Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3173

#3076 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 406 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 10 марта 2024 - 19:12

Сегодня собрал банки в батарею. Из электроники пока ничего не подключал. То, что было деформировано при транспортировке, выправил с помощью обжимных фанерок. Почти всё ушло, электроды не задеты. Удивила мягкость алюминиевых корпусов. Фанера - бакелитовая, 10 мм. Шпильки - М10. Гайки самоконтрящиеся. Заодно испытал новый тестер. Впечатлён. Для прокладок между банками использовал тонкие пластиковые разделочные доски (доской, правда, это не назовёшь), они ещё и за банки "цепляются" хорошо.

Фото аккумулятора 1.jpg

Фото аккумулятора 3.jpg

Фото аккумулятора 4.jpg

Фото аккумулятора 2.jpg


Сообщение отредактировал lesele: 10 марта 2024 - 19:13

  • 2

#3077 Medved92

Medved92

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 59 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Sailboat
  • Название: Mamba 31

Отправлено 10 марта 2024 - 19:21

Я брал заводские проставки между батареями и скручивал их плотно скотчем с стеклонитю, меж центральными банками предварительно заложив термопару. В итоге жесткость отличная, размер минимальный…
  • 0

#3078 foboss

foboss

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 072 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Scanmar 33
  • Название: Eliza

Отправлено 10 марта 2024 - 21:31

 Фанера - бакелитовая, 10 мм. Шпильки - М10. Гайки самоконтрящиеся. 

 

Что у Вас за ячейки (емкость, производитель)? На фото не разобрал...

 

Вы как-то регулировали момент затяжки или просто плотно стянули?

 

Я при сборке использовал 6 шпилек M6. Дополнительно делал из той же фанеры (6мм) узкие поперчены под гайки (типа доп ребер жесткости). 

 

Как планируете проводить проводку? Я сверлил в фанере отверстия и прокладывал силовые провода через них. БМС крепил к фанерной стенке через проставчки для вентиляции


Сообщение отредактировал foboss: 10 марта 2024 - 21:35

  • 0

#3079 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 406 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 10 марта 2024 - 22:15

Что у Вас за ячейки (емкость, производитель)? На фото не разобрал...

 

Вы как-то регулировали момент затяжки или просто плотно стянули?

 

Я при сборке использовал 6 шпилек M6. Дополнительно делал из той же фанеры (6мм) узкие поперчены под гайки (типа доп ребер жесткости). 

 

Как планируете проводить проводку? Я сверлил в фанере отверстия и прокладывал силовые провода через них. БМС крепил к фанерной стенке через проставчки для вентиляции

Ячейки китайские, "ЛиитоКала", 150 Ач, лифер. (https://aliexpress.r...000035563803024) Пока шли, стали на 2,5 тыр дороже.

Момент затяжки при выправлении элементов не измерял - зазоры на просвет ушли - перестал крутить. Очень просто перекрутить, корпуса достаточно хлипкие. При стяжке ориентировался на зазоры и невыпадение элементов при тряске. :) Потом донышко прикручу, на всякий случай из той же фанеры или чего другого на герметик, заодно и стенки - будет ящик.

Для того, чтобы гайки в фанеру не ушли, поставил увеличенные шайбы (не кузовные, а именно увеличенные - кузовные очень большие, габарит увеличат).

Проводка будет вся внутри, как и БМС (одна или с "уравнителем" активным, я еще не решил), для этого стенки выше батарей миллиметров на 30. Снаружи ничего вешать не хочу для безопасности транспортировки и эксплуатации. Аккумуляторы в лодке стоят в ДП в среднем носовом багажном отсеке, туда ещё могут поместится с десяток пятилитровых баклажек с водой, или ещё чего. Слишком жирно для электрики целый рундук занимать. :)


Сообщение отредактировал lesele: 10 марта 2024 - 22:16

  • 1

#3080 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 002 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 11 марта 2024 - 09:44

3. Проверил 3 часа под нагрузкой полет нормальный, в будущем хочу перекинуть на 55а

280 ач

До какой температуры разогрелся генератор и какой ток выдавал эти 3 часа?


  • 0

#3081 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 002 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 11 марта 2024 - 09:50

Сегодня собрал банки в батарею. Из электроники пока ничего не подключал. То, что было деформировано при транспортировке, выправил с помощью обжимных фанерок. Почти всё ушло, электроды не задеты. Удивила мягкость алюминиевых корпусов. Фанера - бакелитовая, 10 мм. Шпильки - М10. Гайки самоконтрящиеся. Заодно испытал новый тестер. Впечатлён. Для прокладок между банками использовал тонкие пластиковые разделочные доски (

Почему сжали только с одной стороны? А с другой почему нет? Пусть распирает? :)

150 Ач еще небольшие банки, можно объединить. А 280-300 Ач уже гораздо удобнее по одной банке ставить в отсек и соединять их уже на месте. 


  • 0

#3082 Medved92

Medved92

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 59 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Sailboat
  • Название: Mamba 31

Отправлено 11 марта 2024 - 11:38

До какой температуры разогрелся генератор и какой ток выдавал эти 3 часа?

температуру не могу сказать но рукой держать свободно можно было, ток был в районе 25-28 А , не догадался замерить что выдавал генератор, это данные с шунта и от ДС/ДС зарядки.

Есть вопрос, зарядка дс/дс просит для контроля включения пробросить провод от генератора, я честно не пойму на какой контакт его посадить...

Прикрепленные изображения

  • 70e37ebb-5fee-4379-9a84-755524ef2640.jpeg

  • 1

#3083 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 406 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 11 марта 2024 - 11:54

Почему сжали только с одной стороны? А с другой почему нет? Пусть распирает? :)
150 Ач еще небольшие банки, можно объединить. А 280-300 Ач уже гораздо удобнее по одной банке ставить в отсек и соединять их уже на месте.

Сжимал по плоскости пластин, с других сторон - пусть распирает, мне не жалко, это на работе не скажется. А вот если появится зазор между пластинами без электролита - скажется ещё как.
Четыре банки по 150 Ач с навеской будут весить меньше 14 кг, свинцовй акк на 65 Ач - килограмм 16. Я поворочаю. 300 Ач будут меньше 30 кг. Тоже не критично.
  • 0

#3084 Medved92

Medved92

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 59 сообщений
  • Из:Севастополь
  • Судно: Sailboat
  • Название: Mamba 31

Отправлено 11 марта 2024 - 12:10

Свои 280ач свободно ставлю одной рукой, при том что я достаточно скромных размеров
  • 0

#3085 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 002 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 11 марта 2024 - 13:19

Сжимал по плоскости пластин, с других сторон - пусть распирает, мне не жалко, это на работе не скажется. А вот если появится зазор между пластинами без электролита - скажется ещё как.
 

Вы смотрели видео, из чего состоят наши ячейки? Они набраны из герметичных пакетов. Там нет отдельных пластин.


Свои 280ач свободно ставлю одной рукой, при том что я достаточно скромных размеров

Они весят 21 кг без дополнительных конструкций. Еще 2 кг - шпильки, фанера. Носить аккум 23 кг - слабое удовольствие. Тем более, что при такой массе, при задевании или неаккуратном опускании, есть риск помять алюминиевый корпус ячеек.


температуру не могу сказать но рукой держать свободно можно было, ток был в районе 25-28 А , не догадался замерить что выдавал генератор, это данные с шунта и от ДС/ДС зарядки.

 

Если у вас двигатель 18 л.с., то генератор скорее всего на 60-80А. У меня был Ветус 14 л.с. - 60А генератор. Ток 30А для него - нормальный.


  • 0

#3086 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 406 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 11 марта 2024 - 13:35

Вы смотрели видео, из чего состоят наши ячейки? Они набраны из герметичных пакетов. Там нет отдельных пластин.

Они весят 21 кг без дополнительных конструкций. Еще 2 кг - шпильки, фанера. Носить аккум 23 кг - слабое удовольствие. Тем более, что при такой массе, при задевании или неаккуратном опускании, есть риск помять алюминиевый корпус ячеек.
...

Я смотрел видео. "Книжка с листочками". Листочки - пластины анода, катода и разделительные. Если от разделительной электроды отошли (пузырь), то тока там не будет, бо электролитом пропитаны как раз разделительные "листочки". Потому и сжимают "книжку" поперёк плоскости "листочков". Вы можете не сжимать, наверное, Вам не надо. :)
Кстати, на одном из видео мужик сжатием восстановил эффективную ёмкость раздутого лифера с нуля до 80%. Для справки.
Что касается "задеть', то в моём случае удар воспримет фанера, а не алюминиевый корпус. Ну и 27-килограммовую "хонду" я как-то таскаю на каждый выход, не надорвался. А тут - пару раз за сезон.

Сообщение отредактировал lesele: 11 марта 2024 - 13:35

  • 0

#3087 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 002 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 11 марта 2024 - 13:45

Я смотрел видео. "Книжка с листочками". Листочки - пластины анода, катода и разделительные. Если от разделительной электроды отошли (пузырь), то тока там не будет, бо электролитом пропитаны как раз разделительные "листочки". Потому и сжимают "книжку" поперёк плоскости "листочков". Вы можете не сжимать, наверное, Вам не надо. :)
Кстати, на одном из видео мужик сжатием восстановил эффективную ёмкость раздутого лифера с нуля до 80%. Для справки.
Что касается "задеть', то в моём случае удар воспримет фанера, а не алюминиевый корпус. Ну и 27-килограммовую "хонду" я как-то таскаю на каждый выход, не надорвался. А тут - пару раз за сезон.

У меня уже 5 лет лифер несжатый. Не изменил свои геометрические параметры. Если он исправный, его не раздувает. Если его начинает раздувать - значит он не исправен, его нужно менять. Если он не сжат - его раздует, но он продолжит работать. А если он сжат фанерой, а давление растет, то клапан предохранительный сорвет - аккум на выброс. 

Здоровье - это хорошо! 


  • 1

#3088 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 11 марта 2024 - 14:09

Кстати, на одном из видео мужик сжатием восстановил эффективную ёмкость раздутого лифера с нуля до 80%. 

Врёт, конечно. Сами подумайте, откуда взялось расслоение электродов и сепаратора, без сообщения с атмосферой. А это газ из компонентов электролита. Реакция в принципе необратимая.


  • 2

#3089 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 406 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 11 марта 2024 - 17:59

Врёт, конечно. Сами подумайте, откуда взялось расслоение электродов и сепаратора, без сообщения с атмосферой. А это газ из компонентов электролита. Реакция в принципе необратимая.

Ну, он не на словах, а с видео, что было, как делал и что стало. Можно, конечно, смонтировать, но ему-то зачем? Он ничего не продаёт. :)
А что, вот сразу весь электролит испаряется? ЧуднО! :)
  • 0

#3090 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 11 марта 2024 - 18:54

Ну, он не на словах, а с видео, что было, как делал и что стало. Можно, конечно, смонтировать, но ему-то зачем? Он ничего не продаёт. :)
А что, вот сразу весь электролит испаряется? ЧуднО! :)

Возможно что-то и случилось, на некоторое время. Он же этого объяснить не сможет) А по-взрослому ячейки светят рентгеном, чтобы механизмы понять. Погуглите pouch cell swelling - там много чего описано.

Про газ, в том числе. Например здесь.


  • 0

#3091 foboss

foboss

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 072 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Scanmar 33
  • Название: Eliza

Отправлено 11 марта 2024 - 21:03

У меня уже 5 лет лифер несжатый. Не изменил свои геометрические параметры. Если он исправный, его не раздувает. Если его начинает раздувать - значит он не исправен, его нужно менять.

Для статистики столько за 5 лет циклов заряда-разряда было?

 

В интернете много копий сломано по поводу необходимости\отсутствия сжатия. Насколько я понял это (сжатие) - рекомендация производителя.

Я думаю что если не перезаряжать систематически ячейки действительно ничего плохого не случиться и без дополнительного сжатия.

Мне показался удобным решение с фанерками и с точки зрения крепления батареи. У меня к фанерки прикручены уголками к днищу рундука посредством резьбовых заклепок.

 

Кстати у кого как крепиться? Мне от шведа достался ремень, который обхватывал сверху 3 батареи. Мне не понравилось, думаю крепление не выдержало бы оверкиль.

За свое теперешнее крепление я уверен!


Сообщение отредактировал foboss: 11 марта 2024 - 21:04

  • 0

#3092 Andrey_kr

Andrey_kr

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 626 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Mamba 29
  • Название: An Li

Отправлено 11 марта 2024 - 21:13

Вы смотрели видео, из чего состоят наши ячейки? Они набраны из герметичных пакетов. Там нет отдельных пластин.

Они весят 21 кг без дополнительных конструкций. Еще 2 кг - шпильки, фанера. Носить аккум 23 кг - слабое удовольствие. Тем более, что при такой массе, при задевании или неаккуратном опускании, есть риск помять алюминиевый корпус ячеек.

Если у вас двигатель 18 л.с., то генератор скорее всего на 60-80А. У меня был Ветус 14 л.с. - 60А генератор. Ток 30А для него - нормальный.

У янмара стандартный генератор 35А.
  • 0

#3093 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 406 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 11 марта 2024 - 21:55

Возможно что-то и случилось, на некоторое время. Он же этого объяснить не сможет) А по-взрослому ячейки светят рентгеном, чтобы механизмы понять. Погуглите pouch cell swelling - там много чего описано.

Про газ, в том числе. Например здесь.

https://ya.ru/video/...372497834073509

Всё на пальцах. Смотрите, да обрящите. :)


Сообщение отредактировал lesele: 11 марта 2024 - 21:57

  • 0

#3094 Олег_К

Олег_К

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 589 сообщений
  • Из:Мск

Отправлено 11 марта 2024 - 22:05

https://ya.ru/video/...372497834073509

Всё на пальцах. Смотрите, да обрящите. :)

Неа, нечего там обрящивать) Ибо трщ не ведает, а читатели альманаха Energie равно как и хабов Science Direct / MDPI давно фкурске, что 80% от начальной емкости = один из критериев End-Of-Life (EOL) литиевого аккумулятора. (преимущественно из-за деградации химии)


  • 0

#3095 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 002 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 11 марта 2024 - 22:09

Для статистики столько за 5 лет циклов заряда-разряда было?

 

В интернете много копий сломано по поводу необходимости\отсутствия сжатия. Насколько я понял это (сжатие) - рекомендация производителя.

Я думаю что если не перезаряжать систематически ячейки действительно ничего плохого не случиться и без дополнительного сжатия.

Мне показался удобным решение с фанерками и с точки зрения крепления батареи. У меня к фанерки прикручены уголками к днищу рундука посредством резьбовых заклепок.

 

Кстати у кого как крепиться? Мне от шведа достался ремень, который обхватывал сверху 3 батареи. Мне не понравилось, думаю крепление не выдержало бы оверкиль.

За свое теперешнее крепление я уверен!

У меня же БМС не было. Поэтому никакой статистики нет. Сейчас начну вести.

Насчет оверкиля. Обычно провода у аккумуляторов толстые, клеммы мощные. Поэтому аккумам провода не дадут вылететь даже при оверкиле. Обсуждать оверкиль килевой яхты весьма странно, конечно. 


  • 2

#3096 foboss

foboss

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 072 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Scanmar 33
  • Название: Eliza

Отправлено 11 марта 2024 - 22:12

Обсуждать оверкиль килевой яхты весьма странно, конечно. 

Ну слегка погорячился... :D

Старые ремни правда были ни о чем, пластиковое крепление и пластиковая пряжка...


  • 0

#3097 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 406 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 11 марта 2024 - 22:32

Ну слегка погорячился... :D

Старые ремни правда были ни о чем, пластиковое крепление и пластиковая пряжка...

У меня сейчас аккумулятор задвигается в планки "ласточкин хвост" и фиксируется стопором на винтах. Оверкиля не было, но на 95 градусов клало мачтой на воду (ураган). Ничего никуда не вылетело. Нормальное автомобильное крепление (я не отношусь к автолюбителям, у которых аккумулятор просто стоит на поддоне).

Эту фанерную конструкцию - на защёлки к переборке. 14 кило как-нибудь не оторвутся.


  • 1

#3098 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 10 002 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 12 марта 2024 - 09:56

Коллеги, попробуйте сдвинуть с места аккумулятор, подключенный проводами 50 мм2. Вряд ли вам удастся. Хоть на яхте, хоть на авто.


  • 0

#3099 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 406 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 12 марта 2024 - 11:18

Коллеги, попробуйте сдвинуть с места аккумулятор, подключенный проводами 50 мм2. Вряд ли вам удастся. Хоть на яхте, хоть на авто.

Если провода многожильные, типа КГ, то - легко. А если монолитные - контакты оторвёт. Впрочем, при моих 187 и 104 кг на силу не жалуюсь. :)
  • 1

#3100 SETO

SETO

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 21 сообщений
  • Из:SPb
  • Судно: Bella 8001

Отправлено 12 марта 2024 - 19:42

приветствую всех!

A кто-то использует такой dc/dc конвертер со встроенным солнечный MPPT контроллерom?

теоретические идея  не плохa вроде...

Прикрепленные изображения

  • tyu.png

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей