Хочется разобраться как работает эта система на практике, что тендер даёт в теории понятно, а вот на практике. Как влияет разнос, как влияет углы и т.д.
Для простоты - понимания в ЭТОЙ ТЕМЕ прошу применять терминологию предложенную ув. MKd, далее и для себя как хотите
Так система-то одна))
Есть стаксель - он всегда ближе к мачте и в пределах корпуса, ну либо он вообще один.
Раньше были кливера - относительно небольшие паруса (с большим технически не управится без лебедок и убирать его вручную на бушприте затруднительно, это не с палубы работать), без всякой механизации и потому это "небольшой клочек". Ну и поскольку парус дополнительный, а на баке уже место занято стакселем - кроме как на бушприте нести его негде. На небольших судах паруса небольшие и их немного, редко больше двух носовых - вот и выходит, что один стаксель (ближайший к мачте, в пределах палубы) а второй - кливер (следующий, на бушприте).
Далее, с развитием механизации и появлением шкотовых лебедок, сделали один большой стаксель, который при необходимости меняли на меньший. У большого была длинная нижняя шкаторина и назывался он генуэзский (уж не знаю почему), потом укоротилось просто до генуи. И в место дух небольших носовых парусов стали нести один большой - удобнее, мачте одного штага достаточно, а ставить леер на баке - так он будет мешать генуе, проще геную махнуть.
Когда механизация развилась еще больше и появились закрутки - менять стакселя разного размера стало некомильфо, захотелось сразу и большой и маленький сделать на закрутках. Но тогда пришлось делать два штага и их разносить на баке. Т.е. опять вернулись к схеме с двумя носовыми парусами, НО! теперь уже разного размера. Более того, обратите внимание: поскольку геную большая и усилие от неё большое, то бушприт под неё должен быть достаточно мощным, часто даже делают не бушприт как таковой а гипертрофированный релинг с площадкой (как на последнем фото).
Шкотовый угол кливера - там высокого его задирать приходится не сколько что бы воду не черпал на кренах (это вообще на всех парусах под свежую погоду делают, и на рифах грота в том числе, чем штормовее парус - тем выше угол), сколько из-за проводки шкотов: шкоты же в кокпит выходят, и кипы стоят далеко в корму от вант. ПРи этом шкот к стакселю должен приходить по определенным углом, что бы синхронно натягивать и нижнюю и заднюю шкаторины. А генуи нижняя длинная, и угол далеко за ванты и заходит, к самой кипе. А у кливера - шкот длинный, угол далеко от кипы, вот и приходится задирать что бы нормально шкот работал. Т.е. это чисто геометрически так получается.
Вариант одновременно нести кливер + стаксель красив, однако два комплекта веревок с которыми на повороте нужно работать одновременно. Так же две лебедки. При этом кливер наверно можно с делать на закрутке, но на картинках выше этого нет - а как его убирать на бушприте? Либо делать без штага совсем, со свободной передней шкаториной - собсно так на картинках и сделано похоже.
На крейсерах удобнее нести либо одну геную либо один стаксель - повороты делать проще, с одной парой шкотов работать. А при наличии закрутки генуя и убирается легко. Правда, закрученная она в штом создает заметное сопротивление - но крейсера и достаточно мореходны обычно, и штормов избегают. В этом плане кливер со свободной передней шкаториной - убрал целиком в форпик, и ничего в шторм не болтается на ветру, но убирать сложнее чем закрутить.
Так же геную хоть и одну нести нормально, без стакселя - но при поворотах она будет терется об скрученный стаксель (или его штаг). Впрочем многие кливера - тоже))