет рангоут и проводка дирик-фала, это выгиб гафеля и уплощение паруса в середине.

На треугольном парусе для этого набивают гикашкот и грота-шкот. Иногда используют булинь, если он есть, но для противоположного эффекта.

Для изгиба гика набивают оттяжку гика.

Ослабляя сезневку, мы можем увеличить пузо паруса. Это то же самое, что прогиб мачты бакштагами назад. Набивая сезневку, мы уплощаем парус.

 

Вывод из всего этого тот, что паруса, что гафельный, что бермудский, подчиняются одним и тем же законам. И настраиваются подобным образом. Только снасти для этого используются разные.

 


  • 2

#417 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 17 мая 2020 - 22:43

Одно маленькое уточнение. Набивая дирик-фал, помимо эффектов, указанных вами, прежде всего можно добиться резкого и значительного увеличения пуза за счёт диагональной вытяжки (фалды, если угодно) между галсовым и нок-бензельным углами. Потравив дирик-фал до еле заметной складки от верхнего галсового к шкотовому - получаем заданные раскроем значения пуза.
Причем "на глазок" я склонен оценивать это увеличение пуза (при нормальных деформациях ткани, это чувствуется) как минимум как двукратное, эдак процентов до 15, что ценно в слабые ветра. Изгиб гафеля также полезен (у меня, например, плоский "аэродинамический").
  • 1

#418 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 373 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 17 мая 2020 - 22:46

Для парусов из х/б был термин "Выходить парус". Прославленный Виктор Романов на кате "В" приглашал мерителя утром, а накануне вечером слегка мочил паруса из "пробы", они садились и утром проходили обмер без проблем. Нормальное поведение гонщика, нагнетающего "ТУМАН". (Вплоть до "распрямления батоксов") :D  С синтетикой дела были сложнее. 

Что-то подобное происходило с равентухом из парусины на т/х "Родина", о котором упоминал ранее.


  • 1

#419 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 714 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 17 мая 2020 - 23:56

Для парусов из х/б был термин "Выходить парус". Прославленный Виктор Романов на кате "В" приглашал мерителя утром, а накануне вечером слегка мочил паруса из "пробы", они садились и утром проходили обмер без проблем. Нормальное поведение гонщика, нагнетающего "ТУМАН". (Вплоть до "распрямления батоксов") :D  С синтетикой дела были сложнее. 

Что-то подобное происходило с равентухом из парусины на т/х "Родина", о котором упоминал ранее.

Выхаживание парусов из х/б - целое искусство. Если не ошибаюсь, этот материал назывался "Проба". И достаточно долгий процесс.

Но теперь это сродни мифам древней Греции. По известности и востребованности.    :)


  • 0

#420 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 714 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 18 мая 2020 - 00:01

Набивая дирик-фал, помимо эффектов, указанных вами, прежде всего можно добиться резкого и значительного увеличения пуза за счёт диагональной вытяжки (фалды, если угодно) между галсовым и нок-бензельным углами. Потравив дирик-фал до еле заметной складки от верхнего галсового к шкотовому - получаем заданные раскроем значения пуза.
Причем "на глазок" я склонен оценивать это увеличение пуза (при нормальных деформациях ткани, это чувствуется) как минимум как двукратное, эдак процентов до 15, что ценно в слабые ветра. 

Достаточно странное утверждение. Складки образуются там, где при прикладывании усилий парусу не хватает материала для сохранения формы. 

Как при этом может в два раза увеличиться пузо - не понятно. Действительно, материал при этом тянется по диагонали, самому деформируемому направлению. Но причин для увеличения пуза нет. Если после снятия усилий Ваш парус стал пузатее, это говорит только о том, что Вы его испортили.


  • 0

#421 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 18 мая 2020 - 00:28

Чувствую, придется лезть за доказательствами в старые учебники.

После снятия усилий парус восстанавливает изначально заданную форму. Понятно, что есть определенные пределы - надо знать меру. Но это чувствуется и видно - когда вместо увеличения полноты начинается искажение формы. Большим нагрузкам и растяжениям тут подвержена задняя шкаторина.
Кстати, чтобы не засорять тему коллеги, можно перенести последние посты в "особенности эксплуатации". Если сочтёте нужным.
  • 0

#422 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 714 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 18 мая 2020 - 01:00

Чувствую, придется лезть за доказательствами в старые учебники.
attachicon.gifIMG_20200517_231008~2.jpgattachicon.gifIMG_20200517_231640~2.jpg
После снятия усилий парус восстанавливает изначально заданную форму. Понятно, что есть определенные пределы - надо знать меру. Но это чувствуется и видно - когда вместо увеличения полноты начинается искажение формы. Большим нагрузкам и растяжениям тут подвержена задняя шкаторина.
Кстати, чтобы не засорять тему коллеги, можно перенести последние посты в "особенности эксплуатации". Если сочтёте нужным.

Начнем с того, что это не столько гафельное, сколько гуари. Но будем считать, что это одно и то же

В учебнике нарисовано одно, а написано другое. 

Вот фотографии, иллюстрирующие текст учебника

g5.jpg     g1.jpg

Обратите внимание на направление складки. Именно так, как написано, а не как нарисовано в книжке на втором рисунке. От верхнего галсового к шкотовому.

Если в случае второй картинки добрать дирик-фал, сладки уменьшатся. И пузо действительно увеличится. Только не за счет исчезновения складок, а за счет большего натяжения задней шкаторины. Она приблизится к прямой линии. Профиль паруса в продольном направлении изменится и станет более пузатым. Того же можно добиться натягивая булинь, о котором я писал выше. Но профиль при этом будет хуже, поскольку максимум пуза в случае работы с булинем, сдвинется к задней кромке.


  • 0

#423 greylonly

greylonly

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 419 сообщений
  • Из:Anapa.ru
  • Судно: Гипербореец
  • Название: Последний из Рода

Отправлено 23 мая 2020 - 19:51

Не стал утяжелять Гиперборейца Нактоузом из бронзы... по босяцки вырубил из корня Скопьи... прибил тремя гвоздями нержавыми ( чисто чтобы избежать Девиации). Компас ориентируется не по сторонам света, а на Гиперборею. Это для отмазки ГИМСу... я и так знаю куда идти-рулить.

P1010324.JPG P1010325.JPG


  • 8

#424 greylonly

greylonly

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 419 сообщений
  • Из:Anapa.ru
  • Судно: Гипербореец
  • Название: Последний из Рода

Отправлено 23 мая 2020 - 20:35

Остановился на варианте все-таки Сегарсы. Сплел из одегтёваной веревки... любовно.

Наконец-то я доволен и Зазором по передней Шкаторине, и подъемом и спуском. Это окончательный вариант. Завтра сплету такие же на Бизаньку.

P1010314.JPG P1010319.JPG P1010321.JPG


  • 8

#425 Wagavik

Wagavik

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 261 сообщений
  • Из:Затон Ёлнать
  • Судно: самострой
  • Название: разные

Отправлено 23 мая 2020 - 23:23

Не стал утяжелять Гиперборейца Нактоузом из бронзы... по босяцки вырубил из корня Скопьи... прибил тремя гвоздями нержавыми ( чисто чтобы избежать Девиации). Компас ориентируется не по сторонам света, а на Гиперборею. Это для отмазки ГИМСу... я и так знаю куда идти-рулить.

attachicon.gifP1010324.JPGattachicon.gifP1010325.JPG

    Если прокладку по карте не делать, то и девиацию устранять не обязательно.

 А для того, чтобы засеч курс, когда видимость ухудшается, штука очень даже полезная.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей