Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3162

#2551 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 09 марта 2023 - 10:59

LFP хоть и более терпимая к издевательствам потребителей химия, из всех типов литий-ионных аккумуляторов, но неприятная штука, именуемая thermal runaway, случается и с ней. 

Расскажите подробнее, плз, что вы имеете в виду? Ни разу не встречал данный термин, применительно к LFP.

И в каких случаях, при эксплуатации на яхте, он может возникнуть?


  • 0

#2552 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 09 марта 2023 - 11:23

Расскажите подробнее, плз, что вы имеете в виду? Ни разу не встречал данный термин, применительно к LFP.

И в каких случаях, при эксплуатации на яхте, он может возникнуть?

То и имею, термический разгон, как конструктивное свойство литий-ионных аккумуляторов. Просто на LFP это менее страшно, чем на более энергоемких химиях. Причины у всех одинаковые - перезарядка, перегрев, в том числе большим током разрядки - все, что может нагреть ячейку до, примерно, 120 цельсия. Вот тут можно посмотреть, что реакция активной массы может достигать температуры выше 500 градусов. 


Сообщение отредактировал Олег_К: 09 марта 2023 - 11:23

  • 0

#2553 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 09 марта 2023 - 11:45

То и имею, термический разгон, как конструктивное свойство литий-ионных аккумуляторов. Просто на LFP это менее страшно, чем на более энергоемких химиях. Причины у всех одинаковые - перезарядка, перегрев, в том числе большим током разрядки - все, что может нагреть ячейку до, примерно, 120 цельсия. Вот тут можно посмотреть, что реакция активной массы может достигать температуры выше 500 градусов. 

Посмотрел по ссылке. Ячейки 3.2В начали заряжать токами 1С и напряжением 35В, в 10 раз большим! Они нагрелись до 500 градусов максимум. Не загорелись, не взорвались, как Li-on. Потом остыли. Что в этом опасного - не очень понял.  Поправьте меня, если я не так прочитал.

Повторяю свой вопрос. Какое отношение этот эксперимент имеет к эксплуатации LFP на яхте? Таких условий на яхте нет. Значит и опасности термического разгона нет. И даже если его специально устроить, это не повредит яхте. Именно поэтому на яхтах используют LFP, а не другие виды литиевых аккумуляторов.

 

На яхте токи обычно не превышают даже 0,1С. А скорее 0,01С. И напряжение совершенно другое. И у аккумулятора, и у зарядных устройств. Я ограничил напряжение контроллера солнечных панелей 13,6В и напряжение генератора двигателя 13,6В. И никаких проблем с перегревом, при заряде. И перезаряда при таком напряжении быть не может. 


  • 2

#2554 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 230 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 09 марта 2023 - 15:07

У меня наступила проблема. Солнце все выше и выше с каждым днём и уже не приходится изощряться чтобы подставить солнечные панели под прямые лучи, и так хватает. И как хватает, с избытком! Литий все время заряжен по горлышко несмотря на то что я и швейную машину через инвертор регулярно гоняю и кинофильмы опять-же через инвертор много смотрим, холодильник, приборы. А заряд идёт и идёт. После обеда обычно даже и при расходе через инвертор заряд с панели минимальный, что-то его сдерживает, видимо умный МРРТ. А литий с его БМС тоже участвует. Мне бы сейчас какой-то мощный потребитель но... не имеется. Только инвертор. И уже мысли, что гнездились в голове поздней осенью и в начале зимы о дополнительных панелях куда-то испарились.

Сообщение отредактировал В. Мельников: 09 марта 2023 - 15:08

  • 0

#2555 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 09 марта 2023 - 15:18

У меня наступила проблема. Солнце все выше и выше с каждым днём и уже не приходится изощряться чтобы подставить солнечные панели под прямые лучи, и так хватает. И как хватает, с избытком! Литий все время заряжен по горлышко несмотря на то что я и швейную машину через инвертор регулярно гоняю и кинофильмы опять-же через инвертор много смотрим, холодильник, приборы. А заряд идёт и идёт. После обеда обычно даже и при расходе через инвертор заряд с панели минимальный, что-то его сдерживает, видимо умный МРРТ. А литий с его БМС тоже участвует. Мне бы сейчас какой-то мощный потребитель но... не имеется. Только инвертор. И уже мысли, что гнездились в голове поздней осенью и в начале зимы о дополнительных панелях куда-то испарились.

Дополнительные зимние панели можно на лето отключать - они же на разъемах. Хорошо, когда на яхте положительный энергобаланс!


  • 0

#2556 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 09 марта 2023 - 16:04

Посмотрел по ссылке. Ячейки 3.2В начали заряжать токами 1С и напряжением 35В, в 10 раз большим! Они нагрелись до 500 градусов максимум. Не загорелись, не взорвались, как Li-on. Потом остыли. Что в этом опасного - не очень понял.  Поправьте меня, если я не так прочитал.

Повторяю свой вопрос. Какое отношение этот эксперимент имеет к эксплуатации LFP на яхте? Таких условий на яхте нет. Значит и опасности термического разгона нет. И даже если его специально устроить, это не повредит яхте. Именно поэтому на яхтах используют LFP, а не другие виды литиевых аккумуляторов.

 

На яхте токи обычно не превышают даже 0,1С. А скорее 0,01С. И напряжение совершенно другое. И у аккумулятора, и у зарядных устройств. Я ограничил напряжение контроллера солнечных панелей 13,6В и напряжение генератора двигателя 13,6В. И никаких проблем с перегревом, при заряде. И перезаряда при таком напряжении быть не может. 

Вы суть не поняли. Термический разгон - это неконтролируемый процесс реакции активной массы электродов. Температура не сама по себе же поднялась. Опасность меньшая, гораздо, чем NMA/NMC, но 500 градусов - это 500 градусов, помимо не очень полезных продуктов реакции, неизбежно выделяющихся. Аккумулятору при этом, естественно, кирдык. Зарекаться, что на лодке не возникнет условий, при которых - гораздо медленнее, чем в этом опыте - ячейка догонится до 120 градусов, я бы не стал.

И, в целом, это для информации о назначении и пользе хорошей BMS, а не для запугивания. 


Литий все время заряжен по горлышко 

В буферном режиме для LFP рекомендуется напряжение чуть ниже номинала.


  • 0

#2557 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 09 марта 2023 - 16:19

Вы суть не поняли. Термический разгон - это неконтролируемый процесс реакции активной массы электродов. Температура не сама по себе же поднялась. Опасность меньшая, гораздо, чем NMA/NMC, но 500 градусов - это 500 градусов, помимо не очень полезных продуктов реакции, неизбежно выделяющихся. Аккумулятору при этом, естественно, кирдык. Зарекаться, что на лодке не возникнет условий, при которых - гораздо медленнее, чем в этом опыте - ячейка догонится до 120 градусов, я бы не стал.

И, в целом, это для информации о назначении и пользе хорошей BMS, а не для запугивания. 


 

 

Суть как раз я понял. К эксплуатации лифера на яхтах ваши страшилки не имеют ни малейшего отношения. Хоть с БМС, хоть без нее. 

По ссылке - исследование теплового разгона разных литиев. Вывод - LFP не подвержен тепловому разгону. 

https://ru.everexcee...a-de-litio_b300


  • 0

#2558 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 09 марта 2023 - 16:36

Суть как раз я понял. К эксплуатации лифера на яхтах ваши страшилки не имеют ни малейшего отношения. Хоть с БМС, хоть без нее. 

По ссылке - исследование теплового разгона разных литиев. Вывод - LFP не подвержен тепловому разгону. 

https://ru.everexcee...a-de-litio_b300

Я даже знаю, откуда тянута у них картинка.

 

Вывод, где они практически честны, это вот тут: "В сочетании с BMS литий-железо-фосфат (LifePO4 – LFP) в настоящее время является самой безопасной литий-ионной технологией на рынке."


  • 0

#2559 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 09 марта 2023 - 16:42

lfp.jpg Ну и вдогонку, продукты разгона. 

(откуда бы ему взяться?)

 

 


  • 0

#2560 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 09 марта 2023 - 17:10

attachicon.giflfp.jpgНу и вдогонку, продукты разгона. 

(откуда бы ему взяться?)

Если разгон невозможен, какой смысл обсуждать продукты разгона? Тем более, что табличка очень странная, достоверность данных вызывает большие сомнения.

Предлагаю остановиться на всех устраивающем постулате:

"В сочетании с BMS литий-железо-фосфат (LifePO4 – LFP) в настоящее время является самой безопасной литий-ионной технологией на рынке."


  • 0

#2561 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 09 марта 2023 - 17:39

Если разгон невозможен, какой смысл обсуждать продукты разгона? Тем более, что табличка очень странная, достоверность данных вызывает большие сомнения.

Baird A.R., Archibald E.J., Marr K.C., Ezekoye O.A. (2020) Explosion hazards from lithium-ion battery vent gas,
Journal of Power Sources 446, 227257. DOI: 10.1016/j.jpowsour.2019.227257

  • 0

#2562 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 230 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 09 марта 2023 - 17:46

Меня вполне устраивает вышеприведенное утверждение:-)

"В сочетании с BMS литий-железо-фосфат (LifePO4 – LFP) в настоящее время является самой безопасной литий-ионной технологией на рынке."
  • 0

#2563 vjdi

vjdi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 817 сообщений
  • Из:Salo
  • Название: Dehler 43 CWS

Отправлено 19 марта 2023 - 23:12

Пришел комплект для второй батареи. Замер показал емкость 281,1Ач. Замер закончил при напряжении 11В, 2,75В на банку. Так что по факту чуть больше номинала.

На лодке батарея будет установлена с лежа на торце, контактами вбок.

20230319-RX107120-111.jpg


  • 4

#2564 John Zaitsev

John Zaitsev

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 960 сообщений
  • Из:Город на Волге
  • Судно: Амур

Отправлено 20 марта 2023 - 01:26

Разве корпус лжф является крепёжным элементом? Я про стягивающие шпильки, упор которых полюбасу приходится на люминиевую оболочку ячеек. Также, на мой выпуклый глаз, правильно сделана только одна перемычка.


  • 0

#2565 vjdi

vjdi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 817 сообщений
  • Из:Salo
  • Название: Dehler 43 CWS

Отправлено 20 марта 2023 - 02:26

Разве корпус лжф является крепёжным элементом? Я про стягивающие шпильки, упор которых полюбасу приходится на люминиевую оболочку ячеек. Также, на мой выпуклый глаз, правильно сделана только одна перемычка.

Решение со шпильками не идеальное. Элементы меняют толщину в зависимости от уровня заряда. Соответственно, стягивающее усилие будет меняться. Однако, это сильно лучше, чем просто стоящие банки или скрученные скотчем.

Средняя перемычка - колхоз, вынужденная мера. 2 другие это правильные, которые шли в комплекте с банками. Единственное, что я доработал это резьбовые отверстия для присоединения контактов БМС.
 


  • 0

#2566 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 20 марта 2023 - 10:02

Пришел комплект для второй батареи. Замер показал емкость 281,1Ач. Замер закончил при напряжении 11В, 2,75В на банку. Так что по факту чуть больше номинала.

На лодке батарея будет установлена с лежа на торце, контактами вбок.

attachicon.gif20230319-RX107120-111.jpg

2 вопроса:

1. Зачем фанера снаружи, если вы его не собираетесь носить? Если собираетесь носить, то где ручки?

2. Зачем 2 перемычки нормальные, а одна - длинная, гибкая?


  • 0

#2567 vjdi

vjdi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 817 сообщений
  • Из:Salo
  • Название: Dehler 43 CWS

Отправлено 20 марта 2023 - 10:28

2 вопроса:

1. Зачем фанера снаружи, если вы его не собираетесь носить? Если собираетесь носить, то где ручки?

2. Зачем 2 перемычки нормальные, а одна - длинная, гибкая?

1. Фанера и шпильки собирают элементы в единый блок батареи, который уже крепится на лодке. Кроме того, шпильки создают некоторое давление на элементы. Производитель рекомендует усилие 300кгс. Такое усилие мне не обеспечить, но какое то создал.

Ручки да, неплохо бы. С другой стороны, мне один раз поставить и забыть. можно и без ручек.

2. Там в середине еще 1 пластина фанеры, иначе шпильки гнутся. Штатные перемычки слишком короткие. По низу этих 3-х фанерок закрепил опорные пластины, чтобы элементы не опирались снизу только на шпильки.
 


Сообщение отредактировал vjdi: 20 марта 2023 - 10:29

  • 0

#2568 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 20 марта 2023 - 10:50

1. Фанера и шпильки собирают элементы в единый блок батареи, который уже крепится на лодке. Кроме того, шпильки создают некоторое давление на элементы. Производитель рекомендует усилие 300кгс. Такое усилие мне не обеспечить, но какое то создал.

Ручки да, неплохо бы. С другой стороны, мне один раз поставить и забыть. можно и без ручек.

2. Там в середине еще 1 пластина фанеры, иначе шпильки гнутся. Штатные перемычки слишком короткие. По низу этих 3-х фанерок закрепил опорные пластины, чтобы элементы не опирались снизу только на шпильки.
 

Понятно. А где почитать рекомендации производителя сжимать элементы? Обладатели солнечных электростанция про необходимость сжатия не в курсе. У всех стоят банки свободно. И банок там - десятки. Производители готовых чемоданчиков из лифера и лиферных аккумов в едином пластиковом корпусе - тоже никак не сжимают банки внутри. Производят и продают такие аккумы те же китайцы. 

С инженерной точки зрения сжатие параллелепипеда только с одной плоскости - ведет к искривлению перпендикулярных плоскостей. В пределе вы превратите банку в тонкую пластину. Для чего это нужно с точки зрения физики и электротехники - непонятно. Вы механически нарушаете геометрию банки. Причем сжимаете самые большие плоскости. Если сжатая таким образом банка чуть раздуется - у нее торцы вылезут существенно сильнее, вплоть до разрушения, чем свободная банка.


  • 0

#2569 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 20 марта 2023 - 14:54

Понятно. А где почитать рекомендации производителя сжимать элементы? Обладатели солнечных электростанция про необходимость сжатия не в курсе. У всех стоят банки свободно. И банок там - десятки. Производители готовых чемоданчиков из лифера и лиферных аккумов в едином пластиковом корпусе - тоже никак не сжимают банки внутри. Производят и продают такие аккумы те же китайцы. 

С инженерной точки зрения сжатие параллелепипеда только с одной плоскости - ведет к искривлению перпендикулярных плоскостей. В пределе вы превратите банку в тонкую пластину. Для чего это нужно с точки зрения физики и электротехники - непонятно. Вы механически нарушаете геометрию банки. Причем сжимаете самые большие плоскости. Если сжатая таким образом банка чуть раздуется - у нее торцы вылезут существенно сильнее, вплоть до разрушения, чем свободная банка.

сжимать банки есть в рекомендациях ВСЕХ производителей призматических банок в тонкостенных алюминиевых корпусах. Читайте это на сайтах производителей. Влияет сильно на ресурс банок. И с какого перепуга торцы куда то полезут при увеличении внутреннего давления? Прикиньте давление изнутри на площадь торцов и площадь боков банки. Такое впечатление что Вы не видели раздутую банку... А то что в чемоданчиках и в пластиковых корпусах не сжимают банки, так Вы же тоже не ставите БМС в сборках, и ничего,  работает же... пока работает.... :)


Сообщение отредактировал eliz: 20 марта 2023 - 15:02

  • 0

#2570 foboss

foboss

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 068 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Scanmar 33
  • Название: Eliza

Отправлено 20 марта 2023 - 15:04

Ручки да, неплохо бы. С другой стороны, мне один раз поставить и забыть. можно и без ручек.

 

просверлите в фанере с каждой стороны по 2 дырочки и вставьте веревочку с узелками, будут мягкие ручки...

 

Еще неплохо че-то защитить клеммы от замыкания (например закрыть тонкой фанеркой или пластиковым листом).

 

А так - отличная конструкция! Нужны еще пара уголков для крепления в месте установки батареи.

 

Напишите, где заказывали ячейки. А то мои похоже так и не доедут.

 

Не увидел что между банками в качестве изолятора.


Сообщение отредактировал foboss: 20 марта 2023 - 15:09

  • 0

#2571 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 20 марта 2023 - 15:46

сжимать банки есть в рекомендациях ВСЕХ производителей призматических банок в тонкостенных алюминиевых корпусах. Читайте это на сайтах производителей. Влияет сильно на ресурс банок. И с какого перепуга торцы куда то полезут при увеличении внутреннего давления? Прикиньте давление изнутри на площадь торцов и площадь боков банки. Такое впечатление что Вы не видели раздутую банку... А то что в чемоданчиках и в пластиковых корпусах не сжимают банки, так Вы же тоже не ставите БМС в сборках, и ничего,  работает же... пока работает.... :)

Мы в этой теме 5 лет обсуждаем лифер. И тут сегодня впервые узнали, что его оказывается нужно сжимать! И это еще и влияет на ресурс банки! Можно какое-то обоснование с физической точки зрения? Как сжатие влияет на ресурс банки? И как по-вашему, сжимать нужно каждую банку или достаточно сборку 4S сжать? А если сборка из 16 банок? Все 16 сжать? Сжимать по каким сторонам? По всем или только по некоторым? Почему такая избирательность?

Есть ссылка на производителя, который такое требует?

Если даже абстрагироваться от инженерного подхода и включить чисто потребительский. Если я купил банки, которые обязаны быть сжатыми, почему мне в комплекте не идут механизмы для сжатия? Есть у вас ссылка, где купить сжиматели банок? Если они нужны обязательно, то они же должны производиться и продаваться? Зачем нужен колхоз с фанерками? Ни один продавец лифера не в курсе таких рекомендаций производителей. И не транслирует это у себя на сайтах. Множественные гуру лифера в ютубе, разобравшиеся с ним уже до молекул, тоже ни разу не упомянули необходимость сжатия.


 

 

Не увидел что между банками в качестве изолятора.

Зачем изолировать изолированные корпуса аккумуляторов?


Сообщение отредактировал sergvg: 20 марта 2023 - 16:04

  • 1

#2572 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 20 марта 2023 - 16:50

Мы в этой теме 5 лет обсуждаем лифер. И тут сегодня впервые узнали, что его оказывается нужно сжимать! И это еще и влияет на ресурс банки! Можно какое-то обоснование с физической точки зрения? Как сжатие влияет на ресурс банки? И как по-вашему, сжимать нужно каждую банку или достаточно сборку 4S сжать? А если сборка из 16 банок? Все 16 сжать? Сжимать по каким сторонам? По всем или только по некоторым? Почему такая избирательность?

Есть ссылка на производителя, который такое требует?

Если даже абстрагироваться от инженерного подхода и включить чисто потребительский. Если я купил банки, которые обязаны быть сжатыми, почему мне в комплекте не идут механизмы для сжатия? Есть у вас ссылка, где купить сжиматели банок? Если они нужны обязательно, то они же должны производиться и продаваться? Зачем нужен колхоз с фанерками? Ни один продавец лифера не в курсе таких рекомендаций производителей. И не транслирует это у себя на сайтах. Множественные гуру лифера в ютубе, разобравшиеся с ним уже до молекул, тоже ни разу не упомянули необходимость сжатия.


Зачем изолировать изолированные корпуса аккумуляторов?

Ну, может, эты ваши гуры и не гуры вовсе, а так... гуреи?)))

Коллега прав, так-то, насчет обжатия призматиков.


  • 0

#2573 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 20 марта 2023 - 16:55

Ну, может, эты ваши гуры и не гуры вовсе, а так... гуреи?)))

Коллега прав, так-то, насчет обжатия призматиков.

Может, вы нас просветите, какая цель обжатия призматиков только в двух плоскостях из шести? И где купить такие обжимки?


  • 0

#2574 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 20 марта 2023 - 17:33

Может, вы нас просветите, какая цель обжатия призматиков только в двух плоскостях из шести?

 

И где купить такие обжимки?

Просто надо представить, как упакованы электроды внутри и откровение не замедлит снизойти...)

 

Надо искать гуру обжимок?


  • 0

#2575 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 20 марта 2023 - 17:39

Просто надо представить, как упакованы электроды внутри и откровение не замедлит снизойти...)

 

Надо искать гуру обжимок?

Так поделитесь откровением. А также ответами на вопросы. 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей